12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ЕЛЕНА КОВАЛЕВА (Литвинова)31
Новосибирская обл.

7


СЛАЙД 1.

«ТРЕТИЙ ГЛАЗ - УЧИТЕ ВИДЕТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАПИСАНО».

Человек работает с информацией на протяжении всей жизни. Однако довольно часто можно встретить ребёнка, а порой даже взрослого, не умеющего работать с книгой, понимать прочитанное, не желающего искать дополнительную информацию.

Умение работать с текстом отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте как универсальное учебное действие, необходимое ребёнку в любых ситуациях.

Информация бывает явной и понятной с первого взгляда и первого прочтения, а бывает скрытой.

Проблемы, связанные с чтением и восприятием информации в нашей стране осознается на всех уровнях

СЛАЙД 2.

Стратегия развития воспитания в РФ предполагает:

- использование чтения для познания мира и формирования личности;

- создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком.

В ходе своего мастер-класса я хочу показать приемы, которые можно использовать на любом предмете, для детей любого возраста для того, чтобы восприятие информации стало более осознанным, а сама работа, с таким текстом была более понятной, творческой и полезной нашим детям.

СЛАЙД 3

Тема моего мастер-класса: «Третий глаз - учите видеть больше, чем написано».

СЛАЙД 4

- Коллеги, скажите, что вы видите на слайде?

-Что такое марка? Дайте определение.

ОТВЕТ:

1. это особый знак, который служит подтверждением факта оплаты почтовой услуги и имеет свою номинальную стоимость,

2. Небольшая бумажка, которая наклеивается на конверт, чтобы письмо дошло до адресата.

Т. е. марка это знак почтовой оплаты, которая используется для того, чтобы оплатить различные почтовые услуги.

Но ещё марка кроме этого это пример очень спрессованной информации, сильно сжатого визуального текста.

СЛАЙД 5

Посмотрите на марки. Скажите, какая информация в них заложена явно?

ОТВЕТ: (НОМИНАЛ, СТРАНА).


-На этих марках есть год издания?

ОТВЕТ: НЕТ.

-По каким признакам мы можем назвать год издания этих марок? Назовите эти признаки.

-Смотрим, во-первых. Название страны написано по правилам дореволюционной орфографии, используется буква i и картинка. Эта первые сюжетные марки, изданные в РСФСР.

Уже потому что мы все помним:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.


Вот это изображение руки с мячом, разрубающей цепь, оковы это всё относится к тому промежутку времени. Мы можем догадаться о годе издания 17, 18, т. е. получается что марка, кроме того, что это знак почтовой оплаты, это ещё такой составной знак, содержащий скрытую и явную информацию.

Этот литературный жанр можно назвать самым современным и популярным. Запутанные сюжеты, расследования, загадочные происшествия, обстоятельства которых неизвестны, поиск истины, улик, преступников.

Произведения этого жанра состоят из переплетения скрытой и явной информации, при анализе которой все тайное становится явным? О каком жанре идёт речь?

ОТВЕТ: ДЕТЕКТИВ.

СЛАЙД 6.

Почти 130 лет назад на свет появился Шерлок Холмс. До сих пор он считается примером человека, который умеет считывать скрытую информацию. Стать на него похожим мечтают все любители хитроумных головоломок.

Своей группе я сейчас предлагаю тоже попробовать себя в роли сыщиков. Перед вами на столах лежат марки для анализа. Вам нужно попытаться извлечь из них всю скрытую и явную информацию. Когда дети получают подобные задания на уроках, у них есть Интернет, словари, а у вас есть лупы, наблюдательность и небольшой опыт, полученный над анализом марки.

Я: А пока коллеги исследуют марку, я предлагаю залу решить коротенькую детективную задачу.

СЛАЙД 7.

СЛУШАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО.

ШЕРЛОК Холмс сидел на берегу океана перед домом филателиста Мёрфи и внимательно разглядывал следы чайки, которые вели к воде и обрывались у её кромки.

- Чайка взлетела полчаса назад, - сказал Холмс, - иначе бы её следы смыл прилив.

СЛАЙД 8

- Я вызвал вас совсем не для того, чтобы вы мне рассказывали про чайку, а для того, чтобы вы помогли мне успокоить господина Дековея, когда он приедет - воскликнул Мэрфи.

это понял. Также вы сказали, что у вас были две редкие сохранившиеся до наших дней марки выпуска 1857 года.

СЛАЙД 9.

- Да. Обе марки лежали у меня на столе. Стол стоял рядом с окном, которое выходило в океан. Внезапно порыв ветра раскрыл окно, и марка улетела прямо туда. Вторую марку мне удалось спасти. В этот день был очень сильный ветер к океану.

- Но, сейчас нет ни ветерка?

- Да ветер утих полчаса назад точно тогда, когда я Вам позвонил.

- Таким образом, Вы мне хотите сказать, что я должен подтвердить ваш рассказ покупателю, но я этого не сделаю, потому что пропавшая марка, до сих пор находится у вас.

СЛАЙД 10

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ: Как Холмс догадался, что пропавшая марка находится до сих пор у мистера Мёрфи?

ДОСКА. ОБЪЯСНЕНИЕ.

-Какая явная информация, заложена в нашем тексте (это берег океана, 30 минут, следы к воде, 2 редкие марки).





ПОДСКАЗКИ ЗАЛУ:

-Где Холмс наблюдал за полётом чайки? (БЕРЕГ ОКЕАНА).

-В какое время взлетела чайка, улетела в окно марка? (30 МИНУТ).

-Куда вели следы чайки? (СЛЕДЫ К ВОДЕ).

-Сколько марок лежало на столе? (2 марки)

СКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ В ТЕКСТЕ.

ПОДСКАЗКИ ЗАЛУ:

Чайки взлетают против ветра или по ветру? ЧАЙКИ ВЗЛЕТАЮТ ПРОТИВ ВЕТРА.

Что нам известно о времени взлёта чайки, о времени, когда улетела марка в окно?

Время одинаковое или нет? (ВРЕМЯ ВЗЛЁТА ЧАЙКИ, ВРЕМЯ ПОЛЁТА МАРКИ В ОКЕАН СОВ - Т).

Как дует ветер с океана на сушу или наоборот? (ВЕТЕР ДУЕТ С ОКЕАНА НА СУШУ, А НЕ НАОБОРОТ).

Вдумчивые читатели знают, что чайки взлетают против ветра, при этом время взлёта чайки и время, когда улетела марка они совпадают судя по тому что говорится в тексте, т. е. есть явная информация, есть скрытая информация о которой мы можем догадаться по контексту и мы может сделать вывод, что марка не улетела. (ВЕТЕР ДУЕТ С ОКЕАНА НА СУШУ, А НЕ НАОБОРОТ).

СЛАЙД 11.

ЯВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА МАРКАХ.

ГРУППА: Явная информация на марках (год создания марки, страна в которой создана марка, номинал, фонт, который способствовал издательству этой марки).

СКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ НА МАРКАХ.

ГРУППА: Нарисован заяц, доктор (направление марки, эмблема фонда изображает одного родителя, может в поддержку одиноких отцов или матерей).

СЛАЙД 12.

Эта была почтовая благотворительная серия советского детского благотворительного фонда. Фонд существует до сих пор. Этот фонд занимается тем, что помогает детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Марки были сделаны на основании детских рисунков. Две копейки шли как пожертвования этому фонду, таким образом, мы видим, что марка это не только знак почтовой оплаты, и не только дополнительная информация, но с её помощью решается много различных дополнительных задач, как благотворительность.

В последнее время их используют участники посткроссинга.

КТО В ЗАЛЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ ПОСТКРОССИНГ?

СЛАЙД 13.

Это удивительный проект, с помощью которого люди из разных стран обмениваются открытками, марками, общаются друг с другом, практикуют языки.  Этому проекту уже более 5 лет. Последнее время участники этого проекта стали в свои открытки вкладывать скрытую и явную информацию.

Вот пример такой открытки.

СЛАЙД 14

Прочтите.

Дорогой Джон!

Наконец –то моя мечта посетить страну, о которой я столько читал и слышал воплотилась. Мне удалось увидеть мемориал, посвященный основателю столицы этой страны, посетить Третьяковскую галерею и увидеть картины моего любимого художника. Я также попал на матч. Это было потрясающе! Надеюсь, мы с тобой скоро увидимся!

Эта явная информация, которая содержится в открытке.

Какая скрытая информация есть тоже здесь, но зашифрованная с помощью марок.

ОТВЕТ ГРУППЫ ИЛИ ЗАЛА.

ОТВЕТ: праздник, с которым поздравляют - Новый год, ходил на хоккей, любимый художник - Айвазовский, город в котором был это Москва).

Мои дети, которых я учу, когда узнали, что я принимаю участие в конкурсе «Учитель Года» решили сделать открытку. Эта открытка для победителя конкурса.

Вот что получилось.

СЛАЙД 15.

Ребята вложили туда явную информацию.

Я хочу предложить своим коллегам дополнить эту открытку скрытой информацией при помощи марок, которые у вас имеются. Отберите нужные марки и наклейте их. Объясните, почему вы выбрали именно эти марки.

Тайны любого текста можно понять, если уметь с ним разговаривать, вести диалог. Попробуем это сделать на примере рассказа Эдгара По.

СЛАЙД 16

ЧИТАЮ. В шесть часов вечера меня стало клонить ко сну.

У любого вдумчивого читателя возникает вопрос: «Почему так рано?».

Какие есть версии?

Мы понимаем, что причина была. Одновременно мы можем предположить, что он будет делать дальше?

ЧТО ОН СДЕЛАЕТ ДАЛЬШЕ?

ОТВЕТЫ ЗРИТЕЛЕЙ Он может лечь спать или будет бороться со сном

ЧИТАЮ: И я решил было улечься.

решил было, значит, не улёгся, что ему помешало?

К ЗРИТЕЛЯМ ВЫСЛУШИВАЮ ОТВЕТЫ: какие-то обстоятельства, кто-то пришёл….

ЧИТАЮ… но меня остановило одно обстоятельство, т. е. мы, верно предположили, что было какое-то обстоятельство.

- Как вы думаете, это обстоятельство важное или нет?

ОТВЕТ: ВАЖНОЕ.

- ПОЧЕМУ? НЕ МОГ ЛЕЧЬ СПАТЬ.

-ЧИТАЮ… Хотя должен был предвидеть его заранее. Если я засну, то кто же будет накачивать воздух в камеру?

-Возникает новый вопрос. Обстоятельства проясняются, нужно накачивать воздух в камеру, но что это может быть за камера?

-Какая камера? (воздушный шар, на велосипеде камера может быть), т. е. нам не понятно с вами из контекста что там дальше.

ЧИТАЮ: дышать в ней было можно самое большее час; если продлить этот срок даже на четверть часа, последствия могли быть самые губительные».

- Мы с вами понимаем, что это не велосипедная камера, а жизненно необходимая камера.

Я: Что будет после вы можете узнать, прочитав рассказ Эдгара По «Необыкновенное приключения некоего Ганса Пфааля».

- На самом деле включая короткие сюжеты в свою работу на любом художественном, научном тексте можно добиться удивительных результатов. Дети, во-первых учатся очень внимательно читать текст, вдумчиво, и даже увлекаются чтением, что в общем то является нашей конечной целью.

- Коллеги готовы.

Кто готов рассказывают, какую информацию заложили в открытку.

Попросим жюри передать нашу открытку победителю конкурса.

ОБЪЯСНЕНИЕ ГРУППЫ.


СЛАЙД 17.

Вернемся к теме моего мастер-класса «ТРЕТИЙ ГЛАЗ - УЧИТЕ ВИДЕТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НАПИСАНО».

Двумя глазами мы пользуемся, чтобы читать, а третьим глазом я называю условно – способность видеть скрытую информацию в написанном видимом тексте. Давайте включать такие задания в наши уроки и учить наших детей замечать очевидное.

СЛАЙД 18.

Ведь как сказала Марина Цветаева «А что есть чтение - как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.