Сценарий классного часа «Турнир вежливости»
Пояснительная записка к презентации
«Современный классный час современным детям»
Автор : Шкондина Е.И., МБОУ Грековская ООШ.
Тема «Турнир вежливости»
«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.» ( М.Сервантес)
«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям» (Ж.-Ж. Руссо).
«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой;
Пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе.»
( Ф.Бэкон)
Цель:
развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;
привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, с ровесниками и со взрослыми.
Задачи:
Развитие у учащихся чувства ответственности за свое поведение.
Воспитание уважительного отношения к окружающим.
Формирование эстетического вкуса в манерах поведения.
Оборудование: компьютер, проектор, столовые приборы, подарок в упаковке, коробка конфет, ручка, картина, книга, шарф, носовой платок, самовар, задания на листочках, «чаша» - копилка, набор реквизитов –карточек( доброта, спасибо, простите, благодарю, улыбка,до свидания, пожалуйста, извините, здравствуйте)
Слайд №1 (заголовок, музыка –фанфары)
(Объясняем цели и задачи, в копилку кладем вежливые слова и дарим копилку первоклассникам)
Слайд №2 музыкальное сопровождение
Притча о любви
Жила-была на земле девушка по имени Любовь.
Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
(слайд № 3
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет...
(слайд № 4
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, -
(слайд №5-9
Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
(слайд № 10
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы детей.)
(Звучит музыка и продолжение сказки.)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы детей.)
(слайд № 11)
Прикоснитесь ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой
( кладем в копилку первое слово – доброта)
слайд №12
2. Поэтическая игра «Словарь вежливых слов».
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого (спасибо).
-Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
-Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо).
-
-Когда нас бранят за шалости,
Говорим ( прости, пожалуйста).
- И во Франции и в Дании
На прощание говорят (до свидания).
3.Игра «Волшебный самовар»
Здесь лежат волшебные предметы с вопросами. Ответы складываем в копилку
1.Вы встретили друзей, вы пришли в школу, зашли в класс. Какое первое слово Вы должны сказать? (здравствуйте).
2.Вы шли по школьному коридору и нечаянно кого – то толкнули. Что надо сказать? (простите)
3.Кто-то вам сделал доброе дело, его вы хотите отблагодарить. Какое слово скажите? (благодарю).
4.Чтобы вам помогли, нельзя забывать одно очень доброе слово
(пожалуйста).
5.Если вы совершили нехороший поступок и чувствуете свою вину. Какое слово вы скажете? ( извините)
6.А какое слово показывает. Что вы благодарны и хорошо воспитаны – часто ли вы его говорите? (спасибо)
Слайд № 14 -15. Идем в гости
– Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: "Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне". Королева ответила: "Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов". И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.
Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам может попасться куда менее деликатный сосед по столу.
– Перейдём от теории к практике. Вы должны правильно разложить приборы на обеденном столе.
Слайд №15 Конкурс "За столом".
( Вначале собираем картинку- мозайку, как подсказку)
Предлагается разложить столовые приборы около тарелки. (Слева от тарелки положить вилку, справа нож и ложку; вилку и ложку кладут вогнутой стороной вниз).
Слайд № 16 А теперь конкурс "Ситуация".
«Подарки». На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, ручка.
Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это — к ссоре. Шарфик – подарок с благоприятным значением, сплотит и улучшит отношения. Ручка – удастся руководить другом. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.
Практическая часть: дарим подарки (упакованный и конфеты.)
Упакованный подарок нужно развернуть и обязательно поблагодарить даже если у тебя это уже есть. Конфеты нужно открыть и предложить присутствующим.
Слайд №17-19 музыкальное сопровождение
А под конец нашего классного часа я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу:
“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
- Как вы думаете, почему так ответил мудрец?
- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.
Рефлексия
Если после этого мероприятия вы стали еще добрее и вежливее , повернитесь друг к другу и улыбнитесь, и учащиеся Грековской школы тоже дарят вам свои улыбки ( песня «Улыбнись» и слайд- шоу)
( В копилку вежливых слов кладем слово – улыбка.)
И на прощание я вам говорю - до свидания ( это последнее слово в копилке).