Учеба детского актива для командиров 8-10 классов ОУ города «Лидер и команда»
Учеба детского актива для командиров 8-10 классов ОУ города
«Лидер и команда»
Разработала и провела: Новикова О. П., методист МОУ ДОД «ГДТДиМ»
Цель: Создание приемлемых условий для полноценного развития социальной компетентности и активности учащихся, приобретения ими практического опыта реализации творческого потенциала личности.
Ход учебы:
Приветствие и знакомство.
- Добрый день, участники учебы актива «Лидер и команда». Прежде чем начать работу, нам необходимо познакомиться. Для этого я прошу вас выйти в центр зала.
- Классическая игра на знакомство. Каждый участник по очереди называет свое имя, одну вещь или дело, которое любит, и одно, которое не любит. В качестве эстафетной палочки – игрушка или мяч. Например, меня зовут Ольга Павловна. Я люблю готовить вкусную еду и не люблю болеть.
- Итак, мы с вами познакомились. А теперь рассчитайтесь по порядку, называя слова «палочка, елочка, шишечка». «Палочки» присаживаются за 1 стол, «ёлочки» - за второй, «шишечки» - за третий стол.
Сообщение цели учебы и плана работы.
- Тема нашей учебы «Лидер и команда». Не случайно понятие «лидер» упомянуто вместе со словом «команда». Как вы думаете, почему? (ответы детей).
- Для начала необходимо выяснить, каковы ваши представления о лидере и лидерстве.
У каждой группы есть чистый лист, на котором напечатаны только слова «лидер», «команда», «успех». Подберите синонимы и эпитеты к своему слову. Затем передайте лист по часовой стрелке на другой стол, и добавьте в лист слова, которых в нем еще нет. Потом еще раз передайте лист и дополните список. Когда лист вернется к вам, необходимо представить результат.
3. Работа с понятием «команда».
- Мы с вами подробно выяснили, кто такой «лидер», что такое «команда». Понятие лидерства держится на трех китах: ЛИДЕР-КОМАНДА-ДЕЛО. Основные признаки команды:
- наличие совместной деятельности;
- наличие общих целей, общей ответственности;
- наличие личностных неформальных взаимодействий;
- участие всех членов команды в выработке решений;
- наличие четко выраженного командного лидера;
- наличие доверительных отношений.
- Сплочение команды происходит только в процессе практической деятельности. Каким бы не было дело – поход в кино или организация и осуществление проекта, - оно непременно будет способствовать формированию доверительных отношений, понимания ответственности и сопричастности.
- Я хочу предложить вам выполнить упражнение «Машина».
- Каждая команда получает лист с определенным словом. Всем без исключения членам команды необходимо изобразить это слово в мельчайших подробностях и в действии. Остальные команды должны угадать, какое же было слово. Затем проводится рефлексия: что сложного было при обсуждении задания и при его выполнении.
- Признак наличия личностных неформальных взаимодействий выражается в умении членов команды находить контакт с окружающими: телесный и словесный. В наших временных группах такой признак отсутствует, поэтому мы и называемся группами, а не командами. Но, тем не менее, попробуем выполнить упражнение, способствующее формированию этих качеств.
- Команде, состоящей из 5 человек, выдается лист бумаги формата А3. На этом листе команда должна расположиться таким образом, чтобы никто из участников не заступал за его пределы. Ребята могут стоять на одной ноге, кто-то может сидеть у кого-то на руках или на шее и пр. – не важно, каким образом будет выполнено это условие. Главным критерием того, что задание выполнено, является возможность команды простоять в таком положении 5 секунд. Далее проводится рефлексия: какие сложности?
Работа с понятием «лидерство».
- Одним из главных признаков команды является наличие лидера. Вы помните, что лидер - это ведущий, руководитель, идущий впереди; человек, пользующийся авторитетом и уважением. Каким же должен быть лидер? Предлагаю упражнение «Снежный ком».
- Ребята (группы) по очереди называют прилагательные-эпитеты, характеризующие качества лидера. Важным условием упражнения является то, что слова не должны повторяться, и каждый участник должен предложить свой эпитет.
- Одним из основных качеств лидера, что отличает его от других таких же ответственных и работоспособных людей, является креативность, нестандартность мышления. Интересный способ развить креативность, находчивость – выступать на публике.
- Каждому участнику предоставляется по 15 секунд на импровизированной сцене. За это время необходимо себя представить, заявить о себе так, чтобы все запомнили. Можно спеть, станцевать, рассказать стихотворение или анекдот, красиво помолчать. В то время, когда участник себя представляет, все внимательно слушают, а по истечении 15 секунд начинают аплодировать. Ведущий следит за временем, и только по его команде, через 15 секунд, группа аплодирует, даже если человек еще не закончил свое представление или наоборот, успел за 5 – 10 секунд. В конце упражнения проводится рефлексия.
В рефлексии обратить внимание на следующие моменты:
1. Как участники себя чувствовали на сцене, приятны ли были аплодисменты.
2. Легко ли было о себе заявить.
3. Что чувствовали, когда их прерывали по истечении 15 секунд или, наоборот,оставалось время.
4. Какие выступления запомнилось больше всего.
- Лидер должен стремиться стать профессионалом в любой деятельности, которой ему приходится заниматься. Он должен уметь видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям, и способствовать решению существующих проблем, проявляя инициативу в их решении.
- С помощью методики «Мозговой штурм» давайте определим, какие проблемы существуют в вашем образовательном учреждении, во всех сферах жизнедеятельности: учебе, внеурочной деятельности, бытовой сфере и т. д. Запишите на листах несколько проблем, которые не создают максимально удобных условий для жизни в школе.
- Теперь выберете одну проблему и запишите ее в центр ватмана. Далее с помощью методики «Паутина проблем» мы попробуем найти пути выхода из проблемной ситуации.
- Данная проблема выписывается в центре ватмана. Затем необходимо спросить «почему». Почему данная проблема существует? Все найденные причины (не более 3) выписываются вокруг проблемы и соединяются с ней стрелочками. По поводу каждой причины необходимо опять спросить «почему». Смысл заключается в том, чтобы на каждую появляющуюся на листе надпись задавался вопрос «почему». Продолжать цепочку причин необходимо до тех пор, пока не появятся такие причины, с которыми ребята могут справиться сами. Задание выполняется в течение 30-40 минут. По истечении времени каждая команда представляет свою «паутину проблемы» и предлагает пути решения данной проблемы, рассмотрев ее с разных ракурсов.
- Для лидера очень важно владеть технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой планов деятельности, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.
- Вспомните и назовите основные этапы подготовки любого дела в классе, в школе. Чтобы вам легче было выполнять это задание, давайте представим, что вашей инициативной группе заместитель директора по воспитательной работе поручила организовать и провести новогоднюю дискотеку для старшеклассников.
- Ребятам предлагается упражнение «КТД-конструкторы». Необходимо в правильном порядке разложить этапы организации и проведения коллективного творческого дела. Далее команды представляют результаты работы.
Подведение итогов работы.
- Итак, мы подошли к завершению нашей учебы. Вы являетесь командирами в своих классах, это значит, что вы уже заслужили право быть лидерами. Но позиции свои нужно удерживать, нужно продолжать быть целеустремленным, справедливым, честным, мудрым. Упражнения и технологические приемы, которые были использованы на сегодняшней встрече, во-первых, можно использовать в работе ваших активов класса, где-то во время классных часов, при выезде на природу, с целью сплочения классного коллектива.
- Ну а нам, как организаторам учебы, хотелось бы узнать ваше мнение о мероприятии. Для этого проведем небольшое рефлексивное упражнение, которое называется «Аллея впечатлений».
- Вам предлагается лист бумаги с изображением контуров дерева. Если вы чувствуете, что не зря пришли и хорошо провели время, то рисуете листву на деревьях. Если с этим чувством вы испытываете то, что узнали много интересного и полезного, то дорисовываете траву под деревом. Ну а если вдобавок ко всему вы понимаете, что именно вы не зря являетесь лидерами ваших классов, то в траве нарисуйте цветы.
- Спасибо вам за работу и до свидания!