Статья «Здоровьесбережение - залог успешного развивающего обучения школьников»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ - ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Панарина Г.Ф.
Россия, МБОУ «Гимназия №7», учитель немецкого языка
e-mail: panarina_1@mail.ru
Аннотация. В данной статье рассказывается о важной взаимосвязи развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий в образовании, рассматриваются две концепции развивающего обучения, определяются критерии эффективности здоровьесберегающего урока.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, развивающее обучение, система Л.В. Занкова, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, критерии эффективности здоровьесберегающего урока
Одной из самых важных и главных задач системы современного образования является укрепление и сбережения здоровья школьников. Важно сформировать у детей правильное понимание здорового образа жизни, способствовать тому, чтобы в семье прививали навыки и привычки здорового образа жизни. И только общими усилиями семьи, учителя и самого учащегося возможно успешное воспитание здорового, успешного и благополучного ученика. Ведь основной компонент успешности -здоровье.
Сейчас очень много говорится о том, что здоровье детей в последние годы ухудшается. Причины могут быть разные: неправильное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей, отсутствие навыков здорового образа жизни, недостаточная система оснащенности некоторых школ и т.д. Поэтому важно эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, которые ведут к снижению показателей заболеваемости детей, их успешности в будущем, а сам образовательный процесс будет интереснее и легче как для обучающихся, так и для педагогов. Здоровьесберегающие технологии- это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, которые учитывают главные характеристики условий жизни ребенка и образовательной среды, влияния на здоровье. Участие педагога является архиважной частью организации правильного образовательного процесса. Все это достигается через: использование приемов, которые способствуют появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание положительного психологического фона на уроке; использование разнообразных видов деятельности; учет особенностей класса; создание условий для самовыражения; равномерное распределение различных видов заданий, определение времени когда давать сложный материал на уроке, чередование мыслительной деятельности с физминутками.[3]
Здоровьесберегающие образовательные технологии тесно связаны и положительно влияют на развивающее обучение, которое признано в настоящее время приоритетным.
Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные и возрастные возможности учащегося, что способствует гармоничному развитию личности и наиболее полной реализации их творческих и интеллектуальных способностей.
Идеалами развивающего обучения признаны: предметные и универсальные (общеучебные) способы действий, умение учиться, индивидуальный прогресс ребенка в познавательной, эмоциональной и социальной сферах. Необходима научно обоснованная развивающая педагогическая система для реализации выше названных приоритетов. Именно такой является система Л.В. Занкова, характеризующаяся целостностью и взаимообусловленностью следующих ее частей.
Оптимальное общее развитие каждого ребенка является основной целью обучения по Л.В. Занкову. Задача обучения-средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания представить обучающимся целостную широкую картину мира.
При этом в процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: фронтальных, групповых, классных и внеклассных, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Еще более адаптированной к современным реалиям в наше время является, на мой взгляд, система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, которая практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования. Система позволяет формировать у подрастающего поколения такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность и патриотизм.
Главным результатом по данной системе является иметь по окончании школы развитую, свободную личность, способную формировать и выражать свое собственное мнение. В ходе обучения по системе Эльконина-Давыдова дети могут аргументированно отстаивать свою точку зрения, уважать позицию другого, воспринимают информацию только на основе доказанных данных. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.[1]
Таким образом, можно сказать, что развивающее обучение тесно связано с здоровьесберегающими образовательными технологиями. Ведь самая главная цель – успешное обучение и формирование здоровой личности учащегося. Это напрямую зависит от: совокупности педагогических и психологических воздействий, организации рационального учебного процесса, обязательной двигательной активности учащихся, системы работы по формированию здорового образа жизни.
Здоровье детей – это самое важное для родителей. Но ведь не менее важно и для педагога! Только здоровый ученик может в полной мере освоить предлагаемый материал. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что учитель способен организовать обучение так, чтобы это не наносило ущерба здоровью школьников. А именно:
- знать основы здорового образа жизни;
- моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
- уметь анализировать педагогическую ситуацию;
- налаживать контакт с коллективом;
- личным примером вдохновлять учащихся заботиться о своем здоровье;
- уметь интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
- прогнозировать развитие своих учеников.
Здоровьесберегающая педагогика не определяется одной конкретной образовательной развивающей технологией, а объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по укреплению и сохранению здоровья учащихся.
Деятельность образовательного учреждения заключается в:
- содержание помещений и зданий согласно санитарно-гигиеническим нормам;
- качественное горячее питание учащихся;
- оборудованные места в образовательном учреждении для приема и приготовления пищи;
- оснащение не только учебных кабинетов, но и физкультурного зала, открытых спортплощадок необходимым оборудованием;
- помещение для медицинского персонала, квалифицированная медицинская помощь;
- квалифицированный состав специалистов, которые обеспечивают оздоровительную работу с учениками (педагоги, психологи, логопеды, мед. работники, учителя физической культуры)
Все эти условия должны соответствовать принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Смирнов Н.К.
Сложность материала и объем учебной нагрузки должны соответствовать возрасту обучающихся;
Используемые в работе приемы, методы, средства должны быть проверенными и обоснованными;
Преемственность и непрерывность в обучении;
Междисциплинарный комплексный подход, когда педагоги, психологи и врачи едины в действиях;
Активное участие в процессе урока снижает риск переутомления;
Акцент делается сначала на успехи, затем отмечаются недостатки;
Каждый ученик должен иметь навыки по сохранности своего здоровья;
Высокий уровень мотивации школьников.
При этом эффективным считается урок, который сочетает в себе не только развивающее образование, но и здоровьесберегающие технологии.[2]
Критерии эффективности здоровьесберегающего урока:
- успешная мыслительная деятельность;
- мотивация познавательной деятельности;
- положительная эмоциональная сопричастность учащегося с деятельностью других;
- самоконтроль и рефлексия;
- самостоятельная работа ученика.
Обобщая все вышеперечисленное, можно заключить, что сохранение и укрепление здоровья обучающихся, внедрение и использование здоровьесберегающих технологий в тесной взаимосвязи с развивающим обучением является важной приоритетной функцией каждого образовательного учреждения.
Литература:
Голиков Н. Школа здоровья / Тюмень: Вектор Бук-2000 г. - стр 12-28
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. / М.:АРКТИ - 2005 г.-стр 25-37
Смирнова В.П., Коробченко Т.В., Розова Ю.Е. статья Здоровьесбережение- залог успешного коррекционно-развивающего обучения. / Киров: Научно-методический электронный журнал «Концепт», издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании- 2015г. - стр 56-60