Обобщение опыта «Технология развивающего обучения»

5
0
Материал опубликован 13 December 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Благодарненский район, с.Мирное Булгакова Лариса Ивановна

МКОУ «СОШ№13» учитель русского языка и литературы

 

 

ОБОБЩЕНИЕ

ОПЫТА

РАБОТЫ

учителя русского языка и литературы

МКОУ «СОШ№13»

с. Мирное, Благодарненского района,

Ставропольского края

Булгаковой Ларисы Ивановны

 

Технология

развивающего обучения

на уроках

русского языка

и литературы

Л.Н.Толстой когда-то сказал, что у писателя должна быть «энергия заблуждения», то есть безграничная вера в окончательный результат начатого дела, без этой веры нет смысла начинать. Это потом, когда создашь произведение, появится недовольство… Вот и я изо дня в день заряжаюсь энергией заблуждения: мол, научу я школьников языку, и будут они почитать его как часть культуры, и будут стесняться своей безграмотности… Пусть это – моя «энергия заблуждения», но я ищу и ищу новые подходы, формы, чтобы сделать реальными свои мечты.

Содержание

1.Актуальность данной темы.

2.Опыт использования:

-Исследование данной проблемы.

-Практическое применение.

-Описание системы работы.

3.Заключение.

 

Актуальность темы

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.

Это особый вид обучения, характеризующийся специфическим подходом к определению и реализации целей, его содержания, технологии и взаимодействия участников учебного процесса.

Развивающиеся технологии имеют специальные методы, включающие детей в коллективный поиск: создание проблемных ситуаций, ситуация учебного спора, метод решения учебных задач, метод интриги, учебный диалог, обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися.

Развитие ребёнка в данной системе понимается как общее развитие личности – развитие ума, воли и чувств. Мнение учителя при этом воспринимается детьми как одна из возможных точек зрения, которую нужно соотнести с собственной точкой зрения. Необходимость такого общения вытекает из природы поисковой, исследовательской деятельности, причем, необходим только коллективный поиск истины, сопровождающийся постоянным обменом мнениями.

Все эти значимые вопросы и заставили меня работать над этой темой.

Меня привлекли задачи развивающего обучения, которые состоят в том, чтобы учить детей без принуждения, без двоек, развивать у них устойчивый интерес к знаниям, потребность к самостоятельному поиску, сделать учение радостным.

Эту технологию апробировали в свое время такие педагоги, как Ильин, Шаталов, Эльконин, Давыдов и другие.Особенно мне нравится методическая система развивающего обучения, разработанная Д.Б.Элькониным – В.В.Давыдовым, включающая следующие принципы:

Опора на технологию развивающего обучения и на программу развития общеучебных умений помогли мне результативнее решать первостепенные проблемы уроков русского языка:

- Формирование орфографических навыков учащихся.

- Обогащение лексического запаса детей.

- Овладение нормами литературного языка.

- Формирование навыков связной устной и письменной речи.

- Развитие творческих способностей учащихся.

Сложилась своя, годами отработанная система по данной технологии, которая помогает развить у детей речь, живое воображение, гибкость ума, изобретательность и интерес к слову, родному языку, коммуникативные способности, их орфографическую грамотность.

В схеме данная система выглядит так:

К формированию грамотности я веду учеников сознательным путём, создавая проблемные ситуации, опираясь уже на сформированное теоретическое мышление, на его умение работать с книгой, со справочной литературой, поэтому материал на уроках не преподносится готовым, дети включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять план и тезисы.

Обогащение лексического запаса детей

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. Благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы у учащихся возрастает интерес к слову и к русскому языку в целом.

Творческие работы (сочинения, рефераты, стихи) отличаются умением чувствовать родное слово, думать над ним, искать в нем смысл.

Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребенка..

На уроках русского языка и литературы я стараюсь создать условия для творчества, для внутренней свободы ученика.

Дети с увлечением сочиняют фентези и сказки, пишут стихи и былины, синквейны. Все это делает изучение материала более увлекательным и интересным, влияет на качество творческих работ.

Целенаправленная и планомерная работа над формированием навыков устной и письменной речи учащихся с опорой на технологию развивающего обучения дала свои результаты: ученики с успехом выступают на различных конференциях в школе и районе, пишут заметки в газету, сочиняют стихи, участвуют в конкурсах сочинений, в конкурсах чтецов.

У учащихся выработалась наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову, что сказалось не только на формировании общей культуры, но и на их гражданской позиции, на духовно-нравственном становлении.

Обогащение речи литературной,

духовно-нравственной лексикой

 

На любом уроке русского языка во главу обучения я ставлю речь, обучение речевой деятельности во всех её видах: аудирование, говорение, чтение и письмо. Стараюсь вводить в урок, в факультативные занятия такие виды работ, которые обеспечивают активность детей, вооружают их умением использовать полученный грамматический материал в речи, помогают ориентироваться и в жизненных ситуациях.

Практическое применение.

Работая по данной технологии, я имею немало наработок, которые, я думаю, будут интересны учителям, работающим в данном направлении.

Работая по системе развивающего обучения, я пришла к убеждению, что лучшим помощником на уроке является опорный конспект. Когда я ввела их в уроки литературы, учащиеся, наконец, поняли, что от них требуется. ОСК для них на уроке - это маленький путеводитель, который помогает выделить в произведении количество тем, понять логику повествования, идею произведения.

На уроках русского языка можно успешно применять методические способы и приемы развивающего обучения, способствующие развитию учащихся и позволяющих внести больше осмысленности в процесс овладения определенными навыками.

Лучший способ пробудить интерес –эвристическая задача. Этот приём, используемый на уроках, – лучший способ пробудить внимание и интерес, приблизить возможность открытия. Например, стандартное задание – вставить буквы в текст упражнения – я стараюсь изменить и сделать интересным, если задание сформулировать иначе: вы – редактор, вы должен увидеть «ошибкоопасные» места и не допустить попадание ошибок в текст книги; вы - учитель, вы составляете задание для своих учеников и должны отметить те места, которые могут вызвать у них затруднения, привести к ошибке. Такие задания могут быть многоплановые, главное, чтобы они вызывали интерес.(слайд6 гиперссылка Эвристические задачи)

Очень эффективно применяю изложение информации учащимися при ролевой игре (гиперссылка Ролевые игры) или диалоге «я - составитель правила», «я - автор деформированного текста». Идёт работа по анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический вопрос, пробуждающий интерес учеников Такой вид работы имеет и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и излагать его так, чтобы понятно было остальным. Такой метод позволяет открыть дорогу творчеству и самостоятельности, а также дает возможность попробовать себя в работе с аудиторией, что, конечно, пригодится в будущей учебе в высших и средних учебных заведениях.

Закрепление орфографических и пунктуационных навыков достигается не только посредством глубокого и прочного усвоения теоретического материала, но и путем нового вида контроля за усвоением знаний – тестирования. Система работы с тестами позволяет мне поэтапно готовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Уже с 5 класса учащиеся решают тесты различной сложности, а также создают собственные, с которыми работают в паре. Это позволяет осуществлять контроль за усвоением знаний и навыков более эффективно.

 

 

С целью повышения эффективности урока я применяю такой вид работы, как составление алгоритма. Руководствуясь дифференциацией, предлагаю разный уровень сложности для разных категорий учеников. Такой вид работы помогает мне контролировать систему практических действий ученика, оперативно выявлять ошибку в рассуждениях и действиях учащегося, исправлять её. Алгоритм обеспечивает и самоконтроль: на каждом этапе даёт ученику подтверждение в правильности действий.

Использование ресурсов сети Интернет на рабочих уроках дает также ряд положительных результатов: позволяет экономить время при выполнении практических заданий, дифференцировать работу на уроке, глубже изучать творчество писателей, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ.

Должна сказать, что появление Интернета в сельской школе – это огромный прорыв в обучении современных учащихся. Дети охотнее готовятся к урокам литературы, научились черпать богатый материал из его ресурсов: делают собственные презентации к урокам, занимаются самообразованием.

Технология развивающего обучения даёт огромную возможность работать с одаренными детьми, развивать в них чувство прекрасного, заниматься языком на научном уровне. Такие дети с удовольствием занимаются проектной и поисковой деятельностью, пишут рефераты и создают научные презентации

Особо следует остановиться на подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку. В процессе работы предстала вся система нашей совместной с учениками деятельности с 5 по 11 классы, четко обозначились основные проблемы и недоработки.

Прежде всего вместе с учениками были не раз выполнены задания частей 1 и 2. Несмотря на то, что в целом они оказались посильны для абсолютного большинства учащихся 11 классов, некоторые вопросы требовали того, чтобы этот материал был повторен более детально, скрупулезно.

Но большую трудность и для меня, и для учащихся представляло задание 26, поэтому наши усилия были направлены на развитие навыка написания текста-рассуждения. Часть 2 на ЕГЭ требует от выпускника самостоятельного размышления над текстом и собственной его интерпретации. Чтобы выпускник смог успешно выполнить задание части2, я разработала поэтапную работу с текстом в виде алгоритма и речевых клише, которые помогут учащимся в определении и формулировке проблемы текста выяснить позицию автора, поможет подобрать клише для своего сочинения – рассуждения.

Также составляю свои презентации уроков по подготовке к ЕГЭ.

Технология развивающего обучения дает мне возможность повысить активность ученика и во внеклассной деятельности по предмету. В школе действует альманах «Проба пера», который позволяет мне развивать в талантливом ученике мастерство творчества (слайд10 гиперссылки Стихи, басни, сказки). Учащиеся пишут свои стихи, басни, сказки и рассказы.

Развивается и актерское мастерство школьников: ставятся литературные вечера, гостиные, праздники и устные журналы (слайд11).

Вывод.

Таким образом, технология развивающего обучения помогает мне добиться следующих результатов:

формирование у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей;

повышение мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям;

повышение активности учащихся во внеурочной работе по предмету, роста количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах, в занятиях исследовательской работой;

постоянно растёт качественный показатель интеллектуального и речевого развития ребенка;

повышение работоспособности каждого ребенка на уроке;

активизируются контакты с учителем.


  1. Обобщение опыта
    PPT / 13.31 Мб

    Приложение к обобщению опыта
    RAR / 789.63 К


  2.  

Предварительный просмотр презентации

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя русского языка и литературы МКОУ «СОШ №13» с. Мирное, Благодарненского района, Ставропольского края Булгаковой Ларисы Ивановны

Технология Технология развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Оглавление 1. Актуальность темы 2. Опыт использования: Исследование данной проблемы Практическое применение Описание системы работы 3. Заключение

Актуальность темы Специальные методы развивающего обучения: Метод интриги Метод решения учебных задач Учебный диалог и сотрудничество учителя с учащимися

Опыт использования Методическая система развивающего обучения Первостепенные проблемы уроков русского языка Развитие творческих способностей учащихся Формирование навыков связной устной и письменной речи Овладение нормами литературного языка

Практическое применение Эвристические задачи Ролевые игры Тесты по подготовке к ЕГЭ Составление алгоритмов Уроки с применением ЦОР

Работа учащихся с ЦОР и ресурсами Интернета Презентации учащихся к урокам: «Неподражаемый, бессмертный Ломоносов» «Приют спокойствия, трудов и вдохновения» Использование ресурсов Интернета в подготовке к урокам

Проектная и исследовательская деятельность учащихся Презентации к исследовательским работам Проектная работа по проблемам языка

Подготовка учащихся к ЕГЭ Работа с рекомендациями и речевыми клише к заданию 25 ЕГЭ Уроки по подготовке к ЕГЭ

Внеклассная работа по предмету Действующий альманах «Проба пера»: стихи басня сказка

Внеклассная работа по предмету - Праздники, литературные вечера, устные журналы и гостиные

Результативность работы Диагностика качества работы Участники конкурсов и олимпиад

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.