12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шестакова Ирина Ионасовна545
Учитель физики. Горловская гимназия "Интеллект", г. Горловка, ДНР
Россия
10

Урок по физике «Простые механизмы: история и физика», 7 класс



Управление образования администрации города Горловка

Горловская гимназия «Интеллект»

РАЗРАБОТКА УРОКА

по физике

«Простые механизмы»

7 класс


 


 


 


 


 


 

Шестакова Ирина Ионасовна,

учитель физики


 


 


 


 


 

г.Горловка

2017 г

Конспект урока в 7 классе

по теме: Простые механизмы

 

«Жизнь на уроке должна стать подлинной».

Сделать ее такой – задача современного учителя.

Тип урока: Метапредметный урок изучения нового материала

Цель урока:

Обеспечить усвоение учащимися понятия простого механизма, принципа действия рычага и условия равновесия рычага; расширение их представлений о культуре Древнего мира, сформировать представление у учащихся о семи чудесах света

Задачи урока:

Образовательная:

Познакомить учащихся с различными видами простых механизмов;

рассмотреть простые механизмы как устройства, служащие для преобразования силы;

рассмотреть устройство и принцип действия рычага;

выяснить условие равновесия рычага.

раскрытие на конкретном материале положение о том, что каждый народ древности оставил позитивный след в истории человечества

Развивающая:

способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, предположения, строить прогнозы, наблюдать и экспериментировать;

способствовать развитию логического мышления;

расширение кругозора учащихся

развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности.

Воспитательная:

пробуждение познавательного интереса к физике;

воспитание положительного отношения к получению знаний и окружающим явлениям;

воспитание чувства уважения к историческому и культурному прошлому древних государств

Используемая технология развивающего обучения:

Проблемно-исследовательская технология

Формы учебной работы, используемые на уроке:

фронтальная работа со всем классом

групповая работа

индивидуальная работа

Методы, используемые на уроке:

эвристический метод

исследовательский метод (частично)

Изучив материал урока, учащиеся должны знать:

виды простых механизмов

устройство и принцип действия рычага

условие равновесия рычага

семь чудес света и их географическое расположение

Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:

набор грузов, демонстрационная линейка – рычаг, сантиметровая лента, бутылка минеральной воды, штатив, ножницы, плоскогубцы, кусачки, открывалка для бутылок, лабораторные рычажные весы.

Ход урока:

Организационный момент. (Подготовка к восприятию нового материала: постановка проблемы).

Учитель Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня мы с вами будем говорить о чуде, но что есть чудо вы определите сами. Посмотрите на картину. Что там изображено? (Учащиеся размышляют и высказывают свое мнение).

Учитель Действительно это знаменитые «Семь чудес света».

Актуализация знаний, повторение.

Давайте повторим тему «Механическая работа. Мощность». Правильное выполнение задания, поможет определить название достопримечательности зашифрованной в вашей таблице. (Работа по группам. Каждый ряд делится на 2 группы)

Учитель Вы работали в группах и с помощью своих знаний по физике должны были расшифровать названия того памятника, описания которого вам было предложено.

Итак, проверяем:

1 группа –Висячие сады Семирамиды

4 группа –Галикарнасский мавзолей

2 группа – Олимпийская статуя Зевса

5 группа – Колосс Родосский

3 группа – Храм Артемиды в Эфесе

6 группа – Александрийский маяк

Учитель Мы назвали 6 чудес о каком чуде света мы забили? (Ответ учащихся - египетские пирамиды).

Учитель Древняя арабская поговорка говорит « Все на свете боится времени, время боится пирамид».

Учитель Как же удалось древним египтянам построить такое грандиозное сооружение? А что человечество сейчас использует, чтобы облегчить себе труд? (Ответ учащихся - Использовали технику).

Целеполагание и мотивация (обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности, постановка целей).

Учитель Посмотрите на слайд. Что общего между сюжетами на картинках?

Учитель При помощи чего совершается работа? (Различных приспособлений, устройств, механизмов)

Учитель Сложны ли они по своей конструкции? (Нет) Вот поэтому они и называются простые механизмы. На доске появляется табличка:

 

ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ

 

 

Учитель Это тема нашего урока. Какие простые механизмы изображены на рисунках-сюжетах? Давайте запишем и составим кластер «Простые механизмы».

Дается определение основным простым механизмам (РЫЧАГ, БЛОК, НАКЛОННАЯ ПЛОСКОСТЬ, КЛИН, ВОРОТ.)

Учитель Посмотрите на пример более сложных конструкций, которые тоже являются простыми механизмами.

Учитель Почему с древности люди применяли простые механизмы?


 

 

Меняют направление действия силы

Облегчают труд

 

 

Обобщение и формулировка цели вместе с учащимися:

Что дают нам простые механизмы? (выигрыш в силе)

А все ли механизмы дают выигрыш в силе?

Изучение нового материала

Учащимся предлагается познакомиться с видеоматериалом о простых механизмах.

Дети смотрят видеофрагмент.

Исследование

Учитель Нашли ли вы ответ на вопрос урока? Все ли простые механизмы дают выигрыш в силе? (учащиеся сомневаются).

Учитель Давайте проведем три эксперимента. Демонстрационная работа выполняется отдельными учащимися по предложенным инструкциям (Приложение №2). Всем учащимся предлагается записать результаты экспериментов в сводную таблицу.

Организация информации

Учитель Давайте проанализируем полученные результаты. По каким критериям мы будем сравнивать результаты? (затраченная сила на выполнение работы) Что можно сказать о результатах эксперемента?

Линии

сравнения

Название

механизма

L1

L2

Р

F2

Р/F2

L2/L1

Даёт ли простой механизм выигрыш в силе?

Эксперимент 1

Рычаг

0,2 м

0,3м

1,3Н

1,5

1,5

Рычаг выигрыш

в силе даёт

Эксперимент 2

Неподвижный блок

0,05м

0,05м

1

1

Неподвижный блок выигрыш в силе

не даёт

Эксперимент 3

Подвижный блок

0,05м

0,1м

2

2

Подвижный блок выигрыш в силе даёт

После анализа сводной таблицы учитель предлагает учащимся сформулировать ответ на вопрос урока. (Ответы учащихся)

Учащиеся записывают вывод урока:

Рычаг, подвижный блок, дают выигрыш в силе, а неподвижный блок меняет направление силы, но выигрыша в силе не даёт.

Первичное закрепление знаний.

Для закрепления изученного материала и контроля знаний учащихся  проводится тест (Приложение №3), время выполнения 7 минут. Проверку теста проводят сами учащиеся. Обмениваются своими ответами между собой. Ответы на тест заранее записаны на доске(7 выполненных заданий — отметка “4”, 8 выполненных заданий — отметка “5”. Ниже отметки не ставятся).

Рефлексия

Какие новые знания Вы открыли сегодня на уроке?

Почему важны именно простые механизмы? (Все сложные механизмы состоят из нескольких простых)

Видны ли из наших экспериментов недостатки простых механизмов? (в силе мы выигрываем, но проигрываем в расстоянии.)

Учитель Это действительно так и в этом заключается «золотое правило механики», почему оно золотое мы выясним с Вами на следующем уроке.

Так какое же чудо нам досталось от наших предков, от строителей древнего мира? (Чудом являются не сами памятники с их размерами, а то, что древние люди подарили нам технологии и механизмы. Чудо то, что они дошли и до наших дней, и мы до сих пор используем их как основу сложных конструкций.)


 

Домашнее задание.

А)Прочитать текст учебника §47-48; проверить свои знания по вопросам после параграфов;

Б) Вклеить в тетрадь картинку любого простого механизма, указав на нем ось вращения и плечи сил.

Источники информации:

Физика. 7 класс. Учебник.  Перышкин А.В.

http://wordgdz.ru/fizika-7-klass-belaga-lomachenkov/

http://school-collection.edu.ru/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_5.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b524e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_6.swf

https://www.youtube.com/watch?v=MqDGgNWkMAU


 

Приложение №1

1 группа

Се

ви

са

мир

иды

ам

ды

чие

ся

больше

N

джоуль

не совершается

Ватт

времени

отрицательной

A

путь

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

2 группа

туя

Оли

ая

Зе

са

в

ста

йск

мпи

больше

N

джоуль

не совершается

Ватт

времени

отрицательной

A

путь

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

3 группа

ды

Х

те

в

есе

Эф

ми

Ар

рам

больше

N

джоуль

не совершается

Ватт

времени

отрицательной

A

путь

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

4 группа

ма

Гал

асс

вз

ей

ол

кий

арн

ик

больше

N

джоуль

не совершается

Ватт

времени

отрицательной

A

путь

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

5 группа

ос

Ко

Р

ск

й

и

од

сс

ло

больше

N

джоуль

не совершается

Ватт

времени

отрицательной

A

путь

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

6 группа

ск

Ал

нд

ий

як

ма

рий

са

ек

больше

N

джоуль

не совершается

Ватт

времени

отрицательной

A

путь

Мощность обозначается буквой …

Величина равная произведению силы на … называется работой.

Работа обозначается буквой…

Единица измерения механической работы в СИ называется…

Работа может быть положительной и …

Чем большая работа совершается за единицу времени, тем … мощность.

Гиря неподвижно висит на проволоке, механическая работа при этом…

Мощность – это величина, равная отношению работы ко …

Единица измерения мощности в СИ равна отношению джоуля к секунде

Приложение № 2

Инструкция к эксперименту № 1

Повесить рычаг на оси, закреплённой в муфте штатива. Вращая гайки на концах рычага, установить его в горизонтальном положении.

Подвесить в некоторой точке В рычага два груза.

Прикрепить к другому плечу рычага L2 динамометр и определить силу F2, которую необходимо приложить к рычагу для того, чтобы он находился в равновесии, при условии, что приложенная сила должна быть значительно меньше веса груза.

Определите вес груза отдельно с помощью динамометра и измерить с помощью линейки длины плеч рычага.

Заполнить таблицу.

L1

L2

Р

F2

Р/F2

L2/L1

Даёт ли рычаг выигрыш в силе?

             

Инструкция к эксперименту № 2

Собрать установку с неподвижным блоком, как показано на рисунке в тексте.

К одному концу нити подвесить два или три груза, предварительно определив их вес, к другому прицепить динамометр.

Расположить динамометр вертикально и натянуть нить так, чтобы блок с грузами повис на нити.

Записать вес грузов и силу натяжения нити, которую показывает динамометр, в таблицу.

Заполнить таблицу:

L1

L2

Р

F2

Р/F2

L2/L1

Даёт ли неподвижный блок выигрыш в силе?

             

Инструкция к эксперименту № 3

Собрать установку с подвижным блоком, как показано на рисунке в тексте.

К обойме блока подвесить два или три груза, предварительно определив их вес, к другому прицепить динамометр.

Расположить динамометр вертикально и натянуть нить так, чтобы блок с грузами повис на нити.

Записать вес грузов и силу натяжения нити, которую показывает динамометр, в таблицу.

Заполнить таблицу:

L1

L2

Р

F2

Р/F2

L2/L1

Даёт ли подвижный блок

выигрыш в силе?

             

Приложение № 3

Тестовое задание

Выигрывая в силе, проигрываем в … 
А) перемещении  Б) длине  В) массе  Г) работе 
 

Блок, ось которого закреплена и при подъеме груза не поднимается и не опускается – это… 
А) подвижный  Б) неподвижный  В) рычаг  Г) Желоб 
 

Твердое тело, которое можно вращать вокруг неподвижной опоры, называется 
А) подвижный блок  Б) неподвижный блок 
В) рычаг  Г) наклонная плоскость 
 

Разновидность наклонной плоскости 
А) ворот  Б) клин  В) подвижный блок  Г) неподвижный блок 
 

Во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в перемещении. Это - … 
А) «серебренное правило» механики  Б) «золотое высказывание» механики 
В) «платиновое правило» механики  Г) «золотое правило» механики 

Кто из ученых сказал: "Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю." 
А) Аристотель  Б) Архимед  В) Евклид  Г) Торричелли 
 

Простыми механизмами, называют … 

А) расстояние от точки приложения силы до точки опоры. 
Б) блок, ось которого закреплена и при подъеме груза не поднимается и не опускается. 
В) приспособления, служащие для преобразования силы и для изменения ее направления. 
Г) блок, ось вращения которого поднимается и опускается вместе с грузом. 
 

Полиспаст состоит из … 
А) рычага и подвижного блока 

Б) неподвижного блока и наклонной плоскости 
В) комбинации подвижных и неподвижных блоков 
Г) рычага и наклонной плоскости. 
 

Ответы: 
1 2 3 4 5 6 7 8 
А Б В Б Г Б В В 


Метапредметный урок физики "Простые механизмы"
PPTX / 8.97 Мб
https://drive.google.com/open?id=1ZOeVgFkdpSJGcvDrCTQpUqcr4WiWIw8P
 
https://drive.google.com/open?id=1HNTbF2FFoeUDUE5H-5_8sEqK_eIB2B_i
https://drive.google.com/open?id=1zNtrWcih1TbHoipjce6Epe-jQItxpFgJ
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Фортун Ольга Владимировна, 04.04.18 в 18:17 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, хороший урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.