Публикация «Творческая индивидуальность учителя на уроках русского языка и литературы»
АГАБЕКЯН К.К.
Армения, Сюникская область
Сисианская старшая школа
CREATIVE INDIVIDUALITY OF THE TEACHER IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE
AGHABEKYAN Q.Q.
Armenia, Syunik region
Sisian High School
Аннотация: в статье рассматриваются аспекты творческого подхода в педагогической деятельности. Развитие самостоятельности является важным условием подготовки подрастающего поколения к творческому труду. Современные уроки русского языка, направленные на развитие компетенций учащихся, предусматривают обязательное включение педагогов в творческий процесс. Использование различных технологий позволяет учителям в своей работе успешно применять творческий подход. Эффективность преподавания зависит от личности педагога. Умелое сочетание инноваций и ценного педагогического наследия во многом определяет плодотворность деятельности учителя.
Ключевые слова: творчество, урок русского языка и литературы, компетенция, педагогические технологии.
Annotation : the article considers aspects of the creative approach in pedagogical activity. The development of independence is an important condition for preparing the younger generation for creative work. Modern Russian language lessons aimed at developing students ' competencies provide for the mandatory inclusion of teachers in the creative process. The use of various technologies allows teachers to successfully apply a creative approach in their work. The effectiveness of teaching depends on the personality of the teacher. The skillful combination of innovations and valuable pedagogical heritage largely determines the fruitfulness of the teacher's activity.
Keywords: creativity, Russian language and literature lesson, competence, pedagogical technologies.
С принятием ФГОС главной целью школьного образования стало не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и реализации творческих способностей. И достижение этой цели, безусловно, требует от учителя творческого подхода.
Творчески работающий учитель русского языка и литературы способен на своих уроках создать оптимальные условия для формирования активной, творческой личности, способной самостоятельно приобрести новые знания и умения и успешно реализовать их на практике.
Уроки русского языка способствуют развитию креативного мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, через сотворчество и сотрудничество способствует созданию коллектива единомышленников.
Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг, и уметь говорить об этом. Именно эту задачу и призваны решать такие учебные предметы, как русский язык и литература.
Если учитель работает в направлении создания нового, то постепенно желание что-нибудь «сотворить» входит у учеников в привычку, и самые нестандартные задания не поставят в тупик, а вызовут желание выполнить их по-своему, оригинально.
Психологическая наука утверждает: каждый обладает творческим потенциалом, нужно только научиться выявлять его, развивать и использовать.
Изучение курса русского языка и литературы в школе направлено на развитие трех основных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой. Коммуникативная компетенция предполагает освоение всех видов речевой деятельности и основ культуры устной и письменной речи, умений и навыков применения языка в различных сферах и ситуациях общения, которые соответствуют опыту и особенностям учащихся на разных возрастных этапах.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция включает в себя освоение знаний о языке, общих понятий лингвистики, выдающихся филологах, усвоение норм русского литературного языка, грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие способности анализировать и оценивать языковые факты и явления, умение работать с лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция представляет собой понимание языка как «формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения». Эффективное формирование и развитие данных компетенций предусматривает обязательное включение педагогов в творческий процесс.
На уроках русского языка учителя используют различные педагогические технологии, в основе которых лежит творческий подход к преподаванию. К ним относится и технология «Педагогическая мастерская». «В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. На всех этапах работа в основном ведется в парах, группах, что помогает каждому ребенку почувствовать себя успешным. Главная установка творческой мастерской - «неуспеха» не бывает».
Технология «Педагогическая мастерская», примененная, в частности, на уроках развития речи, включает в себя следующие основные этапы:
1) индуктор (создание эмоционального настроя, мотивации к творческой деятельности);
2) деконструкцию (детальный разбор текста);
3) реконструкцию (создание своего продукта творчества, собственного текста);
4) социализацию (сравнение своей работы с работами других, проведение самокоррекции);
5) афиширование (проводимая по желанию демонстрация результатов собственного труда или результат работы в группе);
6) разрыв (новое видение предмета или явления, побуждение к поиску информации для ответов на возникающие на данном этапе вопросы),
7) рефлексию (самоанализ).
Данная технология содержит в себе творческий подход к образовательной деятельности и педагогов, и учащихся. Педагоги активно используют эту технологию на уроках русского языка, например, учащимся даются обучающие сочинения-рассуждения, изложения. Проведение уроков с применением такой технологии требует от учителя большой подготовки и работы над собой. При выполнении творческих заданий учитель выступает в роли партнера, с уважением относящегося к личности ребенка. Получение учащимися новых знаний, умений, развитие их компетенций происходит в атмосфере добра и радости, что способствует формированию положительного отношения к учению и учителю, установлению между ними доверительных отношений. Личностный рост учеников и педагогов, стремящихся к постоянному самосовершенствованию, созидательному творчеству, безусловно, является одним из основных достижений этой технологии.
Применение интерактивных технологий на уроках обеспечивает нескучное преподнесение учебного материала, развивает самостоятельность учащихся, прививает любовь к учению, познанию нового. Под технологией интерактивного обучения «можно понимать систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания детьми ситуации успеха в выполняемой деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер».
Технология интерактивного обучения состоит из следующих этапов:
1) ориентация (разработка целей игры, ее задач, формулировка проблемы, общий обзор хода игры, выдача материалов),
2) подготовка к проведению (изучение ситуации, инструкций, знакомство с правилами, обсуждение содержания и процесса игры),
3) проведение игры (самостоятельное выполнение детьми заданий, где педагог, в случае необходимости, может оказать помощь детям по их просьбе),
4) обсуждение игры (выступление экспертов, обмен мнениями, защита собственной точки зрения, формулировка выводов).
Интерактивное обучение создает благоприятные условия для выполнения педагогических задач на уроках русского языка. Различные приемы педагогической техники, например, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение», «Отсроченная отгадка», «Лови ошибку», составление с учащимися синквейнов, проведение на уроках дискуссий, дебатов, деловых игр, организация работы учеников в парах, в группах -важнейшие элементы для успешного внедрения творческого подхода в преподавании русского языка в школе.
При умелой организации учебного процесса применение проектных технологий развивает в учащихся стремление к самостоятельному получению знаний и умению применять их в практической деятельности, способствует приобретению коммуникативных умений, формированию исследовательских умений и развитию системного мышления. Выделяют следующие этапы работы над проектом:
1) целеполагание (обсуждение проблемы и выдвижение гипотезы),
2) разработка совместного плана действий по достижению цели (обсуждение и фиксация ответов учеников, рассмотрение всех предложенных вариантов),
3) практическая часть (включает в себя процесс творчества, самостоятельного поиска решения проблемных ситуаций).
Создание школьниками проектов по русскому языку способствует углубленному исследованию изучаемой проблемы, побуждает к поиску дополнительной информации, сбору материала, что развивает в них самостоятельность и любознательность.
Владение учителями русского языка представленными педагогическими технологиями, умение творчески решать различные задачи на каждом их этапе благоприятно способствует личностному росту учащихся.
Таким образом, обязательным условием реализации целей и задач современного образования является творческий характер деятельности учителя.
Творчески работающий, креативно мыслящий, постоянно расширяющий свои возможности педагог побуждает и в своих учениках развитие творческой и социальной активности, раскрытие интеллектуального потенциала, познавательной самостоятельности и т.п.
Ведь современному социуму нужен не исполнитель с шаблонным мышлением, необходима активная творческая личность, способная выдвигать и претворять в жизнь новые идеи, строить конструктивные отношения с окружающим миром, преобразовывать окружающую действительность.
Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. 144 с.
Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 156 с.
Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5-11 классы. М.: ВАКО, 2016. 208 с.
Пустовит М.Ю. Творческий подход к преподаванию русского языка в школе // Вестник науки и образования. 2019. №14-1 (68).