Участие курян в княжеских междоусобицах
Конспект открытого занятия
«Участие курян в княжеских междоусобицах»
Симоновой Ирины Дмитриевны
Цель: - формирование собственного образа как активного субъекта деятельности; осмысление своей социальной принадлежности и социальных ролей; формирование самооценки и саморегуляции.
задачи:
образовательная: овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени; о социальном, духовном и нравственном опыте человечества; развивающая: развитие способностей учащихся осмысливать события и явления на основе исторического анализа; творческое применение исторических знаний;
воспитательная: воспитывать патриотические чувства, гражданскую позицию.
форма проведения занятия: беседа с элементами практической работы.
План:
Междоусобица сыновей и внуков Ярослава Мудрого.
Древний Курск и Великая степь: система взаимоотношений.
Методы и методические приемы: проблемный и частично-поисковый метод, объяснительно иллюстративный; беседа, работа в группах, индивидуальная работа.
Межпредметная связь: эпическая поэма «Слово о полку Игореве», карта «Русские княжества в XII».
Половцы, кмети, яр, тур.
Литература: 1. Пахомов Н.Д. Пахомова А.Н. А мои-то куряне…, Курск. 2008г.
2.История г.Курска и Курской области с древнейших времен по XVIII век. Курск, 2000 г.
Ход открытого занятия
Поскольку исторические факты по данной теме мало известны учащимся из ранее изученных курсов истории, используется на занятии работа с источниками (исследовательская, лабораторная, аналитическая).
I. Организационный момент
Встреча с детьми участвующими на о. занятии
Коротко о теме занятия
II. Основная часть
Теоретическая часть
Начнем данный раздел, обратившись к методологическому потенциалу системного анализа курпускулярной (не жесткой) системы. «Это система взаимодействия между отдельными частями, не связанными между собой жестко, но тем не менее нуждающимися друг в друге». Пример системного подхода к курпускулярной системе – книга А.В. Зорина и А.И. Раздорского «Курский край. Порубежье» (Курск, 2001).
Курский край в XI веке, о котором идет речь в их труде, находился на пересечении интересов нескольких государств и вольнолюбивых степных социумов. Под Курском приставали ладьи с товарами, приплывавшими по пути « из варяг в греки» и уже в начале XI века он являлся не малым по тем временам городом, с каменными постройками, рынками, хлебопекарнями, мастерскими. Да и не мог не стать Курск знаменитым торговым городом, раз оказался на пересечении таких известных в те времена речных путей, как Днепр, Десна, Сейм, Тускарь, Снова, Ока, Волга, Сверский Донец и Дон, позволяющему торговому люду добираться до Киева, Балтики, Азовского, Каспийского и Черного морей. И не обошли его стороной княжеские усобицы: то курский князь Изяслав, сын Владимира Мономаха, сражается с черниговским князем Олегом, то, наоборот, куряне поддерживают претензии черниговского князя Святослава Олеговича на новгородские земли. То Курское княжество попадает под власть великого князя Суздальского Юрия Долгорукого. И в этих междоусобицах труднее всех, пожалуй, приходилось курянам, так как им надо было защищать родную землю и от половцев и от князей.
Войны и скоротечные схватки между ними шли постоянно, коалиции создавались самые разные, в зависимости от сиюминутных интересов. Степнякам надо грабить, князьям территориальные претензии решать, а воинам курским – честь княжескую блюсти. Всё как положено в открытой, не жесткой системе.
Историческая справка. Княжеская междоусобица – борьба русских князей между собой за власть и территории.
Основной период междоусобиц пришелся на 10-11 век. Основными причинами вражды между князьями стали:
Недовольство в распределении территорий;
Борьба за единоличную власть в Киеве;
Борьба за право не зависеть от воли Киева.
Всего можно насчитать три крупных феодальных междоусобицы в этот период:
Первая междоусобица (10 век). Вражда между сыновьями Святослава;
Вторая междоусобица (начало 11 века). Вражда между сыновьями Владимира.
Третья междоусобица (конец 11 века). Вражда между сыновьями Ярослава.
За свой удел, за свой посад
Один другого грабить рад.
Не в силах «Мудрый» Ярослав
Был примирить удельных,
Владимир Мономах был прав
В своих ученьях дельных.
Росла раздробленность Руси,
А половцы и рады
Костры раздоров не гасить.
Пожива – им награда.
Вывод: Важные геополитические территории Курского края представляли угрозу экономической стабильности южных районов Киевской Руси.
Слово учителя.
У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Княжеская храбрость и мужество особенно ценились в древнерусском средневековом обществе, когда военачальник обычно бился в первом ряду своих ратников.
Курск к концу XI века стал удельным градом, со своим княжеским столом и первым удельным курским князем был второй сын Владимира Мономаха – Изяслав Владимирович.
Работа с исторической справкой. (Приложение 1).
Чем объяснить, что междоусобицы на Руси в течение X и XI вв. не прекращались?
Что характерно для усобиц второй половины XI в.?
Какие последствия имели усобицы для общества?
Можно ли было избежать междоусобиц в изучаемый период?
Работа с картой (Приложение 2)
"Слово о полку Игореве" - литературный памятник мировой истории. Найден в конце XVIII в. А. И. Мусиным-Пушкиным. Опубликован впервые в 1800 г. С того времени он приобрел известность как непревзойденный образец древнего поэтического искусства.
Произведение породило множество работ, ему посвященных. Было высказано несколько версий об авторе "Слова". Все они считаются гипотезами. Несколько исследований по теме "Слова" провел курский писатель, литературовед И.З. Баскевич, выдвигавший свою версию о том, что автором произведения мог быть курянин, участник похода князя Игоря.
Летописи не сохранили много данных об обороне русских городов. Однако мы можем сделать некоторые выводы на основе данных археологии.
Практическая часть о. занятия
II. На экране, на фоне иллюстраций В.А. Фаворского к произведению “Слово о полку Игореве” возникают слова:
“И была сеча зла”…
“И бысть брань велика разгневание Божие: поплени и высечи князей русских и всю землю русскую”,- пишет древний летописец/
Вполне понятный особый интерес к «Слову» проявляют наши земляки. Ведь в поэме так много и так выразительно говорится о курянах – славных воинах и об их князе Буй Тур Вссеволоде. Давайте подробнее вспомним один из фрагментов поэмы.
Ярый тур Всеволод!
Стоишь на обороне,
Прыщешь на ратных стрелами,
Гремишь по шеломам мечом харалужным!
Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом златым посвечивая,
Там лежат нечестивые головы половецкие!
Порублены калеными саблями шлемы аварские
От тебя, ярый тур Всеволод!
Какою раною подорожит он, братья,
Он, позабывший о жизни и почесгях,
О граде Чернигове, златом престоле родительском,
О красной Глебовне, милом своем желании, свычае и обычае?
Поэтический образ доблестного военачальника создал автор «Слова о полку Игореве» в своём обращении к русским князьям, в словах, адресованных к трубчевскому и курскому князю Всеволоду Святославичу: «Ярый тур Всеволод! / Стоишь ты в самом бою, / прыщешь на воинов стрелами, / гремишь о шлемы мечами булатными! / Куда ты, тур, поскачешь, / своим золотым шлемом посвечивая, / там лежат поганые головы половецкие. / Рассечены саблями калёными шлемы аварские / тобою, ярый тур Всеволод!»
Образ «Буй-Тура» Всеволода в «Слове» безудержно идеализирован. Тщетно искать в летописях хоть малейшего соответствия этого князя приведённому выше тексту. Как писал Б.А.Рыбаков, «на политическом горизонте Руси мало и редко была заметна фигура этого князя. Автор “Слова” восхищается богатырством Яр-Тура Всеволода, что подтвердилось и антропологическим обследованием черепа князя. Всеволод был мужчиной могучего телосложения». (Приложение 3).
Курск X-XII веков был далеко выдвинутым форпостом Киевской Руси на ее юго-восточных рубежах, граничил с дикой степью, часто подвергался набегам кочевников. Яркая образная характеристика курских воинов, с детства приученных к ратному делу, позволяет представить и понять их полную опасностей жизнь.
Женщинам в пограничном городе и в самом деле доводилось пеленать детей, когда трубили очередную тревогу, призывая мужчин к оружию. Отцы, с честью вернувшиеся с поля боя, не успев снять боевого шлема, брали на руки бросавшихся им навстречу ребятишек... Образы "Слова о полку Игореве" не просто красочны, они емки и реалистичны. Курским воинам надо было все время быть начеку. Вот почему и луки у них заранее натянуты, и колчаны всегда отворены, и сабли отточены. Неоднократно предпринимавшие смелые вылазки против наседавших врагов, участвовавшие чуть ли не во всех походах на половцев, которые проводились русскими князьями, начиная со времен Владимира Мономаха, куряне крепко берегли свой город и примыкавшие к нему поселения и, используя знание округи, умели врасплох напасть на противника, нанести ему ощутимый урон. "Археологический анализ русских крепостей X-XII веков показывает, что многие городища (особенно на пути к устью Сейма) в XII веке запустели от половецкого разорения, но все крепости курской земли продолжали существовать и в XII веке, несмотря на близость к половецким кочевьям. Восхваление курян в "Слове о полку Игореве" имело под собой реальную основу", - констатировал известный исследователь Древней Руси Б. А. Рыбаков.
И все же в походе Игоря Святославовича против половцев не одна курская дружина отличилась неуемной храбростью и умением биться с врагами. Между тем в "Слове о полку Игореве" курские воины занимают особое и притом почетное место. Правда, славословие в их честь не исходит непосредственно от автора. Славит курян князь Всеволод Святославович, в удел которого входили курские земли: "Мы куряне - опытные воины..."
Отважные и опытные курские воины, которые до последнего вздоха бьются за родную землю, подобный былинному герою на поле битвы буй тур Всеволод играют значительную, весомую роль в утверждении героического звучания произведения, в выражении его главной мысли: народ, объединенный общей целью, в состоянии дать сокрушительный отпор врагам, наседавшим на Русь.
Работа с текстом «Слова».
Причины похода князя Игоря в степь?
В чем сильные и слабые стороны русской рати?
Система взаимоотношений с кочевыми племенами?
Чем закончился поход?
Какое явление природы позволяет определить предполагаемое время похода?
“Если поскачем – спасемся сами, а простых людей бросим, а это будет грех на нас перед Богом, предав их, уйдем. Так либо умрем, либо все вместе останемся живы”. Началась сеча. Русские полки, прижатые к топкому болоту лишённые питьевой воды сражались с отчаянным мужеством не помышляя о бегстве.
III.
Выполнение проблемного задания.
Составить генеалогическое древо князей, боровшихся за киевскую власть и удельную власть во второй половине XI в. начале XII в.
« История не добрая учительница, а строгая надзирательница, которая жестоко наказывает за не выученные уроки». В.О. Ключевский
Листаю я истории страницы...
И голос предков звучит издалека:
- Летите вы по свету, вести-птицы
И передайте людям навека
Беречь, хранить и укреплять природу,
И помнить о земле -
Она у нас одна.
Как много полегло народу,
Та чаша горя уж выпита до дна.
- Живите в мире, - слышу снова
И передать наказ готова, -
Пусть дети помнят и хранят все это,
Что для них когда-то сберегли,
Чтобы утро начиналося с рассвета,
Что б добро нести они смогли.
III. Подведение итогов
Рефлексия:
1. В чем вы были правы? Или какие факты вами были названы правильно?
2. Какие вы сделали ошибки?
3. Какие сведения были для вас новыми?
4. Что в тексте вызвало у вас вопрос, непонимание, желание узнать больше?
5. Скажите, кто, на ваш взгляд, более успешно проявил себя в ходе занятия.
В конце занятия педагог даёт оценку всем выступлениям (ответы и пояснения).
Приложение1
Изяслав Владимирович
Князь курский и муромский, сын Владимира Мономаха. В 1095 г. пришел в Муром (вотчину своего двоюродного дяди и крестного отца - Олега Святославича, князя черниговского) и, захватив Олегова посадника, остался в нем. Так, по данным летописи курский удельный князь соприкоснулся с «прелестями» феодальной раздробленности Руси и княжеских междоусобий, когда брат шел на брата, племянник на дядю.
…Весной 1095 г. Владимир Мономах совершает поход в Половецкую степь. Он просит Святополка Изяславича и Олега Черниговского поддержать его, но Олег не прислушивается и совершает самостоятельный поход в степь. Ответственность за неудачу в походе Святополк и возложил на Олега, понуждая его оставить Чернигов. В 1095 году Мономах переводит Изяслава из Смоленска в Курск, чтобы не выпустить Посемье из-под своего влияния и образовывает здесь курский удельный стол со всеми вытекающими особенностями и привелегиями: постоянным нахождением в нем князя и дружины, суда, налоговыми податями, церковным клиром. Используя враждебные отношения Владимира Мономаха с Олегом Святославичем, Святополк разжигает огонь межкняжеской розни, уговаривая Владимира послать сына на завоевание черниговской земли, а именно в Муром. В 1096 г. Олег Святославич подошел к Мурому и стал требовать его сдачи. В произошедшей битве на берегу речки Лесной, притока Оби, Изяслав Владимирович пал (6-го сентября). Сеча двух русских дружин была злой и жестокой.
Подражая античным героям, князь Изослав сражается в первых рядах своей рати, не обращая внимания ни на собственные раны, ни на десятки трупов своих и чужих дружинников вокруг него. Ратное счастье в этот раз оказалось на стороне Олега Святославича и Изяслав Владимирович погибает. А его потрепанная дружина сдается на милость победителя.
Погребен в Муроме, монастыре Святого Спаса, но вскоре по приказу Мстислава Владимировича прах князя был перевезен в Новгород и там перезахоронен.
Приложение 2
Приложение 3
Всеволод получил Курск, вероятно, в 1164 г. после перехода брата Олега на Новгород-Северское княжение. Помимо Курска он владел также Трубчевском и Путивлем. В 1180 г. Всеволод Святославич ходил с великим князем Святославом Всеволодовичем на Всеволода Большое Гнездо. В 1185 г. Всеволод участвовал в знаменитом походе брата Игоря на половцев. Всеволод сражался героически, за что автор "Слова о полку Игореве" наградил его эпитетом "Буй тур" (или "Яр тур"). Несмотря на геройство, Всеволод попал в плен и вернулся на родину лишь через два года с племянником Владимиром. Позже Всеволод еще несколько раз ходил с Игорем на половцев. По свидетельству летописца, изо всех Ольговичей Всеволод более других отличался мужеством и доблестью, а потому куряне любили его и сильно оплакивали его смерть.
Всеволод Святославич
Реконструкция М. Герасимова
Приложение 4