Самоанализ педагогической деятельности «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями»
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ОГБУСО РЦ
_________________ Т.В.Семейкина
«22 » октября 2014г.
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ЧИИНОЙ НАДЕЖДЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
Я, Чиина Надежда Васильевна, – работаю в Областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» музыкальным руководителем. Стаж педагогической работы 5 лет, стаж работы музыкальным руководителем 4 года, в данном учреждении - 3 года. Мое педагогическое кредо: «Каждый ребенок уникален, и педагогу важно это заметить в нем!». Имею среднее профессиональное образование. В 2007 году окончила «Иркутский музыкальный колледж» по специальности «Хоровое дирижирование», имею квалификацию «Руководитель хора и творческого коллектива, преподаватель хоровых дисциплин, артист хора и ансамбля». В 2013 году прошла дистанционные курсы повышения квалификации: в ПЦТП «Аничков мост» и ОЦ «Интеллект», Эстония, по теме «Музыкальное воспитание детей в современном мире. Опыт России и европейских стран». В 2008 году – компьютерные курсы: инновационные технологии – 60 уч.часов.
За 2011-2014 г. социально-педагогические услуги были оказаны мною более, чем 750 детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья из территорий Иркутской области в возрасте от 1 до 17 лет и их родителям (лицам, их заменяющим).
1.Дети-инвалиды – 495 , том числе: - ЗРР, ЗПРР- 256 ;ДЦП – 182: синдром Дауна -16;другие нозологические формы (заболевания)-41; дети с ЗРР, ЗПРР, УО и другие, не имеющие статуса ребенка-инвалида (группа ранней профилактики инвалидности),- 255
Динамика за 2011 – 2013 года.
2011 год – с различным уровнем положительной динамики выписались -91%, без перемен (или без диагностики в связи с возрастом или тяжестью заболевания) – 9%
2012 год -
- с различным уровнем положительной динамики выписались -93%,
-без перемен (или без диагностики в связи с возрастом или тяжестью заболевания) – 7%
2013 - с различным уровнем положительной динамики выписались -95%, без перемен (или без диагностики в связи с возрастом или тяжестью заболевания) – 5%
Сравнительный мониторинг эффективности реабилитационных мероприятий.
Музыкальное воспитание детей, с ограниченными возможностями, имеет не только общеразвивающее, но и коррекционное значение. Оно способствует преодолению или ослаблению многих недостатков психического и физического развития – коррекция развития эмоциональной и сенсорной сферы, произвольного внимания, речи, выразительности движений, мелкой и крупной моторики, коммуникативных навыков.
Музыкальное воспитание включает в себя развитие у детей способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера; развитию слухового внимания и сосредоточения; музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового); умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, в музыкально – дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).
Реабилитационные занятия включают следующие направления: слушание музыки, пение, музыкально–ритмические движения, музыкально – дидактические игры, и игра на детских музыкальных инструментах.
Целью моей работы является: развитие коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, коррекция поведенческих отклонений. Выявление и развитие музыкальных способностей у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи, которые я как музыкальный руководитель, занимающийся творческой реабилитацией детей-инвалидов, детей с ОВЗ, поставила перед собой:
1. Воспитывать интерес и любовь к музыке, эмоциональное развитие.
2. Обогащать музыкальные впечатления, благодаря знакомству с разнообразными произведениями.
3. Развивать музыкальные способности в основных видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
4. Профилактика и коррекция отклонений в развитии средствами музыки.
Без сомнения, музыкальное воспитание является одной из эффективных технологий в коррекционно-развивающей работе и работе по развитию коммуникативных навыков с детьми с различными отклонениями в работе, с детьми, которые часто по разным причинам лишены возможности общения со сверстниками, живут в семьях, которые из-за инвалидности ребенка испытывают социальную депривацию. Установлено, что развитие музыкально – слуховых представлений вовлекает в комплексную работу все отделы головного мозга ребенка, обеспечивая развития эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память, обеспечивает развитие сенсорики. Музыкально – слуховые представления развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, развитию личностных качеств (физических и интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом или в психическом развитии.
Большое место в моей работе отводится различным формам работы по коррекции речевых отклонений у детей с неврологическими заболеваниями, в первую очередь, - с ДЦП. Основные проблемы этих детей - это речевые и опорно – двигательные нарушения. А так же недостаточное развитие восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляция (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность), отсутствие навыков продуктивного общения со сверстниками.
Для детей с ДЦП и речевыми патологиями мною разработаны занятия, направленные на развитие певческих навыков, эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие ритмического, тембрового, гармонического и звуковысотного слуха, пальчиковые и дидактические игры, знакомство и игра на детских музыкальных инструментах.
Динамика эффективности по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических движений и игре на детских музыкальных инструментах – свидетельствует о продуктивности применяемых методах.
Мониторинг эффективности отдельных индикаторов музыкального развития детей с диагнозом ДЦП
Индикатор/ динамика (выписались) |
2011г |
2012г |
2013г |
||||||
С улучшением |
С незначительным улучшением |
Без диагностики |
С улучшением |
С незначительным улучшением |
Без диагностики |
С улучшением |
С незначительным улучшением |
Без диагностики |
|
пение |
22% |
56% |
22% |
25% |
54% |
21% |
28% |
60% |
17% |
Музыка и ритмические движения |
10% |
58% |
32% |
15% |
63% |
22% |
19% |
64% |
17%1 |
Игра на ДМИ |
19% |
53% |
28% |
23% |
60% |
17% |
27% |
57% |
16% |
Мониторинг эффективности отдельных индикаторов музыкального развития детей с диагнозами (ЗПРР, ЗРР, логоневроз)
Индикатор/ Динамика (выписались) |
2011г |
2012г |
2013г |
||||||
С улучшением |
С незначительным улучшением |
Без диагностики |
С улучшением |
С незначительным улучшением |
Без диагностики |
С улучшением |
С незначительным улучшением |
Без диагностики |
|
пение |
21% |
46% |
33% |
31% |
41% |
28% |
42% |
29% |
19% |
Музыка и ритмические движения |
31% |
47% |
22% |
39% |
44% |
17% |
44% |
40% |
16% |
Игра на ДМИ |
37% |
46% |
17% |
41% |
45% |
14% |
50% |
41% |
9% |
Мониторинг эффективности отдельных индикаторов музыкального развития детей с диагнозом синдром Дауна.
Индикатор/ Динамика (выписались) |
2011г |
2012г |
2013г |
||||||
С улучшением |
С незначительным улучшением |
Без диагностики |
С улучшением |
С незначительным улучшением |
Без диагностики |
С улучшением |
С незначительным улучшением |
Без диагностики |
|
пение |
17% |
45% |
38% |
19% |
47% |
34% |
24% |
49% |
27% |
Музыка и ритмические движения |
22% |
42% |
36% |
29% |
42% |
29% |
31% |
45% |
14%23% |
Игра на ДМИ |
23% |
61% |
16% |
27% |
63% |
10% |
38% |
57% |
5% |
В своей работе я широко использую наглядные методы, которые включают в себя наглядно – слуховые, наглядно – зрительные приемы и тактильно – мышечную наглядность, и словесные методы:
v Исполнение музыкального произведения, пения.
v Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись).
v Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.).
v Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т.д.).
Из наглядно – зрительных приемов использую следующее:
v Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально – ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах).
v Показ приема детьми, которые его хорошо освоили. Показ ровесников детьми воспринимается лучше и быстрее.
Эти приемы помогают ребенку стать субъектом реабилитационного занятия, улучшают эмоциональное самочувствие ребенка, побуждают к хорошему исполнению, мобилизуют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении. Так как основной диагноз детей, с которыми я занимаюсь, - это ЗРР, ЗПРР, УО легкой степени, то незаменимы в работе жесты, организующие игровую и певческую деятельность детей, и мимика, помогающая детям, почувствовать, с каким настроением нужно исполнять, увидеть одобрение со стороны взрослого. Кроме вышеназванных наглядно – зрительных приемов, я использую всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально – дидактические игры, игрушки, всевозможные пособия и атрибуты (платочки, листики и др.).
Тактильно – мышечная наглядность включает в себя индивидуальную помощь, как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.
Большое внимание в своей работе уделяю подготовке и проведению анимационных мероприятий, ведь они способствуют развитию коммуникативных навыков, музыкально – слуховых представлений у детей, с ограниченными возможностями, повышают самооценку ребенка. Дети на организуемых в центе анимационных мероприятиях - активные участники. Для анимационных мероприятий подбираю музыкальный материал. Сама участвую в проведении мероприятий, исполняя различные роли. Составлены и проведены анимационные мероприятия, праздники и развлечения, такие как: «Веснушки в подарок маме», «Музыкальное деревце», «Веселый мир детства», «Волшебный снеговик» и др. Различные тематические занятия, такие, как: «Поклонимся великим тем годам», «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» и др., конкурсно – игровые программы, посвященные 8 марта и 23 февраля и др.
Ориентиром при организации работы для меня
«Программа воспитания и обучения в детском саду» автор М. А. Васильева.
· « Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторы Л. Боряева, О. Гаврилушкина.
С детьми дошкольного возраста пользуюсь программами и методиками:
· « Музыка с мамой» автор Е. Железнова.
· «Ладушки» авторы И.Каплунова, И. Новоскольцева.
· «Палочки – скакалочки» автор Е. Поплянова.
Для детей школьного возраста мною разработана программа, по гражданско – патриотическому воспитанию «Мы из будущего». Эта программа имеют рецензию Л. В. Сороковиковой – заместитель директора по работе с детьми ШМЦБ. Целью данной программы является: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Программа состоит из трех разделов: гражданско – патриотическое воспитание, духовно – нравственное воспитание и историко – краеведческая деятельность. Я была ответственная за два раздела: гражданско – патриотическое воспитание - проведены и составлены мероприятия на воспитание в детях лучших личностных качеств гражданина и патриота. Спортивно – игровая программа « Будем в армии служить», одно занятие из цикла « Что мы Родиной зовем?», музыкально – литературная композиция «Песни победы». Духовно – нравственное воспитание мероприятия направленны на формирование у детей представлений о народной культуре, ее богатстве и красоте средствами эстетического воспитания. Мероприятие, посвященное Дню матери, посещение концертов и выставок. По блоку историко – краеведческое воспитание были проведены экскурсии в краеведческий музей и музей боевой славы, посещение библиотеки с темой «Байкал – самый, самый…!» и экскурсии по городу. Программа дала возможность принять участие в областном конкурсе профессионального мастерства среди молодых специалистов областных государственных учреждений социального обслуживания «Гражданско – патриотическое воспитание молодежи».
Одна из главных задач социального учреждения для детей-инвалидов – это работа с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, это задача - включить родителей в совместную педагогическую работу, сделать их своими союзниками и партнерами, главными реабилитологами своего ребенка. Для решения данной задачи были разработаны консультации: « Пение – путь к здоровью», «Развитие танцевальных движений», «Слушание музыки», «Пальчиковые игры». Всего проконсультировано 422 семьи. Составлены практические рекомендации, с учетом возраста ребенка. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Активно привлекаю родителей (лиц, их заменяющих) к проведению конкурсно – игровых программ.
Темой для самообразования я избрала адаптацию методики: «Музыкальное развитие детей, с ограниченными возможностями по методике Е. Железновой «Музыка с мамой» к задачам реабилитационного центра. Это превосходный материал для участия семьи в реабилитационных занятиях, для развития коммуникативных навыков, музыкального слуха, ритма, а так же памяти, речи, внимательности, для коррекции мелкой моторики, развития зрительных, слуховых и тактильных способностей. В рамках работы по самообразованию разработаны и проведены консультации для педагогов по темам: «Развитие вокальных навыков у детей с ограниченными возможностями», «Музыкотерапия как одно из средств оздоровления дошкольников». Сотрудничаю с различными дистанционными образовательными порталами, где публикую свои методические разработки по музыкотерапии, по методике организации и проведения анимационных мероприятий. Опубликовала методические материалы (сценарии) на сайтах: «Музыкальное деревце» и «Веснушки в подарок маме» - на сайте www.perluna – detyam.com.ua., «Музыкотерапия» - www.maaam.ru, «пусть будет мир на планете», «Ириска идет в школу» - на дистанционном образовательном портале «Продленка», «будем в армии служить» - на сайте www.gotovimyork.ru, имею сертификат победителя ежемесячного конкурса «Лучшая методическая разработка» на международном русскоязычном образовательном интернет проекте www.maaam.ru.
Активно участвую в общественной жизни учреждения: лауреат первого и второго областных конкурсов художественной самодеятельности среди государственных областных учреждений социального обслуживания, диплом лауреата 1 степени Красноярского фестиваля – конкурса «Весенние хоровые капеллы».
Подготовила лауреата областного фестиваля детского творчества министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области «Байкальская звезда 2013»
Планирую:
1. Работать над повышением эффективности реабилитационных мероприятий через совершенствование приемов и методов, направленных на развитие коммуникативных навыков, развитие музыкальных способностей, у детей и подростков.
2. Совершенствовать работу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, детей с ОВЗ
3. Обогащать свой опыт и делиться педагогическими находками с коллегами.
А свое выступление хочется закончить словами: « Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». (Д. Б. Кабалевский)