12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Балабанова Татьяна Борисовна52
btb12.ucoz.ru Буду рада видеть коллег на своём сайте.
Россия, Краснодарский край, село Белая Глина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени первого Героя Советского Союза А. В. Ляпидевского Белоглинского района»



 


Цели:

образовательная: дать определение «музыкальный пейзаж», познакомить с лирико-созерцательными произведениями С.В. Рахманинова.

Развивающая: развивать умение анализировать, способность вслушиваться, сравнивать художественные образы

Воспитательная: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, восприятие красоты родного края.

Тип урока: урок углубления в тему

Методы: наглядно-слуховой, словесный, поисковый, аналитический

Вид: интегрированный

Оборудование: репродукции картин И.Левитана, романсы «Весенние воды», «Сирень», «Вокализ» С. В. Рахманинова, компьютер, экспресс-информация.

Ход урока

Слайд № 1

Организационный момент.

Индукция

Учитель: Здравствуйте, меня зовут Татьяна Борисовна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки. Что необычного вы заметили у себя на столах? Как вы думаете, почему я поставила на каждый стол маленький букетик?

Слайд № 2

Давайте произнесем слово весна все вместе. Что вам слышится в этом слове? (Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года.)

Какие приметы весны?

-Весна-победа солнца и света.

- Весна- это победа воды, это весенний разлив.

- Весна – это победа зелени.

А чем пахнет весна?

- Талым снегом, первой водой, цветами.

У нас у всех улучшилось настроение, мы почувствовали настоящую весну.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир природы, понаблюдаем за неповторимой красотой природы России, а помогут нам в этом «музыкальные пейзажи» Сергея Васильевича Рахманинова.

Слайд № 3

Итак, тема нашего урока "Картины музыки и природы"

Мы сегодня ответим на вопросы. Что такое «музыкальный пейзаж»? И можно ли услышать живопись?

Учитель: Итак, приступим к работе. За каждый правильный ответ вы будете получать маленький цветочек, и тот, кто соберет к концу урока самый большой букет, станет королем или королевой Весны.

Работа с опорными конспектами.

-Начнем мы наш урок с повторения музыкальной грамоты. У вас на столах лежат музыкальные словари, в них записаны правила, которые понадобятся нам сегодня на уроке. Повторите их, пожалуйста, и расскажите друг другу.

4. Фронтальный опрос

- Что такое мелодия?

- Что такое темп?

- Что такое лад?

Мы сегодня окунёмся в удивительный мир Сергея Васильевича Рахманинова. Я приглашаю вас на прогулку по любимым уголкам природы знаменитого русского композитора и пианиста.

Слайд № 4

Рассказ о композиторе

Великий композитор появился на свет в 1873 году в небогатой дворянской семье, проживавшей в Новгородской губернии. Родители Сергея обладали музыкальными способностями, любили музыку и посвящали ей значительную часть своего досуга. Мать Сергея начала заниматься с сыном музыкой, когда тому исполнилось четыре года. Он успешно закончил консерваторию, много выступал с концертами. В 1917 г. положение в стране обострилось, и композитор, воспользовавшись приглашением на гастроли в Стокгольм, выехал 15 декабря за границу. Он не предполагал, что покидает Россию навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.
5 февраля 1943 г. состоялся последний концерт великого музыканта.

«…он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев:

Её дожди, крыльцо под белым снегом,  и осень рыжую с кочующим багрянцем…» М.Румянцев.

Слайд № 5

Работа с романсом «Весенние воды»

Перед вами берег реки.

- Это картина русского художника Исаака Левитана. Скажите, что на ней изображено?

- Какие краски использует художник, изображая раннюю весну?

А сейчас послушайте, как композитор воспел пробуждение природы в романсе “Весенние воды” на слова Ф. Тютчева. Возьмите в руки словарь эмоций и скажите после прослушивания, созвучен ли романс «Весенние воды» картине И. Левитана «Ранняя весна»?

Слайд № 6

Какую природу показал в этом произведении композитор?

( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна;

  - всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)

. – В чём вы это услышали?

( в фортепианном сопровождении)

Каким настроением наполнена эта музыка?

( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее)

– Что можно увидеть, слушая эту музыку?

( образ стремительных безудержных  юных сил весны)

Слайд № 7

– Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Перед вами 2 стихотворения, выберите то, которое созвучно с картиной И. Левитана «Ранняя весна» и романсом С. Рахманинова «Весенние воды».

- Найдите в стихотворении слова, которыми можно описать мелодию романса «Весенние воды» и картину «Ранняя весна».

Слайд № 8

Художник, поэт и композитор в разных произведениях искусства – воспели красоту русской природы. Мы внимательно всматривались в картину, вслушивались в стихи, и вместе услышали звучавшую в них музыку.

Слайд № 9

6.Работа над романсом «Сирень»

Прогуливаясь весной, мы обязательно обращаем внимание на цветы.

-А у вас есть цветок, который ассоциируется с родными местами или чем-то особо выделяется среди других цветов?

Ответ учащихся. Одуванчик, растущий целой поляной перед домом, белая ромашка, сирень, которая каждой весной дарит свое цветное великолепие.

А почему они любимые?

Слайд № 10

А вот у Сергея Васильевича Рахманинова судьба - сложилась так, что долгое время ему пришлось жить вдали от родины. Вспоминая Россию, он всегда представлял себе сирень.

И мы с вами заглянем в прекрасный музыкальный сиреневый сад Рахманинова. Лиловые гроздья, гибкие стебли и благоухание сирени всегда очаровывали композитора.

...В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Мне кажется тучей огромной.
А сколько надежды и солнца
Таится в букете лиловым,
Чуть-чуть лишь под ветром качнется
И льется дождем лепестковым.
(С. Красиков из книги “Легенды о цветах”)

Ее скромная и благоуханная цветущая ветвь была для музыканта символом родной земли, это знали его поклонники, после каждого концерта он получал от почитателей букет белоснежной сирени.

Сейчас мы познакомимся с одним из самых известных романсов Рахманинова «Сирень».

- Давайте обратимся к музыкальному словарю и вспомним, что такое романс?

Давайте вместе с композитором войдем в просыпающийся сиреневый сад. Представьте себе, что ранним майским утром мы выбежали в свежий, еще сонный сад. Солнечные лучи чуть-чуть притронулись ладошками к влажным от ночной росы сиреневым кустам.

Слайд № 11-19

- Прислушайтесь к музыке. Каковы звуки музыкального сиреневого сада?

Слушание романса «Сирень».

Ответы учащихся. Музыка нежная, проникновенная, мечтательная, одухотворенная, поэтическая. Фактура прозрачная и хрупкая, легкая и воздушная. Интонации мягкие.

По словам Б. Асафьева это – настоящий портрет майского сада, в котором автору удалось передать чувства, вызванные возрождением природы и человека. Музыка напоена утренним покоем, ожиданием чего-то светлого.

- Мы познакомились с романсом «Сирень», скажите, а вы знакомы ли вы с картинами о сирени?

Слайд № 20

П. Кончаловский “Сирень”.

-Какие краски использует художник, изображая сирень на холсте?

-Почему оба: и композитор, и художник обратились к сирени?

Вот так каждый по-своему художник и композитор выразили свою любовь к искусству и любовь природе, которые являются очень близкими и родственными чувствами.

7.Работа над «Вокализом»

Ребята, давайте посмотрим, что находится за сиреневым садом.

Слайд № 21

- Что необычного в этом пейзаже? На улице весна, яркие краски, а пейзаж?

(он черно-белый)

Давайте вместе с вами наполним красками эту картину, а поможет нам музыка С. В. Рахманинова.

Слайд № 22

Закройте глаза и подумайте, если бы вы были художниками, какими красками вы бы наполнили эту картину?

Слушание «Вокализа»

- Какими цветами вам бы хотелось наполнить эту картину?

Слайд № 23

Давайте посмотрим, что у нас получилось?

Слушая это произведение, вам хочется смеяться, радоваться?

(Нет, грусть, но светлая, как воспоминание о чем-то хорошем, чего в жизни уже не будет никогда).

- Это песня? (Нет).

- Но ведь была спета? (Вокализ).

- Посмотрите в музыкальные словари, что такое вокализ?

Слайд № 24

Пейзажи Рахманинова подслушаны чуткой душой музыканта и впитаны из всего любимого им русского окружения. Его музыка обладает изобразительностью. С помощью внутреннего зрения мы можем представить то, о чём нам рассказывает композитор.

Здесь мало увидеть,

здесь надо всмотреться,

чтоб ясной любовью

наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

здесь вслушаться нужно,

чтоб в душу созвучья

нахлынули дружно.

10. Итог урока.

Сегодня на уроке мы с вами окунулись в удивительный мир музыки и живописи, давайте подведем итоги урока.

- С произведениями, какого композитора мы с вами сегодня познакомились?

- Так что же такое «музыкальный пейзаж»?

- Можем ли мы услышать живопись?

- Что вы знали, когда пришли на урок?

- А что новое для себя открыли?

Подсчитаем наши цветы. Итак, королевой весны стала…

Слайд № 25

11.Домашнее задание:

Дома нарисуйте в тетради свой любимый уголок природы.

Я пожелаю вам: пусть рядом с вами всегда будут хорошая музыка, хорошая поэзия или проза, хорошие картины, чтобы вы, вслушиваясь, вчитываясь, всматриваясь в произведения искусства, глубже познавали жизнь. 

 

Опубликовано

Комментарии (1)

Балабанова Татьяна Борисовна, 28.04.16 в 22:23 0 Ответить Пожаловаться
Уважаемые коллеги, пожалуйста, если вы пользуетесь моими разработками, не забывайте делать ссылку на авторство. Очень неприятно видеть СВОЙ урок, подписанный другим именем и выложенным в социальных сетях, это очень некрасиво и уж точно не заслуживает уважения. Благодарю за понимание.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.