Выступление «Формирование лидерских качеств в процессе посещения занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе клуба «Лидер»
Формирование лидерских качеств в процессе посещения занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе клуба "Лидер"
Автор: педагог дополнительного образования
МКУ Аннинского ЦДО «РИТМ»
Власова Елена Васильевна
(титульный слайд)
Уважаемые коллеги! Позвольте представить вам дополнительную образовательную программу клуба «Лидер» социально-педагогической направленности, рассчитанную на возрастную категорию подростков среднего школьного возраста, по которой я работаю 6 лет.
(слайд возраст, срок реализации, дата разработки, сроки пересмотра)
Программа способствует развитию мотивации подростков к активной творческой и организаторской деятельности, развитию их индивидуальности, коммуникативных способностей и личностной культуры.
(слайд задачи)
Ведущая идея программы - оказание влияния на развитие личности подростка, способного к самоопределению и самовыражению, через включение его в разнообразную содержательную и коллективную деятельность. В процессе реализации программы обучающиеся увлечены одной общей идеей, дающей результат – создание общего социально значимого дела.
(слайд фотографии +«Лидерами не рождаются – лидерами становятся»)
Программа «Лидер» педагогически целесообразна, потому что помогает всем участникам образовательного процесса избежать дискриминации в отношении детей с непростыми индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, увеличивает шансы каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности, дает обучающимся знания и умения, необходимые для самоутверждения, самореализации, саморазвития.
(слайд «направления-ступени»- схема)
«Лидеры-открыватели», «Лидеры-конструкторы», «Лидеры-организаторы»- таким образом, я назвала ступени изучения учебного материала, которые и определяют основные виды деятельности обучающихся. В рамках деятельности по направлениям программы обучающиеся получают:
- азы лидерского мастерства;
- учатся выявлять проблемы и разрабатывать коллективные дела;
- реализуют полученные знания в детских объединениях;
- проводят мастер классы, выступают инициаторами социально-значимых дел;
- являются активными участниками мероприятий муниципального уровня (конференций, конкурсов).
Данные ступени позволяют подросткам постепенно сформировать самооценку, проявлять себя, наиболее полно реализовать свои способности в коллективе.
(слайд направление «Лидеры – открыватели» темы из учебного плана)
Ступень «Лидеры – открыватели» первого года обучения включает в себя разделы « Установление контакта и сплочение коллектива» и
«Лидер во всех аспектах». В практической деятельности происходит установление принципов работы в коллективе, создание благоприятной групповой атмосферы; дисциплинирование, активизация каждого члена объединения, снятие напряженности, создание определенного эмоционального настроения.Вырабатываются умения слышать и слушать,умения владеть собой.
(слайд фотографии+мысль)
Создаётся групповое мнение, предоставляется возможность всем участникам высказаться по тем или иным темам, преодолевая барьер в общении.
Переходя ко второму году обучения, я обращаю ваше внимание на то, чтосодержание уже знакомых нам разделов усложняется, расширяется и углубляется, появляются новые разделы – «Коммуникативные качества», «Самооценка», «Саморазвитие», «Я - гражданин Воронежского края».
(слайд направление «Лидеры-конструкторы» - темы)
Деятельность обучающихся на ступени программы «Лидеры-конструкторы» способствует формированию у детей умение выявлять проблемы и разрабатывать коллективные дела, реализовывать полученные знания в совместной деятельности. Процесс обучения с каждым годом приобретает более творческий, креативный характер.
(слайд –фото+1 год формы, 2 год формы)
В первый год обучения не предполагается выдачи обучающимся сложных многоэтапных заданий для самостоятельной деятельности, «процесс конструирования» происходит с моим непосредственным участием.
На втором году обучения дети становятся соавторами в организации различных дел, игр, мероприятий.
(слайд тема и название урока)
Заботясь о социальной адаптации, здоровье и здоровом образе жизни, безболезненном вхождении моих учеников в мир взрослых отношений, на занятиях я затрагиваю такие темы, как ««Здоровый образ жизни», «Кто я?», «Умей сказать – нет», «Трудная ситуация», «Вредные привычки».
(слайд – темы ступени)
Китайская мудрость: «Скажи мне, я забуду; покажи мне, я запомню; позволь мне сделать, и я пойму» - как нельзя лучше характеризует деятельность детей на ступени «Лидеры-организаторы».
На этом этапе практическая деятельность направлена не только на формирование и развитие дисциплинированности, инициативности, ответственности, толерантности, умения общаться, аргументировать свою точку зрения, но и научастие в организации массовых мероприятий, встреч с интересными людьми, мастер классов, акций. Теоретическая подготовка имеет место в области организаторскихи игровых технологий, проектной деятельности.
Разумное сочетание теории и практики в образовательном процессе способствует приобретению опыта самостоятельного социального действия обучающихся.
(слайд лидеры в разных делах с подписями)
Выпускников клуба «Лидер» я называю «коллегами». Они полноправные участники процесса планирования, организации и проведения многих интересных дел в учреждении и районе. Одним из наиболее значимых и любимых для них дел стал профильный туристско-краеведческий лагерь «Истоки». Они очень гордятся тем, что могут поделиться своими знаниями и умениями с участниками смены, быть полезными своим сверстникам и педагогам.
(слайд модель выпускника)
Оценка успешности реализации возможностей, умений и навыков происходит в процессе коллективного планирования и подведения итогов уже проведённых дел, мероприятий, тестирования и анкетирования, эстафет знаний и умений. Непосредственное применение полученного опыта в проведении районных массовых мероприятий, организации досуга обучающихся дома детского творчества, проведении утренников, игротек, дискотек, проектирования и подготовки деловых игр способствует формированию адекватной положительной самооценке.
Среди ожидаемых эффектов реализации образовательной программы следует отметить повышение уровня мотивации к творческой деятельности, проявление потребности в самовыражении и в решении своих проблем с помощью речи, желание в общение друг с другом, понимание и уважение прав и достоинств других детей, умение доводить начатое дело до конца, активное развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.
(слайд виды литературы)
Список литературы, который я использовала для разработки программы, довольно многообразен. Я бы подразделила его на три блока: общепедагогический, профилактический и специальный.
(заключительный слайд динамика)
В заключение своего выступления я хочу сказать, что программа «Лидер» не является завершенной и статичной, она остаётся открытой для новых идей и изменений, исходя из индивидуальных потребностей и способностей группы и каждого отдельного ребенка, пожеланий родителей и детей.
Спасибо за внимание!