Конспект урока «Тёмные предметы с глянцевой поверхностью. Тональный рисунок натюрморта»
Ионкин Алексей Сергеевич.
Педагог дополнительного образования высшей категории.
МБУДО Вяземская детская художественная школа им. А.Г. Сергеева.
Смоленская область, город Вязьма.
Конспект урока "Тёмные предметы с глянцевой поверхностью. Тональный рисунок натюрморта".
Основой тонального рисунка натюрморта является грамотное выполнение линейно-конструктивного рисунка. Необходимо не только грамотно расположить предметы на плоскости листа, определяя тем самым компоновку будущего рисунка, с учётом изображения плоскости стола и падающих теней, но и внимательно проанализировать их форму.
1. Заполнение задней плоскости стола тоном.
Используя вертикальный штрих, мы подчёркиваем форму задней плоскости стола тоном.
2. Заполнение горизонтальной плоскости стола тоном.
Горизонтальная плоскость стола заполняется горизонтальным штрихом с плавной тональной растяжкой, удаляясь от переднего края стала, она постепенно становится темнее. Необходимо обратить внимание, что она не должна стать темнее задней плоскости стола, хотя может быть максимально близка к ней по тону.
3. Заполнение тоном падающих теней.
Падающие тени можно заполнять штрихом в произвольном направлении. Главной задачей рисующего будет выполнение плавной растяжки. Максимально насыщенной и тёмной тень остаётся только на переднем плане возле объекта, который её отбрасывает, отдаляясь от него, тень становится значительно светлее.
4. Заполнение тоном поверхности предметов.
Заполняя тоном поверхности предметов, мы должны выделить их как тёмные пятна на светлом фоне.
5. Проработка светотени на поверхности предметов.
Создаём тональную растяжку, передающую распределение светотени на поверхностях предметов.
6. Прорисовка отражения на поверхности предметов.
Создаём линейный рисунок для отражения на поверхности предметов.
7. Прорисовка отражения на поверхности предметов.
Прорисовываем отражения на поверхности предметов.
Невозможно закончить изображение, выполняя описанные выше этапы последовательно. В ходе работы автору всегда придётся возвращаться к тому или иному этапу, проверяя выполнение следующего. Завершая работу, необходимо ещё раз проверить все описанные выше условия.