Треннинг уверенного поведения для учащихся
Тренинг уверенного поведения
Цель: выработать навыки уверенного поведения.
Задачи:
анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;
отработка навыков уверенного поведения.
Организация пространства: тренинговый зал, стулья по периметру.
Оборудование: бумага, ручки.
Тренинг рассчитан на 2 урока.
Информационная часть.
Важно научиться адекватно оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность или неуверенность в себе. Можно утверждать, что неуверенное поведение вредит человеку, приводит к тому, что неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого человека. Уверенное же поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью.
Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется «на равных», вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.
Существует целый ряд характеристик уверенного поведения:
Эмоциональность речи, открытость в выражении чувств.
Прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих.
Использование местоимения «Я», отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками.
Принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств.
Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.
Практическая часть.
Три имени
Цель упражнения: развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Хвастовство
Цель упражнения: создание условий и формирование навыков самораскрытия, совершенствование навыков группового выступления.
Участники садятся в большой круг и получают задание (время для подготовки 2-3 минуты). Каждый должен похвастаться перед группой каким-либо своим качеством, умением, способностью, рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит и ценит в себе.
Всеобщее внимание
Цель упражнения: развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники. Обсуждение итогов: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств.
Зажим
Цель упражнения: снятие психофизиологических «зажимов» и формирование приемов релаксации состояния.
Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, "зажим". Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться.
Чужая роль
Цель упражнения: повышение культуры оценочных высказываний, проверка коммуникативных навыков в психологически сложной ситуации.
Первое задание: «Представьте себе, что ваш класс должен сыграть на сцене драматическую пьесу. В ней довольно свободный сюжет, рассчитанный на импровизацию актёров, но роли определены чётко. Сейчас каждый из вас побудет в роли режиссёра: сначала из предложенных ролей выберите себе роль, а потом решите и запишите, кто из присутствующих какую роль в состоянии сыграть на сцене (режиссёр оглашает вслух, остальные записывают свою роль).
Художественный фильм-детектив «Казино». Список ролей:
- владелец;
- управляющий;
- бармен;
- бухгалтер;
- повар;
- официанты;
- певец/певица;
- танцовщица;
- крупье;
- охранник;
- швейцар;
- карточный шулер;
- карманный вор;
- удачливый игрок;
- неудачливый игрок.
Второе задание: из позиции какая из ролей выпадает каждому из вас чаще всего – распределяются роли.
А теперь предлагается сыграть в фильме «Казино» в соответствии с теми ролями, которые определились большинством голосов.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете – почему вас видят в этих ролях?
Не похожа ли чем-то ваша сегодняшняя роль на сцене на вас в жизни? Чем?
Интересно ли вам было бы попасть в такую же ситуацию на самом деле? В этой же роли? Вы вели себя так же?
Что не удалось сегодня?
Придумайте другие варианты сюжета этой же игры
Поведение итогов.
В конце тренинга подводится общий итог работы. Идет обсуждение трех основных вопросов:
Что понравилось или не понравилось в ходе тренинга?
Что мне удалось или не удалось достичь в ходе тренинга?
Над чем еще необходимо работать?