Урок физики по теме «Простые механизмы. Рычаг» (7 класс)

2
1
Материал опубликован 4 November 2016 в группе

Тема урока: «Простые механизмы. Рычаг»

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, сравнительный

Формы организации учебно-познавательной деятельности: самостоятельная, фронтальная, групповая;

Цели:

- Узнать, что такое простые механизмы;

- Познакомиться с разновидностями простых механизмов;

- Выяснить, что собой представляет рычаг.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с сущностью и назначением простых механизмов.

Раcсмотреть разновидности и применение простых механизмов.

Показать связь изученного материала с жизнью.

Развивающие:

Развитие мышления учащихся путём применения полученных знаний к решению практических задач.

Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Развитие  наблюдательности

Воспитательные:

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

Структура урока:

Организационный момент – 1-2 мин.

Актуализация  знаний  – 5 мин.

Изучение материала  – 15 мин.

Закрепление изученного – 10 мин.

Подведение итогов – 3 мин.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методы и формы организации учебной деятельности: беседа, демонстрационный эксперимент; решение задач, тестирование, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальный опрос.


 

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент:

Добрый день, ребята! Давайте отметим отсутствующих.

2. Актуализация знаний:

А теперь мы можем приступить к изучению нового материала. Запишите сегодняшнее число и тему урока.

(Слайд 1)

Тема нашего урока: «Простые механизмы. Рычаг»

Цель: познакомиться с простыми механизмами и вывести правило равновесия рычага.

(Слайд 2)

Сегодня мы с вами:

-Узнаем, что такое простые механизмы;

-Познакомимся с разновидностями простых механизмов;

-Узнаем, что собой представляет рычаг;

(Слайд 3)

Архимед, живший в III веке до н.э. сказал:

«Я Землю бы мог повернуть -
лишь дайте мне точку опоры!»

Вот сегодня мы с вами должны выяснить, почему Архимед так говорил.

(Слайд 4)

Мы с вами знаем, что такое работа. Если мы возьмем и переместим учебник, то мы совершаем работу? Да. Поднимаем его вверх. Совершаем работу? Да. А теперь представим, что нам надо поднять вверх не маленький груз, а тяжелые бетонные плиты? Мы и сейчас восхищаемся работами древних строителей. В Краснодарском крае – это Дольмены, в Англии – Стоунхенджские столбы, истуканы на острове Пасха и т.д.

(Слайд 5)

В Египте более 4-х тысяч лет тому назад были построены пирамиды. Например, мы строим пирамиду, подобную пирамиде Хеопса. Высота 147 метров. Длина стороны основания 232 метра. Для её сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс.каменных плит. Средний вес каждой 2,5 тонны. Как быть?

Знакомятся с рабочими картами и записывают тему урока.

Учащиеся слушают  учителя. 

Высказывают свои предположения. Предлагают использование каких-либо механизмов

3. Изучение нового материала:

(Слайд 6)

С древних времен для облегчения своего труда человек   использует различные механизмы (греч. "механэ" – машина, орудие). Без  специальных приспособлений невозможно было построить такие грандиозные сооружения как Пирамиды.

Простые механизмы – приспособления, служащие для преобразования силы.

У вас на партах лежат различные предметы. Попробуйте с их помощью поднять данное тело с парты, т.е. соорудить простой механизм и совершить механическую работу.

(Слайд 7)

Простые механизмы

Рычаг Наклонная плоскость


 

Блок Ворот Клин Винт

Зачем нам нужны все эти механизмы?

(Слайд 8)

Назначение-получить выигрыш в силе.

(Слайд 9)

Ребята, давайте немного отдохнем и отгадаем несколько загадок.

Как вы думаете чего общего в наших ответах?

(Слайд 10)

Правильно, это все рычаги.

Сегодня мы будем говорить только о рычаге. С другими простыми механизмами будем знакомиться на следующих уроках. Давайте попробуем дать определение рычага. Вот у меня есть два тела (твердое и мягкое). Какое из них подойдет для рычага? Твердое. Почему? Что нам еще нужно? Опора. Что это тело делает рядом с опорой? Вращается. Давайте все сказанное обобщим и дадим определение рычага.

(Слайд 11)

Рычагтвёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры.

(Слайд 12)

Рассмотрим рычаг более подробно на данных рисунках.

О- точка опоры

А-точка приложения силы F1

В-точка приложения силы F2

L1(ОА)-плечо F1

L2(ОВ)-плечо F2

Единственная неподвижная точка рычага – точка опоры.

Плечо силы – кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила.

А кратчайшее расстояние между точкой и прямой-это…? (перпендикуляр). Т.е., чтобы найти плечо силы, мы должны из точки опоры опустить перпендикуляр к прямой, вдоль которой действует сила.

(Слайд 13)

Давайте попробуем изобразить плечо силы на данных рисунках.

(Слайд 14)

Давайте посмотрим на следующий слайд, где изображены два, кажется, одинаковых рисунка, но разница есть. Вы заметили?

Рычаг

1-ого рода 2-ого рода

Как вы думаете, где рычаг первого, а где второго рода? Правильно.

(Слайд 15)

А теперь давайте подумаем, чем похожи, а чем отличаются эти виды рычага?

Общее: простые механизмы, дающие выигрыш в силе.

Различия: расположение точки опоры, направление сил.

(Слайд 16)

А теперь отсортируйте по категориям картинки, в соответствии с определением рычагов первого и второго рода.

Учащиеся делают записи в своих рабочих картах.

Пытаются соорудить простой механизм.

Демонстрируют полученный результат. Рычаг и наклонную плоскость.


 

Записывают разновидности простых механизмов в рабочие карты согласно картинкам.


 


 


 


 


 


 

Отгадывают загадки. Предполагают, что это все рычаги.


 


 


 

Ребята предлагают свои варианты формулировки определения


 


 

Записывают определение рычага. Приводят примеры простых механизмов, встречающихся в жизни.

 

 

 

 

 

 Делают записи в рабочих картах

 

 


 


 

Ребята предлагают ответ.


 


 


 

Изображают плечо силы на рисунках в рабочих картах, а также на доске при помощи треугольника.


 


 


 


 

Отвечают в чем различия.


 


 


 


 

Учащиеся отвечают на вопросы:

Общее – простые механизмы, служащие для преобразования силы и получения выигрыша в силе.

Различие – точка опоры расположена в первом случае между точками приложения сил, во втором на конце рычага.   Различно направление сил.

Записывают в рабочие карты.

Один ученик работает у доски, а остальные записывают в рабочих картах примеры рычагов разного рода.

4. Закрепление изученного:

Как же простые механизмы мы можем применять в жизни?

(Слайд 17)

Помогите мальчику Пете в следующих ситуациях:

1. Петя собирал грибы и вдруг увидел лисенка, нога которого застряла под упавшим деревом? Как помочь лисенку?

(Слайд 18)

2.Набрав в лесу большую корзину грибов, Петя выбился из сил. Надо идти домой, но не бросать же корзину с грибами? Как облегчить груз Пете?

(Слайд 19)

3.Придя домой, отдохнув, набравшись жизненного опыта, Петя решил удивить своих друзей и удержал гирю массой 16 кг на весу одним пальцем! Как он это сделал?

5. Подведение итогов:

Итак, мы с вами познакомились с понятием простые механизмы, их назначением, разновидностями. Рассмотрели более подробно рычаг, узнали о существовании рычагов первого и второго рода. Предлагаю вспомнить весь изученный сегодня материал. Вставьте пропущенные слова в тексте:

(Слайд 20)

Приспособления, служащие для преобразования силы, называются ___________________________

К простым механизмам относят _______и его разновидности______________,________________;

_______________и ее разновидности_____________,

____________________-

Рычаг представляет собой _____________________, которое может вращаться вокруг_________________

Кратчайшее расстояние между ________________ и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется ________________________. Различают рычаг ____________ и ____________ рода.

Ну вот и все, что я хотела с вами обсудить. Спасибо за урок.

(Слайд 21)

Оцените урок и поднимите карточку соответствующего цвета:

Зеленый – Урок полезен, все понятно.

Оранжевый – Не все было понятно.

Красный – Все было не понятно.

Предлагают варианты использования рычага:

(Надо найти большую палку, подсунуть под дерево и приподнять дерево).

( Положить палку на плечо, корзину одеть на нее сзади, а спереди придерживать рукой).

(Он надел гирю на палку, один конец которой закрепил о твердую опору, а за другой конец взялся одним пальце).


 


 

Вставляют пропущенные слова.

 

 

 

 

 

Рабочая карта

«Дайте мне точку опоры-

Я Землю подниму!»

Архимед

Тема: «___________________________________________________________________»

Простые механизмы-это _____________________________________________________

_______________________________________________________________________

Простые механизмы


 


 


 


 


Назначение_______ _________________________________________________________

Рычаг-это__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

О- __________________________________________________

А-__________________________________________________

В-___________________________________________________

L1(ОА)-_____________________________________________

L2(ОВ)-_____________________________________________

Точка опоры-это______________________________________

Плечо силы-это_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________


 


 


 

Изобразите плечо сил:

Рычаг


 


 

_________________________________Различия _________________________________

_________________________________ _________________________________

_________________________________ _________________________________

_________________________________Примеры_________________________________

_________________________________ _________________________________

_________________________________ _________________________________


 

Вставьте пропущенные слова:

Приспособления, служащие для преобразования силы, называются ________________

___________________________. К ним относят _______________ и его разновидности __________ и _________, а также _________________________________________ и ее разновидности _________ и _________. Рычаг представляет собой _________________

__________, которое может вращаться вокруг __________________________________. Кратчайшее расстояние между ______________________________________ и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называется _____________________________. Различают рычаг _________________ и ____________________ рода.

 

Оцените урок и поднимите карточку соответствующего цвета:

Зеленый – Урок полезен, все понятно.

Оранжевый – Не все было понятно.

Красный – Все было не понятно.


 

Комментарии

спасибо за урок

22 April 2021