Презентация к уроку литературы в 9 классе «Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»

7
2
Материал опубликован 31 July 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Предварительный просмотр презентации

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»

Г. А. Гуковский: « …реалистическое новаторство ЕО… в том, что бытовой материал истолкован Пушкиным иначе, чем его предшественниками, по-новому, реалистически, то есть в качестве типического, идейно обосновывающего человека и его судьбу».

Развлечения Балы Застолье Карточная игра Бильярд Театр Жилище Описание местности «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни». День светского человека Жизнь дворянской женщины Служба и образование дворян Мода Сведения об имущественном положении дворянства XIX в. Застолье Чаепитие Ресторан А.С.Пушкин Дуэль

Имущественное положение дворян начала XIX века Владение поместьями и крепостными крестьянами – сословная привилегия дворян, мерило богатства, общественного положения и престижа. По имущественному положению дворяне различались: 1. мелкопоместные (80-100 душ), 2. среднепоместные (несколько сотен душ), 3. крупнопоместные (около1000 душ), 4. - группа помещиков (десятки и даже сотни тысяч душ), стоящие на вершине власти и жизни. Герои романа чётко охарактеризованы в отношении их имущественного положения. Тема богатства тесна связана с мотивом разорения. Слова « долги», «залог», «заимодавцы» встречаются уже в первых строках романа.

1.Имущественное положение дворян XIX в. 1. Почему столичное дворянство чаще, чем провинциальные помещики, прибегало к таким финансовым операциям, как: залоги под проценты, перезакладывание имений? 2. Поясните цитату: Служив отлично-благородно, // Долгами жил его отец, // Давал три бала ежегодно // и промотался наконец.(I,3). 3. Объясните цитату: Перед Онегиным собрался// Заимодавцев жадный полк….Евгений, тяжбы ненавидя, …Наследство предоставил им,//Довольный жребией своим,//Большой потери в том не видя ( I, 51). Поясните слова: простой продукт, жребий, франт, мот.

Воспитание и образование дворянства Для дворянина характерная фигура домашнего воспитания- гувернёр. Домашнее воспитание Государственные училища Частные пансионы Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. В 1805 г. в обеих столицах и ряде провинциальных городов были открыты военные училища в количестве «15 рот». Военное образование можно было продолжить в двух высших кадетских корпусах Петербурга. Военная служба была намного престижней штатской. Штатскими высшими учебными заведениями были университеты, при которых имелись подготовительные училища - пансионы.

Воспитание и образование дворянства Дворянке для домашнего воспитания нанимали гувернантку. Домашнее воспитание (начальные знания из истории, географии, словесности; навык рисования, пения, бытового разговора на 1-2 иностранных языках, умение танцевать, держаться в обществе) Частные пансионы (Особый предмет – светские манеры, где рассматривались типичные ситуации светского поведения.) Вырабатывался тип двойного поведения: «парадного» и «помещичьего». Смольный институт благородных девиц, Екатерининский институт – закрытые учебные заведения, которые находились под личным покровительством императрицы Марии Фёдоровны. Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Молодая женщина н. XIX в. была в значительно меньшей степени, чем мужчина, втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость.

2. Воспитание и образование дворянства Дворянин. 1.Расскажите о домашнем воспитании Евгения Онегина. Что было альтернативой домашнему воспитанию? 2. Как характеризует ЕО тот факт, что он никогда не носил военного мундира? А где служил ЕО? Дворянка. 3. Что определяло значительную часть умственного кругозора дворянской девушки? Что представляет собой «уездной барышни альбом» /по роману ЕО/? Поясните слова: гувернёр, частный пансион, светское поведение, мадригал .

Бал как светское развлечение XIX века Бал – сфера непринуждённого общения, светского отдыха; место, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили внеслужебные ценностные критерии. Танцы – важный элемент дворянского быта, организующий стержень бального вечера, они задавали тип и стиль беседы. В романе им посвящены лирические отступления, они играют большую сюжетную роль. Мазурка – центр и кульминация бала. Бал - демонстрация хорошего воспитания и роскошных нарядов, возможность выгодно отличиться и завести нужные знакомства; в условном мире светского общения - произвести впечатление, покорить сердце красавицы…

3. Бал как светское развлечение 1. Как вы понимаете слова: «Бал был областью общественного представительства, формой социальной организации…. Возникла грамматика бала, а сам он складывался в некоторое целостное театрализованное представление…»? 2. Из каких танцев состоял бал? Как характеризует ЕО тот факт, что он вошёл в бальную залу в момент, когда «толпа мазуркой занята»? 3. С какого возраста начиналось обучение танцам в дворянским семьях? Какой бальный танец Пушкин называет «однообразным и безумным»? Почему? Поясните слова: внеслужебные ценностные критерии, полонез, танцмейстер, па.

Чувство пространства, расстояний, дома и дороги, домашнего устойчивого и подвижного быта составляют важную часть внутреннего мира романа. Существенным элементом этого является способ и скорость передвижения. Малые скорости и длительность передвижений связывали образ образ России с темой дороги. В Москве ездили медленнее, чем в Петербурге. Но уже в конце XVIII в. установилась общеевропейская «щёгольская» мода очень быстрой езды по людным улицам города. Путь из Петербурга до Москвы в 1820 году преодолевали за 4,5 – 5 суток. Способ передвижения соответствовал общественному положению. Передвижение. Дорога

4. Передвижение. Дорога 1.Как в течение романа передвигается Евгений Онегин? Поясните слово в цитате: Так думал молодой повеса, // Летя в пыли на почтовых…? ( I,1) 2. Перечислите средства передвижения к.18-н.19? Поясните слова в цитате: Мы лучше поспешим на бал, // Куда стремглав в ямской карете// Уж мой Онегин поскакал? 3. Прокомментируйте тезис. Способ передвижения соответствовал общественному положению. Поясните слова в цитате: Ларина тащилась, // Боясь прогонов дорогих,// Ни на почтовых, на своих…. Поясните слова: ванька, перекладные, подорожная, фельдъегерь.

Пушкинские строки Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают; Трактиров нет. В избе холодной Высокопарный, но голодный Для виду прейскурант висит И тщетный дразнит аппетит, Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнём Российским лечат молотком Изделье лёгкое Европы, Благословляя колеи И рвы отеческой земли. Прокомментируйте иронично-точное высказывание автора о российских дорогах, обращая внимание на подчёркнутые слова. Выпишите выразительные средства из цитаты.

Выразительные средства Эпитеты: забытые /мосты/ высокопарный, голодный /прейскурант/ тщетный – ? напрасный /аппетит/ Метафоры: /прейскурант/ дразнит лечат – ? ремонтируют Перифразы: изделье лёгкое Европы – средство передвижения сельские циклопы – кузнецы Ирония: благословляя – ругая, проклиная

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Татьяна Юрьевна! Очень полезная презентация!

23 September 2019

Благодарю. Даже одно СПАСИБО воодушевляет для дальнейшей творческой работы.

7 February 2020