Самоанализ педагогической деятельности «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями»

1
0
Материал опубликован 18 April 2017

Министерство  социального развития, опеки и  попечительства Иркутской  области

ОГБУСО «Реабилитационный  центр  для  детей и  подростков  с  ограниченными   возможностями»

 

                                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                                                         Директор ОГБУСО   РЦ

_________________ Т.В.Семейкина

«22 » октября  2014г.

 

 

САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ЧИИНОЙ НАДЕЖДЫ ВАСИЛЬЕВНЫ

 

  Я, Чиина Надежда Васильевна, – работаю в Областном государственном  бюджетном учреждении социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» музыкальным руководителем. Стаж педагогической работы 5 лет, стаж работы музыкальным руководителем 4 года,   в данном учреждении - 3 года. Мое педагогическое кредо: «Каждый ребенок уникален, и педагогу важно это заметить в нем!».  Имею среднее профессиональное образование. В 2007 году окончила  «Иркутский  музыкальный колледж» по специальности «Хоровое дирижирование», имею квалификацию «Руководитель хора и творческого коллектива, преподаватель хоровых дисциплин, артист хора и ансамбля». В 2013 году прошла дистанционные  курсы повышения квалификации:  в ПЦТП «Аничков мост» и ОЦ «Интеллект», Эстония, по теме «Музыкальное воспитание детей в современном мире. Опыт России и европейских стран». В 2008 году – компьютерные курсы: инновационные технологии – 60 уч.часов.

За 2011-2014 г.  социально-педагогические услуги  были оказаны мною более, чем 750 детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья из территорий Иркутской области в возрасте от 1 до 17 лет и их родителям (лицам, их заменяющим).

1.Дети-инвалиды – 495 ,  том числе: - ЗРР, ЗПРР- 256 ;ДЦП – 182: синдром Дауна -16;другие  нозологические формы (заболевания)-41; дети с ЗРР, ЗПРР, УО и другие, не имеющие  статуса ребенка-инвалида (группа ранней профилактики инвалидности),- 255  

Динамика за 2011 – 2013 года.

  2011 год – с различным уровнем положительной динамики выписались -91%,                         без перемен (или без диагностики в связи с возрастом или тяжестью заболевания) – 9%

 2012 год  -

- с различным уровнем положительной динамики выписались -93%,

-без перемен (или без диагностики в связи с возрастом или тяжестью заболевания) – 7%

 2013  - с различным уровнем положительной динамики выписались -95%,                         без перемен (или без диагностики в связи с возрастом или тяжестью заболевания) – 5%

Сравнительный мониторинг эффективности реабилитационных мероприятий.

Музыкальное воспитание  детей, с ограниченными возможностями, имеет не только общеразвивающее, но и коррекционное значение.  Оно способствует преодолению или ослаблению многих недостатков психического и физического развития – коррекция развития эмоциональной и сенсорной сферы, произвольного внимания, речи, выразительности движений, мелкой и крупной моторики, коммуникативных навыков.

Музыкальное воспитание  включает в себя развитие у детей способности  эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера;  развитию слухового внимания и сосредоточения; музыкального слуха (звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового); умения участвовать в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, в музыкально – дидактических и хороводных играх, игре на детских музыкальных инструментах).

 Реабилитационные занятия включают следующие направления: слушание музыки, пение, музыкально–ритмические  движения, музыкально – дидактические игры, и игра на детских музыкальных инструментах.

Целью моей работы является: развитие коммуникативных навыков,  эмоциональной отзывчивости, коррекция поведенческих отклонений. Выявление и развитие музыкальных способностей у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи, которые я как музыкальный руководитель, занимающийся творческой реабилитацией детей-инвалидов, детей с ОВЗ, поставила перед собой:

1. Воспитывать интерес и любовь к музыке, эмоциональное развитие.

2.  Обогащать музыкальные впечатления, благодаря знакомству с разнообразными произведениями.
3. Развивать музыкальные способности в основных видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально – ритмических   движениях, игре на музыкальных инструментах.

4. Профилактика и коррекция  отклонений в развитии средствами музыки.

Без сомнения, музыкальное воспитание  является одной из эффективных технологий в коррекционно-развивающей работе  и работе  по развитию коммуникативных навыков с детьми с различными отклонениями в работе, с детьми, которые  часто  по  разным  причинам  лишены возможности  общения со  сверстниками, живут в семьях, которые из-за инвалидности ребенка испытывают социальную депривацию. Установлено, что  развитие музыкально – слуховых представлений вовлекает в комплексную работу все отделы головного мозга ребенка, обеспечивая развития эмоциональных, познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, память, обеспечивает развитие сенсорики. Музыкально – слуховые представления развивает не только природную музыкальность, но и способствует в полной мере формированию у детей общей культуры, предпосылок учебной деятельности, развитию личностных качеств (физических  и интеллектуальных), а также сохранению и укреплению здоровья, профилактике и коррекции недостатков в физическом или в психическом развитии.

Большое место в  моей работе отводится различным формам работы по  коррекции  речевых отклонений  у детей с неврологическими заболеваниями, в первую очередь, - с  ДЦП.  Основные проблемы этих детей  - это речевые и опорно – двигательные нарушения.  А так же недостаточное развитие восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляция (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность), отсутствие навыков  продуктивного общения со сверстниками.

Для детей  с ДЦП и речевыми патологиями  мною разработаны занятия, направленные на развитие певческих навыков, эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие ритмического, тембрового, гармонического и звуковысотного слуха, пальчиковые и дидактические игры, знакомство и игра на детских музыкальных инструментах.

Динамика эффективности по развитию певческих навыков, музыкально – ритмических   движений и игре на детских музыкальных инструментах – свидетельствует о продуктивности применяемых методах. 

Мониторинг  эффективности отдельных индикаторов  музыкального развития детей с диагнозом ДЦП

Индикатор/

динамика

(выписались)

2011г

2012г

2013г

С улучшением

С незначительным

улучшением

Без диагностики

С улучшением

С незначительным

улучшением

Без диагностики

С улучшением

С незначительным

улучшением

Без диагностики

пение

22%

56%

22%

25%

54%

21%

28%

60%

17%

Музыка и ритмические движения

10%

58%

32%

15%

63%

22%

19%

64%

17%1

Игра на ДМИ

19%

53%

28%

23%

60%

17%

27%

57%

16%

Мониторинг   эффективности отдельных индикаторов  музыкального развития детей с диагнозами (ЗПРР, ЗРР, логоневроз)

Индикатор/

Динамика

(выписались)

2011г

2012г

2013г

С улучшением

С незначительным

улучшением

Без диагностики

С улучшением

С незначительным

улучшением

Без диагностики

С улучшением

С незначительным

улучшением

Без диагностики

пение

21%

46%

33%

31%

41%

28%

42%

29%

19%

Музыка и ритмические движения

31%

47%

22%

39%

44%

17%

44%

40%

16%

Игра на ДМИ

37%

46%

17%

41%

45%

14%

50%

41%

9%

Мониторинг   эффективности отдельных индикаторов  музыкального развития детей с диагнозом  синдром Дауна.

Индикатор/

Динамика

(выписались)

2011г

2012г

2013г

С улучшением

С незначительным

улучшением

Без диагностики

С улучшением

С незначительным

улучшением

Без диагностики

С улучшением

С незначительным

улучшением

Без диагностики

пение

17%

45%

38%

19%

47%

34%

24%

49%

27%

Музыка и ритмические движения

22%

42%

36%

29%

42%

29%

31%

45%

14%23%

Игра на ДМИ

23%

61%

16%

27%

63%

10%

38%

57%

5%

 В своей работе я  широко использую наглядные методы, которые включают в себя наглядно – слуховые, наглядно – зрительные приемы и тактильно – мышечную наглядность, и словесные методы:

v Исполнение музыкального произведения, пения.

v Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись).

v Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.).

v Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т.д.).

Из наглядно – зрительных приемов  использую следующее:

v    Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально – ритмических  движениях, игре на музыкальных инструментах).

v Показ приема детьми, которые его хорошо  освоили. Показ ровесников детьми воспринимается лучше и быстрее.

Эти приемы помогают  ребенку стать  субъектом  реабилитационного занятия,  улучшают эмоциональное самочувствие ребенка, побуждают к хорошему исполнению, мобилизуют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении.  Так как  основной диагноз детей, с которыми я занимаюсь, - это ЗРР, ЗПРР, УО легкой степени, то незаменимы в работе жесты,  организующие   игровую и певческую деятельность детей, и  мимика, помогающая детям, почувствовать, с каким настроением нужно исполнять,  увидеть одобрение со стороны взрослого. Кроме  вышеназванных  наглядно – зрительных приемов, я использую всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально – дидактические игры, игрушки, всевозможные пособия и атрибуты (платочки, листики и др.).

Тактильно – мышечная наглядность включает в себя индивидуальную  помощь, как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения.

Большое внимание в своей работе уделяю подготовке и проведению анимационных мероприятий, ведь они способствуют  развитию коммуникативных навыков, музыкально – слуховых представлений у детей, с ограниченными возможностями, повышают самооценку ребенка.  Дети на  организуемых в центе анимационных мероприятиях -  активные участники. Для анимационных мероприятий подбираю музыкальный материал. Сама участвую в проведении мероприятий, исполняя различные роли. Составлены и проведены анимационные мероприятия, праздники и развлечения, такие как: «Веснушки в подарок маме», «Музыкальное деревце», «Веселый мир детства», «Волшебный снеговик» и др. Различные тематические занятия, такие, как:      «Поклонимся великим тем годам», «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» и др., конкурсно – игровые программы, посвященные 8 марта и 23 февраля и др.

Ориентиром при организации работы для меня

«Программа воспитания и обучения в детском саду» автор М. А. Васильева.

·                   « Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторы Л. Боряева, О. Гаврилушкина.

С детьми дошкольного возраста пользуюсь программами и методиками:

·        « Музыка с мамой» автор Е. Железнова.

·        «Ладушки» авторы И.Каплунова, И. Новоскольцева.

·        «Палочки – скакалочки»  автор Е. Поплянова.

Для детей школьного возраста мною разработана программа, по гражданско – патриотическому воспитанию «Мы из будущего». Эта программа имеют рецензию Л. В. Сороковиковой – заместитель директора по работе с детьми ШМЦБ.  Целью данной программы является: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Программа состоит из трех разделов: гражданско – патриотическое воспитание, духовно – нравственное воспитание и историко – краеведческая деятельность. Я была ответственная за два раздела: гражданско – патриотическое воспитание -  проведены и составлены мероприятия на воспитание в детях лучших личностных качеств гражданина и патриота. Спортивно – игровая программа « Будем в армии служить», одно занятие из цикла « Что мы Родиной зовем?», музыкально – литературная композиция «Песни победы».  Духовно – нравственное воспитание мероприятия направленны на формирование у детей представлений о народной культуре, ее богатстве и красоте средствами эстетического воспитания. Мероприятие, посвященное Дню матери, посещение концертов и выставок.  По блоку историко – краеведческое воспитание  были проведены экскурсии в краеведческий музей и музей боевой славы, посещение библиотеки с темой «Байкал – самый, самый…!» и экскурсии по городу. Программа дала возможность  принять участие в областном конкурсе  профессионального мастерства среди молодых специалистов областных государственных учреждений социального обслуживания «Гражданско – патриотическое воспитание молодежи».

 Одна из главных  задач  социального учреждения для детей-инвалидов  – это работа с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ,  это задача - включить родителей в совместную педагогическую работу, сделать их своими союзниками и партнерами, главными  реабилитологами  своего ребенка. Для решения данной задачи были разработаны консультации: « Пение – путь к здоровью», «Развитие танцевальных движений», «Слушание музыки», «Пальчиковые игры». Всего проконсультировано 422 семьи. Составлены практические рекомендации, с учетом возраста ребенка. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Активно  привлекаю родителей (лиц, их заменяющих) к проведению конкурсно – игровых программ.

 Темой для самообразования я избрала адаптацию методики: «Музыкальное развитие детей, с ограниченными возможностями по методике Е. Железновой «Музыка с мамой» к задачам реабилитационного центра.  Это превосходный материал для участия семьи  в реабилитационных занятиях, для развития коммуникативных навыков, музыкального слуха, ритма,  а так же памяти, речи, внимательности,  для коррекции мелкой моторики, развития зрительных, слуховых и тактильных способностей. В рамках работы по самообразованию разработаны и проведены консультации для педагогов по темам: «Развитие вокальных навыков у детей с ограниченными возможностями»,  «Музыкотерапия как одно из средств оздоровления дошкольников». Сотрудничаю с различными дистанционными  образовательными порталами, где   публикую свои методические разработки по музыкотерапии, по  методике организации и проведения анимационных мероприятий. Опубликовала методические материалы (сценарии) на сайтах: «Музыкальное деревце» и «Веснушки в подарок маме» - на сайте www.perluna – detyam.com.ua., «Музыкотерапия» - www.maaam.ru, «пусть будет мир на планете», «Ириска идет в школу» - на дистанционном образовательном портале «Продленка»,  «будем в армии служить» - на сайте www.gotovimyork.ru, имею сертификат победителя  ежемесячного конкурса «Лучшая методическая разработка» на международном русскоязычном образовательном интернет проекте www.maaam.ru.

Активно участвую в  общественной жизни учреждения: лауреат первого  и второго областных конкурсов  художественной самодеятельности среди государственных областных учреждений социального обслуживания, диплом лауреата 1 степени Красноярского фестиваля – конкурса «Весенние хоровые капеллы».

Подготовила лауреата областного фестиваля детского творчества министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области «Байкальская звезда 2013»

Планирую:

1.     Работать над повышением эффективности реабилитационных мероприятий через совершенствование  приемов  и методов, направленных на развитие коммуникативных навыков, развитие музыкальных способностей, у детей и подростков.

2.     Совершенствовать работу с семьями, воспитывающими  детей-инвалидов, детей с ОВЗ

3.     Обогащать свой опыт и делиться  педагогическими находками  с коллегами.

А свое выступление хочется закончить словами: « Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». (Д. Б. Кабалевский)

Комментарии
Комментариев пока нет.