Творчество без границ: Музыкальные уроки для детей с ограниченными возможностями
Творчество без границ: Музыкальные уроки для детей
с ограниченными возможностями
Гончарова О.В.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Каменская средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В.П. Захарченко" Каменского муниципального района Воронежской области
Аннотация: В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.
Ключевые слова: Музыкально-коррекционная работа, музыкально-речевые навыки, эмоциональная стабильность детей с ОВЗ
В современной системе образования роль педагога музыки претерпевает изменения – теперь задача состоит в формировании творчески мыслящей, целеустремленной личности, готовой к самостоятельной работе.
Музыка дарит детям неподдельное счастье, и использование разнообразных педагогических подходов на уроках является ключевым элементом музыкального развития. Музыкально-коррекционная работа помогает решить важные задачи, касающиеся развития ребенка: улучшает познавательные навыки, моторику, эмоциональную сферу, формирует волевые качества и стимулирует речь.
Развивая музыкальный потенциал ребенка, мы обогащаем его внутренний мир, улучшаем память, координацию, ритмическое восприятие, слух и способность к концентрации – качества, необходимые каждому в современном обществе.
С каждым годом число детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому освоение новых технологий в музыкально-коррекционной практике становится приоритетной задачей для каждого преподавателя.
Я ежегодно стремлюсь к обновлению методик и приемов, направленных на совершенствование музыкально-речевых навыков детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать ребенка в совместной деятельности, необходимо самому испытывать искренний интерес к этой работе. Музыка и движение играют важную роль в развитии и коррекции нарушений у детей с различными особенностями.
Часто встречаются трудности, связанные с речевым аппаратом, восприятием звуков, дыханием, координацией, чувством ритма, выразительностью речи, способностью понимать музыкальные образы и развивать коммуникативные навыки.
Для решения вышеуказанных проблем работаю по следующим направлениям.
1.Ритмическая разминка. Приветствие.
(Коммуникативная игра «Ты шагай»)
2. Артикуляционная гимнастика.
(«Часики» Фиксики)
3.Дыхательные упражнения.
4.Упражнения фонематической ритмики.
Автомотизация гласных звуков.
5.Логоритмика Е.С. Железнова.
(Ли-ли), («Ми- ма - мэ»)
6.Ритмодекламация. Музыкально – ритмическая работа.
(Оркестр « Добрый мастер»)
7.Варежковый театр.
Инсценировка песни «Ёлочка»
8.Хор рук.
Ожидаемым результатом моей деятельности является улучшение речевых навыков, поддержание эмоциональной стабильности и стимулирование музыкального и творческого развития у каждого ребенка.
Началом каждого музыкального занятия неизменно является музыкальное приветствие, которое создает позитивный настрой, вызывает интерес и вовлекает детей в активную деятельность. В игровой форме дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивают коммуникативные навыки, что особенно важно для детей с ОВЗ. На этом этапе также решаются ритмико-музыкальные задачи, направленные на ориентацию в пространстве, развитие чувства ритма, артикуляции, музыкальной памяти, слуха и интонационной выразительности.
В процессе разучивания песен я нередко замечаю, что некоторые дети испытывают трудности с произношением отдельных звуков, что указывает на недостаточную развитость мышц речевого аппарата. Вокально-артикуляционные упражнения помогают подготовить речевой аппарат к работе и улучшить певческую дикцию. Чтобы избежать монотонности, я использую музыкальное или видео сопровождение, что добавляет элемент игры в процесс.
Среди используемых упражнений – «часики», «качелька», «лошадка», «конфетка», а также различные ритмические движения.
Дыхательная гимнастика – сложный, но важный аспект музыкального занятия. Задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно использовать дыхание, сделать упражнения увлекательными и закрепить полученные навыки. Я применяю упражнения «цветок», «пылесос», «вертолёт», «бегемотик», «погреем руки», «накачаем шины». Для детей они интересные, а для меня- эффективные. Они проходят в игровой форме и вызывают у детей положительные эмоции и создают ситуацию успеха для каждого. В данном случае музыкальное сопровождение служит опорой для отработки дыхания.
Дыхательные упражнения на мелодию песни «Летка-енька» тому пример.
Уже давно установлено, что развитие моторики рук тесно связано с формированием правильного произношения, при этом движения оказывают стимулирующее воздействие на речевые центры мозга. Фонетическая ритмика предлагает ребёнку сочетание движений и артикуляции – произношения звуков, слогов, фраз и небольших текстов. Особый интерес представляет метод стимуляции гласных звуков, поскольку с ним связаны такие проблемы, как ринолалия (заложенность носа, увеличение аденоидов, риниты), дизартрия (нарушения произношения, связанные с неправильным тонусом мягкого нёба). Часто дети испытывают трудности с направлением воздушного потока через рот и поддержанием необходимого положения языка во время пения, что приводит к утечке воздуха через нос и ухудшению качества звука.
Исправлению ситуации способствуют упражнения фонематической ритмики. Например, вызывание гласных звуков.
Мир ребёнка – это игра, через которую он познаёт окружающую действительность, учится и растёт. Логоритмика, объединяющая речь и движение, тоже является игрой. Ребёнок примеряет на себя разные роли, и в этом новом образе ему становится легче раскрыться и продемонстрировать то, над чем в обычной жизни могли бы посмеяться – ведь сейчас он в другой ипостаси…
Все эти песни построены на одной и той же мелодии, состоящей всего из двух нот: одной выше, другой ниже. Распевки напоминают русские народные потешки, которые очень нравятся детям, они просты в исполнении и образны.
Развитие музыкального слуха у детей с речевыми трудностями требует особого внимания, поэтому важно комплексно сочетать слово, музыку и движение. Речевое музицирование предоставляет широкие возможности для освоения детьми на ранних этапах практически всех выразительных средств, общих для речи и музыки: темпа, ритма, регистра, тембра, звуковысотного рисунка, артикуляции, динамики, тесситуры, фразировки, формы. Ритмодекламация – одна из многообещающих форм коррекционной работы с учащимися. Применение этих методов в работе способствует формированию естественного тембра голоса, развитию правильного речевого и певческого дыхания, чёткой артикуляции и умению выразительно передавать настроение в речи или музыке. Ритмодекламация, представляющая собой чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, является своеобразным сплавом поэзии и музыки. В этом случае использую музыкально – ритмическую работу «Добрый мастер» Ю. Селивёрстова.
Варежковый театр.
Инсценировка песни позволяет более полно и ярко раскрыть художественный замысел произведения. Пение в движении, часто сопровождаемое театральными костюмами, широко применяется в детских представлениях. Варежковый театр – это приём индивидуальной театрализации, объединяющий всех участников. Уникальность заключается в том, что дети хором исполняют произведение, и каждый имеет возможность проявить себя по-своему. Здесь задействовано множество навыков: пение, танец, жесты, передача сюжета через движения, активное участие в игре. Такая музыкальная деятельность приносит детям большое удовольствие, и главное – все музыкальные способности развиваются в игровой форме.
Например, инсценировка песни «Ёлочка» С. Крючкова
«Хор рук» – одна из современных музыкально-педагогических технологий, а также важная составляющая авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик. Эта форма привлекательна тем, что помогает детям понять принцип двигательного двухголосия, где участники делятся на две группы, образующие «хор из двух голосов», и двух ведущих – «дирижёров». Одна группа детей, исполняя «первую двигательную партию», зеркально повторяет движения сидящего ведущего-«дирижёра», другая – «вторую», копируя движения стоящего ведущего. Начинаем с отработки одного музыкального образа. Я беру на себя роль ведущего-дирижёра, и дети с энтузиазмом включаются в процесс, с удовольствием пробуя себя в этой роли. Простота исполнения позволяет каждому ребёнку почувствовать себя дирижёром. И действительно, все дети стремятся побывать в роли дирижёра. Эта технология может быть успешно применена как на занятиях, так и в концертной деятельности. Игра на музыкальных инструментах – это эффективный стимул для формирования ключевых умений и компетенций, а также способ решения проблем в развитии. У детей с особыми потребностями часто скрыт огромный творческий потенциал. И наша цель – поддержать ребёнка в познании удивительного мира музыки.
Использование перечисленных методик помогает в работе и позволяет создать инклюзивную образовательную среду, где каждый ребенок может развиваться и достигать успехов в музыке, независимо от своих ограничений.
Литература:
Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. Волгоград: Учитель, 2007.
Евтушенко Н. В. Музыкальное развитие умственно отсталых детей-сирот. М.: ИЦ «Академия», 2003.
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: ИЦ «Академия», 2003. — 352 c.
Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 224 c.
Савинкова О. В., Полякова Т. А. Раннее музыкально-ритмическое развитие детей. Методическое пособие. М.: ООО «Престо», 2003. — 56 c.
Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1–4 — Москва, 2000.
6