Мастер-класс «Творческая мастерская по изготовлению поделок новогодней тематики "Новогодние символы"»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№6»
города Череповца
Творческая мастерская по изготовлению поделок новогодней тематики.
«Новогодние символы».
Провели учителя технологии:
Шаркунова О.Б.
Мишанова А.В.
Возраст обучающихся: 12-13 лет.
2023 год.
Творческая мастерская по изготовлению поделок новогодней тематики.
«Новогодние символы».
Цель: создать поделку из солёного теста в новогодней тематики.
Задачи:
Образовательные
-сформировать знания о технике лепки из соленого теста, расширить знания об лепки изделий из соленого теста;
- Развивать
-умения организовывать рабочее место, развивать у учащихся умения работы с тестом, мелкую моторику рук; умение работать с солёным тестом, память, речь, мышление.
Воспитывать
-аккуратность в работе, трудолюбие, бережное отношение к материалу, усидчивость, терпение.
Планируемы познавательные результаты:
Личностные: научатся доводить работу до конца; аккуратно выполнять работу; стремиться к прекрасному.
Предметные: овладение технологическими приемами ручной обработки материалов — лепка из солёного теста.
Регулятивные: научатся вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные: научатся анализировать свою работу, работу одноклассников, формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование:
Для учителя: демонстрационное изделие, презентация, предметно-динамическая таблица, вода, мука, соль, кисточка, зубочистка, солёное тесто.
Для учащихся: солёное тесто, зубочистка, подкладные клеёнки, мука, салфетки.
Технологическая карта занятия.
№п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|
I.Организация класса |
1.Приветсвие -Здравствуйте, девочки и мальчики. 2.Эмоциональный настрой Вы любите Новый год? Согласитесь, что настроение приходит во время подготовки к празднику? Мы вам предлагаем создать новогодние символы. Тем самым поднять себе настроение. 3.Проверка готовности к уроку - Давайте с вами проверим, всё ли у вас есть для урока. Сегодня нам понадобится подкладные клеёнки и ваши умелые руки, остальное раздам позже. |
Приветствуют учителя.
Слушают учителя
Проверяют готовность |
Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; волевая саморегуляция.
|
|
II.Изложение нового материала.
|
1.Введение Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое - например, соленое тесто. Поделки из соленого теста легкие, прочные и очень дешевые, а слепить из него можно всё, что угодно. Если вы хоть раз в жизни видели изделие из теста, то согласитесь, что они способны вызвать улыбку, даже если у вас не очень хорошее настроение. Сделанные вручную вещи высоко ценятся в современном мире: ведь именно благодаря им, развивается творчество и воображение. Настенные украшения, забавные игрушки, детские игры, сувениры и сюрпризы-все это можно сделать из соленого теста
История возникновения соленого теста Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Потом, в Вавилоне, появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепешкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных и затем приносили их в жертву. Так из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия, которыми стали украшать различные религиозные фигурки из народных сказаний. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали для преклонения перед своими божествами фигурки из теста. В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста. В России на Рождество в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях пекли из пшеничного теста «коровок», «бычков», «петушков», «свинок», «козочек» в знак того, чтобы на дворе было побольше «животинки». Эти печенья дарили родным, соседям, украшали окна. Чтобы сохранить их от насекомых и поедания их мышами, в тесто добавляли большое количество соли - так возникло соленое тесто. 2.Сообщение темы урока Что для вас является символами Нового Года? Молодцы. И сегодня мы будем делать новогодние игрушки в виде варежек и колокольчиков. 3.Показ и анализ образца -Давайте вместе рассмотрим, какая поделка из солёного теста у вас сегодня получится. -Какую форму имеют игрушки? -Посмотрите, как украшена каждая игрушка? -Где можно использовать эту поделку?
|
Из теста
Мука
Соль
воды
Ёлка, мандарины, Дед Мороз, колокольчики, новогодние игрушки.
Форма варежки и колокольчика Нанесён зимний узор Повесить на ёлку, подарить кому-то
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Позновательные: подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; приобретать новые знания в процессе рассуждений и обсуждений.
Коммуникативные: формулировать свои мысли учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; слушать других, уважительно относиться к позиции другого;
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
|
|
|
4.Инструктаж по правилам безопасной работы Правила безопасной работы с солёным тестом: -Сейчас давайте прочитаем правила безопасной работы с солёным тестом на слайде -Не пробовать тесто на вкус - Не трогать глаза руками -Соблюдать порядок на рабочем месте -Работать надо на доске для лепки -Аккуратно работать пластмассовым ножом – стекой. -После работы нужно вымыть руки с мылом |
Читают правила |
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; критично относиться к своей работе на уроке. Познавательные: Сопоставлять информацию, полученную на уроках. |
|
III.Совместная творческая деятельность
|
-Вы предварительно подготовили тесто для работы (Приложение №1) -Положите клеёнку перед собой. -На неё насыпьте немного (щепотку) муки, чтобы солёное тесто не прилипало. - На доске для лепки раскатываем тесто. - На листе бумаги рисуем шаблон рукавички и колокольчика. - Вырезаем. - Прикладываем шаблон, и, используя стек, вырезаем по контуру. - Делаем опушку на рукавичке. -Делаем отверстие. - Ждем, пока поделка высохнет, и приступаем к раскрашиванию. -Наносим зимний узор. - Оставляем сохнуть, после чего покрываем лаком. -Завязываем ленточку или шпагат. |
Выполняют работу |
Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Личностные Формирование новых учебных действий и приобретений новых знаний. |
|
IV.Анализ и оценка выполненной работы. |
1.Выставка лучших работ. -Я попрошу выйти к доске тех, кому говорила. -Чья работа вам понравилась больше всех? -Почему? 2.Рефлексия. - Если вам понравилось выполнять игрушки в данной технике, и вы узнали что-то новое, выскажитесь. Объясните в чём было затруднение. -В вашем классе есть ребята, которые состоят в волонтёрском сообществе «Импульс». И скоро мы направимся в детский дом для проведения новогоднего праздника. Мы вам предлагаем создать дома ещё несколько игрушек из солёного теста, которые мы подарим ребятам из детского дома. 3.Уборка рабочего места. -Все помогаем нам собрать раздаточный материал. Не забудьте помыть и руки с мылом на перемене, протрите рабочее место салфеткой. До свидания. |
Оценивают и анализируют выполненные работы. Размышляют и отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задание. Убирают свои рабочие места.
|
Личностные: нравственно- эстетическая оценка своих работ.
Регулятивные:- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
|
Приложение №1
Для теста нам понадобится:
1 стакан с горкой – муки,
1 стакан – соли,
0,5 стакана – вод,
1 ст. ложка – масла.
Мука нужна пшеничная, самая обычная, без разрыхлителей, красителей и прочих добавок. Соль - "Экстра". Вода - обыкновенная холодная.
Как сделать соленое тесто: перемешайте муку и соль, добавьте воду, замесите тесто. Степень готовности соленого теста можно определить только руками. Если тесто крошится, добавьте воды. Если оно, наоборот, слишком хорошо тянется и липнет к рукам, значит воды много, и нужно подсыпать немного муки. Скатайте шарик, сделайте в нем пальцем несколько углублений. Если тесто не расплывается и держит форму, значит оно готово. В процессе замешивания рекомендуется добавить растительное масло. Теперь тесто не будет липнуть к рукам, быстро пересыхать и покрываться корочкой во время работы.
Однако следует помнить, что лучшее – враг хорошего!
Если масла много, тесто будет пачкаться, и конечная сушка может затянуться очень надолго.
Ну вот, тесто готово, теперь можно переходить непосредственно к процессу лепки из соленого теста.
Для поделки нам понадобится: рабочая поверхность, стек (нож для пластилина), разнообразные формочки.
Для окрашивания поделки:
Клей ПВА с гуашью (или лак для ногтей, ленточка любого цвета, кисточки, салфетки, блестки и любые другие украшение какие вы захотите.
Чтобы игрушки можно было повесить на елку, надо сделать отверстия - для этого можно продеть толстую нитку в будущие елочные украшения пока они еще не затвердели. Можно поступить по-другому - вставить на место будущих отверстий кусочки спичек и убрать их, когда наши елочные украшения высохнут.
Приложение № 2