Урок «Творчество Александра Викторовича Костюнина: новаторство и традиции» (Литература, 9 класс)
МКОУ «СОШ№13» Булгакова Лариса Ивановна
Методическая разработка урока литературы в 9 классе
по рассказу А.В.Костюнина
«Жор глубинной щуки».
Тема: «ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ВИКТОРОВИЧА КОСТЮНИНА: НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ».
Цель урока: - знакомство старшеклассников с творчеством
писателя-современника А.В.Костюнина;
- анализ рассказа «Жор глубинной щуки»;
- исследование творческих особенностей автора.
Оформление урока: презентация: портрет Александра Викторовича Костюнина, названия произведений, эпиграф, мультимедийный проектор.
Эпиграф к уроку: «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный, является там порядок!»
Козьма Прутков
ХОД УРОКА.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете строки Козьмы Пруткова? (обсуждение смысла эпиграфа)
А как вы думаете, какие главные вопросы будут сегодня нами рассматриваться на уроке? ( определение цели урока)
Наш урок сегодня предполагает знакомство с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина. Мы с вами уже не раз анализировали произведения русских классиков, которые ярко освещали в своем творчестве проблемы взаимоотношения человека и природы. Сегодня я хочу вас познакомить с современным писателем А.В.Костюниным. С его видением данной проблемы в нашем современном обществе.
Рассказы и повести А.В.Костюнина – это мир, близкий всем нам, его герои – то ваши ровесники, то люди старшего поколения, но все они живут интересами нашего общества, их проблемы так близки нашим. Речь героев созвучна с нашей речью. И, погружаясь в этот мир, каждый из вас может увидеть себя рядом с персонажами произведений автора.
ПРИЗЕНТАЦИЯ «Творчество В.А.Костюнина» (Ученик знакомит с биографией и творчеством писателя).
БЕСЕДА по рассказу «Жор глубинной щуки».
ВОПРОС |
Возможный вариант ответа |
1. Понравился ли вам рассказ? |
Да, он заставляет задуматься над многими вопросами однозначно. |
2. Как в рассказе автор называет щуку? |
Для названия щуки автор выстроил целый синонимический ряд. Это контекстуальные синонимы: «её Величество! полноправная хозяйка подводного царства; разбойница; Царица; хищник; подводный волк; «пахан»; таинственная рыбина; чудовищный зверь; неизвестное чудище; Сямозёрское чудовище; огромная щука размером с морёный топляк; чёрт; будто малая подводная лодка; громадина; северный крокодил.» |
3.Почему для эпиграфа писатель использовал именно этот фрагмент рун «Калевалы», а в названии - слово «жор»? |
уже в эпиграфе указывается на щуку чудовищных размеров, которая смогла остановить парус. «Морская собака». Такая и сожрёт – не подавится.», а слово «жор» вызывает неприятные ощущения. Руны «Калевала» - это народное карельское творчество, и в рассказе упоминается суеверие о щуке. |
4. Кто является героями рассказа? |
Героев немного: сам рассказчик, пожилая семейная пара: Николай Иванович и Клава, супруги Строевы: Фёдор Петрович и Валентина. |
5. Каков сюжет рассказа? |
Сюжет прост: на берегу карельского Сямозера встречаются любители рыбной ловли. Описываются приёмы рыбной ловли, рыбацкий азарт, вечерний ужин и рассказ – воспоминание о несчастном случае. ( аналитический пересказ). |
6. Какие чувства вы испытывали при чтении рассказа? |
Самые различные: от восхищения природными красотами Карельского края до негодования к человеческим поступкам. (зачитываются примеры пейзажных зарисовок, а также анализ поведения людей в непростых ситуациях). |
7.Какие нравственные проблемы поднимает автор в рассказе? |
Нравственных проблем в рассказе несколько: 1) взаимоотношения людей в современном обществе, 2) бездушие чиновников и врачей, 3) нежелание помочь в беде, равнодушие и трусость. |
8. Хотелось бы вам что-то изменить в рассказе? Почему? |
Хотелось бы, прежде всего, изменить человеческое сознание: чувство совести и чувство меры, о которых напрочь забыл человек Очень печален вывод в конце рассказа: «щука хватает рыбёшку, что помельче, а мы – её и друг друга». Это значит, что властвует закон «у сильного всегда бессильный виноват», и он не изжил себя и в наш век! |
9. В чём особенности композиции рассказа? |
Рассказ построен по принципу кольцевой композиции: начинается описанием повадок щуки и пейзажной зарисовки и заканчивается описание летнего утра. В тексте используется приём «рассказ в рассказе».( работа с текстом, чтение примеров) |
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.
Учитель:
Ребята, а какое произведение, прочитанное нами ранее, очень похоже по сюжету с рассказом А.Костюнина? ( рассказ В.П. Астафьева «Царь-рыба»).
Давайте попробуем провести сюжетное сравнение.
Посмотрите на экран. Я составила вам таблицу цитат из рассказа В.Астафьева. Давайте найдем им похожие цитаты из рассказа «Жор глубинной щуки» ( ученики работают с текстом, отыскивают и сравнивают цитаты по основным разделам сопоставительного анализа)
В.П.Астафьев «Царь-рыба» |
А.В.Костюнин «Жор глубинной щуки» |
1. Г Л А В Н Ы Й Игнатьич – жестокий браконьер, не верующий ни в Бога ни в чёрта. |
Г Е Р О Й: Фёдор Петрович Строев – пятидесятилетний майор в отставке. Азартный рыбак – любитель. Рыбу ловил, чтобы побаловать внучку. |
2. Л Е Г Е Н Д А О Дедушко Игнатьича говаривал: лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать её. |
Р Ы Б Е: Щуке приписывают близкое знакомство с нечистью. Если рыбарь заметит, как она плеснёт возле борта хвостом, то скорая погибель не за горами. Щука охраняет царство Водяного. Окуни и судаки в её подчинении. Когда вдруг она срывается с крючка, принято не ругаться, не клясть судьбу, лишь тихо произнести: «Плыви, щука, за водой, моё счастье, будь со мной». |
4. О П И С А Н И Е Над водою сверкнула острыми кнопками круглая спина осетра, изогнутый хвост…как кривая татарская сабля. Из-под костяного панциря, защищающего широкий, покатый лоб рыбины, в человека всверливались маленькие глазки с жёлтым ободком вокруг томных, с картечины величиною, зрачков. Они, эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе. |
Р Ы Б Ы: Метрах в пятнадцати от лодки краем скользнула чёрная спина с гигантским плавником. Толком не видно было, где эта спина начиналась, где заканчивалась… Лениво шевеля хвостом и плавниками, щука внимательно разглядывала Петровича. Её чёрные немигающие глаза, с ярким жёлтым ободком по краю, смотрели тяжело и угрюмо. Верхняя челюсть напоминала блестящий чёрный капот от «Победы». На хребте грязно-зелёным бархатом рос мох. |
5. Д Е Й С Т ВИЯ Игнатьич со всего маху жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу…догадался – угодило вскользь. Повторять удар было некогда. Он взял рыбину крюком на упор и почти перевалил её в лодку… Находившаяся в столбняке рыба резко вертанулась, ударилась об лодку, громыхнула… взорвалась река за бортом, ударило рыбака тяжестью по голове, давнуло на уши, полоснуло по сердцу. |
Р Ы Б А К О В: Он (Строев) догадался, что никакого ветерка не было вовсе. Всё это время лодку в открытое озеро тащила за собой рыбина. Фёдор ухватился за шнур и крутанул несколько витков вокруг рукава фуфайки. Пытаться удержать такого чёрта удилищем из хрупкого стекловолокна было безумством. Вдруг хрустальная зеленоватая вода заклокотала, и совсем рядом смиренно всплыла, будто малая подводная лодка, старая щука длиной под два метра. Из приоткрытой зубастой пасти её торчала наружу половинка блесны. |
ВНУТРЕННЕЕ СОСТОЯНИЕ Вода! Он хлебнул воды! Тонет! Кто-то тащил его за ногу в глубину. «На крючке! Зацепило! Пропал!.. В голове Игнатьича тоскливо и согласно , совсем согласно зазвучала вялая покорность. «Тогда что ж… Тогда всё…» «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» - слабо, без надежды взмолился ловец. |
ГЕРОЕВ В МОМЕНТ ОПАСНОСТИ: Щука давала себя рассмотреть и при этом наслаждалась смятением врага. Дыхание её было спокойным, движения плавными, упруго-размеренными. Что-то не чувствовалось в ней устали… Майор парализованно стоял на полусогнутых ногах. Левой дрожащей рукой он придерживал, словно протез, правую руку с намотанным шнуром. Широко раскрытые глаза его в ужасе глядели в медленно открывающуюся пасть северного крокодила. Он догадался, что произойдёт в следующий момент. Он всё понял. И знал, что исправить ничего нельзя… Эти мысли пронеслись вперемешку с воздушными пузырьками кипящей воды после того, как хищник тяжёлой торпедой двинулся вперёд, занырнул под лодку, играючи опрокинул её и увлёк в свою стихию Строева. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Почему герой Астафьева, несмотря на то, что он и браконьер, и живёт не по совести, остаётся в живых, а герой Костюнина, положительный человек, погибает в пучине озера?
РЕФЛЕКСИЯ:
Подумайте и скажите, какие нравственные уроки можно извлечь из рассказа А.В.Костюнина и В.Астафьева? Для этого продолжите фразы:
- Сегодня на уроке я понял….
- Мне было очень интересно…..
- Я считаю, что проблемы человека и природы….
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :
1 группа: составить вопросы по рассказу «Жор глубинной щуки»
группа: написать сочинение-миниатюру «Что значит жить по совести»?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Ребята, я думаю, что вы когда-нибудь вспомните рассказ «Жор глубинной щуки». И не захотите быть похожими на Николая Ивановича, бросившего в беде жену Строева. Старайтесь жить по главному жизненному принципу: «Не знаешь, как поступить? Поступай по совести!»