12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Велисевич Елена Владимировна70


t1681749571aa.gif

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе


Автор: Велисевич Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Андрюшинская ООШ»


t1681749571ab.jpg


2023 г

Пояснительная записка

Тематическое направление: духовно-нравственное

Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность). В настоящее время у многих обучающихся отмечается недостаточное развитие волевых качеств, так необходимых для личностного становления детей и подростков.

Перед современным образованием стоят серьезные задачи: обеспечить подготовку обучающегося к жизни в сложном мире, развивать мышление, повышать творческий потенциал и способность к сотрудничеству, воспитывать чувствительность и сострадательность, др., то есть подготовить личность, готовую к целеустремленной деятельности. В настоящее время, после многих лет социальных потрясений во всём мире и в России в частности, моральные ценности постепенно стали отступать на второй план, уступив место материальным. Для молодёжи примером для подражания теперь преподносится человек, добившийся богатства, высокого положения и влияния в обществе любыми средствами, чаще всего вовсе не силой ума, образования и таланта. Юношеству со страниц прессы и фильмов внушается, что главное – это быть сильным благодаря власти и богатым. О целеустремлённости, трудолюбии говорится уже в применении к этой цели.

Человек впитывает с детства впечатления об окружающем мире, о том, что хорошо и что плохо для общества, в котором ему предстоит жить. В основе выбора всегда лежат ценностные нормы, и ребёнок может в любой конкретной ситуации выбрать совершенно диаметрально противоположные решения в зависимости от того, на какие моральные ценности он опирается.

Поэтому так важно не упустить ничего в воспитании будущего члена общества, вовремя быть рядом с ребенком, чтобы дать оценку окружающему миру и событиям.

Методическая разработка «У каждого своя высота» направлена на то, что дети должны научиться чётко ставить перед собой цели и добиваться результатов, уметь планировать свою деятельность, делать правильный выбор, работать над собой.

Также меня, как учителя литературы, волнует проблема чтения у современных подростков. В связи с этим разговор на воспитательном мероприятии будет основан на прочтении книги Е.Я. Ильиной «Четвёртая высота». Эту книгу я прочла в 6 классе. И я сама во многом старалась быть похожей на героиню произведения. Для каждого возраста должны быть свои книги. Считаю, эта книга наряду с другими обязательно должна быть на книжной полке современного подростка.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: обучающиеся 5‒7 классов общеобразовательных учреждений.

Педагогическое обоснование. Данное воспитательное мероприятие включено в план внеклассной работы по литературе, так как является актуальным для подростков среднего возраста.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: Активизировать интерес к волевой сфере личности через чтение произведений художественной литературы.

Задачи:

1. Знакомить учащихся с примерами развития волевой сферы личности;

2. Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой;

3. Развивать умение анализировать литературные произведения, выявляя актуальные проблемы;

4. Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- формирование уважительного отношения к себе, своим сверстникам, родителям, людям, прошедшим Великую Отечественную войну;

Метапредметные УУД:

- регулятивные УУД: уметь организовать свою деятельность, ставить цель, достигать её, осуществлять самоконтроль;

- коммуниукативные УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми;

- познавательные УУД: уметь результативно мыслить и работать с информацией, анализировать произведения художественной литературы.

Форма проведения воспитательного мероприятия:семейная литературная гостиная.

Педагогические технологии, используемые для достижения планируемых результатов. Гуманно-личностная технология, технология семейного воспитания

Длительность мероприятия: 60 минут

Предварительная подготовка. Проведению данного воспитательного мероприятия предшествует большая подготовка. За месяц до проведения дети вместе со своими родителями читают книгу Е.Я. Ильиной «Четвёртая высота». А чтобы увлечь детей и родителей чтением можно предложить такую форму работы, как челлендж. Че́ллендж (англ. Challenge) — жанринтернет-роликов, постов в социальных сетях, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей. Перед каждым участником такого действия ставится задача выполнить задание и выложить отчёт об их совершении в формате фото или видео. Все действия и условия их совершения подробно описываются теми, кто бросает такой вызов. Эта идея волгоградских учителей мне очень понравилась, и я хочу попробовать использовать её в своей работе: в рамках подготовки к мероприятию «У каждого своя высота», проведение которого запланировано на 5 мая, организовать челлендж #«Читай4высоту» с 1 по 30 апреля. #Читай4высоту - это призыв прочитать книгу о Гуле Королёвой всей семьёй или вспомнить когда-то прочитанное и сказать добрые слова в адрес героини, обладавшей поразительной силой воли, умевшей работать над собой, добиваться поставленных целей и защищавшей нашу землю. Но не только прочитать, а поделиться в социальных сетях впечатлениями о книге (отзыв о книге, воспоминание о первом прочтении, слова благодарности в адрес героини и всех защитников Отечества и т. д.).

Также к мероприятию дети и родители выполнят задания: выучить стихотворения, выучить песню о Гуле Королёвой, подготовить выразительное чтение, пересказ, чтение по ролям, инсценировку отдельных эпизодов, выписать цитаты, которые запомнились и которые можно взять для себя в качестве девиза жизни.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Учитель.

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители. Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить об очень важных вещах. О чём? Вы должны сформулировать сами, прослушав песню «Преодоление».

(Ответы детей)

Молодцы, сегодня мы действительно будем говорить о силе человеческого характера, о преодолении себя.

(Звучит мелодия оркестра Поля Мориа «Звезды в твоих очах».Учитель читает на фоне музыки)

Человек, как звезда рождается

Средь неясной туманной млечности,

В бесконечности начинается

И кончается в бесконечности.

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

- И стало во Вселенной светлее вдвое, когда на свет появилась она – Гуля Королева. Она родилась 9 сентября 1922 года в Москве. Именно об этой девушке мы будем говорить сегодня. Ребята, а откуда нам стало известно это имя? (Ответы детей)

- Верно, о ней рассказывает в своей книге замечательная детская писательница Елена Ильина.

II. Основная часть.

1. Рассказ об авторе книги «Четвёртая высота».

Ученик 1.

- Елена Ильина - сестра известного писателя Самуила Маршака. Написала много рассказов для детей разного возраста. Елена Ильина родилась 29 июня 1901 года в Острогожске Воронежской губернии. Настоящее имя – Лия Яковлевна Прейс, в девичестве – Маршак. Семья вела свой род от талмудистских предков, в частности, от Ахарона Шмуэля бен Исраэля Койдановера. Если сложить первые буквы, получится МАХАРШАК.

Ученик 2.

- Отец – Яков Миронович Маршак – уроженец Койданова, работал мастером на мыловаренном заводе братьев Михайловых. В поисках лучшей жизни отец постоянно переезжал из города в город, пока не нашел дело по душе в Санкт-Петербурге.

 Мама – Евгения Борисовна Гительсон. Была уроженкой Витебска, нигде не работала, занималась воспитанием детей. Кроме Самуила, Лия имела еще одного брата Илью, который был одним из основателей научно-популярной литературы.

Ученик 3.

- Елена училась в гимназии, где учитель словесности привил детям любовь к классической прозе и поэзии, всячески поощрял первые литературные опыты своих воспитанников. В годы борьбы с гитлеровским нацизмом семья постоянно находилась под наблюдением.

Мама умерла, когда девушке было 16 лет. Самуил довольно рано оставил семью, поэтому юные годы проживала вместе со своим братом Ильей. Жили они по-студенчески, очень скромно. Все деньги приходилось отдавать квартирной хозяйке. На другие расходы практически ничего не оставалось. Илья считал, что дела обстоят не так плохо.

Ученик 4.

- Лия Яковлевна в 1926 году окончила словесное отделение Ленинградского института истории искусств в 1926 году. Однако дебют в роли писательницы состоялся годом раньше, когда рассказ «Печать управдома» вышел в журнале «Новый Робинзон». Скромных гонораров едва хватало для жизни, благодаря знанию нескольких иностранных языков Лия стала заниматься переводами. Личная жизнь у писательницы была устроена. Мужем был историк И. И. Прейс (1892-1968). Жена с мужем прожили вместе до самой смерти.

Особую известность писательнице принесла книга «Четвертая высота».

2. Детство и юность Гули Королёвой.

Учитель.

- Спасибо большое, ребята за ваш содержательный рассказ. Именно о книге Елены Ильиной «Четвёртая высота» и пойдёт речь в нашей семейной литературной гостиной.

Ребята, в течение месяца вы со своими родителями читали эту книгу, делились впечатлениями от прочитанного. А также мы все вместе посмотрели в нашем ДК кинофильм, снятый по книге.

Главная героиня книги «Четвёртая высота» - Гуля Королёва. И это не вымышленный персонаж, а реальный человек. Во вступлении к произведению Елена Ильина пишет: «История этой короткой жизни не выдумана. Девушку, о которой написана эта книга, я знала ещё тогда, когда она была ребёнком, знала её также школьницей-пионеркой, комсомолкой. Мне приходилось встречать Гулю Королёву и в дни Великой Отечественной войны. А то в её жизни, чего мне не удалось увидеть самой, восполнили рассказы её родителей, учителей, подруг, вожатых. О её жизни на фронте рассказали мне её боевые товарищи». Кроме этого, автор знакома с письмами Гули, поэтому знает не только общие моменты её жизни, но и духовные искания, ведь именно письмам и дневникам мы часто открывает свои сомнения, переживания и самые тайные мысли. Некоторые из писем будут звучать сегодня.

В самом начале автор знакомит нас с маленькой девочкой, которой еще нет и трёх лет. На самом деле, девочку звали совсем по-другому –Марионелла. Расскажите, пожалуйста, как у девочки появилось имя Гуля.

(ответы детей)

Часть1. Какой была Гуля? Как она работает над собой?

- А сейчас предлагаю вам, ребята, вместе со своими родителями рассказать или инсценировать отрывки из книги «Четвёртая высота», в которых говорится о том, какой храброй была эта девочка.

(Выступления родителей и детей. Это могут быть эпизоды: «Первая киносъёмка», «Гуля и слон», «Гуля в больнице», «Гуля и пёс Абрек», «В клетке с медвежатами», «Больное ухо» и др.)

- Уважаемые родители, поделитесь, пожалуйста, историями из жизни ваших детей, когда они тоже проявили храбрость. (Рассказы родителей)

- Ребята, а как вы понимаете выражение «Взять высоту»? (Ответы детей)

- Попрошу рассказать вас, какую первую в своей жизни высоту взяла героиня книги Гуля Королёва.

(Выразительное чтение подготовленным учеником главы «Первая высота»)

- Благодаря каким качествам Гуля преодолела свою первую высоту? (Ответы детей)

- Правильно, ребята, упорство, смелость, признание своего страха и преодоление его. Гуля поняла, что смелый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто может преодолеть свой страх. Ведь страх – чувство, которое свойственно всем людям, это своеобразный инстинкт самосохранения. А вот понять и признать тот факт, что ты боишься и преодолеть страх – это очень сложно.

- Гуля была не только смелой девочкой, но и очень доброй и щедрой. Предлагаю вспомнить эпизод, в котором говорится об этом качестве героини.

(Прослушивание эпизода «Новые друзья»)

- Ребята, а что значит держать слово? (Ответы детей) Какое слово дала своему отцу Гуля? Сдержала ли она его? (Ответы детей) А вы умеете держать слово? Расскажите об этом. (Ответы детей)

- В школе дела у Гули шли не всегда гладко. Из-за работы мамы Гуле приходилось часто переезжать и менять школы, соответственно, заводить новых друзей, привыкать к учителям. Плюс ко всему, съёмки забирали очень много времени. Приключилась история с географией.

(Чтение по ролям сцены из главы «История с географией»)

- Понадобился ли Гуле репетитор? (Ответы детей)

- Верно, ребята. При подготовке к географии девочка упорно занималась сама, откладывая на потом очень приятное купание в море. Сдача экзамена по географии – вторая высота в жизни героини. Какие качества здесь раскрываются у Гули? (Ответы детей)

- Конечно, это желание преодолеть сложности, умение заставить себя что-то делать, сила воли. Ребята, вы тоже ученики. Есть ли у вас сложности в учении? Расскажите о том, как справляетесь с ними. (Ответы детей)

- За съемки в фильмах и за удачный переход в 8 класс Гулю наградили путёвкой в Артек. Смена была необычная, все ребята были премированы путевками за какие-нибудь заслуги перед страной: кто-то растил коней для армии, кто-то собирал хлопок.

- В Артеке, благодаря общению с ребятами инеобычным ситуациям, Гуля развивает в себе другие нужные и полезные качества. А какие именно, узнаем сейчас. Я вам покажу несколько предметов, а вы расскажите, с какими эпизодами из жизни героини они связаны и какой урок извлекла из него.

1. Лошадка.(Гуляубегала с тихого часа кататься на лошадях, обманывая подругу).

- Гуля чётко усвоила, что плохо обманывать друзей.

2. Ветка дерева.(Гуля пошла в лес ночью, чтобы «испытать себя», заблудилась, боролась с «держидеревом», у которого ветки были, как лапы. А на лапах – пальцы, загнутые, точно когти. Она заставила всех переживать за неё).

- Смелость и риск должны быть оправданы.

3. Простыня.(Очень много узнала Гуля, когда ездила в Одессу в санаторий, чтобы подлечиться. Здесь она растратила все деньги, не смогла найти общий язык с воспитательницей и даже совершила «преступление» - разорвала простыню).

- Послушайте письмо Гули, которое она написала воспитательнице, возвращаясь из санатория.

- «Милая, дорогая Ольга Павловна! Спасибо Вам за все ваши заботы, и, пожалуйста, простите меня за то, что я была такой недисциплинированной девчонкой. Вы ещё, наверное, не знаете всех моих преступлений. Если Вам покажут сшитую из двух кусков простыню, то знайте: это моя работа. Я и разорвала, я и сшила. Но я даю Вам слово, что больше со мной этого не случится. Я всегда буду вспоминать, как Вы умеете держать себя в руках.

Ещё раз прошу Вас простить меня. Большой, большой привет всем. Гуля».

- Что поняла Гуля? (Ответы детей и родителей)

- Действительно, Гуля поняла, что нужно уметь держать себя в руках, не нужно поддаваться порывам, а нужно сначала подумать, прежде чем что-то сделать.

4. Часы с браслетом. (Гуля приняла решение продать свои любимые часы, хотя она ими очень дорожила, чтобы вернуть маме деньги).

- Гуля поняла, что всегда надо отвечать за свои поступки.

Минута откровения.

- А вы, ребята и уважаемые взрослые, совершали когда-нибудь поступки, за которые потом было стыдно? Какие уроки вы извлекли из этого? Давайте немного пооткровенничаем. Предлагаю сесть всем в круг и передавать друг другу свечу. У кого в руках свеча, тот и делится своими воспоминаниями. (Ответы детей и родителей)

- А как вы понимаете выражение «право на радость»? Почему мама сказала дочери, что «право на радость надо заслужить?»(Ответы детей и родителей)

- Уважаемые родители, поделитесь своими мыслями по этому поводу. Согласны ли вы с мнением мамы Гули?(Ответы родителей)

- Ребята, как Гуля отнеслась к тому, что мама не разрешила ей поездку в Москву? (Ответы детей)

- Гуля очень переживала, что в школе не может взять себя в руки, учиться ровно, без взлётов и падений. Она решила начать новую жизнь. Как это произошло узнаем из главы «Гулина тайна». (Рассказ ученика)

- Да, она коротко подстриглась. Занялась спортом: прыжки в воду с высоты 1 метр, 3 метра… Для чего Гуля это делала? (чтобы поступить в военную школу). Почему именно в военную? (надеялась, что школа приучит её к дисциплине). Не взяли.

- Гулю приняли в комсомол, и именно в этот день она решила преодолеть ещё одну трудность – прыгнуть с вышки 5 метров в воду, а потом и с восьми (крыша трехэтажного дома). Это была её третья высота. Вот как это было.

(Демонстрация отрывка из кинофильма «Четвёртая высота»)

- Было ли ей страшно? Конечно, да. Но она в очередной раз справилась с собой.

- В книге «Четвёртая высота» есть глава «Вниз по течению». В ней говорится о том, как Гуля на байдарке плыла по Днепру. Она решила плыть вниз по течению. «Будет легче грести», - подумала она. Но она не заметила, как течение унесло её очень далеко. «Её несло всё дальше и дальше, туда, куда хотела река». Расскажите, ребята, как Гуля справилась? (Ответы детей)

- В этой главе говорится о подруге Гули Наде. Давайте поговорим о том, как девочки готовились к экзаменам.

Работа в группах. (Распределяем участников на 2 группы. Работа с главами «Физика и концерт Лемешева», «Дядя Опанас и Надя», «Вниз по течению». Первая группа отмечает цитаты, которые характеризуют Надю, а вторая группа - Гулю).

Надя

Гуля

– Гулька, бросай всё! Лемешев в Киеве! Мировой концерт. Есть два билета! Физика подождёт.

Ты же знаешь, мне недолгосорваться,особенно если такой концерт.Приходится держать себя во как!

Понимаешь, не везёт всё время… Приметы ужасные… Кошка пере- бежала дорогу… Ни одного горба- того не встретила… Как нарочно! Моё счастливое голубоеплатье в стирке! А тут ещё бабушка!.. Я так просила её окунуть палец в чернила, а она – ни за что!

Застенчивый мальчишеский голос звал Гулю на Днепр – кататься на лодке.

– Не могу же! Занята я! До вечера просиделаона над физикой, не вставая.

- Я геометрию сдавать не буду. И вообще больше ничего сдавать не буду, на осень попрошу перенести. Осенью заодно с физикой сдам.

- Во-первых, так устала за год, что ничего не лезет в голову. Во-вторых, летом в дождливую погоду очень приятно заниматься. В-третьих, учителя за лето тоже отдохнут и станут гораздо добрее.В-четвёртых, мне в последнее время вообще не везёт, определённо не везёт! Лучше сейчас и не рисковать.

«И виду никому не покажу, что сдрейфила немножко. Вот сделаю такое лицо, и никто не догадается, что на экзамен иду.

– Плыть вниз по течению очень легко, одно удовольствие. Лодка как будто сама идёт. А попробуй поверни обратно. Тебя захлестнёт так, что не выберешься!


– Не понимаю, к чему ты это говоришь!.. То лодка, а это экзамен. Совсем разные вещи!


– И вовсе не разные! – с жаром сказала Гуля. – Ты пойми – это ко всему подходит, решительно ко всему. Только дай себе волю, начни жить как легче, и тебя понесёт так, что не выплывешь. Это надо помнить всю жизнь. Это самое, самое главное!

Я решила экзаменов не держать и остаться на второй год.

Экзамены были сданы отлично.

- Какой можно сделать вывод? (Всё в жизни зависит от нас самих)

- Ребята, объясните, пожалуйста, как вы понимаете выражение «плыть по течению»? (Ответы детей) Попрошу ответить вас, уважаемые родители. (Ответы родителей) Кто из девочек «плыл по течению»?

- А теперь предлагаю обобщить то, о чём мы говорили. Какие черты характера присущи Гуле Королёвой? (Составление кластера: в центре листа поместить имя Гули, распределить качества характера и соотнести их с эпизодами из книги. Например, упорство – эпизод «Экзамен по географии». Родители помогают ребятам.)

- Молодца, ребята и ваши родители, вы хорошо поработали. Теперь мы знаем, какой была эта девочка. Однажды её подруга Мирра сказала:

«– Везёт тебе, Гуля,  всё на свете тебе удаётся.

– Нет, не то что везёт, – подумав, ответила Гуля, – а просто я стараюсь всего добиваться. Каждый, по-моему, везёт себя сам. И я тоже сама себя везу». Эти слова стали девизом всей её жизни.

3. Великая Отечественная война в жизни Гули.

- Гуля перешла на 2-й курс Гидромелиоративного института. Она была уже замужем за тем самым юношей, который уговорил ее поступить в этот институт. Его звали Сергей. И тут началась война с Германией.

Ученик.

В наш город враг хотел ворваться,

Манил врага реки простор.

Но в битве дали сталинградцы

Врагу невиданный отпор.

- Гуля с мамой уехали из Киева. Гуля уже ждала ребенка. У нее родился сын. Она ласково называла его Ежиком. Гуля узнала, что фашисты убивают даже детей и пошла работать в госпиталь, чтобы помочь фронту. Она читала раненым письма и журналы с газетами, помогала отвечать на письма родных. Гуле пришло письмо, где сообщалось о гибели ее мужа. Тогда она решила идти на фронт.

Читает одна из родительниц.

Мальчик синеглазый

Веточка моя,

Так еще ни разу

Не грустила я.

Тронутся вагоны

Через пять минут,

В первом эшелоне

Детский сад везут.

Дети страшных сказок

Слышать не должны,

Грохота фугасок,

Топота войны.

Вас везут на Каму,

Дальше на восток.

Ты почаще маму

Вспоминай, сынок.

- Ее зачислили в медико-санитарный батальон. А уже весной 1942 года, Гуля отправилась в составе780 стрелкового полка 214-й стрелковой дивизии 24-й армии на фронт под Сталинград, чтобы оказаться в самом пекле, там, где наиболее тяжело и опасно. Она рвалась в бой, не пряталась от пуль. Бойцы с уважением относились к доброй, отзывчивой и открытой девушке. Она не только выносила раненых с поля боя, но всячески поддерживала их, общалась с ними, писала письма их родным. Однажды она вплавь, на себе, переправила нескольких раненых через реку Дон.

А мы видали на Дону,

Как с ношей девушка плыла.

Он ранен. Он пойдет ко дну...

Не дотяну... Не дотяну...

Но дотянула и спасла.

(Е. Долматовский)

(Родители зачитываю выдержки из писемГули к отцу)

- «Бились мы за одну высоту. День бились, несколько раз занимали и несколько раз отходили. Заметили немцы, решили живой взять. Я ползу и они ползут, а сзади меня огневую пулеметную завесу дали, чтоб на помощь мне не пришли. Назад ползти поздно. Впереди раненый и немцы берут в кольцо. Взяла в руки гранату, решила, что подпущу и гранатами закидаю, хоть побольше их перебью… Тогда я убила двух фрицев».

В другом письме она с болью рассказывала, как перевязывала раненого шестимесячного ребенка, у которого убили маму: «Папа, я его перевязываю, а он на меня такими большими страдальческими глазами смотрит и не плачет, а только тяжело – тяжело вздыхает. Я его перевязываю, а у самой слезы градом льются».

«Разобьем эту сволочь – увидимся, а если не придется, так знай, что твоя дочь трусихой не была и честно отдала жизнь за Родину»

- 23 ноября 1942 года во время страшной битвы около хутора Паньшино, Гуля Королева вынесла с боя более 50 тяжелораненых бойцов и командиров.

Ученик.

Пушки грохочут, пули свистят.

Ранен осколком снаряда солдат

Шепчет сестричка: «Давай, поддержу,

Рану твою я перевяжу!» —

Все позабыла: опасность и страх,

Вынесла с боя его на руках.

- Гулябыла ранена, а после смерти командира, подняла бойцов в атаку. Ворвавшись в немецкие окопы, она гранатой уничтожила 15 фашистов. И даже смертельно раненая продолжала сражаться. До конца. Как вы думаете, она была героем? (Ответы детей) Кто такой герой?(Ответы детей)

После гибели Гули, ее сослуживцы посвятили ей стихотворение.

Ученик.

Враг сжимал нас все плотнее,

На свою он шел беду.

Нашей Гули нет смелее!

Мы в атаку шли за нею,

Защищая высоту.

Дни промчатся огневые,

Отшумит в боях гроза…

Вспомним песни молодые,

Вспомним кудри золотые,

Вспомним темные глаза –

Мы опять к боям готовы!

И, как прежде, за собой

Нас ведет на подвиг новый

Наша Гуля Королева –

Наш товарищ боевой.

Учитель.

- 9 января 1943 года командованием Донского фронта Марионелла Владимировна Королёва была награждена орденом Красного Знамени (посмертно). У хутора Паньшино установлен памятник «Четвёртая высота»



Заключительное слово учителя.

У каждого в жизни своя высота,
Четыре их было у Гули,
Но стала четвёртая подвигом –та,
Что жизнь прервала вражьей пулей.

Высота. Она живёт в каждом из нас. Сколько высот может покорить человек? С самого раннего детства Гуля проявила очень стойкие черты своего характера: она не плакала, когда было больно, не капризничала, настойчиво преодолевала все трудности жизни, добивалась поставленных целей, которые называла "высотами". Сколько бы ещё таких «высот» покорила эта девушка, не будь войны. Четвёртая высота стала последней в её жизни. Гуля совершила настоящий подвиг. Но для того, чтобы стать человеком, способным совершить этот подвиг, ей пришлось взять три высоты и она преодолели все три.

Я очень надеюсь, что судьба и жизнь этой замечательной девушки научит нас тому, что в любых обстоятельствах нужно оставаться человеком и патриотом своей Родины. А для этого нам нужны такие качества как честность, смелость, способность преодолеть свой страх. Качества сами по себе не появляются, их нужно воспитывать в себе с самого раннего детства.

III. Рефлексия.

- О ком мы говорили сегодня? Какой была эта девушка? Чему вы научились? Хотели бы вы быть похожими на неё? Зачитайте, пожалуйста, понравившиеся вам цитаты из книги.

- Ребята, давайте будем передавать друг другу георгиевскую ленточку, и каждый из вас продолжит фразу «Я хочу стать таким же …, как Гуля».

(Исполнение песни о Гуле Королёвой «По степи летали пули…»)

По степи летали пули,
Нас хлестал свинцовый град,
Мы назад не повернули,
Мы сражались вместе с Гулей,
Защищая Сталинград.

Так споем же, как бывало,
Пела Гуля средь атак.
Если Гуля запевала,
Канонада утихала,
И прислушивался враг.

Враг сжимал нас все плотнее,
На свою он шел беду.
Нашей Гули нет смелее,
Мы в атаку шли за нею,
Занимая высоту.

Вот она в степи открытой
Наклонилась над бойцом.
Наклонилась — и убита,
Сердце смелое пробито
черным вражеским свинцом.

Дни промчатся огневые,
Отшумит в боях гроза, —
Вспомним песни молодые,
Вспомним кудри золотые,
Вспомним нежные глаза.

Мы опять к боям готовы,
И, как прежде, за собой,
Нас ведет на подвиг новый
Наша Гуля Королева,
Наш товарищ боевой!


Список литературы:

1. Ильина Е. Я. Четвёртая высота.- М.: АСТ, 2006.

1. Ракитина Е.В. Все о Гуле королевой. Письма, воспоминания. - М.: Речь, 2019

Интернет-ресурсы:

https://daningrad.ru/chetvertaya-vysota-elena-ilina

https://ru.wikipedia.org/wiki/Елена_Ильина

https://www.eseur.ru/Files/file13501.pdf



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.