12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Панкова Татьяна Владимировна3857
Учитель начальных классов, стаж педагогической работы - 39 лет, победитель всероссийского конкурса Лучших учителей в 2022 году.
Россия, Приморский край, п.г.т. Кавалерово

Создания благоприятных условий для интереса к познанию

Панкова Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 пгт Кавалерово Приморского края

                           У ребёнка надо пробудить интерес к учёбе, используя чувства, 

разум и веру.  Ян Амос Каменский

  Мотивацией обусловливается целенаправленность деятельности, её организованность и устойчивость. В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения.

  В школу ребенок приходит обычно положительно мотивированным. Как развить и не потерять интерес к учёбе? Работа  учителя должна быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха и развитие учебных интересов.

  Повышение мотивации к освоению новых знаний – одна из основных задач школы.

  "Фактором формирования положительной позитивной учебной мотивации является смысл учения. При его наличии у младших школьников возрастает успешность учебной деятельности, быстрее происходит социальная адаптация, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, лучше происходит его запоминание, обновляется сознательность процесса учения, концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность”. [1]

  Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и,  как мотив учения, носит бескорыстный характер. Для его формирования немалое значение имеет характер учебной деятельности.

  Психологи выделяют три кита учебной мотивации - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности).

  Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

 Дети должны иметь возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний.

В начале урока чаще всего использую метод “яркого пятна”, когда нужно заинтриговать и захватить внимание учеников. (Достижение эмоционального настроя с помощью музыкальных, художественно-изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя).

1 пример.  На уроке литературного чтения использую облако слов.

Предлагаю посмотреть на облако слов.

  • Соберите из данных слов выражение, которое сказал Марк Твен о своей книге.

(«Гимн детству, переложенный прозой»)

 

 

2 пример. На уроке технологии.

Звучит новогодняя мелодия.  На экране слайд-шоу из открыток с изображением ёлочки.

  • Приближение какого праздника вы почувствовали? Почему дети ждут этого праздника? Какое дерево является символом этого праздника?

3 пример:  Предлагаю разгадать ребус и определить тему урока: http://rebus1.com. (Пример).

 

  Как велико значение ощущения свободы выбора: «Мы можем выбирать»! Ден Виллингем в своей книге "Почему ученикам не нравится школа?" отмечает, что если ученики сами выбирают, что и как им изучать, они чувствуют себя более уверенно и с большей вероятностью будут увлечены учебным материалом и деятельностью. Помочь сделать осознанный выбор - это призвание учителя.

  • Заполнение таблицы ЗИУ позволяет дать возможность каждому ребёнку оценить свои знания и нацелить  на результат.

  • Перед вами таблица “Знаю - Интересуюсь - Узнал”. Прочитайте вопросы, подумайте над ними. Если знаете ответ, пишите в столбике “Знаю”. Если вы хотите что-то уточнить по данному вопросу, запишите в столбик “Интересуюсь?”.  Столбик “Узнал” заполним в конце урока.

Таблица ЗИУ
 
  • На доске задания на урок, где указано, за выполнение  каких может быть поставлена оценка “5”, “4” или “3”. Ученик сам выбирает работу на уроке.

  • На  обобщающих уроках в групповой работе  ученикам предлагается самим выбрать сервис для представления результатов исследования:

  • ГУГЛ Презентация.

  • ГУГЛ Документ. (Пример)

  • Рисунок в Paint или любом другом графическом редакторе и прикрепить изображение на онлайн доску.

  • Инфографика.

  Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это сделать. Для того, чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может научиться. Именно поэтому надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» проявляется  на этапе рефлексии.

  • Лесенка успеха. Выполняя этап, ученик поднимается на ступеньку выше и цветом выделяет качество работы.

  • Пословицы, фразеологизмы. Ребята выбирают один из предложенных фразеологизмов, подходящих к их работе: работал спустя рукава, засучив рукава или слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон.

  • Синквейн или кластер по теме урока.

 Нужно моделировать учебную ситуацию, создать познавательную среду, привлекать учеников подниматься на ступеньку "захотеть хотеть учиться". Стремиться создавать условия,  при которых у обучающихся появляются внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению. Для этого можно  использовать цифровые технологии.

  1. Дидактические игры и упражнения: https://learningapps.org/  (Пример),

  2. Развивающие задания: https://etreniki.ru (Пример, Пример 1)

  3. Задания на развитие функционального чтения (Пример).

 Каждый ученик должен понимать, зачем ему знания. Тогда не надо будет его уговаривать учиться. Деятельностный подход позволяет решать конкретные проблемы и искать ответы на конкретные вопросы. У ребёнка формируется устойчивый познавательный интерес.

  Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. И педагог должен построить так учебный процесс, чтобы ученику захотелось познавать новое.

Источники

[1] - Мотивация учебной деятельности младших школьников, https://studopedia.su/20_7309_vvedenie.html

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Владос, 1997.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 28.08.19 в 16:51 2Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!!!

Сафонова Елена Валерьевна, 28.08.19 в 16:52 2Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой!
Ватолина Светлана Анатольевна, 28.08.19 в 17:26 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Владимировна!!! С Победой в конкурсе!!!
Воробьева Оксана Павловна, 28.08.19 в 21:02 1Ответить Пожаловаться
С победой поздравляю!
Наград новых желаю,
Упорства, сил и рвенья,
И целеустремленья.
Панкова Татьяна Владимировна, 28.08.19 в 23:39 0Ответить Пожаловаться
Спасибо всем! Это первая победа на этом сайте! Она окрыляет для новых творческих работ.
Панов Егор Игоревич, 10.01.20 в 07:04 1Ответить Пожаловаться
Актуальная тема, полезная статья, спасибо. присоединяюсь к поздравлениям с победой, желаю творческих успехов
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.