Внеклассное мероприятие по математике «Турнир смекалистых» (5–6 класс)
Цели:
- Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учеников, проявивших математические способности, развивать интерес к изучению предмета;
- развивать внимание, память, речь;
- воспитывать интерес к предмету, уважение друг к другу.
Форма организации : игра
Оборудование: Ручки, листы бумаги, 2 пары ножниц, а также набор листков:
Ход мероприятия:
Команды, состоящие из 5 человек рассаживаются за двумя сдвоенными партами, болельщики рассаживаются в зале.
Ведущий: Сегодня мы с вами играем в игру, которая называется «Турнир смекалистых». Наша цель – выяснить, какие знания по математике на настоящий момент у вас имеются, и как этими знаниями вы умеете пользоваться. Вам будет предложено 5 конкурсов, за каждый из которых команда будет получать определенное количество баллов. Оценивать конкурсы будет жюри в составе которого:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Задачи
будут предложены несложные, но требующие внимательности и сообразительности.
Удачи вам, ребята!
I конкурс – разминка
Командам предлагается ряд вопросов. Прежде чем ответить на вопрос, догадавшийся должен поднять руку. Если ответ неправильный – право на ответ переходит к другой команде (минута на размышление). Та команда, которая дает правильный ответ первой, получает один балл.
- 1. команда: Наименьшее натуральное число (единица)
- 2 команда: Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате равно шестнадцати. Чему равен угол в квадрате? (90 градусов)
- 1.команда: Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя? (правильная)
- 2 команда: Чему равна сумма чисел от минус двухсот до двухсот? (нулю)
- 1.команда: Шла старушка в Новое Дубовое, а навстречу ей три старушки. Сколько человек шло в Новое Дубовое? (1).
- 2 команда: Наибольшее отрицательное число (минус один)
- 1. команда: Чему равен один пуд? (16 кг)
- 2 команда: Горело пять свечей, две свечи потушили. Сколько свечей осталось? (две)
- 1. команда: Сотая часть числа (процент)
- 2 команда: Прибор для измерения углов (транспортир)
- 1. команда: Как называется число, изображенное на координатной прямой? (координата)
- 2 команда: Единица с шестью нулями? (миллион)
- 1. команда: Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром.(радиус)
- 2. команда: Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа).
- 1 команда: Как одним словом назвать сумму длин сторон шестиугольника? (периметр)
- 2 команда: Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (2)
- 1 команда: Единица измерения времени, равная семи дням? (неделя)
- 2 команда: Что легче: пуд ваты или пуд железа? (Равны по весу).
- 1 команда: Какой год 20 столетия читается так и вверх ногами одинаково?(1961)
- 2 команда: Какой год 20 столетия читается справа налево и слева направо одинаково? (1991)
II конкурс – художественный
Команды должны на листах изобразить картину, используя только цифры и знаки арифметического действия, геометрические фигуры. Наивысшая оценка конкурса – 5 баллов. На выполнение дается 2 минуты.
Конкурс для болельщиков
Болельщики каждой команды должны составить как можно больше слов из слова «арифметика» (нарицательные существительные в родительном падеже, единственном числе). За каждое составленное слово команда получает 0.5 балла.
III конкурс – веселые задачи
Каждой команде задается вопрос, на размышление над которым дается 1 минута. На вопрос отвечает капитан. Ответы могут быть досрочными. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
- 1 команда: Сумма каких чисел равна их произведению? (1,2,3)
- 2 команда: Какой знак нужно поставить между двойкой и тройкой, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (запятую)
- 1 команда: У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько яблок было у Марины? (три)
- 2 команда: Груша тяжелее яблока, яблоко тяжелее персика. Что тяжелее: груша или персик? (Груша тяжелее персика)
Ведущий. Устали? Давайте немного поиграем. Я буду считать, а вы, когда назову число, делящееся на 3, топаете ногами. Если число делится на 4, то хлопаете в ладоши. Если число делится и на 3, и на 4, то топаете ногами и хлопаете в ладоши одновременно. Посмотрим, чьи болельщики и команда наиболее внимательные и организованные. Итак, начали.
Болельщики и члены команд внимательно следят за счётом ведущего и выполняют действия, оговорённые в условии. Жюри фиксируют себе в протокол результаты выполнения действий, определяя самых организованных и дружных.
IV конкурс – угадай слово
Ведущий. В каждом вопросе речь идет о каком-либо объекте, имеющем отношение к математике. Команды по очереди называют свои версии, но после каждой подсказки количество баллов, которые можно получить, уменьшается на два. За ответ с первой попытки команда может получить 10 баллов.
1. Речь идет о единице измерения длины:
- Первоначально определяли как длину трех ячменных зернышек.
- Означает первую фалангу большого пальца рук.
- Одна из основных английских мер длины.
- Равна 25, 4 мм.
- Имя одной из героинь сказок Андерсена произошло от названия этой меры длины.
Ответ: дюйм.
2. Это приспособление для счета:
- Не нужны батарейки.
- Просты в обращении.
- Всегда перед глазами.
- Без этого трудно первокласснику.
- Пять братьев в одном чулане живут.
Ответ: пальцы.
V конкурс – геометрический
Ведущий. Говорят, что теория без практики мертва, практика без теории глупа. Каждой команде представляется возможность доказать, что они справятся с любой задачей.
На стол каждой команде кладется формата А4 и ножницы.
Задание: Возьмите лист бумаги и ножницы. В этой маленькой бумаге надо сделать такое отверстие, чтобы через него можно было пролезть взрослому человеку. Как это сделать?
(Надо сложить лист пополам, делать надрезы. 1. Начиная с краю со стороны загиба, не доходя до конца. 2. Продолжаем в шахматном порядке, каждый раз не доводя до конца. 3. Последний надрез должен быть со стороны загиба, с другого края. 4. Затем прорезать линию сгиба, оставляя края.)
Команда, правильно разрезавшая прямоугольник первой, получает 5 баллов.
Другая команда, если решает задачу в течение двух минут после того, как
первая, получает три балла.
Конкурс для болельщиков
- Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, сына этого гражданина –
Алексей Владимирович. Как зовут этого гражданина? (Владимир Николаевич)
Правильный ответ – 1 балл своей команде.
- У скольких двузначных чисел сумма цифр равна 10?
Ответ: У 9 чисел: 19,28,37,46,91,82,73,64,55.
Подведение итогов: Жюри объявляет итоги «Турнира смекалистых».
“Математическая пауза”
- Запиши дату дня своего рождения.
- Записанное число удвой.
- Новый результат умножь на 10.
- К полученному произведению прибавь 73.
- Всю эту сумму умножь на 5.
- К произведению прибавь номер месяца своего рождения и результат сообщи ведущему.
Ведущий вычитает из этой суммы 365 и сообщает число и месяц участника игры: первые две цифры – число, а вторые две цифры – месяц.
В этой игре нет проигравших, ведь выигрывает математика. Удачи!
ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
- В автобусе ехало 50 человек; на остановке 7 человек вошло, 3 вышло; на следующей вошел 1, а вышло 4; на следующей_5 вошло, а вышло 8; на следующей – вышло 15, а вошло 2. Сколько остановок сделал автобус?(4 остановки.)
- 10 морковок весят 600 граммов, 8 свекл весят 2 килограмма, 4 брюквы-1,5. Сколько весит килограмм селедки?(1кг)
- Летела стая гусей. Один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд.Сколько их было? (три,летели один за другим)
- Пять землекопов за 5 часов выкопали 5м канавы. Сколько землекопов за 100часов выкопают 100м канавы?(5)
- Сколько концов у пяти палок? А у пяти с половиной? (10, 12.)
- У мальчика столько сестер, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько всех братьев и всех сестер? (4 брата, 3 сестры.)
- Внук спросил дедушку:
- Сколько тебе лет?
Дедушка ответил:
- Если проживу еще половину того, что я прожил, да еще год, то мне будет сто лет.
Сколько лет дедушке? (66.)