Дополнительная общеразвивающая программа «Лидер» (5–8 класс)
Управление образования города Калуги
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
Лидер
Автор: Майкова Карина Владимировна.
Должность: педагог дополнительного образования.
Возраст учащихся: 10-14 лет.
Срок реализации: 2 года (288 часов).
Калуга, 2018 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное название программы |
«Лидер». |
Автор программы, должность |
Майкова Карина Владимировна, педагог дополнительного образования. |
Адрес реализации программы (адрес школы и телефон) |
город Калуга, улица Поселковая, дом 4, тел. 8 (4842) 220-090. |
Вид программы (выбор вида программы на основании положения о программе Центра) |
по степени авторства – модифицированная; по уровню освоения – общекультурная; по уровню сложности – стартовый. |
Направленность программы |
Социально-педагогическая |
Вид деятельности (выбор вида деятельности на основании положения о программе Центра «Созвездие») |
Ресурсы творческого развития личности. |
Срок реализации |
2 года, 288 часа. |
Возраст учащихся |
10-14 лет. |
Форма реализации программы |
групповая. |
Форма организации образовательной деятельности (школа, студия, клуб, объединение, хор, ансамбль и др., на основании положения о детском объединении Центра «Созвездие») |
объединение. |
Название объединения (может отличаться, а может дублировать название программы) |
«Лидер». |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
-
Пояснительная записка
В настоящее время в стране все актуальнее становится проблема активизации детского общественного движения. В 2015 был издан Указ Президента Российской Федерации о создании общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Дети готовы организоваться в отряды, клубы, команды, но зачастую не могут найти руководителя детского общественного объединения, и тогда его роль на себя берут подростки-лидеры. Очень часто лидеры-подростки с большой готовностью берутся за дело, желая реализовать свои замыслы, но одного желания хватает ненадолго. Как показывает практика, жизнь и деятельность таких объединений, где роль руководителя коллектива взял на себя подросток, недолговечна: причиной тому отсутствие у ребенка – лидера детского общественного объединения – определенных лидерских знаний, умений, опыта организаторской деятельности. В процессе работы с детскими коллективами непременно встает проблема подготовки юных лидеров, помощников педагогов, организаторов детского общественного движения.
Проблема создания, развития и успешной деятельности детских объединений не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных вожаков детского движения. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами: целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом организаторов детских общественных объединений, вожатых пришкольных и стационарных лагерей. Умение вести за собой, работать в коллективе, креативные качества личности помогут ребятам – выпускникам объединения «Лидер» быть конкурентно способными в жизни.
Программа направлена на развитие гражданской активности детей и подростков, ориентированных на самоутверждение и самореализацию в системе детского общественного движения, что поддерживается государственной политикой в сфере образования и молодежной политики, в этом нам видится ее актуальность.
Новизна заключается в том, что активная позиция лидера общественной организации воспитывается посредством практикоориентированной деятельности.
Целесообразность программы выражена в подборе интерактивных методов и форм работы, способствующих формированию лидерской позиции и конструктивной деятельности учащихся.
Практическая значимость программы заключается в следующем:
Благодаря обучению программе, у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважения к Родине, чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Учащиеся учатся проводить досуговые мероприятия, коллективно-творческие дела, реализовывать общественно значимые инициативы, работать вместе со сверстниками и взрослыми, проявлять самостоятельность. Дети учатся сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в процессе общественно-полезной деятельности.
В процессе обучения подростки познакомятся с возрастными особенностями младших и средних школьников, особенностями подготовки и проведения различных мероприятий, оформительской деятельности.
Они научатся выявлять лидеров, развивать организаторские способности свои и других детей, смогут самостоятельно принимать решения о работе своей организации и отвечать за них, делать качественную оценку своей деятельности, анализировать свои ошибки и находить пути их исправления.
Адресат программы
Программа «Лидер» предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста (10-14 лет), проявляющих интерес к общественно значимой деятельности, личностному росту в качестве лидера детской организации. Программа направлена на обучение актива школьной детской организации, желающих реализовать себя в качестве лидеров общественного детского движения, создание сплоченного коллектива помощников-организаторов мероприятий, КТД, школьных традиционных праздников и мероприятий.
Члены объединения являются разными по возрасту и социальному статусу. Объединение комплектуется на основании заявлений законных представителей учащихся (самих учащихся с 14 лет). Группы формируются из школьников разного возраста на добровольной внеконкурсной основе.
Особенности организации образовательного процесса
Объем программы: 144 часа.
Срок реализации программы: 2 года.
Режим обучения: 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Особенности набора: свободный.
Вид группы: среднешкольная.
Состав группы: постоянный.
Методические принципы программы
единство учебного и воспитательного процесса;
систематичность и последовательность;
создание ситуации успеха для каждого ребенка (авансирование успеха, подбор индивидуальных заданий, похвала);
связь теории с практикой (практике отводится около 75% учебного времени);
единство индивидуализации и социализации образовательного процесса.
Основные методы обучения:
словесный;
наглядный;
практический;
интерактивный;
поисково-эвристический.
Предпочтение отдается интерактивным методам обучения (деловые игры, дискуссии и диспуты, тренинги), методу проблемного обучения, поисково-эвристическому методу усвоения знаний.
Формы обучения и занятий
Теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы, виртуального путешествия, презентации, обзора, заочной экскурсии и т.п.
Практические занятия проходят в форме акции, анкетирования (тесты, опросы, интервью и т.д.), тематической гостиной, просмотра видеофильмов, дискуссии, диспута, викторины, конкурсов, деловой игры, моделирования и защиты проектов, ситуативно-ролевых игр, круглых столов, КТД по разным направлениям деятельности, рейдов и трудовых операций, деловых игр, проблемном изложении материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи.
Для проведения занятий по отдельным темам могут привлекаться специалисты в данной области.
-
Цель и задачи программы
Цель: Способствовать формированию творческой, гуманной личности с активной лидерской позицией, умеющей реализовать свои способности в коллективе в процессе организации досуговой деятельности.
Задачи:
Обучающие
расширить кругозор в области истории детского общественного движения;
познакомить с принципами и методами организации КТД, творческих мероприятий, особенностями работы с младшими школьниками и учащимися среднего звена;
сформировать умения и навыки по выявлению и развитию лидерских способностей, активизации качеств, необходимых для успешной деятельности по руководству и организации коллектива сверстников;
сформировать коммуникативные компетенции, умения и навыки межличностного общения.
Воспитательные
воспитать активную жизненную позицию, целеустремленность, чувство коллективизма;
воспитать доброжелательность, сострадание и сочувствие, культуру поведения;
Развивающие
развить организаторские и лидерские способности учащихся среднего школьного возраста;
развить творческие и креативные способности, фантазию, воображение;
развить интеллектуальные способности, речь.
-
.Содержание программы
Учебный план первого года обучения
№ |
Тема |
Всего часов |
Тео-рия |
Прак-тика |
Форма проведения занятий |
Форма подведения итогов |
1. |
Презентация программы. Введение: «Что такое ДО? Каким должен быть лидер ДО?» |
6 |
2 |
4 |
Беседа, игры на знакомство |
Тест оценки уровня сформированности лидерских качеств, тренинг выявления лидеров «Паутинка», рефлексия |
2. |
Воспитание лидера |
22 |
6 |
16 |
Беседы, дискуссии, тренинги, ролевые и деловые игры |
Игровой тренинг на сплочение коллектива и создание образа лидера «Лидер – это…» |
3. |
Основы подготовки мероприятий |
62 |
21 |
41 |
беседы, деловые инновационные игры, разработка творческого проекта |
Защита творческого проекта
|
4. |
Методы работы с младшими школьниками |
36 |
10 |
26 |
беседа, самостоятельная работа творческого типа, мастер класс игр, игры-тренинги, деловые игры |
Открытое мероприятие с младшими школьниками |
6. |
Оформительская работа |
18 |
6 |
12 |
беседа, мастер класс, практикумы, разработка творческого проекта |
Конкурс стенгазет |
о |
Итого |
144 |
45 |
99 |
|
|
Содержание программы первого года обучения
1. Введение. Теория: «Что такое детская общественная организация (ДОО)? Каким должен быть лидер ДОО?» (6 часов).
Основные этапы истории современных детских организаций: история пионерского движения; современные детские общественные организации (Российское движение школьников; Международная организация СПО-ФДО); программа деятельности ГДО «РАДУГА», Стратегия развития общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»; понятие «лидер»; основные качества лидера.
Практическая деятельность: игры на выявление лидеров, сплочение коллектива.
2. «Воспитание лидера» (22 часа).
Теория: Стадии развития коллектива. Работа актива. Качества, которыми должен обладать лидер: ораторское искусство, владение методами убеждения, умение принимать решение, сформировать команду.
Практическая деятельность: Планирование. Тестирование. Методы выявления лидеров, активизации лидерских качеств. Игры на сплочение коллектива.
3. Основы подготовки мероприятий (62 часа).
Теория: Что такое мероприятие. Виды мероприятий. Сценарий. План мероприятия. Художественное оформление мероприятия. Творческие группы по подготовке мероприятия.
Практическая деятельность: совместная творческая деятельность – оформление азбуки мероприятий; деловая игра «Фирма веников не вяжет»; ситуативно-ролевые игры «Команда РДШ», «Киностудия»; разработка, подготовка и проведение мероприятий, связанных с деятельностью детской организации.
4. Методы работы с младшими школьниками (36 часов).
Теория: Возрастные особенности, специфика младшего школьного возраста. Методика КТД. Формы работы по развитию интеллектуальных, творческих способностей обучающихся младших классов: праздник, интеллектуально-познавательная игра, КВН, конкурс, викторина. Методы организации внеклассных мероприятий.
Практическая деятельность: деловая игра «Алгоритм КТД»; ситуативно-ролевая игра «День в школе»; разработка, подготовка и проведение мероприятий для младших школьников.
5. Оформительская работа (18 часов).
Теория: Виды школьной печати: листовка, стенная газета, газета-молния. Оформление дидактических пособий, газет, стендов, альбомов и т.д. Специфика работы с различными видами бумаги. Шрифты.
Практическая деятельность: разработка и реализация творческих проектов по оформлению информации, мероприятий, различных выставок и конкурсов.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма проведения занятий |
Форма подведения итогов |
1. |
Общественные детские молодежные организации |
8 |
6 |
2 |
Беседа, разработка творческого проекта |
Конструирование модели ДШО |
2. |
Приемы и формы работы по развитию коммуникативных навыков |
16 |
6 |
10 |
Беседа, тренинг, ролевая игра |
Рефлексия
|
3. |
Методика выявления лидеров в детских коллективах |
36 |
16 |
20 |
Беседа, деловые игры, круглый стол, практикум, тестирование, дискуссия |
Деловая игра «Создай свою фирму» |
4. |
«Игротека» |
58 |
12 |
46 |
Беседа, мастер класс, практикум, деловая и ролевая игры, конкурсы |
Круглый стол на тему: «Самая интересная игра»
|
5. |
Методика обучения работе с учащимися среднего звена |
26 |
10 |
16 |
Беседа, мозговой штурм, дискуссия, тренинг, деловая и ролевая игры, разработка и защита творческого проекта |
Открытое мероприятие с обучающимися среднего звена |
|
Итого: |
144 |
50 |
94 |
|
|
Содержание программы 2-го года обучения
1. Общественные детские, молодежные организации (8 часов).
Теория: Виды общественных инициатив: движение, организация, объединение по интересам, их отличия. Основные детские организации нашей страны. Программы деятельности городской, общероссийской и международной общественных организаций (ГДО «РАДУГА», РДШ, СПО-ФДО). Понятие «программа», ее составляющие. Разработка программы деятельности детского общественного объединения.
2. Приемы и формы работы по развитию коммуникативных навыков (16 часов).
Теория: Понятие «общение», «конструктивное общение», рефлексия. Причины трудностей в общении. Коммуникативные игры-тренинги. Виды тренингов. Тренинг-знакомство. Игры на знакомство. Тренинг-сплочение. Игры на сплочение. Правила ведения и структура тренинга. Правила, принимаемые участниками тренинга (правило «поднятой руки», «говорим по одному», «внимательно слушаем говорящего», «говорим о чувствах и мыслях, не оцениваем» и т.п.).
Практическая работа: Отработка коммуникативных компетенций в тренингах на знакомство и сплочение коллектива, ролевых играх.
3. Методика выявления лидеров в детских коллективах (36 часов).
Теория: Понятия «лидер», «коллектив», «сплоченный коллектив». Стадии развития коллектива. Тесты на выявление лидеров в коллективе. Тренинг лидерского поведения. Практическая работа: знакомство с диагностикой на выявление лидеров в коллективе «Методика самооценки лидерских качеств» А.И. Тимонина и Л.И. Тимониной, отработка навыков использования диагностики в деятельности; Инновационные деловые игры на формирование, сплочение команды, выявление проблем и путей их решения.
4. «Игротека» (58 часа).
Теория: Понятие «игра». Виды игр. Игры на знакомство, с залом, на внимание, подвижные, тактильные, творческие. Игры-шутки, игры-розыгрыши, миксеры.
Практическая работа: совместная продуктивная деятельность − составление каталога игр, игротека, разработка творческого проекта «Составление собственной игротеки».
5. Методика работы с учащимися среднего звена (26 часов).
Теория: Специфика возрастных особенностей подростков. Обучение ЗУН организаторской работы. Типы характеров людей в коллективе. Способы сплочения коллектива. Стили работы организатора, этапы работы организатора по налаживанию жизнедеятельности небольшого детского (подросткового) коллектива, алгоритм создания и реализации КТД.
Практическая работа: деловая игра «Педагогический театр», тренинги межличностного общения, ситуативно-ролевая игра «Необитаемый остров», тренинг «Пещера Алладина», деловая экономическая игра «Город», разработка КТД по темам.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В процессе реализации программы формируются неравнодушные, творческие личности с активной гражданской позицией, осознающие себя как потенциальные лидеры общественного детского объединения, умеющие конструктивно взаимодействовать и организовать работу группы детей и подростков, проявляющие уважительное отношение к чужому мнению, с установкой на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацией к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, объединенные в дружный работоспособный коллектив организаторов и помощников руководителя детской школьной организации.
К концу 1 года обучения дети знают:
Низкий уровень:
названия школьной, городской и областной детских общественных организаций;
основные формы деятельности ШДО;
2-3 качества лидера;
1-2 способа выявить лидерские способности;
первоначальные сведения о конструктивном общении;
2-3 формы проведения игр и игровых программ;
2-3 специфические особенности детей младшего школьного возраста;
1-2 вида и способа оформления стенных газет.
Средний уровень:
названия и сферу деятельности школьной, городской детских организаций, общие сведения об истории детского общественного движения нашей страны;
основные формы деятельности ШДО;
2-3 формы и основные методы организации и проведения игровых мероприятий;
основные черты лидера;
первоначальные сведения о конструктивном общении;
правила поведения во время мероприятий, на природе.
Высокий уровень:
основные этапы истории развития детского общественного движения, школьной детской организации (ШДО), отличия детской общественной организации от общественного движения, нормативные документы ДОО;
назначение, принципы, основные формы деятельности ШДО;
формы и методы организации и проведения игр и игровых программ, виды игровых методик;
основные черты лидера;
первоначальные сведения о конструктивном общении;
правила поведения во время мероприятий, общественных акций.
К концу 1 года обучения дети умеют:
Низкий уровень:
принимать цели и задачи учебной деятельности;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности с помощью старшего;
использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
принимать мнение группы в процессе выполнения творческой задачи,
планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
организовывать работу небольшой группы младших школьников под руководством взрослого,
проводить один вид досуговых и познавательных мероприятий с младшими школьниками,
организовывать 1-2 игры, составлять копилку игр,
выпускать стенгазеты под руководством взрослого.
Средний уровень:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления с помощью старшего;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности с помощью педагога;
использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
конструктивно общаться со сверстниками и старшими в процессе выполнения творческой задачи,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать способы достижения результата;
организовывать работу небольшой группы младших школьников,
проводить досуговые и познавательные мероприятия с младшими школьниками,
организовывать игры различного вида, составлять копилку игр,
выпускать стенгазеты, боевые листки, оформлять информационные стенды.
Высокий уровень:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления самостоятельно;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
использовать разнообразные речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
конструктивно общаться со сверстниками и старшими в процессе выполнения творческой задачи,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
организовывать работу небольшой группы младших школьников,
разрабатывать и реализовывать творческие проекты, проводить досуговые и познавательные мероприятия с младшими школьниками и сверстниками,
организовывать игры различного вида, составлять копилку игр,
выпускать стенгазеты, боевые листки, оформлять информационные стенды, готовить пресс-релизы для СМИ.
К концу 2 года обучения знают:
Низкий уровень:
основные этапы истории развития детского общественного движения, школьной детской организации (ШДО), отличия детской общественной организации от общественного движения, нормативные документы ДОО;
назначение, принципы, основные формы деятельности ШДО;
формы и методы организации и проведения игр и игровых программ, виды игровых методик;
основные черты лидера;
первоначальные сведения о конструктивном общении;
правила поведения во время мероприятий, общественных акций.
Средний уровень:
особенности функционирования общественных детских объединений,
основные формы и методы проведения досуговых мероприятий,
основные качества лидера,
методики диагностики лидерских способностей,
возрастные особенности младших школьников,
разновидности игр и игровых программ,
виды стенной печати, способы оформления стенгазет.
Высокий уровень:
формы организации общественных инициатив, разнообразие детских и молодежных общественных организаций России, их особенности;
необходимые качества лидера детского общественного объединения;
приемы и формы работы по развитию и закреплению коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;
стадии подготовки и проведения КТД, общественно значимых акций, конкурсов и праздничных программ;
способы и формы оформления информации в электронном и печатном виде.
Умеют:
Низкий уровень:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления с помощью старшего;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности с помощью старшего;
использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
конструктивно общаться со сверстниками и старшими в процессе выполнения творческой задачи,
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата под руководством педагога;
организовывать работу небольшой группы младших школьников,
проводить досуговые и познавательные мероприятия с младшими школьниками под руководством педагога,
организовывать игры различного вида, составлять копилку игр,
выпускать стенгазеты, боевые листки, оформлять информационные стенды.
Средний уровень:
решать проблемы творческого и поискового характера под руководством старшего;
планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, намечать действия по исправлению ситуации неуспеха с помощью взрослого;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
моделировать деятельность детской общественной организации;
составлять план подготовки и проведения КТД, сценарии мероприятий,
проводить широкий спектр мероприятий с учащимися среднего звена (сбор ШДО, торжественная линейка, диспут, развлекательно-игровые, интеллектуально-познавательные программы, цикл мероприятий по теме),
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подбирать тесты,
проводить различные тренинговые занятия по развитию лидерских и организаторских качеств с активом школьных детских организаций;
диагностировать уровень сформированности лидерских качеств и анализировать диагностический материал под руководством педагога.
Высокий уровень:
решать проблемы творческого и поискового характера самостоятельно;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать наиболее оптимальные средства ее осуществления;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
моделировать деятельность детской общественной организации, составлять проекты и программы ее деятельности;
разрабатывать творческие проекты, составлять сценарии мероприятий,
проводить широкий спектр мероприятий с учащимися среднего звена, сверстниками (сбор ШДО, торжественная линейка, диспут, развлекательно-игровые, интеллектуально-познавательные программы, цикл мероприятий по теме),
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подбирать тесты,
проводить различные тренинговые занятия по развитию лидерских и организаторских качеств с активом школьных детских организаций, подбирать тренинги самостоятельно;
диагностировать уровень сформированности лидерских качеств и анализировать диагностический материал.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Работа по программе осуществляется с 01 сентября по 31 мая. Каникулы не предусмотрены (см. приложение 1. «Рабочая программа»).
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой и стулья;
стол для компьютера;
шкафы для дидактических материалов, пособий;
специальная и научно-популярная литература для педагога и учащихся;
канцтовары: ватман, краски, гуашь, картон, цветная бумага, кнопки, скрепки, маркеры, карандаши и др.
инфографики о деятельности детских и молодежных общественных организаций.
Информационное обеспечение:
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
видеофильмы разной тематики по программе;
оргтехника;
фотоаппарат;
видеокамера.
Методическое обеспечение:
методические сборники,
сборники диагностических материалов,
периодическая печать.
2.3. Формы аттестации (контроля)
Входящий контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель − определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Форма контроля: опрос.
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения индивидуальных и совместных творческих проектов, степени самостоятельности в их реализации, выраженности конструктивности в общении. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, викторины, деловые и ситуативно-ролевые игры); взаимоконтроля, самоконтроля и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Форма контроля: тест, участие в конкурсах, общественно значимых мероприятиях.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Форма контроля: анализ презентаций творческих проектов учащихся (защита разработанных мероприятий, творческих продуктов).
Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения, анкетирования. По итогам первого полугодия и по итогам года заполняется «Диагностическая карта», в которой проставляется уровень усвоения программы каждым учащимся объединения.
2.4. Оценочные материалы
Входящий контроль: тест «Изучение мотивов учащихся в деятельности» Л.В. Байбородовой (Приложение 2)
Промежуточный контроль: отслеживание результатов осуществляется с помощью диагностического материала «Методика самооценки лидерских качеств» А.И. Тимонина и Л.И. Тимониной.
Итоговый контроль: учащимся предлагается самостоятельно разработать творческий проект /коллективно-творческое дело и презентовать его.
2.5. Методическое обеспечение
Программа разработана на основе концептуальных положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», учитывает основные положения нормативных документов (Устава, Стратегии развития) и методических рекомендаций Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы.
Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, инфографик, презентаций и видеофильмов по теме.
Практический: индивидуальное и совместное выполнение учащимися определенных заданий по изучаемым темам (выпуск стенгазет, «боевых листков», составление игротек, разработка сценария и др.);
Игровой: создание специальных игровых заданий, моделирующих реальную жизненную ситуацию, из которой учащимся предлагается найти выход;
Интерактивный: отражение мнения учащихся и их самоопределение в различных формах работы − дискуссиях и диспутах, тренингах, деловых играх, КТД.
Технологии:
Технология проблемного диалога. Учащимся не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.
Технология коллективного взаимообучения («организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО), «работа учащихся в парах сменного состава») позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.
Технология коллективной творческой деятельности. Методика коллективной творческой деятельности является основой детских общественных объединений, так как представляет особый творческий и организационно-содержательный алгоритм. Методика КТД характеризуется следующим социально-педагогическими составляющими: стратегией «общей заботы об окружающем жизни», тактикой «воспитательных отношений и содружества старших и младших в совместной творческой деятельности», технологией «коллективно-организаторской деятельности».
Игровая технология. Игровая форма в образовательном процессе создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к деятельности. Способствует развитию творческих способностей, продуктивному сотрудничеству с другими учащимися. Приучает к коллективным действиям, принятию решений, учит руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение.
Элементы здоровьесберегающих технологий являются необходимым условием снижения утомляемости и перегрузки учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии активизируют творческий потенциал учащихся; способствует развитию речи, повышению качества знаний; формированию, умения пользоваться информацией, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.
Методические рекомендации
Для индивидуализации образовательного процесса возможно применять методику психолого-педагогического сопровождения (по О.С. Газману). Для этого необходимо проводить диагностику индивидуальных качеств и проблем развития личности через анкетирование, тестирование, наблюдения, индивидуальные беседы, рефлексию. В зависимости от результатов диагностики индивидуальных качеств личности ребенка осуществлять подбор индивидуальных и коллективных заданий, игр-тренингов, помогать ребенку осознать свои качества, мешающие реализации поставленной цели, разработать маршрут работы над собой для достижения цели: стать успешным лидером, уметь организовывать себя и других. Возможно реализация концепции формирования субъектной активности личности подростка в деятельности общественного детского объединения. В рамках этой концепции необходимо сформировать у детей и подростков представления о социальной автономности (умение владеть собой, быть способным к самооценке, самоанализу, самоконтролю) и социальном самоопределении (выбор ими своей роли и позиции в общей системе социальных отношений на основе сформированных интересов и потребностей). Для этого необходимо после каждого подготовленного творческого задания, проекта проводить рефлексию самочувствия, самоопределения, качественной оценки своих действий, определения их последействий. Именно такая планомерная деятельность по отслеживанию самоопределения и самооценки личности поможет индивидуализировать обучение и оценить субъектную активность подростка в деятельности общественного детского объединения.
В процессе обучения подростки знакомятся с методами диагностики отслеживания лидерских качеств. Необходимо уделить большое внимание самой процедуре диагностики, провести несколько занятий-практикумов по формированию умений и навыков применения методики в конкретной деятельности, предварительно выяснив вместе с детьми, какие же качества личности можно считать лидерскими.
2.6. Список литературы
Нормативно-правовые акты и документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 №28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4.07.2014 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Литература для педагога:
Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидерские навыки. − М.: Эксмо , 2003. − 318 с
Большаков В. Ю. Критерии, методы и методики выявления лидерской одаренности у старшеклассников // Прикладная психология. – 2001. − N 1. − С. 19-29
В помощь активу старшеклассников. Методика выявления лидеров в детском коллективе. РСМ. − Калуга, 2000.
Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. – М.: ЦГЛ, 2005.
Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков./Внешкольник./ − 2006.− №12 (117) декабрь.− С.17-19.
Игра – обучение, тренинг, досуг/под редакцией Петрусинского// В 4 книгах. – М.: Новая школа, 1994
Кадзасов А.В., Медведев Н.А., Суслов П.А., Финажина С.Ю. Свети всегда! В помощь активу детской организации – Калужский областной комитет РСМ. – Калуга, 2000.
Евтихов О. Тренинг лидерства. – СПб.: Речь, 2012 г.− 256 с.
Как создать общественные объединения учащейся молодежи. / Методические рекомендации. – Калуга, 2000.
Лучина Т., Солошенко И.. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков./Воспитание школьников/ − №2, 2006 – С.20-23
Методика КТД / Классный руководитель/ − №2, 2004.− С.18-29.
Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. − М.: Творческий центр, 2006.
Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: МИП МГСТР,1992.
Щебетенко, А. И. Психологические тесты для лидера коллектива / А.И. Щебетенко. - М.: Сфера, 2016. − 160 c.
Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. − М.: Аст , 1997. − 301 с.
Сайт Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [электронный ресурс] – режим доступа: https://рдш.рф/about/document
Список литературы для родителей
Андреева Г.М. Социальная психология. − М., 1990.
Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь Здоровья. – М.: ТЦ Сфера, 2000.
Козлов Н. Практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа, 1994.
Локатова М.С. Праздник в подарок. − Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
Ромашкова Е.И. День рождения в семье и школе.− М.: ТЦ Сфера, 2003.
Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. − М.: Творческий центр, 2006.
Фопей К. Как научить детей сотрудничать. /в 4 частях/. – М.: Генезис, 2001.
Список литературы для детей
Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? − М., 1991.
Игры – обучение, тренинг. Досуг/под ред. В.В. Петрусинского.− М.: Новая школа, 1994.
Соколов Я.В. Граждановедение. − М., 1993.
Туристская игротека: Игры, викторины, конкурсы. − М.: ЦДЮТиК, 2003.
Шмаков С.Я. Учимся, играя…− М.: ЦГЛ, 2003.
Сайт Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» [электронный ресурс] – режим доступа: https://рдш.рф
Приложение 2
Входящий контроль
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(разработана Байбородовой Л.В.)
Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.
Ход изучения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа используется следующая шкала:
привлекает очень сильно;
привлекает в значительной степени;
привлекает слабо;
0 не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности:
Интересное дело.
Возможность общения с разными людьми.
Возможность помочь товарищам.
Возможность передать свои знания.
Возможность творчества.
Возможность приобрести новые знания, умения.
Возможность руководить другими.
Возможность участвовать в делах своего коллектива.
Возможность заслужить уважение товарищей.
Возможность сделать доброе дело для других.
Возможность выделиться среди других.
Возможность выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10);
личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12);
престижные мотивы (пункты 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
ЛИДЕР ЛИ ТЫ?
(Методика самооценки лидерских качеств)
Инструкция: если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то рядом с номером вопроса поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».
Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
Я знаю, как преодолевать трудности.
Люблю искать и пробовать.
Я легко могу убедить в чем-либо моих товарищей.
Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
Все знакомые относятся ко мне хорошо.
Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
Я хорошо планирую свое время и работу.
Я легко увлекаюсь новым делом.
Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
Ни один человек не является для меня загадкой.
Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
Для меня важно достижение цели.
Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
У меня всегда все получается.
Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
Я умею поднимать настроение в группе своих товарищей.
Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
Не существует проблемы, которую я не могу решить.
Принимая решения, перебираю различные варианты.
Я умею заставить любого человека делать то, что я считаю нужным.
Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
Если в моей работе встречаются трудности, то я не опускаю руки.
Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
Я никогда не поступал так, как другие.
Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
При организации дел я учитываю мнение товарищей.
Я нахожу выход в сложных ситуациях.
Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
Никто и никогда не испортит мне настроения.
Я представляю, как завоевывать авторитет среди людей.
Решая проблемы, использую опыт других.
Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
Мои идей охотно воспринимаются моими товарищами.
Я умею контролировать работу моих товарищей.
Я умею находить общий язык с людьми.
Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-нибудь дела.
Ключ
Сосчитай сумму баллов по каждой строке:
1) Умение управлять собой (№ вопроса, 1, 9, 17, 25, 33).
2) Осознание цели (знаю что хочу) (№ 2, 10, 18, 26, 42).
Умение решать проблемы (№ 3, 11, 19, 35, 43),
Наличие творческого подхода (№ 4, 12, 20, 28, 44).
Влияние на окружающих (№ 5, 13, 21, 37, 45).
Знание правил организаторской работы (№ 6, 14, 30, 38, 46).
Организаторские способности (№ 7, 23, 31, 39, 47).
Умение работать с группой (№; 16, 24, 32, 40, 48).
Шкала искренности (№> 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41).
Интерпретация: если сумма в каждой строке 1-9, меньше 10 - качество
развито слабо, его нужно совершенствовать; если больше 10 - качество развито средне; от 15 и более - развито сильно. По шкале искренности: если сумма больше 10 - тест недействителен.