Доклад «Методика дистанционного обучения биологии: традиции и новаторство»
Методика дистанционного обучения биологии: традиции и новаторство
Исакова Мария Львовна
учитель биологии МАОУ “Гимназия № 14”
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта основано на том, что сегодня решающее значение приобретает интеллектуальный потенциал и творческое начало в человеке. Важную роль в этом играет использование возможностей дистанционного образования, как процесса приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и реализующей систему сопровождения и администрирования учебного процесса.
Если ранее основу образовательного процесса дистанционного обучения составляла целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно, то сейчас в связи с существующими реалиями современный школьник переходит полностью на дистант по всем школьным предметам.
При изучении биологии педагоги всегда старались использовать разные информационно-коммуникационные технологии, например, при проведении разных онлайн уроков, интернет-викторин, участие в очно – заочных школах дополнительного образования, консультирование по разным каналам связи, начиная от социальной сети Вконтакте, по Скайпу и пр. На уроках биологии использовались фильмы и видеоролики, взятые из образовательных интернет – ресурсов, работали в виртуальных лабораториях.
Дистанционное обучение сейчас расширяет возможности доступа к информации, увеличивает количество и качество коммуникаций, позволяет интенсифицировать весь процесс обучения и использовать новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия.
Обучение детей разного возраста, таких, как учеников 7 и 9 классов, требует разного подхода в решении образовательных задач. Например, в 7 классе упор делается на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, совершенствуется умение работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдение, сравнение, формулировать выводы. Здесь поможет интерактивный ресурс LearningApps.org. Продолжается развитие навыков работы с учебником, его текстом и рисунками. Поэтому, помимо использования готовых заданий, например, из Skysmart, можно самому готовить и высылать задания по тексту именно определённого параграфа, например, на сайте ЯКласс.
В 9 классах, упор делаю на освоение межпредметных понятий и УУД, умение формировать и реализовывать индивидуальные образовательные траектории. Дети работают на онлайн-доске Padlet, посещают занятия разных очных и дистанционных курсов, например, в Доме Научной Коллаборации имени М.П. Хабаева в БГУ. Увлекательные оригинальные задания, опирающиеся на местный материал, бесплатное участие, возможность получить красочные наградные материалы– это несомненные плюсы для участников.
При этом обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность ребенка, учитывая его личный интерес.
Функция педагога заключается в стимулировании интересов детей, руководстве деятельностью учащихся. В результате использования дистанционных технологий у учащихся формируются исследовательские умения для самостоятельного решения познавательных учебных задач, творческий подход к изучению различных тем предмета,
также ключевые компетенции: предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные.
Использование дистанционного обучения в работе с учащимися позволяет воспитать в них личность, адаптированную к самостоятельной жизни, стремящуюся к саморазвитию, обладающую творческим подходом к решению разных проблем.