Паспорт проекта «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА – МАТРЁШКА» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Колпинского района г.Санкт-Петербурга Авторы проекта: Воспитатель: Ефимова А.И.; Участники проекта: воспитатели, родители и дети группы «Теремок» Апрель 2017г.
Тип проекта краткосрочный групповой игровой познавательно–речевой Участники проекта дети второй младшей группы педагоги родители воспитанников Сроки реализации с 10 по 21 апреля
Актуальность темы Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. У детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа, нет и устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию, к стремлению реализовывать свои знания в практической деятельности. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Проблема Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. !!! К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке Цель Приобщить родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи
Задачи проекта Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки) Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, координации рук и глазомера, познавательных интересов, ловкости, смекалки. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
Предполагаемый результат: 1.Развитие познавательного интереса к народной игрушке – матрешке; 2. Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер); 3.Развитие творческих способностей 4. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы проекта: 1 этап – подготовительный. Обсудить с родителями выбор темы проекта и его значение 2. Подобрать материал и оформить уголок «Матрешки нашей группы”. Задачи: •Определить актуальные знания детей о матрешках; •Вызвать интерес к решению поставленной задачи. Формы организации работы 1 этапа: Опрос родителей: - знаете ли вы историю создания народной игрушки матрешки? - есть ли у вас дома игры-забавы, матрешки? - какие игры с матрешками вы знаете? - играете ли вы с детьми в игры с матрешками? Подбор методической и художественной литературы по теме проекта; Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с матрешками; Подбор интернет - ресурсов по теме проекта; Разработка плана по реализации проекта 1.Развитие познавательного интереса к народной игрушке – матрешке; 2. Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер); 3.Развитие творческих способностей 4. Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы проекта: 2 этап – практический: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. Задачи: •закрепить знания детей о матрешках; •развивать выразительность речи, моторику рук; •формировать представление о том, что матрешки бывают разные; •пополнить развивающую среду группового помещения материалами по теме проекта. Формы организации работы 2 этапа: •Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима) Формы работы с детьми реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, творческая деятельность).
Системная «паутинка» проекта: Познавательное развитие Чтение художественной литературы, стихотворений, потешек, загадок о матрешках. Беседа «В гости к нам пришла матрешка»; игры-эксперименты: «Тонет – не тонет», «Легкая – тяжелая», «Твердая – мягкая»; дидактические игры: «Найди домик матрешки», «Собери матрешку», «Больше – меньше», «Путешествие матрешек»; математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найди свои игрушки»; Конструктивная деятельность «Матрёшки ходят в гости»: «Домик для матрёшки» «Заборчик для матрёшки» «Дорожка для матрёшки» «Мебель для матрёшек» и т.д. Речевое развитие: речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, ты где?», «Русские матрешки»; пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки» Социально коммуникативное развитие: сюжетная игра «Что делают матрешки?»; «Веселые матрешки»; игра-инсценировка «У матрешки новоселье» Художественно эстетическое развитие: работа по лепке «Укрась матрёшке сарафан»; работа по аппликации «Наряди матрёшку»; работа по рисованию «Раскрась матрешку»; дидактическая игра «Найди матрешку», «Найди матрешке пару»,игра на развитие чувства ритма «Веселые подружки»; пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрёшки»; игры – пляски: «Мы – матрешки-крошки», «Матрешки». Физическое развитие: подвижные игры «Прячем матрёшку»; «Бегите к матрёшке», «Шли матрешки по дорожке», «Матрешка в гостях у ребят»; комплекс утренней гимнастики «Звонкие погремушки»; комплекс бодрящей гимнастики «У матрешки – теплые ладошки»
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели. Задачи: развивать творческие способности; воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
Домашнее задание: совместное творчество родителей и детей
Найди домик матрешке.
Мы матрешек собираем, и считаем, и играем..
Коллективная Матрешка
Украшаем сарафан матрешке: индивидуальная работа.
Мастер – класс: «Веселые матрешки»
Мастер – класс: «Веселые матрешки»
Совместная деятельность с гр. №3
Итоговое мероприятие: «Книжки – малышки»