Творческий проект «Волшебный круг»
Творческий проект «Волшебный круг»
Основная идея проекта: использование техники создания мандал (мандала – это круг, имеющий выраженный центр, симметрию узора).
Обоснованность проекта.
Изучение опыта и результатов работы педагогов в сети интернет по использованию техники создания мандал в работе с детьми дошкольного возраста позволяет определить эффективность данной технологии (Приложение № 3 – список изученного материала).
Проект отличается:
- реализацией задач деятельностного подхода в образовательной работе (воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, ориентация на развитие инициативы, самостоятельности и творчества детей);
- универсальностью, что выражено в возможности использования педагогами в разных возрастных группах;
- интегративностью – внедрением взаимодополняющих, специально организованных мероприятий по формированию представлений детей и социализации;
- экономичностью - использованием технологии без больших дополнительных затрат;
- реализацией возможностей ребенка, исходя из его потребностей;
- здоровьесбережением (создание условий психо-эмоционального комфорта);
- продуктивностью;
- перспективностью - проект можно использовать в работе с детьми ОВЗ, а также в работе с педагогами и родителями.
Участники проекта: педагоги группы, воспитанники, родители.
Тип проекта: по продолжительности - долгосрочный; по составу участников - групповой; по направленности деятельности участников проекта: практикоориентированный.
Цель проекта: создание условий, позволяющих реализовывать позицию ребенка как активного субъекта своей творческой деятельности.
Основная задача – организация содержательной деятельности ребенка, способствующей реализации детских интересов и воспитанию личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Задачи проекта:
развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка. любознательности;
развитие инициативности, самостоятельности ребенка, уверенности в своих силах и положительного отношения к себе;
развития позитивных форм взаимодействия между дошкольниками, детьми и взрослыми;
развитие произвольности поведения, повышение концентрации внимания;
развитие пространственного мышления - знакомство с разными видами симметрии, искусством орнамента;
коррекция эмоционального состояния - снятие внутреннего напряжения, релаксация;
развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков;
развитие чувства ритма, гармонии, порядка, математического мышления;
воспитание аккуратности, умения доводить начатое дело до конца;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, создание благоприятной психологической атмосферы в семье и детском саду.
Планируемый результат:
- внедрение новой образовательной технологии в практику дошкольной организации;
- повышение мотивации детей к партнерскому взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности, коммуникации и навыков создания мандал с помощью разнообразных художественных материалов;
- активное включение ребенка в творческую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации (работа с мандалами становится желаемой, привлекательной для детей, приносящей удовлетворение от участия в ней);
- повышения уровня мотивации родителей в создании и реализации задач образовательного пространства.
Стратегия реализации проекта.
Проект реализуется в совместной деятельности детей и воспитателя в рамках Рабочей общеобразовательной программы группы (вариативные формы и методы образовательной работы), основной целью которой является создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы: научно-методическая литература; информирование педагогов и родителей через электронные средства массовой информации, через публикацию информации по содержанию проекта на персональной странице группы.
Материально-техническое обеспечение. Финансовые ресурсы: дополнительных затрат не требуется, имеющиеся ресурсы педагогического проекта укладываются в рамки финансово-экономического обеспечения, необходимого для реализации общепринятых программ дошкольного образования с минимальным привлечением внебюджетных средств (распечатка шаблонов мандал, коллекция природного материала, коллекция искусственных камней Марбл, изоматериалы).
Взаимодействие с родителями: выпуск буклетов с освещением проводимой работы; приобщение родителей воспитанников к участию в новом проекте - онлайн мастер-класс, рекомендации «Как организовать рисование мандалы в домашних условиях».
Этапы реализации проекта
I – этап. Подготовительный, информационно-аналитический. Цель: подготовка условий и пополнение предметно-развивающей среды.
II – этап. Основной, организационно-деятельностный (реализация проекта в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса). Цель: деятельность в соответствии с авторскими приемами и средствами.
III – этап. Итоговый. Цель: анализ и обобщение итогов реализации педагогического проекта и корректировка педагогической деятельности.
Формы и методы реализации
1. Формы работы по овладению понятием «симметрия». Для овладения детьми понятием «симметрия», развития пространственного мышления в течении года в совместной деятельности и на занятиях по математике, аппликации проводится следующая работа (приложение № 1):
- ориентировка в пределах собственного тела;
- вырезание симметричных фигур;
- дорисовывание фигурок;
- рисование по клеточкам;
- знакомство с орнаментами (понятие о повторяющемся элементе рисунка);
- игры на поиск симметрии в окружающем мире, нпр. солнце, подсолнух, круглая клумба, снежинка, архитектурное сооружение, колесо, калейдоскоп, круглые коврики, связанные бабушкой и т.п.
2. Техники работы с мандалой
Виды мандал:
составная мандала (выкладываются из различных материалов - камни Марблс, палочки Кьюизинера, логические блоки Дьенеша, природный материал и т.п.). В средней и старшем дошкольном возрасте детям предлагаются на выбор шаблоны мандал (приложение № 2), дополнительно используются шаблоны круга разного размера без нанесенного узора (для детей, способных выкладывать симметричные узоры без опорных линий).
рисуночная мандала (раскрашивание готовой мандалы);
насыпная мандала (песок, крупы).
3. Формы работы с мандалой: индивидуальные игры, игры в парах.
4. Приемы работы:
- ситуативные беседы: что такое мандала, варианты узоров, цветовое оформление, варианты художественных материалов для создания мандал; варианты игр в парах.
- создание ситуации выбора: вариативность действий в соответствии с возможностями и интересами ребенка. Ребенку предлагается несколько шаблонов мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению, возможностям); ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму; педагог не вмешивается в работу ребенка без его согласия;
- самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения: после работы ребенку можно предложить дать название мандале, которую он изобразил; проводится беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы), не высказываются оценочные комментарии по поводу работы;
- фотосъемка результата деятельности для фиксации в личном портфолио.
Приложение № 1 – понятие «симметрия»
Дорисовывание по клеточкам
Вырезание симметричных фигур
Приложение № 2 – примеры шаблонов мандал
Фотопрезентация проекта
Приложение № 3
Список литературы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/11/mandala-v-rabote-s-detmi
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/11/mandala-v-rabote-s-detmi (консультация для родителей)
http://xn--20-6kca3cknp9e.xn--p1ai/files/bin/proekt-volshebniy-krug-mandala.pdf
http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-metoda-nasypnoi-mandaly-s-detmi-i-vzroslymi.html