12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Улитина Лариса Евгеньевна1110
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО "Центр развития творчества детей и юношества" г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область
Россия, Ростовская обл., Каменск-Шахтинский

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Велижский Дом детского творчества

Не боги горшки обжигают…

(Творческий проект по декоративно-прикладному творчеству)

Автор проекта:

Улитина Лариса Евгеньевна,

педагог дополнительного образования


Участники проекта:

обучающиеся творческого объединения «Криничка»

Велиж

2018



Содержание


1.Введение


3

Основная часть

«Звездочка обдумывания». План проекта.

«Карта проекта».

Бюджет проекта.

Мониторинг. Экологический аспект.



5

6

8

10

Заключение

11

Источники

12

Приложение

13

Творческий проект «Не боги горшки обжигают…»

Многие сегодня пытаются найти истоки своей культуры,

свои корни в надежде обрести будущее,

сохранив при этом национальное достоинство.

Духовное возрождение народного искусства

поможет на этом нелегком пути”

(народный мастер Н. Фролова)

I.ВВЕДЕНИЕ. Поисково-исследовательский этап.

1. ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА

Россия - наша родина. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески убедить себя в ней. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем, относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, народным промыслам. Мы обращаемся к народной культуре не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это наши истоки, это богатый материал для воспитания у школьников доброты, совести, доброжелательности в отношении друг к другу. В опыте наших дедов, отцов есть зерна такой мудрости, которые и в наш век дадут добрые всходы. В народе говорят: « Сырое дерево гни, пока оно не высохло, а ребёнка учи в своё время». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, порождающим творческую личность. Задача современного человека - сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.

Велиж – один из древнейших городов Смоленщины. В настоящее время является районным центром Смоленской области. Расположен на берегах реки Западная Двина. Одним из сырьевых богатств Велижского края была глина. С глиной человек знаком очень давно, с незапамятных времен. Керамические изделия - наиболее частая находка археологов. Ведь глина не гниет и не окисляется в земле. Еще в каменном веке на берегах р. Сертейки, впадающей в Западную Двину, жили племена, изготовляющие глиняную посуду, черепки которой до сих пор находят археологи Северо-Западной экспедиции Эрмитажа. С тех далеких времен глина сопровождает людей по сию пору. Из не лепят и строят. Ею лечат. Чего только не делают из глины! Громадный кувшин и маленькую свистульку, тонкий фарфор и грубый кирпич, плитку для ванной и изящные бусы.

Данный творческий проект является итоговым по прохождению тем «Историко-дидактический анализ глиняного промысла», «Технология изготовления изделий из глины» обучающимися III года обучения творческого объединения «Криничка»

Замысел проекта: Формирование у детей основ творческой личности через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков, формирование у детей чувств причастности к наследию прошлого.

Цель проекта: Подготовить мультимедийную презентацию «Не боги горшки обжигают», вылепить посуду, пользуясь техникой и приемами велижских гончаров

Задачи:

Закрепить знания о развитии глиняного промысла в велижском районе;

Освоить приемы лепки глиняной посуды велижскими мастерами;

Совершенствовать практические умения и навыки при работе с глиной;

Через поделку передать особенность культуры Смоленщины, возрождать старые традиции и создавать новые.

Планируемый педагогический результат:

демонстрация учащимися знаний, полученных при работе над проектом;

умение создавать конечный продукт–посуду, используя традиционные и не традиционные приемы изготовления, работая в подгруппе;

умение не копировать народные образцы, а творчески их переосмысливать;

приобщение детей к истокам народной культуры.

освоят навыки проектной деятельности.

ОСНОВНАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ) ЧАСТЬ

ЗВЕЗДОЧКА ОБДУМЫВАНИЯ

t1576577634aa.gif



План проекта

1.Исследовательская деятельность: посещение краеведческого музея, знакомство с развитием глиняного промысла в велижском районе, зарисовка экспонатов, определение способов и приемов лепки посуды, их декорирования.

2.Выбор наиболее понравившихся образцов, уточнение приемов изготовления. Создание эскиза своей посуды.

3. Определение материалов и инструментов, необходимых для создания выбранного эскиза.

4.Заполнение «Карты проекта».

5.Составление бюджета проекта.

6.Распределение работы, установление временных рамок.

7.Практическая работа.

8.Защита проекта в форме деловой игры «Эксперты».


Карта проекта.

Сроки

Этапы проекта







Поисково-исследовательский этап

-Вводная презентация «Не боги горшки обжигают».

-Исследовательская деятельность (посещение краеведческого музея).

-Заполнение кары ЗИУ.

+






-Тематическое занятие «Лучше нет родного края».

-Оформление паспорта проекта: установление временных рамок

«карта проекта»; экологический аспект; бюджет; деление на подгруппы; выбор темы проекта (название и назначение сервиза).

-Задание на дом: эскиз посуды.


+





Технологический этап

Осуществление проекта.

-«Мозговой штурм» выбор лучшего эскиза.

Практическая работа: изготовление посуды, выбор рациональных приемов и способов лепки.

- Распределение объема работы.

-Мониторинг. Самоконтроль (соблюдение правил ТБ, соответствие технологии изготовления, корректировка последовательности операций), взаимоконтроль (соизмерение размеров посуды, единый стиль в оформлении).



+




-Обжиг игрушек.

-Подготовка презентации для рекламы своего сервиза.

-Оформление альбома «Азбука керамиста».

-Оформление документации.

-Заполнение карты самооценки участия в проекте.




+



Заключительный этап

-Анализ результатов.

-Составление пояснительной записи.

-Подготовка к защите проекта.





+


-Защита творческих проектов в форме деловой игры «Эксперты»







+

Бюджет проекта.

Наименование статьи затрат

Количество

Стоимость

Глина


_

_

Краска водно-дисперсионная



200 гр.

16-00 руб.

Набор акриловых красок «Невская палитра»


1 шт.

180-00руб.

Кисти №1, №3, №4.


3 шт.

60-00 руб.


ИТОГО:


256-60 руб.

Источник финансирования: доход от продажи детских изделий на городских ярмарках.

Мониторинг проекта

Самоконтроль за соответствием технологии изготовления посуды, соблюдения правил техники безопасности.

Текущий контроль качества выполнения изделия, соблюдения технологической дисциплины, культуры труда.

Взаимоконтроль за соизмерением размеров и декоративной отделкой в едином стиле.

Контроль над осуществлением проекта осуществляет как руководитель, педагог дополнительного образования, так и сами обучающиеся.

Экологический аспект.

Не то, что мните вы, - Природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Судьба Природы – наша судьба, потому что организм человека находится во взаимодействии с окружающей средой. Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение приведут к гибели Природы.

Изготовление изделий с применением глины – экологически чистое производство:

практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих веществ в, почву, водоемы;

при работе с глиной, красками и др. материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;

практически нет затрат чистой природной воды на производственные нужды.

Значит, выполняя данный проект окружающей среде, природе не нанесен какой-либо ущерб. Глиняная посуда подходит для приготовления любых блюд, для некоторых хозяек это просто незаменимая вещь. Считается, что материал, используемый для изготовления, вытягивает плохую энергию за счет сочетания воды, земли, воздуха и солнца. И что самое приятное – изготовить предметы можно самостоятельно, применив немного ловкости и терпения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Люди близко знакомы с керамикой не одну тысячу лет. Историки утверждают, что гончарство старше, чем все прочие народные ремесла. Школа лепки из глины открывает массу возможностей украсить родной интерьер потрясающими изделиями собственного изготовления. А не каким-нибудь китайским ширпотребом!

Для реализации данного проекта необходимы следующие материалы и оборудование: глина, деревянные и металлические стеки, штампы, кисти, краски, лак, турнетки, муфельная печь для обжига, наглядные пособия.

Одним из основных условий развития творческого человека является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мыслей. Полученных знаний и умений в данном проекте будет вполне достаточно, чтобы сделать первые шаги в мир художественной керамики. Всё остальное будет зависеть от вашего вкуса и фантазии, трудолюбия и терпения и помните старинную русскую поговорку - «Не боги горшки обжигают…, а ЛЮДИ».

Во время проведения творческого проекта «Не боги горшки обжигают…» обучающихся, при проведении поисковой работы узнали, функциональное назначение различных видов глиняной посуды. Во время работы авторы проекта, познакомились со старинными названиями предметов домашнего обихода, имеющих этнические корни Велижского края, в практической работе закрепили приемы лепки и декорирования глиняной посуды. Благодаря исследовательской работе, нам удалось понять, что практически все указанные названия глиняной посуды отличаются широкой вариативностью значений.

Педагогические наблюдения подтверждают, проектная деятельность особенно способствуют;

развитию коммуникативной компетентности;

формированию организационных умений;

формированию презентационных умений;

помогает развивать важнейшие общеучебные умения.


Что же стало с нашими глиняными поделками? Они стали сувенирами. Глиняные игрушки и изделия сегодня – замечательные подарки.


паспорт проекта
DOCX / 55.19 Кб
b1576578337.jpg
u1576578322.jpg
Участники проекта
Защита проекта "Столовая посуда"
PPTX / 2.07 Мб

Защита проекта: Набор питейной посуды
PPTX / 1.44 Мб

Вводная презентация педагога
PPTX / 4.73 Мб

визитная карточка проекта
DOCX / 26.4 Кб

Итоговое занятие
DOCX / 45.7 Кб

Буклет
DOC / 864 Кб

Опубликовано в группе « «Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре»»


Комментарии (2)

Любовь, 17.12.19 в 14:31 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за чудесный материал!!!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 17.12.19 в 15:28 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за отличную работу! Выше всяких похвал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.