Методическая разработка урока физической культуры для детей с ограниченными возможностями

1
0
Материал опубликован 7 November 2022




Учитель высшей категории Сарвалиева Фидалия Зуфаровна

Учитель высшей категории Алексеева Александра Юрьевна



МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Введение

Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является
адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях.

Среди учащейся молодежи 30% имеют различные отклонения в состоянии здоровья, заболевания временного или постоянного характера. не секрет, что количество этих учащихся из года в год неуклонно увеличивается. И я уверена, что этим молодым людям занятия физическим упражнениями необходимы даже больше, чем их здоровым сверстникам.

Главное для детей с ограниченными возможностями — максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям, педагогам и другим специалистам необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе.
Каждый человек должен иметь возможность получать необходимые знания, умения и навыки, обучаясь в школе или дома. Это относится ко всем детям, в том числе и к детям с ограниченными возможностями

Сущность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход к личности ребенка. Сущность личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности ребенка: психические, физические, интеллектуальные, т. е. те возможности, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедеятельность в будущем.

Школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.

На сегодняшний день в нашей школе учатся дети имеющие различное состояние здоровья, в том числе и дети с ограниченными возможностями.

Цель методической разработки: организовать физическое воспитание детей с ограниченными физическими возможностями таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Разработать методику применения здоровьесберегающих технологий (аэробика, дыхательная гимнастика, тренажеры) в работе с детьми с ограниченными физическими возможностями.

Актуальность. В последнее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физического развития детей с ограниченными физическими возможностями.

Практическая значимость. Валеологические знания приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровья, физические занятия, аэробика, дыхательные упражнения – к ежедневным занятиям физической культурой, способствуют развитию физических качеств.

Основными задачами физического воспитания учащихся с ограниченными физическими возможностями являются:

укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;

повышение физической и умственной работоспособности;

формирование правильной осанки, а при необходимости ее коррекция;

обучение рациональному дыханию; освоение основных двигательных умений и навыков;

воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся.

Особое внимание на занятиях с учащимися с ограниченными физическими возможностями придается развитию движений и физических качеств. Форма организации занятий разнообразна (фронтальная, групповая , подгрупповая, индивидуальная). Урок по физкультуре сохраняет традиционную структуру подготовительная, основная и заключительная части.

В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части урока не следует использовать интенсивные нагрузки и большое количество новых упражнений.

При подборе упражнений основной части урока (20—22 мин) предусматривается решение ряда задач: овладение простейшими двигательными навыками, развитие (в пределах возможностей занимающихся) основных физических качеств.

В заключительной части урока (3—5 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения.

Физическая нагрузка должна соответствовать структуре урока, функциональным и адаптационным возможностям учащихся. Учитель контролирует нагрузку по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления, постоянно поддерживая контакт с учащимися.

Чтобы физкультурные занятия были эффективны, при их проведении необходимо придерживаться следующих условий:

-          построение занятий в соответствии с задачами на данный период, уровнем подготовленности детей;

-        использование различных способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения двигательной активности;

-          распределение нагрузки на организм на протяжении всего занятия;

-         использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей.

Каждое занятие должно доставлять удовольствие, научить ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием; развить физические качества (скорость, выносливость, силу); сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.

К уроку физической культуры, проводимому со школьниками с ограниченными физическими возможностями, предъявляются следующие требования:

1. Обучение рациональному дыханию.

Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физкультуры. Обучать правильному дыханию необходимо в статических положениях и во время движения. При выполнении упражнений, способствующих расширению грудной клетки, делать вдох. Из анатомически выгодных положений, способствующих сдавливанию диафрагмы (сжатию грудной клетки), всегда делать выдох. Следить затем, чтобы вдох был полнее. При незначительной мышечной нагрузке вдох следует делать через нос, а выдох – через рот.

Обучение рациональному дыханию способствует: быстрейшему

устранению нарушений функций дыхательной системы, улучшению окислительно-восстановительных процессов в организме, общему оздоровлению организма.

2. Формирование правильной осанки и ее коррекция.

Правильная осанка обеспечивает нормальную деятельность опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, способствует более экономичному расходованию энергии, при выполнении физических упражнений учитель должен в течение урока обращать внимание учащихся на оптимальное положение головы, правильность работы рук, туловища и ног, поощряя правильную позу и помогая исправлять ошибки.

3. Индивидуальный подход к занимающимся.

Это одно из основных требований к занятиям в специальной медицинской группе. В данной группе могут находиться дети с различными отклонениями в состоянии здоровья и различной адаптацией к физическим нагрузкам. Поэтому на уроке должны быть повышены требования к учету индивидуальных особенностей и дифференцированию нагрузки. Для дифференцирования нагрузки можно применять

следующие методические приемы: различное количество повторений упражнений, различные их продолжительность и интенсивность и др.

4. Эмоциональность проведения урока.

Уроки физкультуры с детьми с ограниченными возможностями должны быть уроками бодрости, радости, эстетического наслаждения – на уроках физкультуры дети должны забыть о своих недугах.

Урок включает в себя такие элементы:

- оздоровительная аэробика

- дыхательная гимнастика

- упражнения на коррекцию осанки и стопы

- упражнения на тренажерах

Теоретический материал, изучаемый на уроках, содержит сведения по общим основам оздоровительной физкультурой; причинам возникновения наиболее распространённых заболеваний детей и подростков. Учащиеся знакомятся с методикой лечебной физкультуры при различных заболеваниях. Знания, полученные детьми по механизму лечебного действия физических упражнений, увеличивают их оздоровительный эффект.

Практические занятия объединены в индивидуальные циклы и направлены на коррекцию разных видов заболеваний. При этом занятия не сводятся только к занятиям оздоровительной физкультурой, а носят комплексный характер. Общая физическая нагрузка подбирается индивидуально по функциональному состоянию организма

Занятие по оздоровительной аэробике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Основу программы составляют двигательные действия, поддерживающие на оптимальном уровне работу сердечно сосудистой, дыхательной мышечной системы. Программа способствует формированию у учащихся знаний и двигательных навыков и умений в области оздоровительной аэробики, она основана на сочетании ритмичной, эмоциональной музыки и танцевального стиля, что делает занятия привлекательными. Оздоровительная аэробика дает возможность гармонично сочетать упражнения для развития таких качеств как выносливость, координация, сила, гибкость. В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движений (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, базовые упражнения аэробики, упражнения на равновесие и другие), дыхательная гимнастика, упражнения на растяжку и релаксация.

Занятия аэробикой проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяющихся движений, как лидер задающий темп и ритм выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка используется также как фактор обучения – легче запоминаются движения.

На занятиях разучиваются базовые шаги, их сочетание с работой рук. Соединение нескольких шагов в связку. Выполнение от 1 до 4 базовых связок под музыку и без музыки. Разучивание и совершенствование основных движений в стиле «Латино», «Диско», «Хип- хоп»

Упражнения на тренажерах.

Использование спортивных снарядов и тренажеров на уроках физкультуры в школе помогает удовлетворить потребность детей в движении, справиться с нервными перегрузками, развивает их выносливость, улучшает координацию. Комплексные занятия на тренажерах помогают скорейшему спортивному развитию детей, что идет на пользу не только физического , но умственного их развития. Чем разнообразнее движения детей, тем больше информации поступает в их мозг, тем интенсивнее происходит их психическое развитие. Кроме того занятия в тренажерном зале помогают решать вопросы свободного времени и досуга детей и подростков, отвлекают молодежь от вредных привычек и прививают самодисциплину; т.е. тренажерный зал является и средством активного отдыха, правильного проведения досуга и информирования здорового образа жизни.

А для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема наличия тренажерного зала в школе наиболее актуальна. В процессе тренировок с использованием тренажеров и снарядов происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно для умственно отсталых детей. Коллективные занятия помогают воспитывать у таких детей приветливость, доброжелательность и другие положительные черты характера. Кроме того, большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса к спорту, сознательной потребности к регулярной тренировке, которая затем должна перейти в привычку вести здоровый образ жизни.

На уроках применяются упражнения на кардио - тренажерах, которые способствуют тренировке сердечно – сосудистой системы и дыхания. Тренажёры могут эффективно использоваться в оздоровительных целях, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами:

- строгую дозировку нагрузки,

- направленность тренировки определённых групп мышц.

В физическом воспитании детей с ограниченными физическими возможностями, тренажёры позволяют в более короткие сроки решать задачу развития двигательных качеств школьников. Особенно эффективно использование тренажёров при занятиях с детьми, страдающими от избыточной массы. Такие дети охотно занимаются на тренажёрах, в то время как на стандартных гимнастических снарядах от них трудно добиться активности.

Велотренажеры. Самый популярный вид тренажеров. Они прекрасно развивают выносливость, укрепляют сердечно-сосудистую систему, а заодно тренируют мышцы ног и спины. На бортовом компьютере можно следить за дистанцией, скоростью и пульсом. Беговые дорожки. На сегодняшний день это самый популярный вид тренажеров. Занятия на беговых дорожках считаются одним из самых эффективных методов сжигания жира. Во многом это объясняется физиологическими причинами: во время бега ученик переносит массу собственного тела в пространстве, что максимально ускоряет обменные процессы, сжигая лишние калории и укрепляя организм. Степперы . Они успешно выполняют не только общие для всех кардио-тренажеров функции, но и наиболее активно тренируют мышцы ног и таза. Фитболы . Упражнения на больших гимнастических мячах способствуют развитию у детей двигательной координации, улучшению осанки и профилактики её нарушений. Большие гимнастические мячи позволяют включать в работу даже такие группы мышц, которые не затрагиваются при других видах упражнений.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание позволит детям подготовить организм к предстоящим нагрузкам или отдохнуть после нагрузки, расслабиться, восстановить спокойное течение мыслей, снять напряжение, раздражение или волнение, преодолеть состояние апатии и разбитости.

Правильное дыхание по Стрельниковой - прежде всего короткий, резкий вдох. Вдох - первичен, выдох - вторичен. Появляется совершенно другое самочувствие: бодрость, лёгкость во всём теле, прекрасное настроение. То есть, в минимальный срок - максимальный результат, а это как раз необходимо для школьников, большинство из которых дети с ослабленным здоровьем. Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д. – и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма.

                                                    Заключение

Уроки по физической культуре со школьниками с ограниченными физическими возможностями, нацелены на функциональное совершенствование организма, на повышение его работоспособности, укрепление опорно-двигательного аппарата . Занятия обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных оздоровительных технологий, которые носят профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса.



Приложение 1

Конспект урока по оздоровительной аэробике

Дата проведения 08.09.2022

Класс 5в Время 20 мин. Место – спортзал Оборудование и инвентарь: музыкальный центр, диски, гимнастические коврики

Задачи урока:

Обучение комбинации из базовых шагов

Развитие сердечно - сосудистой системы, выносливости

Способствовать формированию сознательного отношения к самостоятельным занятиям физической культуры

Части урока

Содержание учебного материала

дозировка

Организационно методические указания

1 Подготовительная часть 5 мин

Построение класса, сообщение задач урока

1 мин

В одну шеренгу, проверить внешний вид


Перестроение в 3 шеренги

1 мин



Общеразвивающие упражнения без предмета

3 мин



1 И.п. ноги врозь, руки на пояс

8-10 раз



Наклон головы вправо


Спина прямая,


И.п.


следить за


Наклон головы влево


осанкой


И.п




2 И.п. ноги врозь, руки вниз в кулаки

8-10 раз

Спина прямая


1-4 круговые движения плечами вперед


Смотреть вперед


5-8 круговые движения плечами назад




3 И.п. ноги врозь, руки перед грудью

8-10 раз

Поворот больше


Поворот вправо,


Спина прямая


И.п.




Поворот влево




И.п.




4. И.п. основная стойка

8-10 раз



Руки вверх


Коснуться


Наклон вперед


руками пола


Присед, руки вперед


Присед больше


И.п.




5. И.п. ноги вместе, руки на пояс

8-10 раз



Выпад вправо, руки в стороны


Выпад больше


И.п.


Спина прямая


Выпад влево, руки в стороны




И.п.




6. И.п. ноги врозь широко




1-8 левая вперед на пятку, полуприсед на правой, руки на бедро согнутой ноги


Спина прямая, носок прямой ноги на себя


1-8 то же на другую ногу


Небольшой присед


7. И.п. основная стойка


Спина прямая


1-8 левую согнуть назад, левой рукой взяться за голень, отвести бедро назад


Бедро отводить точно назад


1-8 то же с другой ноги



Основная часть 10 мин

Разучивание комбинации




1-2 toe touch правой, 3-4 toe touch левой на месте, руки согнуты перед грудью




5-8 поворот на 360*, левая рука в сторону , правая согнута перед грудью.


Следить за правильным выполнением


1-2 lange вправо; правая рука вперед




3-4 то же влево.




работа бедрами вправо, влево.




1-4 4 step touch вправо, влево ; 4 хлопка руками


Смотреть вперед


5-8 2 Jamping Jack, руки в стороны, правая за голову, левая за спину, в стороны, вниз.




1-2 шасси в право, руки в стороны




3-4 мамбо левой


Слушать музыку


5-8 грейп вайн влево




1-4 V-step с правой ноги, руки- 1-правая согнута перед грудью, левая в сторону, 2-левая перед грудью, правая в сторону, 3 правая согнута перед грудью, левая в сторону 4- левая перед грудью, правая в сторону




5-8 кросс, руки произвольно.




1-4 кросс



Заключительная часть 5 мин

1 Стретчинг

3 мин

Дыхание глубокое, амплитуда движений максимальная


2 подведение итогов

2 мин

Поставить оценки



Приложение 2

Комплекс дыхательных упражнений А. Н. Стрельниковой

1. Повороты головы вправо и влево. На каждый поворот (в конечной точке) - короткий, шумный, быстрый вдох носом. Вдох настолько резкий, что слегка втягиваются крылья носа. Это движение можно заранее отрепетировать перед зеркалом. Темп - один вдох в секунду или чуть-чуть быстрее. О выдохе совсем не думать. Он проводится автоматически через слегка приоткрытый рот. Это правило относится ко всем упражнениям Стрельниковой.

2. Наклоны головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

3. Наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

4. Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких в момент быстрого шумного вдоха. Правая рука то сверху, то снизу.

5. Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох в низкой точке. Слишком низко наклоняться не обязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно.

6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох в крайней точке наклона назад.

7. Пружинящие приседания в выпаде. Время от времени ноги меняют местами. Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук.

8. Наклоны вперед и назад (по принципу маятника). Вдох в крайней точке наклона вперед, а потом - наклона назад.

Приложение 3

Цель: круговая тренировка для развития силовой выносливости, координации движений, ловкости и быстроты двигательной реакции.

Задачи:

1)развитие физических качеств: силовой выносливости, силы мышц верхнего плечевого пояса, развитие силы мышц спины, силы брюшного пресса, силы мышц ног

2)развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья учащихся, приобщение к активным занятиям физической культуры и спортом

3)воспитание самостоятельности, организованности

Инвентарь: секундомер, тренажеры: велотренажер, беговая дорожка, вибротренажер, министеппер, многофункциональный силовой тренажер, большие гимнастические мячи(фитбол), гимнастические палки.

Дата проведения: 08.09.2022


Место проведения: малый спортивный тренажерный зал


Содержание

Дозировка

ОМУ

I

Подготовительная часть

7 мин



1.Построение,приветствие,сообщение задач урока, провести инструктаж по технике безопасности





2. Строевые упражнения, упражнения в ходьбе для правильной осанки


3. Ходьба и ее разновидности



4.Гимнастические упражнения с большим

и мячами (фитбол)

1 мин







2 мин



2 мин



2 мин

Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в этом тренажерном зале, у нас сегодня необычный урок.

Надеюсь, что наши занятия в этом зале доставит вам радость и даст заряд бодрости.


Следить за правильностью выполнения



При ходьбе туловище держать прямо, смотреть вперед.


Обратить внимание за правильностью выполнения физических упражнений

II

Основная часть

10 мин



Ознакомить учащихся с упражнениями на тренажерах и краткий рассказ о том, как развивается силы мышц организма.


Сила и формы проявления силы.


Способность группы мышц преодолевать внешнее сопротивление называется мышечной силой. Существует много различных способов использования мышечной силы, поэтому мы говорим о различных формах проявления силы. Динамическая сила: чаще всего мы развиваем силу при удлинении или сокращении мышц. Они работают в динамическом режиме - это и есть динамическая сила мышц. Силовая выносливость: многократное повторение одного и того же движения, в беге (беговая дорожка), езде на велосипеде (велотренажер), требует проявления силовой выносливости. Поэтому сейчас мы распределимся по тренажерам.


Круговая тренировка

1) многофункциональный силовой тренажер

2) беговая дорожка

3) велотренажер

4) вибротренажер

5) министеппер

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин

2 мин


Тяга верхних плеч, пояс, грудь, спина

Мышц ног

Мышц бедра, икры

Расслабление мышц спины

Упражнения для ног

3

Заключительная часть

3 мин



1. Построение


2. Игра на внимание




3. Итог урока





2 мин



1 мин


С гимнастическими палками Упражнения на осанку, наклон вперед. Упражнения для восстановления организма


Отметить работу каждого ученика, оказать моральную поддержку, подбадривать, стимулировать похвалой и в заключении: Давайте ребята заниматься спортом, и повторим за мной:"Мы со спортом крепко дружим, Спорт-помощник! Спорт-здоровье! Спортигра! Физкульт-ура! Огромное всем вам спасибо, все молодцы, до новых встреч.



11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации