Учебно-дидактические материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку (ЗАДАНИЕ № 4. Соответствие между пунктуационным правилом и примером)

14
4
Материал опубликован 5 June в группе

Учебно-дидактические материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку

(ЗАДАНИЕ № 4. Соответствие между пунктуационным правилом и примером)


Пояснительная записка.

При разработке тренировочного материала использованы предложения из повести В. Железникова «Чучело».

Задание проверяет умение устанавливать соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.


Образовательные цели:

- выявить уровень знаний учеников по некоторым пунктуационным правилам (запятые в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, в сложных предложениях, тире в неполном предложении, БСП и др.)

- определить области, которые требуют дополнительного изучения и закрепления.


Задачи:

Развивающие:

- развивать познавательные способности;

- развивать внимание, память


Воспитательные:

- воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся


Предмет: русский язык


Рекомендуемый класс / возраст - обучающиеся 8 - 9 классов / 14-15 лет


Требуемые для работы знания и умения:

- совершенствование и закрепление пунктуационных навыков и умений, выявление и анализ собственных пунктуационных ошибок


Ожидаемые результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ:

- различать функции знаков препинания;

- правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным, деепричастным оборотом;

- применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных сложных предложениях;

- применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;

- применять правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, обращениями и проч.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

- владеть разными способами самоконтроля и рефлексии;

- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

- выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в таблицах и др.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- корректировать принимаемые решения и действия;

- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации



ЗАДАНИЕ

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


1

Пунктуационные правила

Предложения

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим
после определяемого слова, обособляется.



Б) Обращение обособляется.



В) Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятыми, если между ними установлены смысловые отношения одновременности.

1.Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал…

2.Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу.

3.«Дедушка, дай мне, пожалуйста, денег на билет,» – жалобно перебила Ленка.

4.Попов посмотрел на Шмакову, его круглая курносая физиономия приобрела жалобное выражение.

5.И даже небольшая площадь, именуемая главной, расположенная между универмагом, бывшим собором и магазином «Хозтовары», сплошь была покрыта сухим и ломким листом.


2

Пунктуационные правила

Предложения

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.



Б) Запятая ставится между однородными членами предложения перед противительными союзами.



В) Вводные слова выделяются запятыми.

1.Ленка, не обращая внимания на дедушку, продолжала лихорадочно собираться.

2.За это дети дразнили его «заплаточником», но, кажется, он их даже не замечал. 

3.Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте.

4.Мальчик лежал на спине, слегка подогнув ноги, вытянув руки вдоль тела и склонив голову к плечу.

5.В это время появился Николай Николаевич, увидел Ленку и ребят, прыгающих вокруг неё.



3

Пунктуационные правила

Предложения

А) В составе сложноподчинённого предложения придаточная часть отделяется от главной запятой.



Б) Между частями сложного предложения с сочинительной связью ставится запятая.



В) Обстоятельства, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1.Несметными стаями носились они [грачи]над городком, криками сгоняя с деревьев ленивых птенцов, присевших не вовремя отдохнуть.

2.Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. 

3.Он старался попасть в птиц и кур, тихо блуждающих в кустарнике, или в котов, мирно ловящих последние лучи осеннего солнца. 

4.А Валька наступил тяжёлым сапогом на очки, и одно стекло хрустнуло.

5.Когда он очнулся, лучи солнца радужным облачком клубились в доме и падали на портрет генерала Раевского.



4

Пунктуационные правила

Предложения

А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение причины.



Б) Между однородными членами предложения, соединёнными союзом И, запятая не ставится.



В) Между прямой речью и словами автора ставится двоеточие, если слова автора предшествуют прямой речи.

1.Весь городок был усыпан опавшими листьями: сады, дворы, тротуары, крыши домов.


2.А я ляпнула: «У тебя место свободное?»


3.Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея. 


4.Николай Николаевич с большим удивлением посмотрел на Ленку, отошёл от двери и сел на диван.


5.После кино я опять ждала: вот сейчас Димка расскажет про Маргариту



5

Пунктуационные правила

Предложения

А) Перед сочинительным противительным союзом, связывающим части сложносочинённого предложения, ставится запятая.



Б) Между прямой речью и словами автора ставится тире, если слова автора следуют за прямой речью.



В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

1.В одной руке она держала классный журнал, а в другой – свёрток в цветном полиэтиленовом мешочке.

2.«А как же иначе?» – подумал он и поехал в родные края.

3.Он вначале бежал быстро, решительно, потом почему-то пошёл медленно, а потом вовсе потащился…

4.Раньше лицо у неё бывало добрым, милым, отчаянным, жалким, а теперь оно было вдохновенно-решительным.

5.В класс вошла Маргарита Ивановна, удивлённо посмотрела на доску – от её объявления осталась только подпись, две буквы: «М. П.»



6

Пунктуационные правила

Предложения

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.




Б) Между частями сложного предложения с подчинительной связью ставится запятая.



В) Распространённые и одиночные приложения, стоящие после имени собственного, обособляются.

1.Старый паром вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к древним могучим ветлам, чтобы его не унёс неудержимый весенний разлив.

2.А Маргарита Ивановна, не замечая никого, весёлой походкой пересекла сквер и склонилась к окошку кассы речного пароходства.

3.С тех пор прошло несколько лет, и Николай Николаевич забыл про свои болезни. 

4.Николай Николаевич Бессольцев, Ленкин дед, уже несколько лет жил в собственном доме в старом русском городке на берегу Оки.

5.Происшествие, так поразившее Ленку, выбросило её из кровати, и она, как была, в ночной рубахе, выскочила на улицу.



7

Пунктуационные правила

Предложения

А) Перед сочинительным соединительным союзом И, связывающим части сложносочинённого предложения, ставится запятая.



Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.



В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. 



1.Потом Димкины гости вышли на улицу, и Ленка услышала их возбуждённые голоса.


2.Потом, наскоро позавтракав, отключили электричество и газ, перекрыли воду в садовой колонке и закрыли все двери на замки. 


3.Она ничего этого не заметила, потому что глаза её видели только Николая Николаевича, стоявшего к ней спиной на лестнице-стремянке и заколачивающего окна дома.


4.Холодно, пронзительный осенний ветер рвёт на нём куртку, в лицо хлещет дождь… 


5.Она кидала в чемодан одну вещь за другой, потому что сборы эти были для неё спасением.



Использованные ресурсы:

https://nukadeti.ru/rasskazy/chuchelo

https://rustutors.ru/oge/teoryoge/1991-sintaksicheskij-analiz-slovosochetanija-zadanie-4-ogje-po-russkomu-jazyku.html




КЛЮЧ:

1) 534

2) 532

3) 541

4) 342

5) 421

6) 514

7) 134



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественный ресурс,Юлия Васильевна! Не любят мои детки это задание!!

4
5 June

Спасибо за добрые слова, Марина Юрьевна! ::smile31::

2
6 June

Юлия Васильевна, спасибо за идею! И текст повторить можно, и ИВС вспомнить.

2
11 June

Вам спасибо, Галина Геннадьевна, за внимание!::smile64::

2
11 June