Урок в 6 классе «Портрет музыки и живописи»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ДЛЯ 6 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
Тема урока: «Портрет музыки и живописи».
Тип урока: теоретический
Вид урока: погружение в новую тему;
Задачи:
Образовательная: формирование восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки;
Воспитательная: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры;
Развивающая: развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
Ход урока |
Частные задачи |
Методы |
Сценарий урока |
Приветствие |
Создание атмосферы урока |
У.: Добрый день класс! Уч.: Здравствуйте! |
|
Организационный момент. Определение новой темы посредством игры |
Приветствие учителя и учеников Проверка домашнего задания Назвать тему урока Анализ литературного произведения |
Метод музыкальных обобщений Метод проблемного изложения материала |
У.: Ну что, сегодня наступил еще один прекрасный день и еще один интересный урок для вас. Начнем с проверки домашнего задания. Предыдущая тема урока была «Песня-романс. Мир чарующих звуков». Открываем тетради (педагог проверяет готовность домашнего задания). У.: Хорошо. Те, кто не справился, задание остается на следующий урок. А теперь давайте начнем с того что вам предстоит отгадать тему урока. Она состоит из трех слов и вот первое задание: вы должны как можно внимательнее прослушать стихотворение и ответить, о чем оно. «Под сенью звезд, под вальс Шопена, В прозрачном мире тишины, Взлететь с мелодией за стены, Коснувшись неба и луны. Ловить комету жадным взглядом И слушать дальние миры, И ощутить бескрайность рядом Под звук божественной игры…» И кто же мне ответит, о чем это стихотворение? Уч.: о музыке! У.: верно ребята, молодцы, итак, наше первое слово – это музыка. Следующим заданием, вам предстоит выбрать из всех прозвучавших фамилий лишнюю. Слушаем внимательно: «Варламов, Кабалевский, Федотов, Лист, Григ». Какая из фамилий здесь лишняя? Уч.: Федотов! У.: Молодцы! А почему, кто мне скажет? Уч.: потому что все остальные фамилии - это композиторы. У.: хорошо, а кто же тогда такой Павел Андреевич Федотов? Не знаете? Это великий русский живописец. Запомните эту фамилию, и второе слово у нас – это живопись! Слушайте третье задание, вам нужно отгадать загадку: «Угрюм частенько, порою светел он бывает, он чей-то прадед, может дед, со стен застывший взор бросает» Что это ребята? Уч.: портрет! У.: Какие умнички! Совершенно верно! И таким образом темой нашего урока сегодня является «Портрет музыки и живописи». Ребята, скажите мне, что же такое искусство? Назовите мне виды искусства. Уч.: искусство – это выражение человеческих эмоций, деятельность человека, проявляющаяся в творчестве. Виды искусства это ИЗО, архитектура, кино, портрет, театр и т.д. У.: Очень хорошо, молодцы! Все верно! А к какому виду искусства вы бы отнесли портрет? И что это вообще такое «портрет»? Уч.: портрет - это изображение человека не в полный рост, портрет можно отнести к такому виду искусства как ИЗО У: Великолепно, молодцы! А скажите мне пожалуйста, что нам передает портрет? Уч.: эмоции, чувства, человеческие переживания, тревогу, скорбь, радость, тоску У.: Очень хорошо, ребята. Мы с вами разобрались что такое портрет, а также что автор передает с помощью этого жанра. Тогда еще один вопрос, а можно ли описать портрет музыки? Как вы думаете? И что он будет нести в себе? Уч.: конечно, он передает настроение, то чем живет композитор, что он чувствует и его отношение к жизни. У.: Совершенно верно, ребята, очень хороший ответ. |
Введение нового материала Слушание Ф. Шопен «Револю- ционный этюд» Описание картины «Охота» П.А Федотов |
Познаватель- ная деятельность Творческая деятельность |
Метод наглядно-слуховой; эмоциональной драматургии; Метод содержатель-ного анализа инструмен-тального произведения Метод наглядно-образный, наглядно-практический |
У.: Давайте сейчас попробуем описать портрет музыки замечательного польского композитора Ф. Шопена. Я не буду вам говорить название произведения, попробуте сами определить его и еще постарайтесь как можно глубже описать то, что хотел передать композитор этой музыкой, какие чувства он испытывал, когда создавал такой шедевр (слушание). Итак, ребята, кто расскажет мне о своих впечатлениях о данном произведении? Уч.: она решительная, смелая, тревожная, твердая, настойчивая, упорная, стремительная, взволнованная и т.п. У.: Отлично! А тогда скажите мне, какое же название подходит к этому произведению? Уч.: похожий на что-то тревожное, страшное… У.: похожа эта музыка на бунт, восстание людей? Уч.: да! У.: Верно! Это произведение называется «Революционный этюд». Как вы думаете, откуда появилось желание у композитора для написания такой музыки? Уч.: наверное, это происходило вокруг него… У.: Да, ребята, в Польше происходили восстания людей, шла борьба за жизнь. Фредерик Шопен, живя в другой стране, испытывая глубокое понимание и отчаяние, выразил все свои чувства в музыкальном произведении. Глубокая, трагичная и душераздирающая музыка, давайте еще раз прослушаем ее. А теперь вам предстоит еще более интересное и занимательное задание. Мы с вами поделимся на 2 команды и посоревнуемся, какая команда напишет больше всего слов, характеризующих данную картину (не показываю). Какая команда напишет большее количество слов, та и победила. У вас есть 5 минут и время пошло! Итак, на счет 3 все заканчивают писать. Все, время вышло, подсчитываем результаты и побеждает команда номер 1! Ура! Ну ребята, давайте дадим шанс второй команде. Я задам им еще один вопрос и если они не отвечают, то остаются проигравшими, а если отвечают – побеждает дружба! Итак, вопрос: назовите мне 4 любые фамилии художников. Уч.: Айвазовский, Шишкин, Репин, Левитан, Рубенс и т.д. У.: Умники ребята, я вас поздравляю, у нас победила дружба, давайте поаплодируем друг другу! |
Слушание романса на слова Марины Цветаевой, муз. Микаэла Травердиева «Мне нравится» |
Душевно-нравственное воспитание |
Метод наглядно-слуховой эмоциональной драматургии |
Уч.: И, напоследок, я бы хотела вам сделать небольшой сюрприз, исполнить романс на замечательном инструменте - гитаре, это будет самым лучшим дополнением к нашей сегодняшней теме и следующий урок мы начнем именно с романса (звучит романс в исполнении педагога) |
Подведение итога урока |
Краткий обзор пройденного материала |
Метод музыкальных обобщений |
У.: наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали и запомнили? Уч.: у нас была новая тема «Портрет музыки и живописи», мы разобрались что такое портрет, что такое искусство, какие виды искусства бывают, что описывает портрет и портрет музыки. Прослушали Революционный этюд Фридерика Шопена и характеризовали картину «Охота» П.А Федотова. Узнали что такое романс, прослушали «Мне кажется» Травердиева. У.: Молодцы, очень хорошо. |
Запись домашнего задания |
У.: запишем домашнее задание. Оно очень увлекательное и интересное: прослушайте любой романс русского автора и опишите его портрет. На следующий урок начнем с домашнего задания. Спасибо за урок, до свидания! Уч.: до свидания! |
Вывод: данный урок способствовал знакомству учащихся с жанром портретной живописи, ознакомил с именем великого художника П.А. Федотова, приблизил к творчеству польского композитора Ф. Шопена. Учащиеся давали характеристику различным жанрам как музыки, так и изобразительного искусства, активно принимали участие в игровой деятельности, задавали вопросы и давали развернутые полноценные ответы. Во время урока у детей формировалось восприятие музыкально-художественного образа, в них воспитывался человек высокой культуры. Также происходило развитие у учащихся творческих способностей, музыкального вкуса и духовных потребностей.