12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Клекнер Любовь Валерьевна43

Семинар: «Роль общения в работе педагога»

Цели: познакомить педагогов с азами психологии общения и классификацией средств общения; развивать у них умение осознавать свои сильные и слабые стороны в общении, дать информацию о типах людей в НЛП, предложить тактические приемы взаимодействия с «визуалами», «аудиалами», «кинестетиками».

Ход семинара

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образова­тельного учреждения. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями. Но прежде чем говорить о конкретных навыках, проанализируем сущность понятия «общение» и его роль в успешности профессиональной деятельности педагога.

«Метафора общения»

Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то место, откуда он начал свой путь.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый, голодный, присел, чтобы обдумать, какую из них выбрать. Когда он размышлял, то увидел, что к нему приближается другой путешественник. Он крикнул: «вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Затем они сели рядом и стали рассказывать, что произошло с каждым из них. После разговора им стало ясно, что они прошли уже большую часть тропинок, а также, что они могут помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми прошел каждый из них. Скоро они уже смеялись над своими приключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Как вы думаете, о чем эта история? (общение)

Наша жизнь похожа на лес. Иногда мы теряемся, не знаем, что делать, злимся, ссоримся, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом с теми, кто идет вместе с нами, с теми, кто нас окружает, то путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и сообща мы сможем находить лучшие пути.

Вашему вниманию я предлагаю упражнение, которое поможет нам раскрыть понятие «общение».

Упражнение «Акростих».

Психолог предлагает написать поэму «Общение», но сделать это необычным способом. Сначала написать слово в столбик.

О

Б

Щ

Е

Н

И

Е

Каждая буква - это начало строчки, количество слов в которой произвольное. Время выполнения упражнения 10 минут.

По окончании задания каждый участник(группа) читает вслух созданную поэму, остальные высказывают своё мнение.

Рефлексия.

Что вы чувствовали, когда писали текст?

Какая, на ваш взгляд, главная идея заключена в представленных поэмах?

Мини-лекция «Роль общения в работе педагога»

Психологический словарь трактует термин «общение» как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание другого человека». (Психологический словарь, 1985, с.213). Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной.

Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так, например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером – первое из важнейших условий эффективности продаж, говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первым необходимым условием успешности взаимодействия педагога с родителями, детьми является знание структуры общения.

В психологии выделяют три составляющие общения: коммуникативное, интерактивное, перцептивное.

Так, коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между участниками совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми в процессе общения и в обмене в процессе речи не только словами, знаниями и идеями, но и действиями, поступками. Например, производя расчет у кассы магазина, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру деньги за покупку, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу. Так выполняются совместные действия рабочими конвейра на производстве, так взаимодействуют танцоры и члены спортивных команд и т.д.

Перцептивная сторона общения предполагает восприятие людьми друг друга и установление на этой основе взаимопонимания между ними.

Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным средствам относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным - жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы и др.; к паралингвистическим - тембр, темп голоса, интонацию, паузы и т. д.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это: улыбка, имя собеседника, комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт с партнером. Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаимодействия с родителями и обладающие к тому же определенными личностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе и др.), со страхом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании. Для тех, кто испытывает неуверенность и даже страх перед публичным выступлением, В. Квин (Квин В. Прикладная психология. СПб.: Питер, 2000.) приводит такие рекомендации:

смириться с тем, что казусы при публичном выступлении неизбежны;

сохранять самообладание;

с достоинством выходить из трудных положений;

прощать самому себе оплошность (тогда и другие простят);

тренировать навык уверенного выступления на практике как можно чаще;

записывать и прослушивать свои выступления на аудио и видеопленке, анали­зировать их;

оставаться самим собой, каким вас знают ваши близкие и сослуживцы.

В случаях возникновения особого беспокойства желательно заранее позаботить­ся о нескольких «заготовках» начала беседы.

Упражнение «Что я вижу на картине».

Материал: репродукция какой-либо картины, желательно пейзажа.

Содержание. Психолог показывает участникам репродукцию какой-либо карти­ны, желательно пейзажа (или просит посмотреть за окно), и предлагает одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о картине (или о том, что увидели за окном), отве­тив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя на картину (или за окно)? Например: «Я чувствую дыхание приближающейся весны» («Я слышу дунове­ние ветра». «Я вижу высокие березы»). Фраза должна быть максимально короткой. Участники высказываются по кругу. После этого ведущий говорит о том, что у каждого участника было свое первое впечатление и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто-то начал со слов: «Я вижу», кто-то сказал: «Я слышу», а кто-то; «Я чув­ствую». Все особенности восприятия окружающего мира, люди часто применяют в повседневной практике, это относится и к педагогам. Каждому учителю важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.

Рефлексия. Расскажите о том, как вы можете применить эти знания в ежеднев­ной работе при взаимодействии с детьми? Почему важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним?

Тест.

Первая часть теста состоит в наблюдении за движением глаз. Ответьте на вопрос: «Как бы вы хотели провести отпуск?».

А теперь проследите, в какую сторону вы отвели глаза, прежде чем начали отвечать. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы формирует человек: визуальные, аудиальные или кинестетические.

1. Если взгляд направлен наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки – визуал.

2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.

3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.

Для точности постарайтесь ответить на большее количество вопросов. Они могут быть любыми, например: «Как вы отмечали Новый год?», «Какие планы на ближайшие выходные?», «Вспомните самое приятное событие за последний месяц» и т.д. Если вы проводите тест кому-то из знакомых, то смело можете задавать любые подобные вопросы.

Чтобы определиться окончательно, то внимательно проанализируйте ответы на заданные вопросы. Например, если на вопрос: «Где ты хочешь провести отпуск?», человек при ответе использует следующие эпитеты:

1. Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце, загорелые девушки в купальниках и другие зрительные образы, то вероятно человек – визуал.

2. Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, расслабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – кинестетик.

3. Шум волн, тишина на рассвете, крик чаек, зажигательная музыка, свист ветра и т.д., то человек – аудиал.

Если вы не можете подобрать подходящий вопрос, то просто опишите помещение, в котором вы сейчас находитесь, можете записать на бумаге, а потом проанализировать, каких эпитетов у вас получилось больше – визуальных, аудиальных или кинестетических.

Мини-лекция «Специфика общения педагога с «аудиалами», «визуалями», «кинестетиками»

Каждому типу людей присущи определенные черты, проявляющиеся в речи, позах, взглядах, поведении в конфликтных ситуациях и др. Как правило, в жизни редко встречаются представители «чистой» категории. Однако доминирование восприятия информации через один из каналов позволяет говорить о принадлежности человека к одной определенной категории.

Материал: раздаточный материал на каждого участника «Паттерны поведения людей с различным доминирующим типом восприятия».

В нейролингвистическом про­граммировании выделяют три типа людей с характерными для каждого из них особен­ностями взаимодействия с другими людьми: «визуалы», «аудиалы», «кинестетики». К «визуалам» относятся люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализа­тор, относятся к «аудиалам». Те, у кого ведущим каналом восприятия информации яв­ляются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип - «дискреты». «Дискреты» - это те, кто воспринимает информа­цию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быстрая громкая речь, взгляд над окружающими (в связи с этим «визуалов» зачастую воспринимают за горде­цов). Как правило, на родительских собраниях родители-«визуалы» тщательно кон­спектируют сказанное воспитателем. В случае, если им необходимо заполнить анкету

[ письменно ответить на какие-либо вопросы, педагогу следует учесть, что инструкция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменом виде.

Поскольку «визуалы» большое внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно и носить подходящую по стилю и цвету для конкретного случая одежду, педа­гогу, готовясь к встрече с ними, желательно учесть эту особенность и одеться более тщательно, выбирая детали костюма. Имидж педагога играет важную роль для родителей «визуала», очень наблюдательного в мелочах. Большое значение при подготовке к встрече с родителями-«визуалами» имеют также обстановка и порядок в кабинете, в котором предполагается проводить беседу.

Родители, относящиеся к категории «аудиалов», встречаются достаточно редко обычно они могут выполнять данную им устно инструкцию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы родители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разреше­ния. Включению таких родителей в диалог с воспитателем могут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим...» или «Выслушайте меня...» и другие.

В некоторых ситуациях решения проблем в группе детского сада педагог может использовать ролевые игры, в процессе которых родители-«аудиалы» способны в большей степени проявить свои способности.

Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчивость, труд­ности при необходимости длительное время удерживать внимание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длительные монологи. Если педагог объясняет такой маме способ решения задачи или выполнения упражнения, лучше не давать долгих уст­ных инструкций, а совместно выполнить 1-2 задания.

Общаясь с родителями-«дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.

Упражнение «У попа была собака».

Содержание. Группа делится на три-четыре подгруппы: каждый участник полу­чает раздаточный материал под названием «Активный словарь «визуала», «аудиала», -гинестетика». Каждая подгруппа получает карточку с названием одной из ведущих каналов восприятия: «визуал», «аудиал», «кинестетик». Если подгрупп четыре, то какая-нибудь карточка повторяется дважды. Затем ведущий просит участников всех подгрупп пересказать своими словами докучную сказку «У попа была собака» от имени представителя той преобладающей системы, которая зафиксирована на карточке. Участники могут использовать «Активный словарь «визуала», «аудиала», «кинестетика». Если большинство участников группы забыли содержание сказки, ведущий может напом­нить или раздать текст: «У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, и в землю закопал, и надпись написал, что... у попа была собака...». На подготов­ку сказки уходит примерно от 5 до 20 минут, после этого представители каждой под­группы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.

Рефлексия. По кругу или в свободной форме участники делятся своими впечат­лениями об этой игре. Насколько трудно или легко вам было выполнять данное упраж­нение? Можете ли вы сейчас назвать представителей различных модальных систем среди своих воспитанников, родителей или коллег? Сможете ли вы использовать полу­ченные знания в своей работе?

При общении используйте методы, понятные и близкие ребенку:

с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;

с аудиалом используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);

с кинестетиком используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию.

Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от доминирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, используя их активный словарь - важный фактор успешного общения в системе "педагог-родитель".

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств.(10 мин).

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Учитесь понимать друг друга, тогда в вашей жизни будет намного меньше проблем!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.