Вводный урок чтения в 1 классе «У лукоморья дуб зеленый»
«У лукоморья дуб зеленый…»
познавательно-творческое занятие (вводный урок)
Педагог дополнительного образования
Хорина Марина Николаевна
Актуальность: искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки. Каждый вид искусства уникален, но они тесно связаны между собой. Когда мы знакомим детейс каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другого вида и обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции. Одним из самых ярких творцов художественных образов доступных пониманию детей являются поэтические, сказочные образы Александра Сергеевича Пушкина.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит песня В.Толкуновой «Сказки гуляют по свету».
Дети садятся на стулья. Включается проектор.
Ведущий. Мы знаем, вы любите игры, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее, сказки.
Сегодня отправимся вместе
По Пушкинским сказкам гулять,
Героев волшебных и разных,
Мы будем сейчас вспоминать.
Демонстрация слайдов презентации
«Пушкина мы с детства знаем, его сказки мы читаем»
Слайд № 1 Слайд № 2 |
Перед вами книги сказок. Эти сказки написал А.С. Пушкин. Кто такой А.С. Пушкин? Ответы детей. Да, это великий русский писатель и поэт. Он с детства любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня, Арина Родионовна. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. А когда маленький Александр вырос, сам стал сочинять сказки для детей. Давайте все вместе их вспомним сегодня. |
Входит Кот учёный. Здравствуйте, я - Кот учёный,
Я тоже люблю сказки рассказывать и загадки загадывать.
Слайд № 3 |
"Немало сказок интересных, поведать может кот ученый. Так назовите же то место, где с цепью дуб растет зеленый» |
Слайд № 4 |
музыкально-ритмическая композиция «Лукоморье» выполняется по показу взрослого (Кота)в проходе между парт |
Кот. Загадок много у меня. А эту отгадаете?
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно. (Петушок)
Слайд № 5 |
Ведущий. К какой сказке относятся эти слова: воевода, спица, звездочет, петушок? «Сказка о золотом петушке». |
Ребенок. Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна -
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кури-ку-ку!
Царствуй лежа на боку!».
Ведущий. Кот ученый, ты всё знаешь, сказки разные читаешь.
С нами вместе поиграй, сказку быстро называй.
Игра на внимание «Вспомни сказку»
Ответить на вопрос и найти картинку – ответ на вопрос (картинки на доске).
(картинка «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - последняя)
Кот. А теперь я посижу, на ребяток посмотрю.
Слайд № 6 Слайд № 7 |
Назовите сказку, в которой рассказывается о царевне, которая жила в лесу с 7 богатырями? Кто ее спас? К кому обращался королевич Елисей, со своими просьбами? (чтение отрывка из сказки) ребенок: «Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая: «Ветер! Ветер! Ты могуч! Ты гоняешь стаи туч! Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе, не боишься никого, кроме бога одного. Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете ты царевны молодой? Я жених ее…» ребенок: «Постой, - отвечает ветер буйный,- там за речкой тихоструйной есть высокая гора, в ней глубокая нора; в той норе, во тьме печальной, гроб качается хрустальный на цепях между столбов…». |
Кот. А знаете ли вы сказку, в которой …
Много лет старик рыбачил,
Старуха пряжу все пряла,
Да вспоминала, кем была….
А сказка называется?
Слайд № 8 Слайд № 9 |
Ведущий. Вы правильно назвали сказку. Давайте вспомним, сколько раз старик ходил к морю? Правильно, 5 раз. Каждый раз, когда старик приходил к морю, что-то просить у рыбки золотой, оно менялось. Сейчас я вам буду описывать море, а вы вспомните и скажите, что при этом просил старик. 1. Вот пошёл он к синему морю. Видит – море слегка разыгралось. Что попросил для старухи? (новое корыто) 2. Вот пошёл он к синему морю, помутилось синее море. Что попросил для старухи? (избу для сварливой бабы) 3. Пошел старик к синему морю, неспокойно синее море. Что старуха пожелала? (хочет быть столбовою дворянкою) 4. Старичок отправился к синему морю, почернело синее море. Что старуха пожелала? (хочет быть вольною царицей) 5. Вот идёт он к синему морю. Видит на море чёрная буря. Та и вздулись сердитые волны. Что старуха пожелала? (хочет быть владычецей морскою, а чтобы рыбка на посылках у неё была) - Какими словами заканчивается сказка? (… на пороге сидит старуха, а перед нею разбитое корыто.) |
Кот. А вот эти слова узнаете из какой сказки?
Слайд № 10 «Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
Глядь, поверх текучих вод лебедь белая плывет».
Ведущий. «Сказка о царе Салтане».
Еще загадку отгадайте
Слайд № 11 |
«Что за зверь в хрустальном доме князю прибыль создает: «Во саду ли, в огороде звонко песенку поет?» (Белка) |
Ребенок. Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная, да затейница какая!
Белка песенки поет, да орешки все грызет,
А орешки не простые, все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд; слуги белку стерегут…
Слайд № 12
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Ребенок. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Мимо острова крутого, мимо города большого.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят.
Слайд № 13 |
1. В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона? Ответы детей. 2. Дыхательная гимнастика «Превращения» (в комара, муху, шмеля). 3.Покажите, как лебедь обрызгала князя (пальчиковая гимнастика: сжимаем, разжимаем пальцы); |
Игра в слова «Скажи наоборот»
Слайд № 14 |
Узнайте эту сказку. Подберите слова: Балда какой?...... Каким можно назвать попа? …… Как он был наказан за свою жадность? Какие слова приговаривал Балда, щелкая попа по лбу? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной») Пальчиковая гимнастика. Пальчики поочередно отщелкивают под счет: «…С первого щелчка прыгнул поп до потолка, со второго щелка лишился поп языка; а с третьего щелка – вышибло ум у старика» |
Кот. Очень мне понравилось у вас, но пора мне в свою сказку отправляться.
Ведущий. Спасибо Кот, что к нам пришел. Ребята будут
с радостью сказки Пушкина читать. Кот уходит.
Слайд № 15 |
Это Пушкин! Это чудо! Это прелесть без конца. В нашей жизни вечно будут Этих сказок голоса! |
Ведущий. Наше путешествие по сказкам Пушкина Александра Сергеевича сегодня закончилось.
Но дома книги читайте и сказки эти вспоминайте.
В них русское слово, а значит добро, которое всегда побеждает зло!
Слайд № 16 |
Иллюстрации к сказкам Пушкина А.С. |
Звучит песня В.Толкуновой «Сказки гуляют по свету».
Приложение.
1. Музыкально-ритмическая композиция «ЛУКОМОРЬЕ»
Сначала дети встают со своих мест, затем включить музыку.
Разминка начинается по первому щелчку «мышью». Дети стоят врассыпную
Музыкальный проигрыш |
3 хлопка возле правого плеча, затем 3 хлопка возле левого плеча, 2 хлопка по коленям, слегка согнув их, «пружинка» Движения повторить 2 раза |
1 куплет |
Принять И.П. |
У лукоморья дуб зелёный |
Поднять руки вверх, покачать над головой влево - вправо. |
Златая цепь на дубе том. |
Переплести пальцы рук перед грудью «замок» и сделать волнообразные движения. |
И днем, и ночью, кот ученый, |
Имитация движений «котик моет ушки». Поочередно левой рукой 2 раза и правой рукой 2 раза. |
Всё ходит по цепи кругом. |
Кисти рук перед грудью «лапки», повернуться вокруг себя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|