Учебные семинары в свете идей развивающего обучения
План
I. Введение
II. Урок-семинар как одна из форм организации урока
1.Особенности и значение урока-семинара.
2. Этапы урока-семинара:
1). Подготовка преподавателя и студентов к семинару.
2). Проведение учебного семинара.
3). Заключительный.
III. План урока - семинар на тему: «Использование полупроводников и газового разряда в технике».
IV. Памятка выступающему.
V. Схема оценки информационной речи.
VI. Вывод.
Ӏ. Введение.
Ускоренное развитие научно-технического прогресса, техническое перевооружение промышленности и расширяющаяся интеграция науки и производства привели к дальнейшей интеллектуализации труда. Сейчас объем знаний в любой области науки настолько быстро изменяется, что не может служить долговременным критерием образованности. Если основным показателем результативности обучения до недавнего времени являлось усвоение студентами определенного, четко очерченного круга знании, то в данное время особое значение приобретает и определенный уровень развития студента, его мышление и умение самостоятельно учиться. Поэтому главной задачей в настоящее время является развитие творческой активности студентов, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Решение этой задачи становится возможным, благодаря совершенствованию методов обучения и форм организации учебных занятий. В последнее время в образовательном процессе применяют такие формы работы, как конференции и семинары. Они позволяют в сочетании с другими типами уроков эффективно развивать мышление обучаемых, умение самостоятельно приобретать знания, работая с литературой, критически относясь к суждениям авторов. Такая форма организации урока содействует развитию у студентов навыков самостоятельного приобретения знаний, достижению ими высокого уровня самостоятельности в работе с литературными источниками, формирует волю к достижению необходимого результата, трудолюбие и интерес к изучаемому предмету.
ӀӀ. Урок-семинар как одна из форм организации урока.
1. Особенности и значение урока-семинара
Семинар как форма учебных занятий применяется не чаще двух-трех раз в течение учебного года. Он имеет много общего с уроком, но в то же время обладает рядом специфических особенностей.
Так, семинары, как и уроки, проводятся со всей группой в часы, определенные расписанием. Руководящая роль на семинаре сохраняется за преподавателем. Работа группы, в целом, сочетается с индивидуальной работой студентов.
В отличие от уроков, на семинарах студенты приобретают новые знания, работая с литературой, в которую включается и материал докладов, с которыми выступают другие студенты. Роль преподавателя в проведении семинара заключается в том, что он организует выступления студентов с докладами и их обсуждение, вносит дополнения и исправления. Он обобщает результаты семинара, оценивает работу группы в целом и отдельных студентов, выступавших с докладами, и принявших участие в обсуждении этих докладов.
Образовательное значение семинара состоит в том, что в процессе подготовки к ним студенты приобретают навыки самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой, учатся обобщать, отделять существенные моменты материала от второстепенных. Семинары способствуют выявлению наклонностей и способностей студентов, развитию у них интереса к научным и техническим знаниям. Велико значение семинара для развития инициативы, активности и самостоятельности, а так же для воспитания у них чувства ответственности перед коллективом студентов. Семинары играют существенную роль в приобщении студентов к чтению научно-популярной литературы, побуждает их выйти за рамки учебной программы. В процессе подготовки докладов студенты приобретают навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями и приборами, умения пользоваться пособиями во время докладов, демонстрировать опыты, выполнять рисунки и чертежи на доске. Наконец, следует иметь в виду большое значение семинаров в развитии устной речи студентов, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.
На семинар нужно выносить вопросы, связанные с историей открытий и изобретений, знакомящие с применением изучаемого материала в науке и технике, с принципами устройства и действия физических приборов, машин и механизмов, а также с технологическими процессами.
2. Этапы урока-семинара.
1). Подготовка преподавателя и студентов к семинару.
Успех семинара определяется, прежде всего, качеством его подготовки. Подготовка к семинару включает следующие этапы:
- определение задач семинара и круга вопросов, которые целесообразно вынести на семинар, а также времени его проведения;
- изучение преподавателем соответствующей литературы;
- поиски литературы, которую можно рекомендовать студентам;
- распределение докладов между студентами;
- консультация студентов.
Задачи, содержание и план семинара определяются при составлении тематического плана. С планом семинара и его задачами преподаватель знакомит в начале изучения темы. План семинара и список рекомендованной литературы желательно вывесить в кабинете, чтобы студенты могли выбрать для подготовки интересующие их доклады и приступить к работе с литературой.
При распределении докладов следует учитывать индивидуальные особенности студентов: их склонности, интересы, способности. Особое внимание следует обратить на застенчивых студентов и на тех, которые не проявляют интереса к физике. Первым следует рекомендовать темы в соответствии с их интересам, а вторым - поручать такие темы, работа над которыми способствовала бы пробуждению у них интереса к чтению научно-популярной литературы по физике.
Некоторым студентам следует целесообразно предложить прореферировать отдельные статьи из журналов. Эти студенты выступят в качестве содокладчиков.
При подготовке к докладу студенты сами намечают план его, затем консультируются у преподавателя. Под руководством преподавателя студенты готовят опыты, учатся пользоваться наглядными пособиями, часть пособий изготовляют сами.
Полезно организовать в кабинете выставку литературы по теме семинара.
За несколько дней до семинара следует прослушать доклады студентов, недостаточно хорошо владеющих устной речью, помочь им выразить мысли своими словами, проработать над дикцией. Не следует допускать чтения докладов по написанному тексту, но можно пользоваться планом доклада.
При подготовке к семинару преподаватель должен продумать обеспечения активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.
Надо докладчикам посоветовать, чтобы они не очень спешили с объяснениями, предоставляли возможность сидящим за партами записывать само главное, вычертить необходимые схемы, зарисовывать схемы приборов. Это ответственный элемент подготовительной работы.
2). Проведение учебного семинара.
Семинары обычно планируется на 1 час 20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы рассмотреть законченный круг вопросов, связанных с общей темой.
Преподаватель напоминает о задачах семинара, предлагает прослушать доклады, по ходу докладов делать краткие записи в тетрадях, выполнять схемы и чертежи, поясняющие принцип действия приборов и технических установок. Записывать рекомендуется темы докладов, числовые данные, наиболее важные применения явлений, названия технологических процессов, сущность которых рассматривается в докладах.
После каждого доклада предоставляется возможность обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения. Если докладывающий окажется не в состоянии ответить на вопросы, надо предложить сделать это кому-нибудь из присутствующих студентов. Только после этого преподаватель вносит свои замечания, оценивает доклад. Можно предложить рецензировать доклады студентам. Такая форма организация работы способствует повышению общей активности студентов, создает предпосылки для проявления инициативы и самостоятельности.
3). Заключительный этап.
После прослушивания и обсуждения докладов необходимо обобщить все, что нового узнали студенты на семинаре. Это можно осуществить как методом беседы так и посредством краткого резюме преподавателя.
III. План урока - семинар на тему:
«Использование полупроводников и газового разряда в технике».
- Организационный момент (2 мин).
Приветствие, фиксация отсутствующих, быстрое включение студентов в ритм, организация внимания всех студентов.
- Вступительное слово (3 мин).
Сообщение темы, постановка цели, задачи ,мотивация урока.
- Заслушивание и обсуждения докладов студентов (55 мин).
3.1.Доклады по теме: «Применение газового разряда в технике».
1. Устройство, принцип работы и применение лампы дневного света
2. Устройство, принцип работы и применение кварцевой лампы.
3. Устройство, принцип работы и применение неоновой лампы.
4. Дуговой разряд и его применение.
5.Электрическая очистка газов.
3.2. Рецензирование докладов.
3.3 Решение проблемных задач.
1. Если баллон неоновой лампы протереть, то можно заметить, что лампа некоторое время светится. Как объяснить это явление?
Ответ: Для свечения газа в неоновой лампе нужно создать в ней электрическое поле. В результате трения о стекло возникают электрические заряды, поле которых достаточно для кратковременного свечения.
2. Предложите способ уменьшения содержания в воздухе аммиака (NH ), основанный на особенностях прохождения электрического тока через газы.
Ответ: Очищаемый воздух следует пропустить сначала через какой-либо ионизатор, а затем между пластинами конденсатора. Ионы аммиака , имея большую массу, чем ионы азота или кислорода , будут больше отклоняться электрическим полем конденсатора, и их можно отделить от ионов кислорода и азота.
3. Для чего каждый провод высоковольтной линии электропередач делают тройным?
Ответ: Для уничтожения коронного разряда.
4. Можно ли при помощи контактной сварки соединить медные или серебряные детали ?
Ответ: Нельзя, так как серебро и медь имеют малое удельное сопротивление, и в месте контакта не будет достаточного для сварки нагрева.
3.4. Доклады по теме «Электрический ток в полупроводниках».
1. Устройство, принцип работы и применение вакуумного диода.
2. Устройство, принцип работы и применение терморезистора.
3. Устройство, принцип работы и применение фоторезистора.
4. Устройство, принцип работы и применение транзистора.
3.5. Рецензирование докладов.
3.6 Решение проблемных задач.
1. Как из двух термисторов сделать психрометр?..
2.Какие преимущества полупроводниковых термоэлементов перед металлическими?
Ответ: полупроводниковые термоэлементы имеют большую чувствительность, большой К.П.Д. и малые размеры.
3. Почему измерения электропроводности полупроводников производят обычно при очень слабом освещении или в темноте?.
Ответ: Электропроводность полупроводников зависит от освещения, которое может исказить результаты измерения.
4. В закрытом ящике находятся полупроводниковый диод и реостат . Концы приборов выведены наружу и присоединены к клеммам. Как определить , какие клеммы принадлежат диоду?
4. Новости науки и техники (10 мин).
5. Анализ и оценка преподавателем выступления студентов с докладами, рецензентов, (8 мин).
6. Сообщение домашнего задания (2 мин).
Мы рассмотрели план урока-семинара на тему «Использование полупроводников и газового разряда в технике». Можно предложить следующие темы семинаров:
1. Звук и слух в науке и технике.
2. Электрические явления в природе и технике.
3. Оптические приборы.
4. Производство, передача и использование электрической энергии.
5. Электромагнитные волны. Развитие средств связи в России.
6. Ядерная энергия, ее получение и использования и т.д..
Для подготовки студентами докладов и их рецензирования необходимо раздать памятки выступающим с информационной речью и схему оценки информационной речью.
IV. Памятка выступающим.
Информационная речь должна быть с первого до последнего слова - продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразности сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.
Вступление следует подобрать так, чтобы оно вызвало внимание, приподнял интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состав аудитории и обстановки.
В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей. Подчеркивается смысл речи и делается все возможное чтобы создать у аудитории надлежащее настроение.
V. Схема оценки информационной речи.
1. Тема и цель. Интересны?. Уместны?. Актуальны?
2. Выступление. Интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания?
Не слишком ли длинно?
3. Главная часть. Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу?
Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?
4. Заключение. Ясно? Если обобщение сказанного?
5. Произношение. Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты?
Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией?
Есть ли речевые ошибки?
6. Советы выступающему.
VI. Вывод.
Разработанные в данном пособии методические рекомендации позволяют рассматривать учебные семинары как одну из эффективных форм учебной работы, поскольку предоставляют условия для развития навыков самостоятельной работы учащихся, активизации их мыслительной деятельности. Такая оценка семинарской формы занятий является весьма актуальной в свете современной педагогической парадигмы, в основу которой положена идея о творческом развитии учащегося путем формирования навыков самостоятельного получения знаний. Учебные конференции позволяют эффективно развивать мышление обучаемых, умение самостоятельно приобретать знания, работая с литературой, критически относясь к суждениям авторов. Такая форма организации урока содействует развитию у студентов навыков самостоятельного приобретения знаний, достижению ими высокого уровня самостоятельности в работе с литературными источниками, формирует волю к достижению необходимого результата, трудолюбие и интерес к изучаемому предмету.
В работе подробно и последовательно освещены этапы подготовки преподавателя к учебному семинару. Особое внимание уделяется учету индивидуальных особенностей студентов при выборе тем докладов и распределению их среди участников семинара. Обосновывается необходимость предварительного прослушивания подготовленных докладов с указанием на возможные недостатки выступления и способы их устранения.
Приведены рекомендации по проведению семинаров и обсуждению их результатов. Разработан примерный план работы преподавателя работы преподавателя по организации и проведению урока-семинара на тему «Использование полупроводников и газового разряда в технике». Даны конкретные рекомендации студентам по повышению эффективности их выступлений на семинаре. Приводится список методической литературы.
Литература.
1. Н.М. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш.Шодиев. Физика. 10 класс. Москва . «Просвещение».2017г.
Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика. 10 класс. Москва. «Просвещение».2016г.
2. Л.С. Жданов. Учебник по физике. Москва. «Наука».2018г.
3. В.С. Попов, С.А. Николаев. Общая электротехника с основами электроники. Москва. «Энергия».2016г.
4. Г.С. Ландсберг. Элементарный учебник по физике. Москва. «Шрайк».
5. Журналы «Физика в школе» за 2016 г.
6. М.Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике».
7. А.И.Бугаев. Методика преподавания физики в средней школе. Москва. «Просвещение». 2016г.
8. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону . «Феникс». 2017г.