Картины природы и музыки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 имени первого Героя Советского Союза А. В. Ляпидевского Белоглинского района»
Цели:
образовательная: дать определение «музыкальный пейзаж», познакомить с лирико-созерцательными произведениями С.В. Рахманинова.
Развивающая: развивать умение анализировать, способность вслушиваться, сравнивать художественные образы
Воспитательная: воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, восприятие красоты родного края.
Тип урока: урок углубления в тему
Методы: наглядно-слуховой, словесный, поисковый, аналитический
Вид: интегрированный
Оборудование: репродукции картин И.Левитана, романсы «Весенние воды», «Сирень», «Вокализ» С. В. Рахманинова, компьютер, экспресс-информация.
Ход урока
Слайд № 1
Организационный момент.
Индукция
Учитель: Здравствуйте, меня зовут Татьяна Борисовна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки. Что необычного вы заметили у себя на столах? Как вы думаете, почему я поставила на каждый стол маленький букетик?
Слайд № 2
Давайте произнесем слово весна все вместе. Что вам слышится в этом слове? (Что-то обновляющее, очищающее, ведь весна – это утро года.)
Какие приметы весны?
-Весна-победа солнца и света.
- Весна- это победа воды, это весенний разлив.
- Весна – это победа зелени.
А чем пахнет весна?
- Талым снегом, первой водой, цветами.
У нас у всех улучшилось настроение, мы почувствовали настоящую весну.
Сегодня мы отправимся в удивительный мир природы, понаблюдаем за неповторимой красотой природы России, а помогут нам в этом «музыкальные пейзажи» Сергея Васильевича Рахманинова.
Слайд № 3
Итак, тема нашего урока "Картины музыки и природы"
Мы сегодня ответим на вопросы. Что такое «музыкальный пейзаж»? И можно ли услышать живопись?
Учитель: Итак, приступим к работе. За каждый правильный ответ вы будете получать маленький цветочек, и тот, кто соберет к концу урока самый большой букет, станет королем или королевой Весны.
Работа с опорными конспектами.
-Начнем мы наш урок с повторения музыкальной грамоты. У вас на столах лежат музыкальные словари, в них записаны правила, которые понадобятся нам сегодня на уроке. Повторите их, пожалуйста, и расскажите друг другу.
4. Фронтальный опрос
- Что такое мелодия?
- Что такое темп?
- Что такое лад?
Мы сегодня окунёмся в удивительный мир Сергея Васильевича Рахманинова. Я приглашаю вас на прогулку по любимым уголкам природы знаменитого русского композитора и пианиста.
Слайд № 4
Рассказ о композиторе
Великий композитор появился на свет в 1873 году в небогатой дворянской семье, проживавшей в Новгородской губернии. Родители Сергея обладали музыкальными способностями, любили музыку и посвящали ей значительную часть своего досуга. Мать Сергея начала заниматься с сыном музыкой, когда тому исполнилось четыре года. Он успешно закончил консерваторию, много выступал с концертами. В 1917 г. положение в стране обострилось, и композитор, воспользовавшись приглашением на гастроли в Стокгольм, выехал 15 декабря за границу. Он не предполагал, что покидает Россию навсегда. После гастролей по Скандинавии Рахманинов прибыл в Нью-Йорк.
5 февраля 1943 г. состоялся последний концерт великого музыканта.
«…он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев:
Её дожди, крыльцо под белым снегом, и осень рыжую с кочующим багрянцем…» М.Румянцев.
Слайд № 5
Работа с романсом «Весенние воды»
Перед вами берег реки.
- Это картина русского художника Исаака Левитана. Скажите, что на ней изображено?
- Какие краски использует художник, изображая раннюю весну?
А сейчас послушайте, как композитор воспел пробуждение природы в романсе “Весенние воды” на слова Ф. Тютчева. Возьмите в руки словарь эмоций и скажите после прослушивания, созвучен ли романс «Весенние воды» картине И. Левитана «Ранняя весна»?
Слайд № 6
Какую природу показал в этом произведении композитор?
( - природа весной, всё проснулось от зимнего сна;
- всё тянется навстречу солнцу, новому дню, воды бурлят, бегут, хлопочут)
. – В чём вы это услышали?
( в фортепианном сопровождении)
Каким настроением наполнена эта музыка?
( - радостное, приподнятое, торжествующее, ликующее)
– Что можно увидеть, слушая эту музыку?
( образ стремительных безудержных юных сил весны)
Слайд № 7
– Картины русской природы волновали сердца не только композиторов, но и многих русских поэтов. Перед вами 2 стихотворения, выберите то, которое созвучно с картиной И. Левитана «Ранняя весна» и романсом С. Рахманинова «Весенние воды».
- Найдите в стихотворении слова, которыми можно описать мелодию романса «Весенние воды» и картину «Ранняя весна».
Слайд № 8
Художник, поэт и композитор в разных произведениях искусства – воспели красоту русской природы. Мы внимательно всматривались в картину, вслушивались в стихи, и вместе услышали звучавшую в них музыку.
Слайд № 9
6.Работа над романсом «Сирень»
Прогуливаясь весной, мы обязательно обращаем внимание на цветы.
-А у вас есть цветок, который ассоциируется с родными местами или чем-то особо выделяется среди других цветов?
Ответ учащихся. Одуванчик, растущий целой поляной перед домом, белая ромашка, сирень, которая каждой весной дарит свое цветное великолепие.
А почему они любимые?
Слайд № 10
А вот у Сергея Васильевича Рахманинова судьба - сложилась так, что долгое время ему пришлось жить вдали от родины. Вспоминая Россию, он всегда представлял себе сирень.
И мы с вами заглянем в прекрасный музыкальный сиреневый сад Рахманинова. Лиловые гроздья, гибкие стебли и благоухание сирени всегда очаровывали композитора.
...В них столько мечтательной грусти
И столько покорности скромной,
Что каждый задумчивый кустик
Мне кажется тучей огромной.
А сколько надежды и солнца
Таится в букете лиловым,
Чуть-чуть лишь под ветром качнется
И льется дождем лепестковым.
(С. Красиков из книги “Легенды о цветах”)
Ее скромная и благоуханная цветущая ветвь была для музыканта символом родной земли, это знали его поклонники, после каждого концерта он получал от почитателей букет белоснежной сирени.
Сейчас мы познакомимся с одним из самых известных романсов Рахманинова «Сирень».
- Давайте обратимся к музыкальному словарю и вспомним, что такое романс?
Давайте вместе с композитором войдем в просыпающийся сиреневый сад. Представьте себе, что ранним майским утром мы выбежали в свежий, еще сонный сад. Солнечные лучи чуть-чуть притронулись ладошками к влажным от ночной росы сиреневым кустам.
Слайд № 11-19
- Прислушайтесь к музыке. Каковы звуки музыкального сиреневого сада?
Слушание романса «Сирень».
Ответы учащихся. Музыка нежная, проникновенная, мечтательная, одухотворенная, поэтическая. Фактура прозрачная и хрупкая, легкая и воздушная. Интонации мягкие.
По словам Б. Асафьева это – настоящий портрет майского сада, в котором автору удалось передать чувства, вызванные возрождением природы и человека. Музыка напоена утренним покоем, ожиданием чего-то светлого.
- Мы познакомились с романсом «Сирень», скажите, а вы знакомы ли вы с картинами о сирени?
Слайд № 20
П. Кончаловский “Сирень”.
-Какие краски использует художник, изображая сирень на холсте?
-Почему оба: и композитор, и художник обратились к сирени?
Вот так каждый по-своему художник и композитор выразили свою любовь к искусству и любовь природе, которые являются очень близкими и родственными чувствами.
7.Работа над «Вокализом»
Ребята, давайте посмотрим, что находится за сиреневым садом.
Слайд № 21
- Что необычного в этом пейзаже? На улице весна, яркие краски, а пейзаж?
(он черно-белый)
Давайте вместе с вами наполним красками эту картину, а поможет нам музыка С. В. Рахманинова.
Слайд № 22
Закройте глаза и подумайте, если бы вы были художниками, какими красками вы бы наполнили эту картину?
Слушание «Вокализа»
- Какими цветами вам бы хотелось наполнить эту картину?
Слайд № 23
Давайте посмотрим, что у нас получилось?
Слушая это произведение, вам хочется смеяться, радоваться?
(Нет, грусть, но светлая, как воспоминание о чем-то хорошем, чего в жизни уже не будет никогда).
- Это песня? (Нет).
- Но ведь была спета? (Вокализ).
- Посмотрите в музыкальные словари, что такое вокализ?
Слайд № 24
Пейзажи Рахманинова подслушаны чуткой душой музыканта и впитаны из всего любимого им русского окружения. Его музыка обладает изобразительностью. С помощью внутреннего зрения мы можем представить то, о чём нам рассказывает композитор.
Здесь мало увидеть,
здесь надо всмотреться,
чтоб ясной любовью
наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
здесь вслушаться нужно,
чтоб в душу созвучья
нахлынули дружно.
10. Итог урока.
Сегодня на уроке мы с вами окунулись в удивительный мир музыки и живописи, давайте подведем итоги урока.
- С произведениями, какого композитора мы с вами сегодня познакомились?
- Так что же такое «музыкальный пейзаж»?
- Можем ли мы услышать живопись?
- Что вы знали, когда пришли на урок?
- А что новое для себя открыли?
Подсчитаем наши цветы. Итак, королевой весны стала…
Слайд № 25
11.Домашнее задание:
Дома нарисуйте в тетради свой любимый уголок природы.
Я пожелаю вам: пусть рядом с вами всегда будут хорошая музыка, хорошая поэзия или проза, хорошие картины, чтобы вы, вслушиваясь, вчитываясь, всматриваясь в произведения искусства, глубже познавали жизнь.
Балабанова Татьяна Борисовна