12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильчук Марина Владимировна119
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
7

Урок литературы в 9 классе «М.И. Цветаева: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики»

Урок литературы в 9 классе.

Тема: М.И. Цветаева: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики.

Цели: познакомить обучающихся с основными вехами жизни и творчества М.И.Цветаевой, темами и мотивами ее лирики; раскрыть особенностями поэтики; развивать умение анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру.

Оборудование: портрет М.И. Цветаевой, фотографии, тесты стихотворений, аудиозаписи стихотворений «Идешь на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…» (в исполнении А.Б. Пугачевой), сборники стихотворений.

Тип урока:урок усвоения новых знаний, формирование универсальных учебных действий.

Прогнозируемые результаты: учащиеся готовят сообщения, презентации о жизни и творчестве М.И. Цветаевой; выразительно читают и комментируют стихотворения; анализируют, отмечают их принадлежность к определенному литературному направлению; раскрывают особенности поэтики.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1. Беседа.

-Почему И. А. Бродский назвал М.И. Цветаеву «самым искренним русским поэтом»?

-Как вы понимаете слова М. Цветаевой, относящиеся к жизни и творчеству С.А. Есенина:

«… И не жалость – мало жил,

И не горечь - мало дал, -

Много жил – кто в наши жил

Дни, все дал – кто песню «дал»?

- Можно ли этими словами охарактеризовать жизнь и судьбу М. Цветаевой? Аргументируйте свой ответ.

3. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

-Среди самых замечательных имен в русской поэзии 20 века мы называем имя Марины Ивановны Цветаевой.

Атмосфера искусства, высокой культуры, которая царила в семье, учение в частных пансионах и гимназиях, поездки за границу – все это сказалось на личности и характере Цветаевой.

М. Цветаева очень рано начала писать, в 1910 году выпустила первую книжку – «Вечерний альбом». (Тираж был маленький – 500 экземпляров). Но о ней стали писать и Н. Гумилев, и В. Брюсов, и М. Волошин.

Очень рано Цветаева ощутила силу своего дара:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

М. Цветаева оставила значительное творческое наследие: сборники лирических стихотворений, 17 поэм, 8 стихотворных драм, мемуарную, историко – литературную и автобиографическую прозу. Сохранились письма и дневники.

(Звучит аудиозапись песни «Уж сколько их упало в эту бездну» в исполнении А. Пугачевой.) Стихотворение написано 1 октября 1913 года.

4. Работа по теме урока.

1. Выступления учащихся (устные сообщения о жизни и творчестве М. И. Цветаевой, презентации). Учащиеся класса составляют хронологическую таблицу.

2. Особенности поэтики М. И. Цветаевой.

Слово учителя.

-Ранние стихи М. Цветаевой незрелы, но талантливы, отличались своеобразием и непосредственностью: сборники «Волшебный фонарь» (1912 г.), «Из двух книг» (1913 г.)

Все раннее творчество наполнено образами из любимых книг. Внимание обращено к многоголосию жизни, к себе самой:

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я бренная пена морская.

Сила ее стихотворений - в потоке все время меняющегося, гибкого ритма. Поэзия зависит от ритма ее переживаний:

Станет горечь улыбкою скоро,

И усталостью станет печаль.

Жаль не слова, поверь, и не взора –

Только тайны утраченной жаль!

Свойственная творчеству торжественность, мелодичность сменяются бытовыми разговорными репликами, распевным движением стиха:

Желанная всюду гостья:

Всем спать не даю!

Я с дедом играю в кости,

Я с внуком - пою.

Ее голос в поэзии – страстный и сбивчивый монолог, насыщен паузами, перебоями. В своем стихосложении приблизилась к ритмике В. Маяковского:

Опрокинутыми…

Нот, планет –

Ливнем!

- Вывезет!!!

-Конец… На- нет…

По словам поэтессы, это – как «физическое сердцебиение – удары сердца – застоявшегося коня или связанного человека». У поэзии М. Цветаевой особая мелодия: рокот волн, раскаты грома, крик, затерявшийся в шуме морского шторма». Она восклицала: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!». Марина Ивановна рвала стих, дробила на части; единица ее речи – слог.

3.Аналитическая работа с текстом стихотворения «Бабушке».

Слово учителя.

- Стихотворение «Бабушке» написано 4 сентября 1914 года, посвящено Марии ЛукиничнеБернацкой(Мейн), бабушке М. Цветаевой по линии матери. В нем звучит тоска по ушедшему 19 веку – эпохе прекрасных дам и галантных кавалеров:

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей - сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

Говоря о бабушке, поэтесса считает, что черты характера она унаследовала от нее:

День был невинен, и ветер был свеж.

Темные звезды погасли.

- Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли?..

Выразительное чтение стихотворения наизусть учащимся.

Аналитическая беседа.

-Какую картину увидели, прослушав стихотворение!

- На какие детали портрета автор обращает внимание?

- О каких чертах характера они говорят?

-В каких значениях употреблены имена прилагательные?

- Что означает метафора «ненасытная прорва земли»? В чем заключается ее выразительность?

- Объясните значение эпитета «жестокий мятеж».

- Как развивается поэтическая мысль в стихотворении?

- Определите размер стихотворения.

Обобщение учителя.

-Лирическая героиня любуется портретом молодой бабушки,пытается угадать ее мятежную душу. Внешний облик («черное платье», «локоны в виде спирали») и строгая манера держаться («надменные губы», «ледяное лицо», «Взыскательный взгляд») создают поэтичный образ умной и прекрасной женщины, эстетический идеал М. Цветаевой. Перед нами портрет конкретного человека.

-Во второй строфе упоминается музыкальный дар бабушки:

Руки, которые в залах дворца

Вальсы Шопена играли…

-Таким образом, автор переживает о том, как мало успевает сделать человек на земле. Композиция стихотворения открытая, но читателю ясно, что жизнь каждого человека оказывает влияние на судьбы ее потомков. Данное стихотворение содержит много вопросительных и восклицательных предложений («Юная бабушка!», «Юная бабушка, кто вы?», «Двадцатилетняя полька!»), они придают сюжету драматическую динамичность, сообщают доверительную разговорную интонацию.

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Идешь, на меня похожий…»

Слово учителя.

-Среди ранних стихов, многие удивляют читателя ясностью мысли, звучат пророчеством, настраивают на серьезные раздумья. Они отличаются своеобразием и непосредственностью. Нередко в них звучит тревога, неуспокоенность, а также мотив жизни и смерти.

Выразительное чтение стихотворения наизусть учащимся.

Аналитическая беседа.

- Что позволяет говорить о жизнелюбии автора?

-Какова основная мысль данногостихотворения? ( О причастности к вечности, размышления о жизни и смерти)

- К кому обращено стихотворение? (к прохожему)

Каков смысл этого обращения, место и роль этого образа в тексте?

-Почему данное стихотворение можно отнести к шедеврам поэзии Серебряного века?

Обобщение учителя.

- Стихотворение написано в Крыму (в Коктебеле) 3 мая 1913 года. В тексте показана встреча прохожего и поэта. Автор размышляет о жизни и смерти, звучит мотив вечности.

В.А. Рождественский отмечает: стихотворение отличает сжатость мысли и энергия чувств. Человек знает: смерть неминуема, но осознает и причастность к вечности. Мысль об обреченности не выглядит гнетущей. Нужно жить, радоваться каждому счастливому моменту, но не забывать о вечных ценностях – это призыв М. Цветаевой.

5.Аналитическая работа с текстом стихотворения «Мне нравится…»

Слово учителя.

Любовная лирика Цветаевой – удивительно проникновенные стихи, вошедшие в золотой фонд русской литературы. («Мне нравится…», «Рыцарь ангелоподобный», «Мы с вами разные», «Счастье», «Первая роза» и другие).

Данное стихотворение написано 3 мая 1915 года. Оно стало очень популярным. Долгое время спорили, кому посвящены эти проникновенные строки. Тайну открыла сестра поэтессы лишь в 1980 году. Она сообщила, что яркое и в чем – то философское стихотворение посвящено 2-му мужу Марины – Маврикию Минцу. Стихотворение построено на многочисленных отрицаниях. Яркие картины любовных отношений перечеркнуты отрицательными частицами. Лирическая героиня благодарна воображаемому собеседнику за «нелюбовь». Перечисление неслучившихся событий приобретает личный сокровенный характер.

Выразительное чтение стихотворения наизусть учащимся.

Аналитическая беседа.

-Можно ли утверждать, что стихотворение говорит о радости «общения с близкими»?

-Какие мотивы присутствуют в стихотворении? Только ли мотивы любви, понимания? Аргументируйте свой ответ.

-Согласны ли с тем, что данное стихотворение – результат «переполненности» «радости бытия»?

-Как вы думаете: человек, которому посвящены данные строки, вызывает в поэтессе «тайный жар»?

-Только ли «радостью бытия» можно назвать настроения, присущие стихотворению?

- Назовите средства выразительности. Какова их роль в тексте?

Заключительное слово учителя.

-Стихи М. И. Цветаевой мелодичны и музыкальны, задушевны и чарующи. К ним обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
(Прослушивание романса «Мне нравится…» в исполнении А. Пугачевой).

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1. Творческое задание. Написать сочинение – миниатюру «Моя первая встреча с поэзией М. И. Цветаевой».

2. Знакомство со стихотворениями «Родина», «Стихи о Москве», «Тоска по родине!»

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.