ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Образовательная программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Важно, чтобы подростки владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться и другими качествами, необходимыми для успешной жизни.

Данная программа разработана на основании Письма МО и МП РФ от 11 декабря 2006 года № 06-1844м «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Система дополнительного образования может помочь в решении проблемы, разнообразить организованную досуговую деятельность включением детей в деятельность на добровольных началах, на основе личных интересов и внутренних побуждений, это способствует развитию лидерских навыков.

Цель: Создание условий для формирования у старшеклассников навыков эффективного взаимодействия в команде, развития коммуникативных, лидерских качеств и активной жизненной позиции.

Задачи:

·         Образовательные

способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководитель, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.

·         Развивающие

способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе

·         Воспитательные

создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Отличительные особенности программы:

Программа дает ребятам знания и умения, необходимые для достижения контактности, решение конфликтов и проблемных ситуаций. Обучение по данной программе представляет собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, проводятся обсуждения и дискуссии на волнующие и интересные темы, в процессе которых отрабатываются навыки руководства малым коллективом или группой, техника ведения разговора, спора, умение упорядочить точки зрения, достигать согласия и находить решения в группе. Ребенок получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.

Занятия проходят не только лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У детей появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

Возрастные особенности детей:

В программе принимают участие и активно работают ребята от 12 до 17лет. Этот возраст называют подростковым. Это наиболее сложный, критический период. Главная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это, этот возраст – самый благоприятный для творческого развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую, часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги. Результатом участия в программе должно стать увеличение шансов каждого быть лидером в избранной им сфере деятельности и жизни.

Направленность программы: социально-педагогическая

Сроки реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Формы проведения учебных занятий: подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, Специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, конкурсы участие в районных, республиканских и всероссийских, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, КТД, беседы.

Деловые и ролевые игры учат обучающихся анализировать и оценивать человеческие взаимоотношения, в разрешении которых существенно не только правильное решение, но и поведение, интонация, мимика и т.д. Опыт проведения ролевых игр показывает, что они способствуют расширению поведенческого диапазона детей, способствуют развитию уверенности в себе, интеллектуальному развитию.

Между практическими блоками организуется беседа и дискуссия. Выбор вопросов и тем осуществляется в зависимости от содержания пройденного материала и перспективных тем. Беседа может проводиться в начале раздела, в виде введения в изучаемый вопрос (например, «Правила поведения на занятиях») или в качестве обобщающего этапа на заключительных занятиях по разделам программы («Достоинства недостатки деятельности детской организации»). Наиболее продуктивными являются те занятия, которые сочетают в себе беседу/дискуссию (не более 10-15 минут) и практическую деятельность с демонстрацией практических приемов деятельности.

Защита творческих заданий проводится с целью развития коммуникативных умений и навыков (выступать, мыслить быстро и аргументировано). Применяться данная форма может нечасто, но обязательно, так как формирует навыки открытого общения и умения применять полученные знания на практике в новой ситуации.

Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи. Как индивидуальной, так и групповой.

Конкурс позволяет решить совокупность задач, ориентированных на определение степени усвоения достаточно большого содержания сразу нескольких тем или разделов. Данная форма проведения предполагает игровые элементы: команда, жюри, зрители и др. Конкурс внутри творческого объединения направлен на реализацию «Я-образа» через соперничество, самопознание себя путем сравнения себя и сверстника. Результативность участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах позволяет реализовать «ситуацию успеха».

Коллективно-творческое дело (КТД) основное средство сплочения коллектива, совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. КТД ориентировано на развитие фантазии и творческих способностей детей.

Кроме уже названных форм проведения учебных занятий целесообразно проводить упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, встречи со специалистами и интересными людьми.

Работа ведется в форме занятий с ребятами 12-17 лет.

В первый год обучения образовательный процесс организован так, чтоб этот интерес только возрастал вместе с приобретаемыми знаниями и навыками.

Лекции, беседы, упражнения, тренинги и игры формируют и развивают у детей  лидерские качества и активную жизненную позицию.

Проверка результатов обучения

Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе «Школа Лидера» проводятся три вида контроля:

1.     вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений, беседа, тренинг);

2.     промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая игра);

3.     итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, проект).

Прогнозируемые результаты

В конце первого года обучения обучающийся должен знать:

·         основные качества лидера;

·         структуру органов самоуправления;

·         основы организаторской деятельности

·         методику работы над коллективно-творческим делом;

·         основы общения;

·         содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;

·         основные этапы создания проекта;

·         структуру и содержание портфолио школьника.


 

В конце первого года обучения обучающийся должен уметь:

·         владеть навыками словесного действия;

·         развивать навыки управления эмоциями, самооценки, взаимодействия;

·         умение преодолевать и разрешать конфликтные ситуации;

·         организовывать КТД;

·         создавать и реализовывать социальный проект;

·         составлять портфолио.


 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.  Вводное занятие

Теория: Знакомство с группой. Правила техники безопасности. Ознакомление с программой.

Практика: Игры на знакомство («Я самый, самый», «Я лидер», «Снежный ком», ознакомление с программой, темами, расписанием.

Раздел 2. Формула успеха.

Теория: Понятие «Лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Практика: Практикум «Чемодан лидера». Тест по выявлению лидерских качеств. Работа с результатами теста.

Раздел 3. Организаторская техника лидера.

Теория: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.

Практика: Деловая игра «Выборы», Тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение.

Раздел 4. Основные приемы формирования команды.

Теория: Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.

Практика: Игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Лидерство в детской организации. 

Раздел 5. Школьное самоуправление.

Теория: Самоуправление в детской организации. Устав ученического самоуправления. Структура ученического самоуправления (различные варианты). Функции и полномочия. Органы самоуправления и их обязанности. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. План-сетка.

Практика: разработка своей модели ученического самоуправления.

Раздел 6. Программы деятельности ДОО

Теория: Изучение программ деятельности общественных организаций, анализ целей и задач.

Практика: Разработка собственной программы деятельности.

Раздел 7. Основные идеи методики коллективно- творческой деятельности

Теория: Коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, важнейшее последствие. Формы коллективной рефлексивной деятельности.

Практика: Работа над ролью-заданием, проведение коллективно- творческого дела, разработка своего КТД по стадиям.

Раздел 8. Психология общения.

Теория: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Овладение способами эффективного общения. Общение в группе. Коммуникативные умения и навыки.

Практика: беседа, практическая работа в группах. Игры на взаимодействие сплочение команды.

Раздел 9. Конфликтная компетентность.

Теория: Понятие конфликта, виды конфликта, конфликт и пути их разрешения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций, ценностей и т.п. Конфликтный человек. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления.

Практика: Проигрывание конфликтных ситуаций. Упражнения по конфликтной компетентности подростка.

Раздел 10. Портфолио лидера

Теория: Понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.

Практика: Игры на взаимодействие, сплочение. Подготовка своего портфолио.

Раздел 11. Игровое моделирование действительности

Теория: Виды, типы игр и их значение. Методика проведения различных видов игр. Этапы организации игры. Игровые методикиОтработка социальных навыков в игре. Классификация игр: командные игры, игры без разделения на команды, шуточные игры, музыкальные игры, зимние игры. Интеллектуальные игры. Сюжетно-ролевые игры, роль игр в развитие деловых и лидерских качеств у молодежи.

Практика: Практикум «Игры, в которые мы играем».

Раздел 12. Здоровый образ жизни.

Теория: Понятие «здоровый образ жизни». Роль лидера в пропаганде здорового образа жизни. Понятие «здоровый человек». Психическое, социальное, физическое здоровье. Вредные привычки.

Практика: Игры и упражнения на взаимодействие. Составление «рейтинга» своих вредных привычек Подвижные игры.

Раздел 13. Проектная деятельность

Теория: Социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект.

Практика: Составление социального проекта. Работа в группах. Защита.

Раздел 14. Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов за год.

Практика: Коллективно-творческое дело. Итоговое тестирование, анкетирование.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На занятиях учебных групп могут использоваться различные методы и приемы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог.

Формы деятельности: лекции, беседы, практические занятия (упражнения, тренинги, игры),тестирование, самостоятельная работа, диспуты, круглые столы, конференции.

Для успешной реализации программы «Школа лидера» накоплен методический и раздаточный материал, необходимый для успешного освоения программы.

Имеются в наличии видеоматериалы, диски, фонотека, разработки игр, конкурсов, тесты (по диагностике, по профориентации), раздаточный материал для проведения различных занятий по программе. С успехом используются материалы из сети Интернет и методическая литература.

Оборудование

·         Учебный класс

·         Канцтовары

·         Аудио-видеоаппаратура

·         Компьютер, медиапроектор

·         Столы, стулья

Методическое обеспечение

·         Вспомогательная литература

·         Папка с разработками теоретических материалов по темам программы

·         Тестовые методики

·         Банк интерактивных игр и упражнений

·         Разработки тренингов

·         Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы)

Список использованной литературы:

1. Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка// Классный руководитель-2006-№3.-С.80-92.

2. Возьмитесь за руки, друзья!: Материалы программы СПО-ФДО «Игра – дело серьезное»/ Составитель Фришман И.И. - Москва: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996 г.

3. Дереклеева Н.И.Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. - М.:ВАКО,2008.-112 с.

4. И мастерство, и вдохновенье./ Сост. Р. Ж. Харисова – Набережные Челны, Городской центр детского творчества, 2004 г. -112 с. (Опыт педагогического творчества).

5. Комплекс учебно-демонстрационных игр образовательного проекта «Достижении» для педагогов и детей. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004 г.

6. Мастер общения / С. Касаткин - Санкт-Петербург , 2001 г.

7. Молодежные общественные объединения ЧР. Информационный вестник «Молодежь Чувашии». Выпуск 1. – Чебоксары, 2002 г.

8. Мы – будущее России! – Омск, 1999 г.

9. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2/2001, №2/2002, №1/2003,№3-№4/ 2006 г.

10. Пескова М.Е.«Школа жизни».Программа занятий с классом.// Классный руководитель-2007-№3.-С.93-113.

11. Программа «Лидер»/ Отв. за выпуск Кочергин В.Н. - Москва: НПЦ Совета

СПО-ФДО, 1992 г.

12. Психологический тренинг с подростками/ Л.Ф.Анн.- СПб, 2003 г.

13. Психология общения: Тесты, упражнения, игры./ Сост. О.Г. Кирилловой. - Йошкар-Ола: Изд-во МИО, 1996 г.

14. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора/ Методическое пособие для организаторов детского движения. - Москва, НПЦ Совета СПО-ФДО, 1996 г.

15. Торосян С.С. Цикл классных часов «Новый домострой». Праздники, торжества, вечеринки: как их организовать//Классный руководитель-2005-№3.-С.85-96

16.Филиппова Г.Г.Как обучать искусству общения//Классный руководитель-2003-№1.-С.100-116.

Комментарии
Комментариев пока нет.