Родительское собрание в 1 классе «Личность формируется в семье»
Личность формируется в семье.
Родительское собрание в 1 классе.
Цель:
- объединение усилий школы (педагога) и семьи в деятельности по развитию личности обучающихся начальной школы.
Задачи:
- создание благоприятных условий для формирования готовности родителей классного коллектива к сотрудничеству;
- выработка единой стратегии воспитания и обучения детей, форм и методов совместной продуктивной деятельности.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: родители, классный руководитель
Оборудование:
- выставка детских рисунков «Моя семья»:
- на доске: «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства». Эбнер-Эшенбах.
- жетоны-смайлики трех цветов (изображение лиц): красные, желтые, зеленые.
Ход собрания:
На входе в кабинет разложены жетоны-смайлики трех цветов (изображение лиц): красные, желтые, зеленые. Родители должны выбрать и взять любой.
1. Вступление.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
Учитель: Уважаемые родители! здравствуйте!
Мы все, как эти полученные жетоны, разные и, одновременно, одинаковые. Скажите, что нас отличает друг от друга?
(Ответы родителей)
Верно, мы имеем как внешние отличия, так и внутренние: разные судьбы и образование, разные характеры и взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех. Что это?
(Ответы родителей)
Учитель: верно - это наши дети. Чтобы вырастить каждого ребенка, как полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Новый стандарт образования в своём содержании наиболее выделяет важность родителей.
В первый раз устанавливает их значимость в школьной жизни. Сегодня родители становятся участниками образовательного процесса, делаются соучастниками всего просветительного движения. Родители должны быть готовы к совместному участию с ребенком в различных школьных проектах.
Уважаемые родители! Сегодня мы побеседуем о значимости семьи и образовательного учреждения в воспитании подрастающего поколения, формировании личности. Семья и школа – это два социальных института, от которых зависит эффективность всего процесса воспитания.
Известно, человек, как личность, развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, как фундамент формируются в раннем возрасте.
Жизнь и наука доказали, что многие неудачи и промахи детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка – чтобы его любили и понимали.
2. Практическая часть.
Учитель: Уважаемые родители, как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем совсем иные результаты.
- В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?
- А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни?
Учитель: Уважаемые родители, сейчас мы разделимся на три группы: первый ряд займут родители с зелеными жетонами – вы будете представлять группу детей, исполнять роль детей. Второй ряд – желтые жетоны – Вы – педагоги. Третий ряд – красные жетоны – Вы – родители.
(Пересаживаются)
Учитель: Уважаемые родители, вот ситуация, в которой мы попытаемся со своих позиций разобраться:
1.Выходной день. Пятилетняя Ира играет, мама занимается на кухне. Папа, лёжа на диване в соседней комнате читает газету. – Ирочка иди ко мне!- позвала мама. Ира не отозвалась. Через некоторое время мама опять её позвала. Снова молчание. Мама позвала Иру в третий раз и спросила, слышит ли она. Ира ответила, что слышит. В голосе оттенок недовольства.
– Почему же ты не идёшь, если я тебя зову - спросила мать. – Подожди, я занята! А что ты хотела мне сказать? Мама промолчала.
Минут через пятнадцать, двадцать Ира позвала к себе маму. Мама, бросив свои дела на кухне, тут же пошла к Ире.
Позже отец сделал маме замечание – она воспитывает у дочери непослушание, неуважение к старшим.
– Напротив, сказала мама, - я подаю дочери пример отзывчивости и послушания, я ведь сразу пришла на её зов!
- Но ты три раза звала дочь, она не пришла к тебе. – Видишь ли, Ирочка ещё маленькая, её надо воспитывать на примере взрослого, его поступках. Это более педагогично, чем приказать, потребовать исполнения. – Может ты и права, - сказал папа, - я почему- то о значении примера в данном случае не подумал. Правильно ли понимает мать, как воспитывать у ребёнка такие качества, как послушание и уважение к старшим? Можно ли одобрить позицию отца в этом вопросе?
Учитель: Уважаемые родители, обсудите в группах, как быть в такой ситуации?
(Ответы)
Учитель: Уважаемые родители, ещё одно задание: попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях.
На столах листы для групповой работы. Задание закончите предложение.
Если ребенок постоянно критикует, он учится….
Если ребенок живет во вражде, он учится…
Если ребенок растет в упреках, он учится…
Если ребенок растет в терпимости, он учится…
Если ребенка хвалят, он учится…
Если ребенок растет в честности, он учится…
Если ребенок растет в безопасности, он учится…
Если ребенка поддерживают, он учится…
Если ребенка высмеивают, он учится…
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…
Примерные предложения:
Если ребенок постоянно критикует, он учится….(ненавидеть)
Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять)
Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя)
Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)
(Ответы по одному предложению зачитывают группы по очереди)
3. Заключение
Учитель: Уважаемые родители, именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь.
Помните: «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства». Эбнер-Эшенбах.
Уважаемые родители! Не забывайте: самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.
Чем Проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь привел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из Школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Использованная литература:
1. Введение в педагогическую деятельность / Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
2. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителе начальных классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько. М., 2000.
3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. - М.: Вербум-М, 2001. - 64 с.
https://урок.рф/library/roditelskoe_sobranie_«vliyanie_semi_na_razvitie_l_201457.html
Колышкина Елена Владимировна