Тренинг для подростков по коррекции девиантного поведения «Умение общаться» (6–8 классы)
МБОУ "Средняя школа №5 п.Ключи-1" Камчатский край
Тренинг для подростков по коррекции девиантного поведения "УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ"
2018-2019 у.г.
|
Актуальность:
Что такое "Девиантное поведение?" Согласно психологическому словарю — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.
Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.
Причины девиантного поведения подростков разнообразны, иногда они связаны с отсутствием надзора, отсутствием внимания со стороны родственников, беспокойством и страхом за наказание, стремлением избавиться от заботы воспитателей и родителяей , в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге к изменению скучной среды.
Девиантное поведение не может является следствием одной причины. У каждой группы подростков есть свои мотивы, которые побуждают их действовать в оппозиции к общественным фондам.
В настоящее время возросло число детей считающих, достижение материальных благ -главнейшей целью в жизни. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, при этом затрачивать меньше собственных усилий.
Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации, а главным помошником становится "тренинг".
И помните! В тренинге менять можно (и нужно) практически все, от сценария, до общей атмосферы. Идите за участниками, работайте на них, а не на задуманный вами проект!
Цель: развитие подростка как личности, раскрытие его положительных способностей, усвоение определенного жизненными и общественными потребностями объема знаний о личности, взаимопонимании.
Задачи:
- развивающие:
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие различных сторон общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции;
- коррекционные:
- Обучать прием волевой саморегуляции;
- Коррекция и развитие личностных качеств эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки;
- Снятие психоэмоционального напряжения.
- воспитательные:
- Воспитывать внимательное отношение к сверстникам;
- Воспитывать вежливое отношение к людям.
Форма занятия: групповое.
Возрастная группа: 13-15 лет
Продолжительность занятия:40мин.
Тема занятия: Поговорим о дружбе и друзьях.
Место проведения:кабинет психолога.
План-конспект тренингового занятия.
Этап время |
Этапы собрания |
Методы (упражнения, психотехники) |
Средства |
Вопросы для обсуждения |
1. Подготовительный этап |
Составление сценария занятия, подготовка оборудования, кабинета. |
|||
2. Организационный этап (2-4 мин.) |
-Здравствуйте! Рада вас видеть. |
Словесный инструктаж. |
Наглядные - презентация. |
-Правила работы в закрытой группе. |
3. Мотивация (8-10 мин.) |
Упражнение "Презентация" Ребята, попробуйте в одной-двух фразах, помогая себе жестами и мимикой, представить себя группе: каким человеком вы себя чувствуете и как бы вы хотели, что бы вас воспринимали? |
Словесно- наглядные |
Наглядные |
-Чье представление вам показалось более ярким и запоминающимся? -Какое представление стало для вас самым оригинальным и неожиданным? -Что вызвало трудности? |
Вот мы все представились., а сейчас я попрошу вас встать в круг и рассчитаться на "первый-второй" Все первые номера приобретают статус иностранных гостей, вторые номера- дипломатические работники. Внимательно выслушайте задание: Вы встречаете в аэропорту иностранного гостя из дружественной страны. В течении пяти минут необходимо сделать так, что бы ваш гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы. Время пошло. Упражнение "Дипломатический прием" |
Прием "мягкого вхождения в контакт с группой" |
-Кто из иностранных гостей почувствовал к себе искреннее тепло и внимание? -О чем вы говорили? -В разговоре вам было свободно, или вы были смущены? |
||
3. Основной этап (40-60 мин) 10-15 мин 5-10 мин 2-3 мин. 7-10 мин |
Посмотрите пожалуйста на слайд, здесь зашифрована фраза, вам нужно расшифровать ее. Она станет девизом нашей сегодняшней встречи. Приложение№1 |
Упражнение на формирование устойчивости и концентрации внимания. |
Наглядные- Интерактивный плакат |
-Как вы понимаете высказывание "Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом" ? (Дж. Леббок 1834–1913,англ. естествоиспытатель и литератор.) |
Ребята, несколько слов мне хочется сказать о том возрастном этапе, в котором вы находитесь, " подростковый возраст".[4] План: 1. Особенности подросткового возраста 2. Ведущий вид деятельности. 3 Понятие личностный кризис. 4.Общение в жизни подростка. |
Информирование. |
Наглядные - презентация. |
-У вас есть вопросы? -С чем вы согласны или не согласны? |
|
Упражнение «Что я выиграю / что я потеряю» Ребята, сейчас вам необходимо ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа записываются на отдельных листах. Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения на усмотрение ведущего, например, «кража мобильного телефона», «хулиганство в общественном транспорте», «избиение одноклассника» и др. .[3] |
Мозговой штурм |
Иллюстрация, словесное сопровождение. |
- Если правонарушение совершается, какие последствия это влечет для совершившего правонарушение? |
|
Физ.минутка |
Здоровьесберегающие технологии |
Словесное сопровождение |
-Какие ощущения у вас вызвали эти упражнения? -Вам понравилось? |
|
Упражнение «10-Я» Ребята, мы с вами переходим к следующему заданию. На листе, лежащем перед вами нужно выписать Ваши сильные стороны. Вывод: Зная и принимая свои сильные стороны, человек всегда знает верный курс, не собьется в сложной и конфликтной ситуации, найдет поддержку внутри себя. |
Упражнение на развитие социального и эмоционального интеллекта, самопринятия. |
- |
-Трудно ли вам было выполнить упражнение? -Сделали ли вы для себя какое-нибудь открытие? -Какие чувства вы испытали выполняя упражнение? |
|
4. Рефлексия (3-5 мин.) |
Осмысление и закрепление. |
Прием "позитивного завершения" |
Словесные: беседа |
-Узнали ли вы на сегодняшнем занятии что-то новое? -Может ли полученная вами сегодня информация повлиять на ваши дальнейшие поступки? -Что понравилось? -Какой вывод вы сделали из сегодняшнего занятия? |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Список литературы:
1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога:учебно-методическое пособие.-М.: "Ось-89",2002.-224с.
2. Психологические игры [Электронный ресурс] – URL: http://mirrosta.ru/uprazhneniya dlyatreningov.html
3. Программа профилактического тренинга для подростков «СТУПЕНИ». Руководство для тренера/Под ред. Р.В.Йорика и А.В.Шаболтас – СПб.: Врачи детям, 2009. – 92 с.
4. Интернет ресурсы: сайт studfiles; https://studfiles.net/preview/5997103/page:11/