12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Оксана59
Россия, Курская обл., Курчатов
Материал размещён в группе «Родительское собрание»

Статья к родительскому собранию в 1 классе

на тему

«Воспитание трудолюбия в семье»

Воспитание трудолюбия – длительный процесс и начинается он задолго до поступления ребенка в школу. Но именно родители первоклассников «вдруг» обнаруживают, что их ребенок не умеет делать много из того, что требует от него школа: планировать работу, доводить ее до конца, , самостоятельно убирать за собой вещи и многое другое.

Своеобразие труда маленьких детей в том, что он тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах: игра отражает труд взрослых ( дети играют в больницу, в магазин и т.д.), игровые действия включаются в процесс труда. Но уже в старшем дошкольном возрасте трудовая деятельность обособляется от игры. Играют дети по принципу «хочу», а трудятся – по принципу «надо». Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно переходить от игры к труду (от «хочу» к «надо»).

О чем следует задуматься родителям первоклассников в первую очередь? Это – чему научить и как научить ребенка. Некоторые родители мало помогают детям в преодолении трудностей учения и всю ответственность в этом возлагают на школу.

Тем не менее, во многих случаях успеваемость детей прямо зависит от условий жизни детей в семье и от влияния на них родителей. Природа детей такова, что они особенно старательно делают то, что им интересно. Поэтому важно так организовать труд детей дома, чтобы он стал источником радости.

Однако любовь к умственному труду развивается не только из интереса, но и из чувства ответственности за честное и старательное отношение к своим обязанностям. Следует отметить, что наставления и упреки здесь не помогут. Важнее – создать благоприятные условия для учебных занятий дома, оказать внимание и заинтересованность родителей, иметь в семье положительный пример, организовать систематический контроль за домашней работой. Вся обстановка в семье должна располагать ребенка к работе и помогать ему в учении.

Хорошим помощником в учении является четкий режим дня. Он создает порядок в действиях, заставляет строго следовать разумному образу жизни. Соблюдая режим, ребенок с помощью волевых усилий преодолевает самого себя, свое внутреннее сопротивление. А это делает его сильнее, увереннее.

Родители не должны спешить помочь детям при малейшем затруднении, помня, что только самостоятельное преодоление трудностей воспитывает необходимые волевые качества.

Не все дети одинаково развиваются. Отдельные ученики ужен в первом классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Некоторых родителей это раздражает, они кричат на детей, наказывают их, а в результате дело идет еще хуже. Ребенок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу. Терпение родителей, доброжелательный тон, внимание и сопереживание – важные условия успешной учебы ученика младшего школьного возраста.

Большое значение имеет единство требований в школе и в семье к учебному труду ребенка. Поэтому родители должны поддерживать тесный контакт с учителем

Наиболее значимы для воспитания трудолюбия такие виды труда, которые обогащают ум ребенка (чтение дополнительной литературы , логические задания ), требуют специальных знаний.

Также в каждой семье есть возможности для организации физического труда детей. Комнатные растения, животные, садовые участки,– все это должно стать делом постоянной заботы наших детей. Это прекрасный труд, оставляющий в сердце ребенка глубокий нравственный след. Кроме этого, важно воспитывать у детей интерес к бытовому домашнему труду. Это трудно, т.к. бытовой труд менее привлекателен для ребенка, и часто именно поэтому дети неохотно участвуют в нем.Поэтому в школе многие дети не приучены к порядку, постоянно наблюдаю разбросаны тетради , книги , спортвные вещи. Настоящее творчество родителей в том, чтобы сделать такой труд желанным и интересным. Увлеките детей результатом – вместе убирали, теперь у нас порядок можно пойти гулять. Давайте ребенку разнообразные трудовые поручения, требующие определенных знаний, постоянно усложняйте задания. А главное такой труд должен быть ежедневным. Иначе дети вырастут безответственными Наряду с разовыми поручениями у детей должны быть постоянные обязанности в семье, которые они должны выполнять постоянно, каждый день и без напоминаний. Элементарно ПОЕЛ УБЕРИ и вымой ТАРЕЛК или Уход за растениями, уход за обувью и т.д. Большое значение имеет контроль и оценка труда ребенка. Вовремя похвалить, поправить, самому включиться в труд, показать наглядно. Если в семье заведено, чтобы дети принимали активное участие в работе по домашнему хозяйству, то можно быть уверенным, что они будут в доме и в школе соблюдать чистоту и порядок и с уважением относиться к труду матери, отца, старших членов семьи.

Нельзя допускать, чтобы в семье один бездельничал, а другой приносил себя в жертву. Очень важно придерживаться принципа: не надо делать за детей того, что они в состоянии сделать сами. Планируя работу детей по дому, родителям нужно иметь в виду, что всему должно быть свое время. Иногда приходится просить ребенка помочь в чем-нибудь независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, что ребенок сейчас занимается чем-то для него важным. Нередко бывает так: читает ребенок интересную книгу, а ее срочно посылают в магазин. В силу своих возрастных особенностей младшие школьники еще не умеют быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнить просьбу родителей. В результате наступает общее неудовлетворение, иногда и скандал. Нужно дать ребенку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Мама говорит: «Как только дочитаешь страницу, надо будет сходить в магазин. К ужину нет хлеба».

Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это становится привычным в семье) вредно еще и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить начатого до конца.

Приучая детей к труду в семье, очень важно развивать у них самостоятельность, инициативу, умение видеть, что нужно сделать и как сделать лучше, быстрее, расторопнее.

Опубликовано в группе «Родительское собрание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.