Творчество без границ: Музыкальные уроки для детей с ограниченными возможностями

0
0
Материал опубликован 5 June

Творчество без границ: Музыкальные уроки для детей

с ограниченными возможностями


Гончарова О.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Каменская средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В.П. Захарченко" Каменского муниципального района Воронежской области

Аннотация: В статье изложены методы обучения детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития средствами музыкального искусства. Освещение обозначенной актуальной темы имеет практическую и научную значимость для реализации коррекционных задач образования.
Ключевые слова: Музыкально-коррекционная работа, музыкально-речевые навыки, эмоциональная стабильность детей с ОВЗ


В современной системе образования роль педагога музыки претерпевает изменения – теперь задача состоит в формировании творчески мыслящей, целеустремленной личности, готовой к самостоятельной работе.

Музыка дарит детям неподдельное счастье, и использование разнообразных педагогических подходов на уроках является ключевым элементом музыкального развития. Музыкально-коррекционная работа помогает решить важные задачи, касающиеся развития ребенка: улучшает познавательные навыки, моторику, эмоциональную сферу, формирует волевые качества и стимулирует речь.

Развивая музыкальный потенциал ребенка, мы обогащаем его внутренний мир, улучшаем память, координацию, ритмическое восприятие, слух и способность к концентрации – качества, необходимые каждому в современном обществе.

С каждым годом число детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, поэтому освоение новых технологий в музыкально-коррекционной практике становится приоритетной задачей для каждого преподавателя.

Я ежегодно стремлюсь к обновлению методик и приемов, направленных на совершенствование музыкально-речевых навыков детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать ребенка в совместной деятельности, необходимо самому испытывать искренний интерес к этой работе. Музыка и движение играют важную роль в развитии и коррекции нарушений у детей с различными особенностями.

Часто встречаются трудности, связанные с речевым аппаратом, восприятием звуков, дыханием, координацией, чувством ритма, выразительностью речи, способностью понимать музыкальные образы и развивать коммуникативные навыки.

Для решения вышеуказанных проблем работаю по следующим направлениям.

1.Ритмическая разминка. Приветствие.

(Коммуникативная игра «Ты шагай»)

2. Артикуляционная гимнастика.

(«Часики» Фиксики)

3.Дыхательные упражнения.

(«Летка-енька»)

4.Упражнения фонематической ритмики.

Автомотизация гласных звуков.

5.Логоритмика Е.С. Железнова.

(Ли-ли), («Ми- ма - мэ»)

6.Ритмодекламация. Музыкально – ритмическая работа.

(Оркестр « Добрый мастер»)

7.Варежковый театр.

Инсценировка песни «Ёлочка»

8.Хор рук.

Ожидаемым результатом моей деятельности является улучшение речевых навыков, поддержание эмоциональной стабильности и стимулирование музыкального и творческого развития у каждого ребенка.

Началом каждого музыкального занятия неизменно является музыкальное приветствие, которое создает позитивный настрой, вызывает интерес и вовлекает детей в активную деятельность. В игровой форме дети учатся взаимодействовать друг с другом, развивают коммуникативные навыки, что особенно важно для детей с ОВЗ. На этом этапе также решаются ритмико-музыкальные задачи, направленные на ориентацию в пространстве, развитие чувства ритма, артикуляции, музыкальной памяти, слуха и интонационной выразительности.

В процессе разучивания песен я нередко замечаю, что некоторые дети испытывают трудности с произношением отдельных звуков, что указывает на недостаточную развитость мышц речевого аппарата. Вокально-артикуляционные упражнения помогают подготовить речевой аппарат к работе и улучшить певческую дикцию. Чтобы избежать монотонности, я использую музыкальное или видео сопровождение, что добавляет элемент игры в процесс.

Среди используемых упражнений – «часики», «качелька», «лошадка», «конфетка», а также различные ритмические движения.

Дыхательная гимнастика – сложный, но важный аспект музыкального занятия. Задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно использовать дыхание, сделать упражнения увлекательными и закрепить полученные навыки. Я применяю упражнения «цветок», «пылесос», «вертолёт», «бегемотик», «погреем руки», «накачаем шины». Для детей они интересные, а для меня- эффективные. Они проходят в игровой форме и вызывают у детей положительные эмоции и создают ситуацию успеха для каждого. В данном случае музыкальное сопровождение служит опорой для отработки дыхания.

Дыхательные упражнения на мелодию песни «Летка-енька» тому пример.

Уже давно установлено, что развитие моторики рук тесно связано с формированием правильного произношения, при этом движения оказывают стимулирующее воздействие на речевые центры мозга. Фонетическая ритмика предлагает ребёнку сочетание движений и артикуляции – произношения звуков, слогов, фраз и небольших текстов. Особый интерес представляет метод стимуляции гласных звуков, поскольку с ним связаны такие проблемы, как ринолалия (заложенность носа, увеличение аденоидов, риниты), дизартрия (нарушения произношения, связанные с неправильным тонусом мягкого нёба). Часто дети испытывают трудности с направлением воздушного потока через рот и поддержанием необходимого положения языка во время пения, что приводит к утечке воздуха через нос и ухудшению качества звука.

Исправлению ситуации способствуют упражнения фонематической ритмики. Например, вызывание гласных звуков.

Мир ребёнка – это игра, через которую он познаёт окружающую действительность, учится и растёт. Логоритмика, объединяющая речь и движение, тоже является игрой. Ребёнок примеряет на себя разные роли, и в этом новом образе ему становится легче раскрыться и продемонстрировать то, над чем в обычной жизни могли бы посмеяться – ведь сейчас он в другой ипостаси…

Все эти песни построены на одной и той же мелодии, состоящей всего из двух нот: одной выше, другой ниже. Распевки напоминают русские народные потешки, которые очень нравятся детям, они просты в исполнении и образны.

Развитие музыкального слуха у детей с речевыми трудностями требует особого внимания, поэтому важно комплексно сочетать слово, музыку и движение. Речевое музицирование предоставляет широкие возможности для освоения детьми на ранних этапах практически всех выразительных средств, общих для речи и музыки: темпа, ритма, регистра, тембра, звуковысотного рисунка, артикуляции, динамики, тесситуры, фразировки, формы. Ритмодекламация – одна из многообещающих форм коррекционной работы с учащимися. Применение этих методов в работе способствует формированию естественного тембра голоса, развитию правильного речевого и певческого дыхания, чёткой артикуляции и умению выразительно передавать настроение в речи или музыке. Ритмодекламация, представляющая собой чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, является своеобразным сплавом поэзии и музыки. В этом случае использую музыкально – ритмическую работу «Добрый мастер» Ю. Селивёрстова.

Варежковый театр.

Инсценировка песни позволяет более полно и ярко раскрыть художественный замысел произведения. Пение в движении, часто сопровождаемое театральными костюмами, широко применяется в детских представлениях. Варежковый театр – это приём индивидуальной театрализации, объединяющий всех участников. Уникальность заключается в том, что дети хором исполняют произведение, и каждый имеет возможность проявить себя по-своему. Здесь задействовано множество навыков: пение, танец, жесты, передача сюжета через движения, активное участие в игре. Такая музыкальная деятельность приносит детям большое удовольствие, и главное – все музыкальные способности развиваются в игровой форме.

Например, инсценировка песни «Ёлочка» С. Крючкова

«Хор рук» – одна из современных музыкально-педагогических технологий, а также важная составляющая авторской методики Татьяны Анатольевны Боровик. Эта форма привлекательна тем, что помогает детям понять принцип двигательного двухголосия, где участники делятся на две группы, образующие «хор из двух голосов», и двух ведущих – «дирижёров». Одна группа детей, исполняя «первую двигательную партию», зеркально повторяет движения сидящего ведущего-«дирижёра», другая – «вторую», копируя движения стоящего ведущего. Начинаем с отработки одного музыкального образа. Я беру на себя роль ведущего-дирижёра, и дети с энтузиазмом включаются в процесс, с удовольствием пробуя себя в этой роли. Простота исполнения позволяет каждому ребёнку почувствовать себя дирижёром. И действительно, все дети стремятся побывать в роли дирижёра. Эта технология может быть успешно применена как на занятиях, так и в концертной деятельности. Игра на музыкальных инструментах – это эффективный стимул для формирования ключевых умений и компетенций, а также способ решения проблем в развитии. У детей с особыми потребностями часто скрыт огромный творческий потенциал. И наша цель – поддержать ребёнка в познании удивительного мира музыки.

Использование перечисленных методик помогает в работе и позволяет создать инклюзивную образовательную среду, где каждый ребенок может развиваться и достигать успехов в музыке, независимо от своих ограничений.


Литература:

Власенко О. П. Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах. Волгоград: Учитель, 2007.

Евтушенко Н. В. Музыкальное развитие умственно отсталых детей-сирот. М.: ИЦ «Академия», 2003.

Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: ИЦ «Академия», 2003. — 352 c.

Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М.: ИЦ «Академия», 2002. — 224 c.

Савинкова О. В., Полякова Т. А. Раннее музыкально-ритмическое развитие детей. Методическое пособие. М.: ООО «Престо», 2003. — 56 c.

Щербакова Н. А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1–4 — Москва, 2000.

6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации