Интегрированный урок математики и физики «Треугольники и углы в теме "Простые механизмы"» (7 класс)
Интегрированный урок: математика + физика, 7 класс
Тема: "Треугольники и углы" в теме "Простые механизмы"
Котакова Светлана Владимировна, учитель математики
Губкина Маина Константиновна, учитель физики
Цели урока:
формирование умений применять знания, полученные на уроках геометрии, при решении задач по физике;
развитие умений анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы;
воспитание коллективного познания, патриотических чувств, трудолюбия, готовности к жизни, развитие творчества и самостоятельности, привитие интереса к предмету.
Задачи урока:
повторить
-определения смежных, внешних углов, их свойства;
-определение прямоугольного треугольника, его свойства;
-правило моментов сил;
-работу сил;
-виды энергий.
Тип урока:
по основной дидактической цели - урок обобщения и систематизации знаний;
по способу проведения – урок-игра: телепроект “Построй свой Дом Знаний”.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с записью музыкальной заставки из телепроекта “Дом-2”, диск с песней группы “БИ-2”-“Последний герой”, портрет М.В. Ломоносова, плакаты - с задачами, “ФИЗМАТ-2. Повторение”, “Лобное место”, магниты, клещи, рычаги, подвижный и неподвижный блоки, полоски бумаги для математического лото.
ТСО, оборудование, наглядность. |
Ход урока |
Методы, приёмы и формы работы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Музыкальная заставка из телепроекта “ДОМ-2”. Телевизор На экране плакат- “ФИЗМАТ-2.Повторение” Диск с песней группы “БИ-2”
9 задач на плакатах прикреплены магнитами к откидной доске. У всех детей полоски бумаги для записи ответов.
Портрет М.В. Ломоносова.
Высказывания М.В. Ломоносова о физике, математике и химии. (на откидной доске - магнитами)
Карточки с задачами на готовых чертежах:
Простые механизмы, которые надо узнать.
Толковый словарь С.И. Ожегова, стр.358.
У каждого на парте - чистые листочки. Спиртовка
Подвижный и неподвижный блоки.
Клещи. Видеофайл
Плакат (магнитом на доске)
Звучит музыкальная заставка из телепроекта “Дом-2”.
|
-Здравствуйте! (вместе 2 учителя). -С.В. -Я – не Ксения Собчак, а Светлана Владимировна! -М.К. – А я - не Ксения Бородина, а Маина Константиновна, и это телепроект “ФИЗМАТ-2. Повторение”, где 12 девушек и 13 парней строят Дом своих знаний. Но цели добьются только те участники, кто проявит упорство, настойчивость, продемонстрирует знания, полученные на уроках геометрии при решении задач по физике. -С.В.- Вы, наверное, задумались, почему телепроект называется “ФИЗМАТ-2”? Дело в том, что урок у нас – бинарный. Что означает приставка “би”? Наводящий вопрос: “Вспомните известную российскую музыкальную группу, в состав которой входят Шура и Лева. Верно! “БИ-2”.Сегодня у нас 2 урока в одном. Математика - в физике! -М.К.- Итак, сегодня 200-й день нашей телестройки, т.е. нашего учебного года, или 66 урок по геометрии и 66 урок по физике. Тема урока: Треугольники и углы в теме “Простые механизмы”. -С.В.- Каждый человек, заботящийся о своем здоровье, начинает день с зарядки. Вот и мы для начала проведем интеллектуальную разминку. Приготовились. Проводим решение задач по готовым чертежам. Итак,- “Математическое лото” Рисунок 3. Рисунок 4. Рисунок 5. Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9. Рисунок 10.
Если вы все задания лото выполнили верно, то получили на своих полосках запись - “ВОСОНОМОЛ” Прочтите это слово справа налево. Получилось - “Ломоносов”. М.В. Ломоносову принадлежат слова: “Слаб физик без математики”. Что вы знаете об авторе этих слов? На следующий год вы будете изучать химию. Ему еще принадлежит высказывание: “Химия - правая рука физики, математика - ее глаза”. -М.К. и С.В. - Итак, улыбаемся и говорим друг другу: “Добрый день!”. -С.В. - На “тэт- а- тэт” со мной остаются … (Называются фамилии 4 учащихся для индивидуальной работы. Желательно те, кто сидит за соседними столами, и относятся к группе слабоуспевающих). Лист опроса • Какой треугольник называется прямоугольным? • Что такое гипотенуза, катет? • Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника. • Перечислите свойства прямоугольного треугольника. • Какой треугольник называется равнобедренным? Какими свойствами он обладает? • Дайте определение внешнего угла треугольника. • Сформулируйте свойство внешнего угла треугольника. • Какие углы называются смежными? • Каким свойством обладают смежные углы? • Какие треугольники называют равными? Сформулируйте признаки равенства треугольников. Устно решите задачи по готовым чертежам. -Т. В.- А все остальные – за мной, на стройку! Начинаем закладывать фундамент своего Дома Знаний! Отгадываем кроссворд. Дать название демонстрируемым простым механизмам. 1) Учитель демонстрирует блок 2) Назовите прилагательное в названии этого механизма 3) Градусная величина прямого угла 4) Учитель демонстрирует клещи 5) Существительное в названии механизма. Итак, мы вывели нулевой уровень фундамента. -М.К. – Какие слова из математики вы видите в этом кроссворде? Верно - “катет” и “ноль”. А как правильно говорить “ноль ” или “нуль”? Сверимся со словарём. -С.В. Вы, наверное, утомились? И чтобы снять усталость, напряжение глаз, сделаем паузу, перерыв в работе. Перед вами чистые листочки. Возьмите ручку, закройте глаза и по моей команде нарисуйте прибор для нагревания веществ, применяемый на уроках физики и химии. А теперь откройте глаза. Что у вас получилось? Сравните с оригиналом. (Демонстрируется спиртовка). -Т.В.Продолжим строительство дома своей мечты!
Задача 1. Груз массой 1 кг поднят по наклонному помосту, длина которого равна 10 м, а угол наклона 30°. Определить работу по подъёму груза. Трение не учитывать. Решение: А= - mgh А= - 1кг·10H/кг·5 м= - 50Дж Ответ: - 50 Дж Как объяснить знак минус в ответе?
Задача 2. -Сравните рисунки и ответьте на мой вопрос: “ Стальной лом используется в качестве рычага. Груз Р поднимают на одну и ту же высоту двумя способами. Сравните К.П.Д. в каждом случае. Плечи, на которые действует груз и сила трения одинаковые”.
Задача 3. Составьте задачу по рисунку и решите её. Решение: P1·l1=P2·l2 120Н·3l=P2·4l 360H=4P2 P2=90H
Задача 4. 1. Назвать механизмы, изображённые на рисунке и показать их на столе. 2. Определить величину силы, приложенной к каждому блоку.
Задача 5. -М.К.- А эта задача предлагается вам, ребята, в видео записи. “Уважаемые строители Дома Знаний! У меня в руках клещи. Объясните, как с их помощью получить выигрыш в силе и во сколько раз?” (Ученик выполняет необходимые измерения и находит выигрыш в силе) -Т.В.-А теперь попробуйте вытащить гвоздь одной рукой и с использованием клещей.
Задача 6, № 210, из учебника “Геометрия” автора Л. С. Атанасяна, стр.66, рис. 119. -С.В.- Интересную задачу с блоками нам предлагают авторы учебника геометрии. Проведите доказательство, используя свойство накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей. Вообще-то, АР1 и СР3 и ВР2 пересекаются в центре Земли. В условиях нашей задачи мы этим пренебрегаем. Дома вам предлагается решить ее 2 способом - через внутренние односторонние углы.
-С.В. Рабочий день заканчивается. Для подведения итогов встретимся на “ЛОБНОМ МЕСТЕ” за 5 мин до конца урока. Как раз осталось 5 мин.! -Дорогие участники стройки! Сегодня вы ударно потрудились! Каждый из вас старался как можно быстрее возвести стену своего дома, тщательно укладывая кирпичик за кирпичиком, решая одну задачу за другой. Итак, - за математическое лото получили следующие оценки: … -за конфиденциальный разговор на “тэт-а-тэт” получили оценки-… (объявить оценки 4-х ребят) -М.К. –За решение физических задач у доски получили оценки - …(5 человек) -М.К. -Сегодня у нас четверг, и мы по традиции проводим голосование. Но прощаться мы ни с кем не будем. Вам предстоит выбрать самую понравившуюся задачу. Какая из задач вам запомнилась и понравилась своей необычностью, связью с жизнью, простотой решения?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: 1вариант: Придумать и решить задачу, где бы использовался рычаг. 2 вариант: Придумать и решить задачу, где бы использовался подвижный или неподвижный блоки. Оформить задачу красиво, на двойной открытке, как мы с вами уже делали. А на следующем уроке вы получите от своего одноклассника такую задачу – “письмо”. Каждый получит оценку за свою работу и будет иметь возможность решить задачу одноклассника. -М.К. А какие это будут задачи, мы узнаем в пятницу, на “телеканалах № 210 и № 205”.(Кабинеты математики и физики)! -С.В. Это был телепроект “ФИЗМАТ-2. Построй свой Дом Знаний!” А с вами были – Светлана Владимировна и Увидимся завтра! |
Фронтально, беседа.
Устная работа.
Математическое лото После выполнения работы все полоски быстро собирают и проверяют консультанты.
Историческая справка
Сообщение учащегося о М.В.Ломоносове. Межпредметные связи/
Хором, вместе с детьми.
Работа со слабоуспевающими детьми. Учитель математики шёпотом опрашивает этих учащихся по теме “Треугольники”, предлагает устно решить задачи по готовым чертежам.
Технический диктант в виде кроссворда.
Устная фронтальная работа учителя физики с классом.
1 ученик у доски вписывает буквы в кроссворд.
Межпредметные связи с математикой и русским языком.
Учитель просит кого-то из учеников обратиться к толковому словарю для разъяснения.
Психологическая разрядка.
1 ученик решает задачу у доски, остальные записывают её решение в тетрадь.
1 ученик у доски объясняет решение.
2 ученика решают задачу с обратной стороны “крыльев” откидной доски, а остальные – самостоятельно, с последующей проверкой.
Демонстрация
1 ученик у доски
Работа с учебником и по готовому чертежу. 1 ученик по желанию выходит к доске решать задачу. Работа в тетради.
Объявить оценки. (Консультанты проверили работы на листках-полосках и сдали результаты учителю.)
Продемонстрировать на доске все 5 задач (задачи на плакатах) + видео-задача. Голосуют за каждую задачу.
Дифференцирование домашнего задания по вариантам. Развитие творчества |