Учебный план для ДОУ
Учебный план
Пояснительная записка
Перспективный (учебный план) разработан в соответствии с:
- «Законом об образовании РФ» (принят № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования” (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г., рег. № 30038);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» 2.4.1.3049-13 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 15 мая 2013 г. N 26);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, регистрационный № 30384 от 14 ноября 2013 г. Министерства юстиции РФ).
Непосредственно образовательная деятельность – это процесс организации различных видов детской деятельности.
Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Младенческий возраст (2 месяца - 1 год) |
Ранний возраст (1 год - 3 года) |
Дошкольный возраст (3 года - 8 лет) |
- непосредственное эмоциональное общение с взрослым; - манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия; - восприятие музыки, детских песен и стихов; - двигательная активность и тактильно-двигательные игры |
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), - общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), - восприятие смысла музыки, сказок, стихов, - рассматривание картинок, - двигательная активность |
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), - восприятие художественной литературы и фольклора, - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, - изобразительная (рисование, лепка, аппликация), - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) - двигательная (овладение основными движениями). |
Общие требования к проведению непосредственно образовательной деятельности:
Соблюдение гигиенических требований (помещение должно быть проветрено, свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям).
Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам СнПиН, а время использовано полноценно. Большое значение имеет начало НОД, организация детского внимания.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности (воспитатель должен хорошо знать программу, владеть методиками развития детей, знать возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы).
Использование игровых методов и приемов обучения в работе с детьми.
Использование разнообразных форм организации детей (индивидуальный, подгрупповой, групповой).
Обязательное проведение физкультминутки в середине непосредственно образовательной деятельности.
Формы организации детей в рамках непосредственно образовательной деятельности
Формы организации |
Особенности |
Индивидуальная |
Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. |
Групповая (индивидуально-коллективная) |
Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. |
Фронтальная |
Работа со всей группой. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком – трудности в индивидуализации обучения. |
В дни каникул и в летний период НОД не проводится. Проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие и увеличивается продолжительность прогулок.
Проектирование образовательного процесса предусматривает и предполагает:
Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.
Комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей.
План образовательной деятельности составлен с учетом соотношения основных направлений развития ребенка: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое.
Общие требования к проведению непосредственно образовательной деятельности:
Соблюдение гигиенических требований (помещение должно быть проветрено, свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям).
Длительность непосредственно образовательной деятельности должна соответствовать установленным нормам, а время использовано полноценно. Большое значение имеет начало НОД, организация детского внимания.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности (воспитатель должен хорошо знать программу, владеть методикой обучения, знать возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы).
Использование игровых методов и приемов обучения в работе с детьми.
Использование разнообразных форм организации детей (индивидуальный, подгрупповой, групповой).
Обязательное проведение физкультминутки в середине непосредственно образовательной деятельности.
Организационной основой реализации перспективного плана является Календарь тематических недель (утвержден основной общеобразовательной программой МБДОУ № …»), общая идея которых - расширяющееся по концентру познание ребёнком мира вокруг и самого себя.
В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) проводится комплексная педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста. В соответствии с п. 3.2.1. ФГОС «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей».
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Содержание образовательного процесса включает совокупность 5 образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, реализуются в рамках основных направлений развития ребёнка – физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и предполагает интеграцию образовательных областей и обеспечивают организацию различных видов детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Направление развития воспитанников |
Основные виды детской деятельности |
|
Ранний возраст |
Дошкольный возраст |
|
Физическое развитие |
Двигательная деятельность |
Двигательная деятельность |
Социально-коммуникативное развитие |
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями |
Игровая деятельность, самообслуживание и элементарный бытовой труд |
Познавательное развитие |
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками Экспериментирование с материалами и веществами |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Речевое развитие |
Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого |
Коммуникативная деятельность |
Художественно-эстетическое |
Восприятие смысла музыки Восприятие сказок, стихов, рассматривание картинок |
Изобразительная деятельность, музы-кальная деятельность, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора |
Формы, средства, методы и приемы непосредственно образовательной программы указаны в основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
План непосредственно образовательной деятельности на учебный год
в группе детей раннего возраста (1-3 года)
Образовательная область |
Вид детской деятельности |
В неделю в содержании НОД |
В учебный год в содержании НОД (31 неделя по тематическому плану) |
||
Количество |
Объем времени, мин |
Количество |
Объем времени, мин/час |
||
Речевое развитие |
Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого |
2 |
20 |
62 |
620/10,3 |
Познавательное развитие |
Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками |
1 |
10 |
31 |
310/5,2 |
Экспериментирование с материалами и веществами |
1 |
10 |
31 |
310/5,2 |
|
Художественно-эстетическое развитие |
Восприятие смысла музыки |
2 |
20 |
62 |
620/10,3 |
Восприятие сказок, стихов, рассматривание картинок |
1 |
10 |
31 |
310/5,2 |
|
Физическое развитие |
Двигательная деятельность |
2 |
20 |
62 |
620/10,3 |
Социально-коммуникативное развитие |
Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями |
1 |
10 |
31 |
310/5,2 |
Итого |
10 |
100 |
310 |
3100/51,6 |
План непосредственно образовательной деятельности на учебный год
в группе детей 3-4 года
Образовательная область |
Вид детской деятельности1 |
В неделю в содержании НОД |
В учебный год в содержании НОД (31 неделя по тематическому плану) |
||
Количество |
Объем времени, мин |
Количество |
Объем времени, мин/час |
||
Речевое развитие |
Коммуникативная |
1 |
15 |
31 |
465/7,75 |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
1 |
15 |
31 |
465/7,75 |
|
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская |
2 |
30 |
62 |
930/15,5 |
Художественно-эстетическое развитие |
Изобразительная |
0,5 |
7,5 |
15,5 |
232,5/3,9 |
Музыкальная |
2 |
30 |
62 |
930/15,5 |
|
Конструирование |
0,5 |
7,5 |
15,5 |
232,5/3,9 |
|
Физическое развитие |
Двигательная (по СанПин - занятие по физическому развитию) |
3 |
45 |
93 |
1395/23,25 |
Итого |
10 |
150 |
310 |
4650/77,5 |
План непосредственно образовательной деятельности на учебный год в группе детей 4-5 лет
Образовательная область |
Вид детской деятельности2 |
В неделю в содержании НОД |
В учебный год в содержании НОД (31 недели по тематическому плану) |
||
Количество |
Объем времени, мин |
Количество |
Объем времени мин/час |
||
Речевое развитие |
Коммуникативная |
||||
Восприятие художественной литературы и фольклора |
|||||
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская |
||||
Художественно-эстетическое развитие |
Изобразительная |
||||
Музыкальная |
|||||
Конструирование |
|||||
Физическое развитие |
Двигательная (по СанПин - занятие по физическому развитию) |
||||
Итого |
10 |
200 |
310 |
6200/103,3 |
План непосредственно образовательной деятельности на учебный год в старшей группе (5-6 лет)
Образовательная область |
Вид детской деятельности |
В неделю в содержании НОД3 |
В учебный год в содержании НОД (31 недели по тематическому плану) |
||
Количество |
Объем времени, мин |
Количество |
Объем времени |
||
Речевое развитие |
Коммуникативная |
||||
Восприятие художественной литературы и фольклора |
|||||
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская |
||||
Художественно-эстетическое развитие |
Изобразительная |
||||
Музыкальная |
|||||
Конструирование |
|||||
Физическое развитие |
Двигательная (по СанПин - занятие по физическому развитию) |
||||
Итого |
12 |
275 |
476 |
8990/150 |
План непосредственно образовательной деятельности на учебный год в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
Образовательная область |
Вид детской деятельности |
В неделю в содержании НОД |
В учебный год в содержании НОД (31 недели по тематическому плану) |
||
Количество |
Объем времени, мин |
Количество |
Объем времени |
||
Речевое развитие |
Коммуникативная |
||||
Восприятие художественной литературы и фольклора |
|||||
Познавательное развитие |
Познавательно-исследовательская |
||||
Художественно-эстетическое развитие |
Изобразительная |
||||
Музыкальная |
|||||
Конструирование |
|||||
Физическое развитие |
Двигательная (по СанПин - занятие по физическому развитию) |
||||
Итого |
12 |
275 |
476 |
13950/232,5 |
Перечень необходимых для воспитательно-образовательного процесса программ, технологий, методических пособий:Переделать по ООП
Группа раннего возраста
Программы |
Технологии |
Методическое обеспечение |
|||||
«Образовательная область «Физическое развитие» |
|||||||
Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2010 |
Пензулаева Л.И., Физкультурные занятия в детском саду. Первая младшая группа - М.: «Мозаика-Синтез», 2009 Степаненкова Э.Я., Методика проведения подвижных игр 2 – 7 лет - М.: «Мозаика-Синтез», 2011 Степаненкова Э.Я., Физическое воспитание в детском саду - М.: «Мозаика-Синтез», 2008 Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 2-3 лет. - М.: «Мозаика-Синтез», 2009 |
конспекты; перспективные планы; методические разработки; циклограммы двигательной деятельности; каталог подвижных игр; наглядный и методический материал; консультации для педагогов и родителей |
|||||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» |
|||||||
Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2010 |
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в 1 мл. группе– М.: Мозаика-Синтез, 2009 Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. –М.: Просвещение, 1988. Караманенко Т.Н., Юг. Кукольный театр дошкольника. –М.: Просвещение, 1982. Коссаковская Е.А. Игрушки в жизни ребенка. –М.: Просвещение, 1980. Недопасова В.А. Растем играя. - М.: Просвещение, 2002. Новикова И.М. Формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников 2-7 лет. – М., Мозаика-Синтез, 2009 Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет. –С-Пб.: Питер, 1996. |
конспекты; консультации для родителей и педагогов; методические разработки; каталог игр; схемы безопасного поведения; наглядный и методический материал; макеты, проекты |
|||||
Образовательная область «Познавательное развитие» |
|||||||
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2010 2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации с детьми 2-7 лет– М.: Мозаика-Синтез, 2010 |
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1 мл. группе. – М.: Мозаика Синтез, 2009 Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984 Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа. – М.: Мозаика Синтез, 2009 |
методические разработки; циклограммы трудовой деятельности; проектирование деятельности труда в разных возрастных группах; |
|||||
Образовательная область «Речевое развитие» |
|||||||
Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2010
|
1. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Первая младшая группа. – М.: Мозаика Синтез, 2009 2. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика Синтез, 2009 |
конспекты; перспективные планы; методические разработки; циклограммы по речевой деятельности; проектирование деятельности; наглядный и методический материал; дидактические пособия; картины и картинки; карточки со звуками; настольно-печатные игры; методическая литература; детские художественные книги; альбомы; книжки-самоделки; энциклопедии; муляжи дидактические пособия; картины и картинки; |
|||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» |
|||||||
Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.Васильевой. - М.: «Мозаика-Синтез», 2010 |
Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. Обучение детей технике рисования детей 2-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2009 Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду 2-4 года. – М.: Оникс, 2011 Томилова С.Д. Полная хрестоматия для дошкольников. 1 книга от 1-4 лет. – М.: Издательство Астрель, 2010 4. Музыкальные занятия по программе "От рождения до школы". Первая младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 |
конспекты; перспективные планы; методические разработки; циклограммы по изобразительной деятельности; наглядный и методический материал; дидактические пособия; картины и картинки; наборы посуды; скульптуры; альбомы; предметы прикладного и народного искусства; образцы; фотоальбомы; художественная литература; плакаты; образцы по рисованию |
Вторая младшая группа
Программы |
Технологии |
Методическое обеспечение |
||||||
«Образовательная область «Физическое развитие» |
||||||||
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» |
||||||||
|
||||||||
Образовательная область «Познавательное развитие» |
||||||||
Образовательная область «Речевое развитие» |
||||||||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» |
||||||||
1 Здесь и далее: Игровая деятельность интегрируется с другими ежедневно во все периоды непосредственно образовательной деятельности.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд интегрируется с другими по выбору педагога и в соответствии с СанПиН
2 Здесь и далее: Игровая деятельность интегрируется с другими ежедневно во все периоды непосредственно образовательной деятельности.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд интегрируется с другими по выбору педагога и в соответствии с СанПиН
3 По СаПиН - максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в в старшей группе - 45 минут