Технологическая карта урока по физике в 7 классе «Простые механизмы»
Пояснительная записка к презентации
ПАСПОРТ УРОКА
ФИО учителя |
Кондратьева Алена Юрьевна |
Образовательное учреждение: |
МБОУ «Школа №154» г.о. Самара |
Предмет: |
Физика |
Класс: |
7 |
Тема урока: |
Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага |
Тип урока: |
комбинированный |
Форма урока: |
Урок-исследование |
Технология обучения: |
Проблемно-развивающее обучение |
Цель урока: |
Формирование естественно-научного мировоззрения и развитие теоретического мышления школьника на основе изучения роли и назначения простых механизмов в окружающей действительности |
Средства обучения: |
Техническое обеспечение: ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация по теме «Простые механизмы» Раздаточный материал: - картинки для опорного конспекта. Оборудование: брусок, линейка деревянная, наклонная плоскость, динамометр, штатив, рычаг, набор грузов одинаковой массы. |
Планируемые образовательные результаты: |
Ученик по окончанию темы: дает определения основных понятий;(ПР)(МР) приводит примеры простых механизмов;(ПР) видит и формулирует проблему;(МР) описывает условие равновесия рычага;(ПР) проявляет интерес к изучаемой теме;(ЛР) выдвигать гипотезы в рамках проблемного изложения;(МР) аргументировать свою точку зрения;(ЛР) понимает принцип действия рычага;(ПР) владеет способами выполнения расчетов для нахождения условия равновесия рычага;(ПР) умеет определять и изображать схематично плечо силы;(ПР) дает обоснованную самооценку(ЛР) |
Программные требования: |
понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел умение измерять: плечо силы владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага понимание принципов действия рычага владение способами выполнения расчетов для нахождения условия равновесия сил на рычаге умение использовать полученные знания в повседневной жизни |
Программное содержание: |
Раздел: «Работа и мощность. Энергия». Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага. |
Мировоззренческая идея урока: |
Простые механизмы позволяют получить выигрыш в силе, затрачивая меньше усилий на совершение той же работы. |
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: |
Простой механизм – это устройство, служащее для преобразования силы. Рычаг – это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры. Наклонная плоскость, сила, точка опоры, ось вращения, перпендикуляр, равноплечный рычаг, разноплечный рычаг, рычаг первого и второго рода, выигрыш в силе, проигрыш в расстоянии, Архимед. Плечо силы – это кратчайшее расстояние между точкой. Условие равновесие рычага: рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. |
План изучения нового материала: |
Введение понятия «Простые механизмы». Их назначение. Виды простых механизмов Рычаг. Виды рычагов Плечо силы. Условие равновесия рычага |
Мизансцена урока: |
традиционная |
Домашнее задание:
|
Выучить на пересказ §57, 58 |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ХОДА УРОКА
Планируемые результаты (ПР) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин) |
||
Приветствует учащихся. Психологический настрой на урок. |
Приветствуют стоя. |
|
ПОСТАНОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ (5 мин) |
||
-видит и формулирует проблему; -видит и формулирует проблему; -выдвигать гипотезы в рамках проблемного изложения; -приводит примеры простых механизмов; |
Вводная беседа с элементами дискуссии: - Может ли человек поднять Земной шар? А вот Архимед однажды сказал, что сможет, если ему дадут точку опоры. О какой точке опоры говорил Архимед? Что это за способ и правдивы ли его слова? - Что общего у картинок на доске? (Люди выполняют работу с помощью механизмов) - На сколько и какие группы можно разделить эти механизмы? (Сложные и простые) - Какие механизмы отнесем к простым? Главный вопрос урока: Как простые механизмы помогают человеку совершать работу?
|
Фронтально (Слайд 1) (Слайд 2) Приложение 3 (Слайд 3) Записывают тему урока (Слайд 4) |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин) |
||
-приводит примеры простых механизмов; -выдвигать гипотезы в рамках проблемного изложения; -видит и формулирует проблему; - дает определение рычага; - дает определение плеча силы; -видит и формулирует проблему; - описывает условие равновесия рычага; -владеет способами выполнения расчетов для нахождения условия равновесия рычага; -аргументирует свою точку зрения; |
Введение понятия «Простые механизмы». Их назначение. - А давно ли человек использует простые механизмы в своей жизни? (Более 30 веков) Практическая работа в группах - Придумайте свой способ поднятия бруска с помощью приспособлений на столе. Исследовательский. Обсуждение предложенных вариантов. Вывод: назначение простых механизмов - облегчить работу человека Виды простых механизмов Беседа по результатам работы в группах. Выделяют два основных вида простых механизмов: рычаг и наклонная плоскость. Рычаг. Виды рычагов Дискуссия - Любое ли тело может быть рычагом? - Сформулируйте определение рычага. Работа с учебником - Сравним с предложенным определением в учебнике. - Сравните рычаги на рис. 164. В чем отличия? Работа с иллюстрациями Из предложенных картинок на столе вклеить виды и примеры рычагов. Плечо силы. Объяснение понятия плеча и его изображение. Решение устных задач на определение плеча силы. Условие равновесия рычага Проблемное изложение. - Почему ручка у двери располагается с краю? Дверь это простой механизм? Какой? Какого рода рычаг? Демонстрация равноплечного рычага с грузами. Дискуссия -Если один груз снять, как уравновесить рычаг? Вывод: Условие равновесия рычага: выигрывая в силе, мы проигрываем в расстоянии. Решение устных задач на условие равновесия рычага. Описание примеров рычага (ножницы, бицепс) - Как нести груз легче? Почему? |
Фронтально (Слайд 5) Работают с приборами Оформляют конспект (Слайд 6) Учебник стр.173 Учебник стр.172 (Слайд 6) Работа с конспектом (Слайд 7) Работа с иллюстрациями и конспектом (Слайд 8,9) Фронтально (Слайд 10,11,12) Определяют плечо силы на слайде (Слайд 13,14) Фронатально (Слайд 15,16) Один ученик уравновешивает рычаг Решают устно задачи (Слайд 17,18,19) Высказывают мнения о работе рычагов (Слайд 20,21) (Слайд 22) |
ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (11 мин) |
||
-умеет определять и изображать схематично плечо силы; -описывает условие равновесия рычага; -видит и формулирует проблему; |
Самостоятельная работа на построение плеча силы. Самоконтроль. Проверить правильность выполнения задания по образцу. Повторительно-обобщающая беседа - Почему же ручка двери располагается с краю? - Можно ли уравновесить сто килограмм пятью? При каком условии это выполнимо? - Какое бы плечо понадобилось Архимеду, чтобы поднять Землю? |
Работа с карточками.(Приложение 2) (Слайд 23,24,25,26) Фронтально (Слайд 27) (Слайд 28) (Слайд 29) |
Итоги урока (3 мин) |
||
-проявляет интерес к изучаемой теме; - приводит примеры простых механизмов; - дает определение плеча силы; -понимает принцип действия рычага; -проявляет интерес к изучаемой теме; |
Рефлексия - Узнали что…? - С помощью простых механизмов можно…? - Плечо силы это…? - Если использовать рычаг, то…? - Хочу узнать…? Домашнее задание |
Фронтально (Слайд 30,31) |