Урок музыки в 5 классе на тему «Музыкальная живопись и живописная музыка»

2
0
Материал опубликован 6 November 2017 в группе

Урок музыки в 5 классе

«Музыкальная живопись

и живописная музыка»

 

Составитель:

учитель музыки

МБОУ СОШ №17

«Юнармеец» СПО №2

г. Мичуринска

Стрельникова И. В.

Мичуринск - 2017

Тема: Музыкальная живопись и живописная музыка.

Цель: сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства через творчество композиторов и художников.

Задачи: -
Предметные:

- познакомить обучающихся с творчеством Тамбовских и Мичуринских деятелей искусств;

- углубить знания детей о связи искусств;

- определить общность музыки и живописи в образном выражении состояния души человека;

- сопоставить произведения музыки и живописи, выявить общее и различное в этих произведениях;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- расширить и углубить представления обучающихся о многогранных связях музыки и живописи.

- развивать эмоции, фантазии воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений.

Коммуникативные УУД:

- анализировать содержание, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;

- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- учиться критично относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- уметь работать в команде.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- определять цель учебной деятельности;

- осуществлять поэтапный контроль действий;

- выдвигать версии решения проблемы;

- осознавать конечный результат.

Личностные УУД:

- расширить музыкальный и общий кругозор;

- развивать речь учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса новыми музыкальными понятиями);

- формировать позитивную самооценку на основе успешной учебной деятельности; - развивать умение анализировать, систематизировать, делать выводы;

- развивать образное и ассоциативное мышление, фантазию, творческое воображение на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

Объяснительно-иллюстративный.

Прием сопоставления с другими видами  искусств.

Словесно-индуктивный (беседа).

Наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждение к сопереживанию).

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, фортепиано, сборник стихов В. Бриллиантовой «Времена года».

Музыкальный материал: Чайковский П.И. «Времена года». Апрель.

Русская народная песня «Вот уж зимушка проходит…».

Рахманинов С.В. «Весенние воды».

Шишкарев В.В. «К нам пришла весна».

Литературный материал: Семернин В. «Мелодия весны».

Бриллиантова В. «Луч теплый…».

Художественный материал: репродукции картин Э.С. Кушелевского «Один раз в год сады цветут», А.М. Герасимова «И.В. Мичурин в цветущем саду», «Весна».

Ход урока:

У.: Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы - рождаются из единого источника. Источник этот – сама жизнь.

Природа - часть нашей жизни, а мы неотъемлемая часть ее целого. Мы – дети природы. Наша душа всегда тянется к просторам, красотам русской природы. (Слайд 1).

Истинно русский человек, глубоко прочувствовавший переживания самой природы и сопоставивший их со своими чувствами, обязательно сумеет передать это глубоким, простым и понятным языком.

Людей творческих природа вдохновляет на создание художественных произведений, а многие создают настоящие шедевры. И так было во все времена...

Вадим Семернин «Мелодия весны»:

На вербе почки соком

Набухли как шмели.

Конем ступило солнце

На краешек земли.

Ручей в весну впадает,

И скворушка для нас

На ветке распевает

С утра – один романс.

Звучит мелодия весны!

Поет нестройный птичий хор.

И машет палочкой сосны

Беспечный ветер – дирижер.

У.: - Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении?

Д.: - Это время года весна. (Слайд 2)

У.: - Что вы ощущаете с приходом весны? Как действует на вас капель, весеннее солнце, голубое высокое небо, весенняя гроза?

Д.: - Яркая и тёплая весна пробудила и украсила природу, подарила людям надежду, мечту, радостное весеннее настроение.

У.: - Русский композитор Петр Ильич Чайковский (Слайд 3) бывавший в селе Усове Кирсановского уезда Тамбовской губернии (ныне Бондарский район Тамбовской области) в период с 1871 по 1876 год до самозабвения любил русскую природу. Вдохновенный рассказ о русской жизни, о природе, о тех чувствах, которые природа вызывает у человека, П.И. Чайковский выразил в фортепианном цикле «Времена года».

Особенно правдиво отбразил Чайковский настроение, связанное с приходом весны. Это время года сам композитор любил какой-то особой восторженной любовью. Весеннее пробуждение природы показано в пьесах «Песня жаворонка» (Март), «Подснежник» (Апрель), «Белые ночи» (Май).

Слушание музыкального произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года». «Апрель. Подснежник»

У.: - Как звучит мелодия этого произведения?

Д.: - Мелодия звучит очень нежно и душевно.

У.: - Образ этого нежного маленького цветочка композитор стремиться создать, передавая взволнованно-радостные чувства, которые охватывают человека, внезапно увидевшего среди талого снега скромный цветок – первый вестник пробуждения природы. (Слайд 4)

У.: Какими выразительными средствами передал композитор красоту весенней природы?

Какими изобразительными средствами может воспользоваться художник, чтобы написать картину весенней природы?

Задание:

Группа «Композиторы»: спокойный, размеренный темп; негромкая динамика; мелодия плавная, напевная, лирическая;

Группа «Художники»: создать художественный образ музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года». «Апрель. Подснежник».

У.: Между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны. Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?

Д.: Рассматривая произведения изобразительного искусства можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.

У.: Тема нашего урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка». (Слайд 5)

Мы постараемся определить общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека.

...Д.Б. Кабалевский писал:

«живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины; а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами, а можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

У.: Уроженец города Мичуринска художник Эдуард Станиславович Кушелевский - незаурядный, разностороннего таланта человек, учитель и поэт. (Слайд 6)

Во всех сферах своей многогранной творческой деятельности Эдуард Станиславович всегда умеет добиваться самых высоких результатов. Но одному жанру художественного творчества он остался особенно верен - это живопись.

Репродукция картины Э. С. Кушелевского «Один раз в год сады цветут» (2009) (Слайд 7).

Задание:

Группа «Художники»: описать картину Э. С. Кушелевского «Один раз в год сады цветут».

Группа «Композиторы»: определить средства музыкальной выразительности к репродукции картины Э. С. Кушелевского «Один раз в год сады цветут».

У.: Александр Михайлович Гера́симов (1881—1963) — знаменитый советский живописец-реалист. Первый президент Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. Родился 19 (31) июля 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск Тамбовской области) в купеческой семье. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. (Слайд 8)

Репродукция картин А. М. Герасимова «И. В. Мичурин в цветущем саду», «Весна».

(Слайд 9, 10)

В городе Мичуринске Тамбовской области находится мемориально-художественный музей-усадьба А.М. Герасимова - уникальный комплекс, сохранивший архитектурный облик городской купеческой усадьбы конца XIX - начала ХХ века. (Слайд 11)

На территории музея - усадьбы сохранился двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1886 году отцом художника, Михаилом Сафроновичем Герасимовым.

В этом доме А.М. Герасимов провел свои детские и юношеские годы и жил здесь вместе со своей семьей после революции, с 1918 по 1925 год.

В 2011 году исполняется 65 лет со дня рождения художника.

Признаки весны можно не только увидеть, но и услышать и даже озвучить голосом.

Ребята исполняют распевку, изображающую голоса птиц (чик–чи–рик),

насекомых (жу-жу-жу),

журчание ручья (жур-жур-жур),

тающие сосульки (кап-кап-кап).

У.: - Весна в полном разгаре, но чтобы она была доброй к людям, плодородной, с давних времен люди пели для нее заклички. Давайте и мы задобрим весну, исполнив русскую народную песню-закличку. (Слайд 12)

Исполнение песни-заклички «Вот уж зимушка проходит…»

в хороводе без музыкального сопровождения.

1.Вот уж зимушка проходит,

Белоснежная проходит.

Люли, люли проходит,

Люли, люли проходит.

2.Снег и холод прочь уводит,

Весну красную приводит.

Люли, люли приводит,

Люли, люли приводит.

3.Встает солнышко пораньше,

Светит красное подольше.

Люли, люли подольше,

Люли, люли подольше.

4.Теплый луч на снег бросает,

От него снежок растает.

Люли, люли растает,

Люли, люли растает.

5.Почернеет на дорожках,

Побежит ручьем в канавках.

Люли, люли в канавках,

Люли, люли в канавках.

У.: - Маленькие весенние ручейки, стекаясь вместе, превращаются в бурную реку, ломающую остатки льда и стремительно несущуюся вперед.

Такую картину изобразил в своем романсе «Весенние воды» русский композитор С.В. Рахманинов на стихи русского поэта Ф. Тютчева. (Слайд 13)

 

Романс – это музыкальное вокальное произведение для одного голоса с сопровождением, в котором сопровождение помогает полнее раскрыть содержание.

Слушание романса «Весенние воды» С. В. Рахманинова.

Задание:

Группа «Композиторы»: определить средства музыкальной выразительности произведения; характер музыки: ярко, величественно, торжественно, бурлит стремительным весенним потоком.

Группа «Художники»: создать художественный образ музыки С. В. Рахманинова «Весенние воды».

У.: С. В. Рахманинов – русский композитор, пианист, дирижер прославил наш тамбовский край. С 1890 по 1917 годы он проживал в селе Ивановка Тамбовской губернии (Уваровский район Тамбовской области). (Слайд 14)

В настоящее время в Ивановке не просто Дом-музей, бывший филиалом областного краеведческого музея, а Музей-усадьба Сергея Васильевича Рахманинова - с концертным залом, богатыми фондами, ухоженной территорией. Здесь ежегодно бывают с экскурсиями до 10 тысяч человек, проводятся музыкальные фестивали и мастер-классы.

У.: На Тамбовщине живет много талантливых людей, которые любят свой родной край, русскую природу. Среди них замечательная мичуринская поэтесса Валентина Бриллиантова (сборник стихов «Времена года»).

Послушайте стихотворение о весне «Луч теплый…».

Луч теплый с высоты безбрежной

На еще голый куст упал.

Из-под листа пролесок нежный

Свою головку показал.

Ты посмотри на ту полянку –

Слышь, жаворонок спозаранку

Весне и солнцу гимн поет.

У.: - Что такое гимн?

Д.: - Гимн – это торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо.

У.: - Сейчас мы исполним гимн Весне.

Стоя исполняется песня В. Шишкарева «К нам пришла весна!» (Слайд 15)

1. К нам пришла весна

К нам пришла весна!

К нам пришла весна!

Вмиг улетели

Вьюги-метели.

 

К нам пришла весна!

К нам пришла весна,

Всех пробуждая от сна.

Припев:

Колокольчики звенят:

Динь-дон,

Колокольчики звенят:

Динь-дон.

Всюду слышится

Капели звон,

Всюду слышится

Капели звон:

Динь-дон, динь-дон, динь-дон,

Динь-дон, динь-дон, динь-дон.

2. К нам пришла весна!

К нам пришла весна!

Первый цветочек,

Теплый денечек!

К нам пришла весна!

К нам пришла весна,

Всех пробуждая от сна.

Припев.

3. К нам пришла весна!

К нам пришла весна!

Сколько букашек,

Бабочек, пташек!

К нам пришла весна!

К нам пришла весна,

Всех пробуждая от сна.

Припев.

Задание:

Проиллюстрируйте фрагмент песни В. Шишкарева «К нам пришла весна!», придав рисунку настроение музыки (звонко, радостно, празднично, ярко, восторженно, приподнято).

(Слайд 16)

Итог. Рефлексия.

У.: - Природа щедро дарит чудеса и требует взамен труда и удивленья, но не всем дано увидеть эти чудеса. Для этого нужно трудиться душой и сердцем.

Я хочу отметить, что каждый из вас сегодня был настоящим своеобразным творцом, вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть каждого произведения.

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Приглядывайтесь к родникам –

Ничто не повториться.

За мигом – миг, за шагом – шаг

Впадайте в изумленье.

Всё будет так, и всё не так через одно мгновенье.

Презентация к уроку "Музыкальная живопись и живописная "
PPT / 7.6 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.