Статья «Технология развивающего обучения на уроках географии»

1
0
Материал опубликован 21 October 2016

Технология развивающего обучения на уроках географии

Заместитель директора поУ ВР, учитель географии ЕринаЛ.И..

Если хочешь научить меня чему-то,позволь мне идти медленно
Дай мне приглядеться,потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно

Потребность обучения возникла с возникновением общества, и постоянно совершенствуется. Процесс обучения можно определить как передачу опыта, который включает в себя, прежде всего знания об окружающей действительности и способы применения этих знаний в практической деятельности.

Процесс обучения может осуществляться самыми разнообразными методами в зависимости от используемых средств, от условий, при которых осуществляется та или иная деятельность, от конкретной среды.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала. Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения.

В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

Формирование познавательных интересов и активизация личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, "зацепить" так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

Я считаю, что дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы.

Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе технология развивающего обучения.

Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников.

Главное в работе с детьми – это творчество учителя, помноженное на творчество учеников. Система творческих заданий помогает раскрыть потенциальные возможности ученика, даёт возможность почувствовать вкус к предмету, проявить свои командные или исполнительские черты характера.

Развивающее обучение формирует у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. Ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования УУД, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретному.

Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений.

Продолжая разговор о родной стране, предлагаю ученикам задание "Здесь был я”. Сегодня у многих есть возможность путешествовать и фотографировать увиденное. Для выполнения этой работы нужно научиться видеть необычное в обыденном и суметь рассказать об этом. Ребята делятся впечатлениями о поездках по родной стране, показывают преимущества семейного отдыха в данном месте, иллюстрируя рассказ фотографиями. На уроках географии ребята рассказывают об увиденном, многие делают творческие работы, рефераты, презентации, приносят на урок сувениры, ракушки, изделия народных промыслов. Так постепенно формируется образ своей страны и сознание сопричастности с ней. Кроме того, ребенок чувствует связь со своей семьей, что очень важно для становления личности и повышения авторитета родителей.

Использование данной технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определенных результатов:

- развивающее обучение активизировало мыслительную деятельность школьников;

- у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся

Комментарии
Комментариев пока нет.