Дополнительная общеразвивающая программа «Лидер» (5–8 класс)

3
0
Материал опубликован 24 May 2019 в группе

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

Лидер

 

Автор: Майкова Карина Владимировна.

Должность: педагог дополнительного образования.

 

Возраст учащихся: 10-14 лет.

Срок реализации: 2 года (288 часов).

 

 

Калуга, 2018 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Полное название программы

«Лидер».

Автор программы, должность

Майкова Карина Владимировна, педагог дополнительного образования.

Адрес реализации программы

(адрес школы и телефон)

город Калуга, улица Поселковая, дом 4,

тел. 8 (4842) 220-090.

Вид программы

(выбор вида программы на основании положения о программе Центра)

по степени авторства – модифицированная;

по уровню освоения – общекультурная;

по уровню сложности – стартовый.

Направленность программы

Социально-педагогическая

Вид деятельности

(выбор вида деятельности на основании положения о программе Центра «Созвездие»)

Ресурсы творческого развития личности.

Срок реализации

2 года, 288 часа.

Возраст учащихся

10-14 лет.

Форма реализации программы

групповая.

Форма организации образовательной деятельности

(школа, студия, клуб, объединение, хор, ансамбль и др., на основании положения о детском объединении Центра «Созвездие»)

объединение.

Название объединения

(может отличаться, а может дублировать название программы)

«Лидер».

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

 

  1. Пояснительная записка

В настоящее время в стране все актуальнее становится проблема активизации детского общественного движения. В 2015 был издан Указ Президента Российской Федерации о создании общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Дети готовы организоваться в отряды, клубы, команды, но зачастую не могут найти руководителя детского общественного объединения, и тогда его роль на себя берут подростки-лидеры. Очень часто лидеры-подростки с большой готовностью берутся за дело, желая реализовать свои замыслы, но одного желания хватает ненадолго. Как показывает практика, жизнь и деятельность таких объединений, где роль руководителя коллектива взял на себя подросток, недолговечна: причиной тому отсутствие у ребенка – лидера детского общественного объединения – определенных лидерских знаний, умений, опыта организаторской деятельности. В процессе работы с детскими коллективами непременно встает проблема подготовки юных лидеров, помощников педагогов, организаторов детского общественного движения.

Проблема создания, развития и успешной деятельности детских объединений не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных вожаков детского движения. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами: целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом организаторов детских общественных объединений, вожатых пришкольных и стационарных лагерей. Умение вести за собой, работать в коллективе, креативные качества личности помогут ребятам – выпускникам объединения «Лидер» быть конкурентно способными в жизни.

Программа направлена на развитие гражданской активности детей и подростков, ориентированных на самоутверждение и самореализацию в системе детского общественного движения, что поддерживается государственной политикой в сфере образования и молодежной политики, в этом нам видится ее актуальность.

Новизна заключается в том, что активная позиция лидера общественной организации воспитывается посредством практикоориентированной деятельности.

Целесообразность программы выражена в подборе интерактивных методов и форм работы, способствующих формированию лидерской позиции и конструктивной деятельности учащихся.

Практическая значимость программы заключается в следующем:

Благодаря обучению программе, у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважения к Родине, чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Учащиеся учатся проводить досуговые мероприятия, коллективно-творческие дела, реализовывать общественно значимые инициативы, работать вместе со сверстниками и взрослыми, проявлять самостоятельность. Дети учатся сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в процессе общественно-полезной деятельности.

В процессе обучения подростки познакомятся с возрастными особенностями младших и средних школьников, особенностями подготовки и проведения различных мероприятий, оформительской деятельности.

Они научатся выявлять лидеров, развивать организаторские способности свои и других детей, смогут самостоятельно принимать решения о работе своей организации и отвечать за них, делать качественную оценку своей деятельности, анализировать свои ошибки и находить пути их исправления.

Адресат программы

Программа «Лидер» предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста (10-14 лет), проявляющих интерес к общественно значимой деятельности, личностному росту в качестве лидера детской организации. Программа направлена на обучение актива школьной детской организации, желающих реализовать себя в качестве лидеров общественного детского движения, создание сплоченного коллектива помощников-организаторов мероприятий, КТД, школьных традиционных праздников и мероприятий.

Члены объединения являются разными по возрасту и социальному статусу. Объединение комплектуется на основании заявлений законных представителей учащихся (самих учащихся с 14 лет). Группы формируются из школьников разного возраста на добровольной внеконкурсной основе.

Особенности организации образовательного процесса

Объем программы: 144 часа.

Срок реализации программы: 2 года.

Режим обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.

Форма обучения: очная.

Особенности набора: свободный.

Вид группы: среднешкольная.

Состав группы: постоянный.

Методические принципы программы

единство учебного и воспитательного процесса;

систематичность и последовательность;

создание ситуации успеха для каждого ребенка (авансирование успеха, подбор индивидуальных заданий, похвала);

связь теории с практикой (практике отводится около 75% учебного времени);

единство индивидуализации и социализации образовательного процесса.

Основные методы обучения:

словесный;

наглядный;

практический;

интерактивный;

поисково-эвристический.

Предпочтение отдается интерактивным методам обучения (деловые игры, дискуссии и диспуты, тренинги), методу проблемного обучения, поисково-эвристическому методу усвоения знаний.

Формы обучения и занятий

Теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы, виртуального путешествия, презентации, обзора, заочной экскурсии и т.п.

Практические занятия проходят в форме акции, анкетирования (тесты, опросы, интервью и т.д.), тематической гостиной, просмотра видеофильмов, дискуссии, диспута, викторины, конкурсов, деловой игры, моделирования и защиты проектов, ситуативно-ролевых игр, круглых столов, КТД по разным направлениям деятельности, рейдов и трудовых операций, деловых игр, проблемном изложении материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи.

Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.

  1. Цель и задачи программы

Цель: Способствовать формированию творческой, гуманной личности с активной лидерской позицией, умеющей реализовать свои способности в коллективе в процессе организации досуговой деятельности.

Задачи:

Обучающие

расширить кругозор в области истории детского общественного движения;

познакомить с принципами и методами организации КТД, творческих мероприятий, особенностями работы с младшими школьниками и учащимися среднего звена;

сформировать умения и навыки по выявлению и развитию лидерских способностей, активизации качеств, необходимых для успешной деятельности по руководству и организации коллектива сверстников;

сформировать коммуникативные компетенции, умения и навыки межличностного общения.

Воспитательные

воспитать активную жизненную позицию, целеустремленность, чувство коллективизма;

воспитать доброжелательность, сострадание и сочувствие, культуру поведения;

Развивающие

развить организаторские и лидерские способности учащихся среднего школьного возраста;

развить творческие и креативные способности, фантазию, воображение;

развить интеллектуальные способности, речь.

 

  1. .Содержание программы

 

Учебный план первого года обучения

Тема

Всего часов

Тео-рия

Прак-тика

Форма проведения занятий

Форма подведения итогов

1.

Презентация программы.

Введение: «Что такое ДО? Каким должен быть лидер ДО?»

6

2

4

Беседа, игры на знакомство

Тест оценки уровня сформированности лидерских качеств, тренинг выявления лидеров «Паутинка», рефлексия

2.

Воспитание лидера

22

6

16

Беседы, дискуссии, тренинги, ролевые и деловые игры

Игровой тренинг на сплочение коллектива и создание образа лидера «Лидер – это…»

3.

Основы подготовки мероприятий

62

21

41

беседы, деловые инновационные игры, разработка творческого проекта

Защита творческого проекта

 

 

4.

Методы работы с младшими школьниками

36

10

26

беседа, самостоятельная работа творческого типа, мастер класс игр, игры-тренинги, деловые игры

Открытое мероприятие

с младшими школьниками

6.

Оформительская работа

18

6

12

беседа, мастер класс, практикумы, разработка творческого проекта

Конкурс стенгазет

о

Итого

144

45

99

 

 

 

 

Содержание программы первого года обучения

 

1. Введение. Теория: «Что такое детская общественная организация (ДОО)? Каким должен быть лидер ДОО?» (6 часов).

Основные этапы истории современных детских организаций: история пионерского движения; современные детские общественные организации (Российское движение школьников; Международная организация СПО-ФДО); программа деятельности ГДО «РАДУГА», Стратегия развития общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»; понятие «лидер»; основные качества лидера.

Практическая деятельность: игры на выявление лидеров, сплочение коллектива.

2. «Воспитание лидера» (22 часа).

Теория: Стадии развития коллектива. Работа актива. Качества, которыми должен обладать лидер: ораторское искусство, владение методами убеждения, умение принимать решение, сформировать команду.

Практическая деятельность: Планирование. Тестирование. Методы выявления лидеров, активизации лидерских качеств. Игры на сплочение коллектива.

3. Основы подготовки мероприятий (62 часа).

Теория: Что такое мероприятие. Виды мероприятий. Сценарий. План мероприятия. Художественное оформление мероприятия. Творческие группы по подготовке мероприятия.

Практическая деятельность: совместная творческая деятельность – оформление азбуки мероприятий; деловая игра «Фирма веников не вяжет»; ситуативно-ролевые игры «Команда РДШ», «Киностудия»; разработка, подготовка и проведение мероприятий, связанных с деятельностью детской организации.

4. Методы работы с младшими школьниками (36 часов).

Теория: Возрастные особенности, специфика младшего школьного возраста. Методика КТД. Формы работы по развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся младших классов: праздник, интеллектуально-познавательная игра, КВН, конкурс, викторина. Методы организации внеклассных мероприятий.

Практическая деятельность: деловая игра «Алгоритм КТД»; ситуативно-ролевая игра «День в школе»; разработка, подготовка и проведение мероприятий для младших школьников.

5. Оформительская работа (18 часов).

Теория: Виды школьной печати: листовка, стенная газета, газета-молния. Оформление дидактических пособий, газет, стендов, альбомов и т.д. Специфика работы с различными видами бумаги. Шрифты.

Практическая деятельность: разработка и реализация творческих проектов по оформлению информации, мероприятий, различных выставок и конкурсов.

 

 

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Форма проведения занятий

Форма подведения итогов

1.

Общественные детские молодежные организации

8

6

2

Беседа, разработка творческого проекта

Конструирование модели ДШО

2.

Приемы и формы работы по развитию коммуникативных навыков

16

6

10

Беседа, тренинг, ролевая игра

Рефлексия

 

 

3.

Методика выявления лидеров в детских коллективах

36

16

20

Беседа, деловые игры, круглый стол, практикум, тестирование, дискуссия

Деловая игра «Создай свою фирму»

4.

«Игротека»

58

12

46

Беседа, мастер класс, практикум, деловая и ролевая игры, конкурсы

Круглый стол

на тему: «Самая интересная игра»

 

5.

Методика обучения работе с учащимися среднего звена

26

10

16

Беседа, мозговой штурм, дискуссия, тренинг, деловая и ролевая игры, разработка и защита творческого проекта

Открытое мероприятие с обучающимися среднего звена

 

Итого:

144

50

94

 

 

 

Содержание программы 2-го года обучения

 

1. Общественные детские, молодежные организации (8 часов).

Теория: Виды общественных инициатив: движение, организация, объединение по интересам, их отличия. Основные детские организации нашей страны. Программы деятельности городской, общероссийской и международной общественных организаций (ГДО «РАДУГА», РДШ, СПО-ФДО). Понятие «программа», ее составляющие. Разработка программы деятельности детского общественного объединения.

2. Приемы и формы работы по развитию коммуникативных навыков (16 часов).

Теория: Понятие «общение», «конструктивное общение», рефлексия. Причины трудностей в общении. Коммуникативные игры-тренинги. Виды тренингов. Тренинг-знакомство. Игры на знакомство. Тренинг-сплочение. Игры на сплочение. Правила ведения и структура тренинга. Правила, принимаемые участниками тренинга (правило «поднятой руки», «говорим по одному», «внимательно слушаем говорящего», «говорим о чувствах и мыслях, не оцениваем» и т.п.).

Практическая работа: Отработка коммуникативных компетенций в тренингах на знакомство и сплочение коллектива, ролевых играх.

3. Методика выявления лидеров в детских коллективах (36 часов).

Теория: Понятия «лидер», «коллектив», «сплоченный коллектив». Стадии развития коллектива. Тесты на выявление лидеров в коллективе. Тренинг лидерского поведения. Практическая работа: знакомство с диагностикой на выявление лидеров в коллективе «Методика самооценки лидерских качеств» А.И. Тимонина и Л.И. Тимониной, отработка навыков использования диагностики в деятельности; Инновационные деловые игры на формирование, сплочение команды, выявление проблем и путей их решения.

4. «Игротека» (58 часа).

Теория: Понятие «игра». Виды игр. Игры на знакомство, с залом, на внимание, подвижные, тактильные, творческие. Игры-шутки, игры-розыгрыши, миксеры.

Практическая работа: совместная продуктивная деятельность − составление каталога игр, игротека, разработка творческого проекта «Составление собственной игротеки».

5. Методика работы с учащимися среднего звена (26 часов).

Теория: Специфика возрастных особенностей подростков. Обучение ЗУН организаторской работы. Типы характеров людей в коллективе. Способы сплочения коллектива. Стили работы организатора, этапы работы организатора по налаживанию жизнедеятельности небольшого детского (подросткового) коллектива, алгоритм создания и реализации КТД.

Практическая работа: деловая игра «Педагогический театр», тренинги межличностного общения, ситуативно-ролевая игра «Необитаемый остров», тренинг «Пещера Алладина», деловая экономическая игра «Город», разработка КТД по темам.

 

1.4. Планируемые результаты освоения программы

 

В процессе реализации программы формируются неравнодушные, творческие личности с активной гражданской позицией, осознающие себя как потенциальные лидеры общественного детского объединения, умеющие конструктивно взаимодействовать и организовать работу группы детей и подростков, проявляющие уважительное отношение к чужому мнению, с установкой на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацией к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, объединенные в дружный работоспособный коллектив организаторов и помощников руководителя детской школьной организации.

К концу 1 года обучения дети знают:

Низкий уровень:

названия школьной, городской и областной детских общественных организаций;

основные формы деятельности ШДО;

2-3 качества лидера;

1-2 способа выявить лидерские способности;

первоначальные сведения о конструктивном общении;

2-3 формы проведения игр и игровых программ;

2-3 специфические особенности детей младшего школьного возраста;

1-2 вида и способа оформления стенных газет.

Средний уровень:

названия и сферу деятельности школьной, городской детских организаций, общие сведения об истории детского общественного движения нашей страны;

основные формы деятельности ШДО;

2-3 формы и основные методы организации и проведения игровых мероприятий;

основные черты лидера;

первоначальные сведения о конструктивном общении;

правила поведения во время мероприятий, на природе.

Высокий уровень:

основные этапы истории развития детского общественного движения, школьной детской организации (ШДО), отличия детской общественной организации от общественного движения, нормативные документы ДОО;

назначение, принципы, основные формы деятельности ШДО;

формы и методы организации и проведения игр и игровых программ, виды игровых методик;

основные черты лидера;

первоначальные сведения о конструктивном общении;

правила поведения во время мероприятий, общественных акций.

 

К концу 1 года обучения дети умеют:

Низкий уровень:

принимать цели и задачи учебной деятельности;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности с помощью старшего;

использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

принимать мнение группы в процессе выполнения творческой задачи,

планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

организовывать работу небольшой группы младших школьников под руководством взрослого,

проводить один вид досуговых и познавательных мероприятий с младшими школьниками,

организовывать 1-2 игры, составлять копилку игр,

выпускать стенгазеты под руководством взрослого.

Средний уровень:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления с помощью старшего;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности с помощью педагога;

использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

конструктивно общаться со сверстниками и старшими в процессе выполнения творческой задачи,

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать способы достижения результата;

организовывать работу небольшой группы младших школьников,

проводить досуговые и познавательные мероприятия с младшими школьниками,

организовывать игры различного вида, составлять копилку игр,

выпускать стенгазеты, боевые листки, оформлять информационные стенды.

Высокий уровень:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления самостоятельно;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

использовать разнообразные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

конструктивно общаться со сверстниками и старшими в процессе выполнения творческой задачи,

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

организовывать работу небольшой группы младших школьников,

разрабатывать и реализовывать творческие проекты, проводить досуговые и познавательные мероприятия с младшими школьниками и сверстниками,

организовывать игры различного вида, составлять копилку игр,

выпускать стенгазеты, боевые листки, оформлять информационные стенды, готовить пресс-релизы для СМИ.

 

К концу 2 года обучения знают:

Низкий уровень:

основные этапы истории развития детского общественного движения, школьной детской организации (ШДО), отличия детской общественной организации от общественного движения, нормативные документы ДОО;

назначение, принципы, основные формы деятельности ШДО;

формы и методы организации и проведения игр и игровых программ, виды игровых методик;

основные черты лидера;

первоначальные сведения о конструктивном общении;

правила поведения во время мероприятий, общественных акций.

Средний уровень:

особенности функционирования общественных детских объединений,

основные формы и методы проведения досуговых мероприятий,

основные качества лидера,

методики диагностики лидерских способностей,

возрастные особенности младших школьников,

разновидности игр и игровых программ,

виды стенной печати, способы оформления стенгазет.

Высокий уровень:

формы организации общественных инициатив, разнообразие детских и молодежных общественных организаций России, их особенности;

необходимые качества лидера детского общественного объединения;

приемы и формы работы по развитию и закреплению коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;

стадии подготовки и проведения КТД, общественно значимых акций, конкурсов и праздничных программ;

способы и формы оформления информации в электронном и печатном виде.

 

Умеют:

Низкий уровень:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления с помощью старшего;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности с помощью старшего;

использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

конструктивно общаться со сверстниками и старшими в процессе выполнения творческой задачи,

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата под руководством педагога;

организовывать работу небольшой группы младших школьников,

проводить досуговые и познавательные мероприятия с младшими школьниками под руководством педагога,

организовывать игры различного вида, составлять копилку игр,

выпускать стенгазеты, боевые листки, оформлять информационные стенды.

Средний уровень:

решать проблемы творческого и поискового характера под руководством старшего;

планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, намечать действия по исправлению ситуации неуспеха с помощью взрослого;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

моделировать деятельность детской общественной организации;

составлять план подготовки и проведения КТД, сценарии мероприятий,

проводить широкий спектр мероприятий с учащимися среднего звена (сбор ШДО, торжественная линейка, диспут, развлекательно-игровые, интеллектуально-познавательные программы, цикл мероприятий по теме),

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подбирать тесты,

проводить различные тренинговые занятия по развитию лидерских и организаторских качеств с активом школьных детских организаций;

диагностировать уровень сформированности лидерских качеств и анализировать диагностический материал под руководством педагога.

Высокий уровень:

решать проблемы творческого и поискового характера самостоятельно;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать наиболее оптимальные средства ее осуществления;

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

моделировать деятельность детской общественной организации, составлять проекты и программы ее деятельности;

разрабатывать творческие проекты, составлять сценарии мероприятий,

проводить широкий спектр мероприятий с учащимися среднего звена, сверстниками (сбор ШДО, торжественная линейка, диспут, развлекательно-игровые, интеллектуально-познавательные программы, цикл мероприятий по теме),

использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подбирать тесты,

проводить различные тренинговые занятия по развитию лидерских и организаторских качеств с активом школьных детских организаций, подбирать тренинги самостоятельно;

диагностировать уровень сформированности лидерских качеств и анализировать диагностический материал.

 

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены (см. приложение 1. «Рабочая программа»).

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

ученические столы двухместные с комплектом стульев;

стол учительский с тумбой и стулья;

стол для компьютера;

шкафы для дидактических материалов, пособий;

специальная и научно-популярная литература для педагога и учащихся;

канцтовары: ватман, краски, гуашь, картон, цветная бумага, кнопки, скрепки, маркеры, карандаши и др.

инфографики о деятельности детских и молодежных общественных организаций.

Информационное обеспечение:

персональный компьютер;

мультимедийный проектор;

видеофильмы разной тематики по программе;

оргтехника;

фотоаппарат;

видеокамера.

Методическое обеспечение:

методические сборники,

сборники диагностических материалов,

периодическая печать.

 

2.3. Формы аттестации (контроля)

Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель − определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Форма контроля: опрос.

Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения индивидуальных и совместных творческих проектов, степени самостоятельности в их реализации, выраженности конструктивности в общении. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, викторины, деловые и ситуативно-ролевые игры); взаимоконтроля, самоконтроля и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Форма контроля: тест, участие в конкурсах, общественно значимых мероприятиях.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Форма контроля: анализ презентаций творческих проектов учащихся (защита разработанных мероприятий, творческих продуктов).

Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения, анкетирования. По итогам первого полугодия и по итогам года заполняется «Диагностическая карта», в которой проставляется уровень усвоения программы каждым учащимся объединения.

2.4. Оценочные материалы

Входящий контроль: тест «Изучение мотивов учащихся в деятельности» Л.В. Байбородовой (Приложение 2)

Промежуточный контроль: отслеживание результатов осуществляется с помощью диагностического материала «Методика самооценки лидерских качеств» А.И. Тимонина и Л.И. Тимониной.

Итоговый контроль: учащимся предлагается самостоятельно разработать творческий проект /коллективно-творческое дело и презентовать его.

2.5. Методическое обеспечение

Программа разработана на основе концептуальных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», учитывает основные положения нормативных документов (Устава, Стратегии развития) и методических рекомендаций Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Методы обучения:

Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы.

Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, инфографик, презентаций и видеофильмов по теме.

Практический: индивидуальное и совместное выполнение учащимися определенных заданий по изучаемым темам (выпуск стенгазет, «боевых листков», составление игротек, разработка сценария и др.);

Игровой: создание специальных игровых заданий, моделирующих реальную жизненную ситуацию, из которой учащимся предлагается найти выход;

Интерактивный: отражение мнения учащихся и их самоопределение в различных формах работы − дискуссиях и диспутах, тренингах, деловых играх, КТД.

 

Технологии:

Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.

Технология коллективного взаимообучения («организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО), «работа учащихся в парах сменного состава») позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Технология коллективной творческой деятельности. Методика коллективной твор­ческой деятельности является основой детских общественных объединений, так как представляет особый творческий и организационно-содержательный алгоритм. Методика КТД характеризуется следующим социально-педагогическими составляющими: стратегией «общей заботы об окружающем жизни», тактикой «воспитательных отношений и содружества старших и младших в совместной творческой деятельности», технологией «коллективно-организаторской деятельности».

Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение.

Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии активизируют творческий потенциал учащихся; способствует развитию речи, повышению качества знаний; формированию, умения пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.

 

Методические рекомендации

Для индивидуализации образовательного процесса возможно применять методику психолого-педагогического сопровождения (по О.С. Газману). Для этого необходимо проводить диагностику индивидуальных качеств и проблем развития личности через анкетирование, тестирование, наблюдения, индивидуальные беседы, рефлексию. В зависимости от результатов диагностики индивидуальных качеств личности ребенка осуществлять подбор индивидуальных и коллективных заданий, игр-тренингов, помогать ребенку осознать свои качества, мешающие реализации поставленной цели, разработать маршрут работы над собой для достижения цели: стать успешным лидером, уметь организовывать себя и других. Возможно реализация концепции формирования субъектной активности личности подростка в деятельности общественного детского объединения. В рамках этой концепции необходимо сформировать у детей и подростков представления о социальной автономности (умение владеть собой, быть способным к самооценке, самоанализу, самоконтролю) и социальном самоопределении (выбор ими своей роли и позиции в общей системе социальных отношений на основе сформированных интересов и потребностей). Для этого необходимо после каждого подготовленного творческого задания, проекта проводить рефлексию самочувствия, самоопределения, качественной оценки своих действий, определения их последействий. Именно такая планомерная деятельность по отслеживанию самоопределения и самооценки личности поможет индивидуализировать обучение и оценить субъектную активность подростка в деятельности общественного детского объединения.

В процессе обучения подростки знакомятся с методами диагностики отслеживания лидерских качеств. Необходимо уделить большое внимание самой процедуре диагностики, провести несколько занятий-практикумов по формированию умений и навыков применения методики в конкретной деятельности, предварительно выяснив вместе с детьми, какие же качества личности можно считать лидерскими.

 

2.6. Список литературы

Нормативно-правовые акты и документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Литература для педагога:

Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидерские навыки. − М.: Эксмо , 2003. − 318 с

Большаков В. Ю. Критерии, методы и методики выявления лидерской одаренности у старшеклассников // Прикладная психология. – 2001. − N 1. − С. 19-29

В помощь активу старшеклассников. Методика выявления лидеров в детском коллективе. РСМ. − Калуга, 2000.

Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. – М.: ЦГЛ, 2005.

Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков./Внешкольник./ − 2006.− №12 (117) декабрь.− С.17-19.

Игра – обучение, тренинг, досуг/под редакцией Петрусинского// В 4 книгах. – М.: Новая школа, 1994

Кадзасов А.В., Медведев Н.А., Суслов П.А., Финажина С.Ю. Свети всегда! В помощь активу детской организации – Калужский областной комитет РСМ. – Калуга, 2000.

Евтихов О. Тренинг лидерства. – СПб.: Речь, 2012 г.− 256 с.

Как создать общественные объединения учащейся молодежи. / Методические рекомендации. – Калуга, 2000.

Лучина Т., Солошенко И.. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков./Воспитание школьников/ − №2, 2006 – С.20-23

Методика КТД / Классный руководитель/ − №2, 2004.− С.18-29.

Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. − М.: Творческий центр, 2006.

Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: МИП МГСТР,1992.

Щебетенко, А. И. Психологические тесты для лидера коллектива / А.И. Щебетенко. - М.: Сфера, 2016. − 160 c.

Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. − М.: Аст , 1997. − 301 с.

Сайт Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [электронный ресурс] – режим доступа: https://рдш.рф/about/document

Список литературы для родителей

Андреева Г.М. Социальная психология. − М., 1990.

Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь Здоровья. – М.: ТЦ Сфера, 2000.

Козлов Н. Практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа, 1994.

Локатова М.С. Праздник в подарок. − Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе.− М.: ТЦ Сфера, 2003.

Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. − М.: Творческий центр, 2006.

Фопей К. Как научить детей сотрудничать. /в 4 частях/. – М.: Генезис, 2001.

Список литературы для детей

Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? − М., 1991.

Игры – обучение, тренинг. Досуг/под ред. В.В. Петрусинского.− М.: Новая школа, 1994.

Соколов Я.В. Граждановедение. − М., 1993.

Туристская игротека: Игры, викторины, конкурсы. − М.: ЦДЮТиК, 2003.

Шмаков С.Я. Учимся, играя…− М.: ЦГЛ, 2003.

Сайт Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [электронный ресурс] – режим доступа: https://рдш.рф

 

Приложение 2

Входящий контроль

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(разработана Байбородовой Л.В.)

 

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Ход изучения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

 привлекает очень сильно;

 привлекает в значительной степени;

 привлекает слабо;

0  не привлекает совсем.

 

Что привлекает в деятельности:

Интересное дело.

Возможность общения с разными людьми.

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать в делах своего коллектива.

Возможность заслужить уважение товарищей.

Возможность сделать доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера.

 

Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);

личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);

престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).

 

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

 

ЛИДЕР ЛИ ТЫ?

(Методика самооценки лидерских качеств)

 

Инструкция: если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то рядом с номером вопроса поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».

Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

Я знаю, как преодолевать трудности.

Люблю искать и пробовать.

Я легко могу убедить в чем-либо моих товарищей.

Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

Все знакомые относятся ко мне хорошо.

Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

 

Я хорошо планирую свое время и работу.

Я легко увлекаюсь новым делом.

Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

Ни один человек не является для меня загадкой.

Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

Для меня важно достижение цели.

Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

 

Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

У меня всегда все получается.

Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.

Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

Не существует проблемы, которую я не могу решить.

Принимая решения, перебираю различные варианты.

Я умею заставить любого человека делать то, что я считаю нужным.

Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

 

В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

Если в моей работе встречаются трудности, то я не опускаю руки.

Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

Я никогда не поступал так, как другие.

Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

При организации дел я учитываю мнение товарищей.

Я нахожу выход в сложных ситуациях.

Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

 

Никто и никогда не испортит мне настроения.

Я представляю, как завоевывать авторитет среди людей.

Решая проблемы, использую опыт других.

Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.

Мои идей охотно воспринимаются моими товарищами.

Я умею контролировать работу моих товарищей.

Я умею находить общий язык с людьми.

Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-нибудь дела.

 

Ключ

Сосчитай сумму баллов по каждой строке:

1) Умение управлять собой (№ вопроса, 1, 9, 17, 25, 33).

2) Осознание цели (знаю что хочу) (№ 2, 10, 18, 26, 42).

Умение решать проблемы (№ 3, 11, 19, 35, 43),

Наличие творческого подхода (№ 4, 12, 20, 28, 44).

Влияние на окружающих (№ 5, 13, 21, 37, 45).

Знание правил организаторской работы (№ 6, 14, 30, 38, 46).

Организаторские способности (№ 7, 23, 31, 39, 47).

Умение работать с группой (№; 16, 24, 32, 40, 48).

Шкала искренности (№> 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).

 

Интерпретация: если сумма в каждой строке 1-9, меньше 10 - качество

развито слабо, его нужно совершенствовать; если больше 10 - качество развито средне; от 15 и более - развито сильно. По шкале искренности: если сумма больше 10 - тест недействителен.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации