12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса Николаевна126

t1581949447aa.jpg

«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)



 


 


 

t1581949447ab.jpg

Серия «Рассказы о войне для школьников 5-6 классов»

 

«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Цель: научиться понимать ,что такое добро.
Работа с лингвистическими средствами, понимание замысла автора


 

Задачи:

совершенствование умений и навыков анализа эпического произведения обучающихся

воспитание трепетного отношения к хлебу, внимательного отношения к старшим

развитие мышления, творческих способностей, способности к анализу.

 

Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, прослушивание аудиозаписи рассказа

Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о ХЛЕБЕ), дискуссия, синквейн

 

Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением.

Оборудование: доска, выставка книг о войне, экран, компьютер, этимологический словарь, иллюстрации.

 

Ход урока.
1.Дома ребята прочитали рассказ Яковлева и написали отзыв о нем.
Учитель зачитывает несколько удачных строчек из отзывов (хорошо,если они будут выведены на экран)
2.Беседа с прослушиванием аудиозаписи рассказа.
-Каким мальчик представлял себе цветы хлеба?

Прослушивание отрывка «Он тянул в рот всё, что было съедобным,- щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники - вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

--Почему мальчик так питался?
3.Слово учителя.
Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», — писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником — не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева — обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.
Как вы думаете,ребята,зачем Ю.Яковлев написал рассказ «Цветок хлеба»?


4.Разбор домашнего задания «Словарик рассказа»(оно может выглядеть таким образом)

 

 

Слово

Что обозначает

Жито

Название несмолотого зерна пшеницы или ржи — «хлеба в зерне» . Происходит от греческого слово «хлеб» (σιτος) (читается как зитос)

Гостинец

Подарок, как правило в виде вкусных лакомств

Покойная сытость

Комментарии могут быть разными

Толика

 

Небольшое, незначительное количество; значимая, но не преобладающая часть

 

 















 



При необходимости учащиеся обращаются к этимологическому словарю.

 

5.Стихотворение о хлебе.
Видеоролик на экране.
Стихотворение Н.Добронравова «Хлеб» читает автор

Хлеб.

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,

Помним в горькие годы ясней, чем себя мы.

Хлеб везли на подводе. Стыл мороз за прилавком.

Мы по карточкам хлеб забирали на завтра.

Ах какой он был мягкий, какой был хороший!

Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший…

Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник,

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями

Может быть, оттого, что, прощаясь, солдаты
Хлеб из двери теплушки раздавали ребятам.
Были равными все мы тогда перед хлебом,
Перед злым, почерневшим от «Юнкерсов» небом,
Пред воспетой и рухнувшей вдруг обороной.
Перед желтенькой, первой в семье похоронной,
Перед криком «ура», и блокадною болью,
Перед пленом и смертью, перед кровью и солью.
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,
И солдаты, и маршалы вместе рубали.
Ели, будто молясь, доедали до крошки.
Всю войну я не помню даже корки засохшей.

За витриною хлеб вызывающе свежий.
Что ж так хочется крикнуть: «Мы все те же! Все те же!»?
Белой булки кусок кем-то под ноги брошен.
Всю войну я не помню даже крошки засохшей…
Мы остались в живых. Стала легче дорога.
Мы черствеем, как хлеб, которого много.
Что общего у рассказа Ю.Яковлева и у стихотворения Н.Добронравова?

6.Групповая работа.
Учащиеся одной группы задают вопрос по тексту,а вторая группа должна ответить цитатой из рассказа(прочесть ее)
Например:
1 группа задает вопрос


 

-Как поступили с мукой 1 урожая?
2 группа зачитывает отрывок:


 

«Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло.»
Или
2 группа задает вопрос :
-О чем мечтал мальчик по дороге домой ?
Ответ:

«Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером»
7.Слово учителя.

Что такое добро?Урок доброты.

 

Добро – это светлое и чистое чувство, заставляющее человека помогать другим, заботиться о слабых и обиженных, сострадая им.

 

Дедушка мальчика дал своему внуку один из самых замечательных уроков добра.
Коля устыдился своих неправильных мыслей о взрослых и навсегда запомнил эту историю.
«
Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам... И он воевал с фашистами, а медали ему не надо».

8.Вывод.
Так почему рассказ так называется?
А как бы вы, ребята, назвали наш урок еще?


 


Составляем синквейн урока.

 


СИНКВЕЙН (от французского «5», пятистишие)


^ Порядок построения:


Правила написания


1 строчка – 1 слово (существительное) Называет объект


1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.


^ 2 строчка – 2 слова (прилагательные) Характеристика объекта


2. Описание темы в 2 – х словах – прил. 


3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта


3. Описание действия в рамках этой темы 

3 –я словами – глаголы


^ 4 строчка – 4 слова (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте


4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи


^ 5 строчка – 1 слово (любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение


5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи


- Работа учащихся. Запись синквейна.
Может получиться:
1.Хлеб
2.Особенный,долгожданный
3.Ждали,радовались,удивлялись
4.Стал важным  уроком доброты
5.Важно!

Домашнее задание.


- Подберите стихи о хлебе.

 


 

Приложение «Иллюстрации к рассказу» Источник :Диафильм «Цветок хлеба»,1971
Иллюстратор: Сердюков Владимир Иванович(кадры 4 и 7)
t1581949447ac.jpg

Эпизод «Гостинец»

t1581949447ad.jpg

Эпизод «Всходы»

Опубликовано


Комментарии (2)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 17.02.20 в 17:56 1Ответить Пожаловаться
Лариса Николаевна, очень интересный материал для урока, но в приложениях явно не хватает упоминаемых Вами аудиозаписи рассказа (фрагмента) и видеоролика (Стихотворение Н.Добронравова «Хлеб» читает автор).
И ещё. Итог урока - синквейн. Вы комментируете его построение и правила написания, но в итоге предлагаете следующее:
"Может получиться:
1.Хлеб
2.Особенный
3.Ждали
4.Стал уроком доброты
5.Важно!"
Или это ключевые слова?
Лариса Николаевна, 18.02.20 в 11:01 0Ответить Пожаловаться
Да,ключевые слова.
Но можно и к деду синквейн выстроить,и к Коле
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.