Учебно-дидактические материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку (ЗАДАНИЕ № 4. Соответствие между пунктуационным правилом и примером)

Учебно-дидактические материалы для подготовки к ОГЭ по русскому языку
(ЗАДАНИЕ № 4. Соответствие между пунктуационным правилом и примером)
Пояснительная записка.
При разработке тренировочного материала использованы предложения из повести В. Железникова «Чучело».
Задание проверяет умение устанавливать соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.
Образовательные цели:
- выявить уровень знаний учеников по некоторым пунктуационным правилам (запятые в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами, в сложных предложениях, тире в неполном предложении, БСП и др.)
- определить области, которые требуют дополнительного изучения и закрепления.
Задачи:
Развивающие:
- развивать познавательные способности;
- развивать внимание, память
Воспитательные:
- воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся
Предмет: русский язык
Рекомендуемый класс / возраст - обучающиеся 8 - 9 классов / 14-15 лет
Требуемые для работы знания и умения:
- совершенствование и закрепление пунктуационных навыков и умений, выявление и анализ собственных пунктуационных ошибок
Ожидаемые результаты:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- различать функции знаков препинания;
- правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным, деепричастным оборотом;
- применять правила постановки знаков препинания в сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных сложных предложениях;
- применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
- применять правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами, обращениями и проч.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- владеть разными способами самоконтроля и рефлексии;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в таблицах и др.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации
ЗАДАНИЕ
Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
№ 1
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим Б) Обращение обособляется. В) Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятыми, если между ними установлены смысловые отношения одновременности. | 1.Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал… 2.Многочисленные пауки и паучки, не обращая на него внимания, продолжали свою кропотливую искусную работу. 3.«Дедушка, дай мне, пожалуйста, денег на билет,» – жалобно перебила Ленка. 4.Попов посмотрел на Шмакову, его круглая курносая физиономия приобрела жалобное выражение. 5.И даже небольшая площадь, именуемая главной, расположенная между универмагом, бывшим собором и магазином «Хозтовары», сплошь была покрыта сухим и ломким листом. |
№ 2
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Запятая ставится между однородными членами предложения перед противительными союзами. В) Вводные слова выделяются запятыми. | 1.Ленка, не обращая внимания на дедушку, продолжала лихорадочно собираться. 2.За это дети дразнили его «заплаточником», но, кажется, он их даже не замечал. 3.Николай Николаевич думал о разном, но каждый раз возвращался к своей тайной мечте. 4.Мальчик лежал на спине, слегка подогнув ноги, вытянув руки вдоль тела и склонив голову к плечу. 5.В это время появился Николай Николаевич, увидел Ленку и ребят, прыгающих вокруг неё. |
№ 3
Пунктуационные правила | Предложения |
А) В составе сложноподчинённого предложения придаточная часть отделяется от главной запятой. Б) Между частями сложного предложения с сочинительной связью ставится запятая. В) Обстоятельства, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. | 1.Несметными стаями носились они [грачи]над городком, криками сгоняя с деревьев ленивых птенцов, присевших не вовремя отдохнуть. 2.Николай Николаевич медленно опустился в кресло, откинулся на мягкую спинку, облокотился на подлокотники и просидел так неизвестно сколько времени. 3.Он старался попасть в птиц и кур, тихо блуждающих в кустарнике, или в котов, мирно ловящих последние лучи осеннего солнца. 4.А Валька наступил тяжёлым сапогом на очки, и одно стекло хрустнуло. 5.Когда он очнулся, лучи солнца радужным облачком клубились в доме и падали на портрет генерала Раевского. |
№ 4
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение причины. Б) Между однородными членами предложения, соединёнными союзом И, запятая не ставится. В) Между прямой речью и словами автора ставится двоеточие, если слова автора предшествуют прямой речи. | 1.Весь городок был усыпан опавшими листьями: сады, дворы, тротуары, крыши домов. 2.А я ляпнула: «У тебя место свободное?» 3.Он попробовал сделать шаг, но поскользнулся и еле устоял: пол был покрыт тонким слоем лёгкого инея. 4.Николай Николаевич с большим удивлением посмотрел на Ленку, отошёл от двери и сел на диван. 5.После кино я опять ждала: вот сейчас Димка расскажет про Маргариту … |
№ 5
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Перед сочинительным противительным союзом, связывающим части сложносочинённого предложения, ставится запятая. Б) Между прямой речью и словами автора ставится тире, если слова автора следуют за прямой речью. В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире. | 1.В одной руке она держала классный журнал, а в другой – свёрток в цветном полиэтиленовом мешочке. 2.«А как же иначе?» – подумал он и поехал в родные края. 3.Он вначале бежал быстро, решительно, потом почему-то пошёл медленно, а потом вовсе потащился… 4.Раньше лицо у неё бывало добрым, милым, отчаянным, жалким, а теперь оно было вдохновенно-решительным. 5.В класс вошла Маргарита Ивановна, удивлённо посмотрела на доску – от её объявления осталась только подпись, две буквы: «М. П.» |
№ 6
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между частями сложного предложения с подчинительной связью ставится запятая. В) Распространённые и одиночные приложения, стоящие после имени собственного, обособляются. | 1.Старый паром вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к древним могучим ветлам, чтобы его не унёс неудержимый весенний разлив. 2.А Маргарита Ивановна, не замечая никого, весёлой походкой пересекла сквер и склонилась к окошку кассы речного пароходства. 3.С тех пор прошло несколько лет, и Николай Николаевич забыл про свои болезни. 4.Николай Николаевич Бессольцев, Ленкин дед, уже несколько лет жил в собственном доме в старом русском городке на берегу Оки. 5.Происшествие, так поразившее Ленку, выбросило её из кровати, и она, как была, в ночной рубахе, выскочила на улицу. |
№ 7
Пунктуационные правила | Предложения |
А) Перед сочинительным соединительным союзом И, связывающим части сложносочинённого предложения, ставится запятая. Б) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. | 1.Потом Димкины гости вышли на улицу, и Ленка услышала их возбуждённые голоса. 2.Потом, наскоро позавтракав, отключили электричество и газ, перекрыли воду в садовой колонке и закрыли все двери на замки. 3.Она ничего этого не заметила, потому что глаза её видели только Николая Николаевича, стоявшего к ней спиной на лестнице-стремянке и заколачивающего окна дома. 4.Холодно, пронзительный осенний ветер рвёт на нём куртку, в лицо хлещет дождь… 5.Она кидала в чемодан одну вещь за другой, потому что сборы эти были для неё спасением. |
Использованные ресурсы:
https://nukadeti.ru/rasskazy/chuchelo
КЛЮЧ:
1) 534
2) 532
3) 541
4) 342
5) 421
6) 514
7) 134
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Селиванова Галина Геннадьевна
Юлия Васильевна Воробьева