Мастер-класс для педагогов и старшеклассников «Детство и мы. Актуализация личностно – профессиональных ресурсов педагога»
Мастер – класс
по профессиональному выгоранию педагогов
«Детство и мы. Актуализация личностно – профессиональных ресурсов педагога»
Цель: создание условий для личностного роста и актуализация личностных профессиональных ресурсов
Оборудование: цветные и простые карандаши, листы формата А4, ручка, доски по количеству человек, цветные камешки, сосуд
Этап |
Содержание этапа |
1. Ориентация |
( положение – в кругу; в центре журнальный столик, на нем поднос. На подносе – пустой стеклянный сосуд, вокруг него цветные камешки). Уважаемые коллеги, я очень рада встрече с вами, меня зовут Воробьева Татьяна Владимировна, и я представляю БОУ ВО "Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» (закрытого типа Не секрет, что педагоги, несмотря не на что – большие жизнелюбы. Они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом: и от аромата цветка, и от красоты математической формулы… Они исключительно оптимистичны. Даже в самой катастрофической ситуации не теряют надежды, и это, нередко, дает силы найти выход. Но иногда, когда силы на исходе, им требуется помощь, поддержка, восстановление, а где её найти, как не у нас с вами. Форм и методов работы с педагогами множество, вариантов построения программ тоже большое количество, с одной из которых сегодня мы познакомимся. Итак, приглашаю вас принять участие в психолого-педагогической мастерской «Детство». Прежде чем мы отправимся в путешествие по дороге детства, хотелось бы сориентироваться в некоторой профессиональной информации. В чём заключается основная функция работника детского дома? А что же такое воспитание? Что такое жизненная ось ребёнка? Чем мы её питаем? Итак, идя по дороге жизни, мы накапливаем опыт, ощущения, знания, способы решения жизненных задач, жизненных ситуаций и т.д., которые потом передаём ребёнку, питая его жизненную ось. И от того, какого качества содержание мы передаём, зависит устойчивость оси. |
2. Ритуал «входа в занятие» |
Путешествие начинается. Сегодня наш путь лежит в страну Детства. Перед вами поднос с разноцветными камушками – это символ наших открытий и находок в пути. Выберете 10 камушков и положите радом с собой. |
3. Расширение |
Инструкции: 1.Лист бумаги разделите на две части. В верхней части листа напишите «детство» - это. Ваша задача продолжить фразу. На выполнение 30 секунд Что же такое детство? Озвучьте свой вариант и опустите дин камушек в сосуд. Детство – это … 3. Нарисуйте образ детства. За 2 минуты. Показ рисунка, объяснение, что нарисовали и почему. 4. На второй половине листа в середине снова пишем слово «детство». Притянуть к слову слова – магниты, слова – ассоциации разных частей речи – 3 минуты. 5.Работа в группах: прочитать слова друг другу и выбрать те, которые принимает вся группа. 6.Представитель группы называет слова и так все по порядку, но повторяться нельзя. При этом остальные группы могут записать те слова, которых у него нет. 7. Вспомнить произведения (стихи, песни, сказки, мультфильмы, фильмы и т.п.) тем или иным образом связанные со словом «детство». |
4.Закрепление |
Формирование общего определения слова «детство» 8.В течение 10 минут группа, используя весь материал, составляет текст, стих или иное произведение по теме «Что такое детство». 9.Анализ произведений. |
7. Ритуал «выхода» из занятия. |
Наше путешествие завершается. Посмотрите, наш сосуд заполнен, заполнили его мы с вами, Заполнили нашими образами, добрыми словами, улыбками, минутками радости, мультяшками и стихами, энергией детства. В ваших руках остались камушки. Что с ними делать. Решать вам: возможно кто-то захочет что-то какой-то ещё ресурс свой добавить в наш сосуд, может мы что-то забыли. Кто-то возьмёт с собой и они будут ему напоминать о ресурсах детства в повседневной жизни… |
5. Интеграция |
Итак, что же такое детство? Детство – это… Это что-то розовое с голубыми каемочками, солнышко, тепло. Что-то нежное, пушистое. Это непроницаемые для зла и невзгод стены материнской и отцовской любви. Это наивность и легкий ветерок в голове и подмышками, потому что машешь руками, ни о чем не думая, пытаясь взлететь. Детство - период усиленного развития, изменения и обучения. Детство – это основа, на которой формируется взрослая жизнь. Детство - это время обретения жизненных знаний, умений, радости. Важно сформировать у ребенка готовность к жизни, к взрослой жизни. А если посмотреть на детство с позиции нашей профессиональной деятельности – это период когда мы питаем и формируем жизненную ось ребёнка. Сегодня все наши образы и воспоминания, наши ощущения добрые слова мы собирали в сосуд, который был чуть полон. Чем больше камушек добавляли в сосуд, тем привлекательней и интересней он становился. Обратите внимание камушки яркие, цветные, они уже дарят ощущение тепла и света. А это самые важные вещи для любого человека на свете: будь то учитель, ребенок или просто прохожий. Почему же важно, когда педагог возвращается к детским ощущениям, играм, к детскому опыту? - В каждом возрасте окружающая действительность воспринимается по-разному, и нельзя оценивать свои поступки и поступки детей только с высоты взрослого человека. - Энергия другая - работает с детством, для понимания. Что это за период и в чём его роль В – ось – питание Чтобы питать – энергия Чтобы питать – помнить Качество транслируемой информации – карточки. |
6. Резюмирование |
Итог. Данная форма работы действенна. С одной стороны мы ведём реабилитационную работу с педагогами, с другой актуализируем, укрепляем и развиваем их профессиональный ресурс. Проводя такое занятие с педагогами, на этапе интеграции мы уделяем внимание методической копилке. |
7. Ритуал «выхода» из занятия. |
Мы дарим это вазу, и когда кому – то просто захочется на немножко, на чуть – чуть почувствовать тепло и заботу, пусть возьмут вазу в руки и найдут среди ярких камешков самый красивый, самый теплый - зажмут в кулачок, и вспомнят самые счастливые минуты своей жизни, даже, если это просто Чебурашка из мультфильма. |