Учебно-дидактический материал по русскому языку «Правописание НЕ с различными частями речи» (5–11 класс)
Приложение. Вариант 1
DOCX / 25.09 Кб
/data/files/g1637484066.docx (Приложение. Вариант 1)
Приложение. Вариант 2
DOCX / 23.32 Кб
/data/files/t1637484085.docx (Приложение. Вариант 2)
Приложение. Материалы для учителя
DOCX / 19.93 Кб
/data/files/j1637484104.docx (Приложение. Материалы для учителя)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Георгиевская гимназия»,
г. Егорьевск
Учебно-дидактический материал по теме «Правописание НЕ с различными частями речи» для учащихся 5-11 классов и учителей русского языка
Пояснительная записка к дидактическому материалу
|
Автор разработки |
Учитель русского языка и литературы Жаркова Иоланта Юрьевна |
|
Образовательная организация |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Георгиевская гимназия», г. Егорьевск |
|
Предмет |
Русский язык |
|
Класс |
5-11 |
|
Тема системы уроков |
Правописание НЕ с различными частями речи. |
|
Подход к образовательной деятельности |
Системно-деятельностный подход. Индивидуальный подход. |
|
Возможные типы уроков |
Урок открытия нового знания; урок общеметодологической направленности; урок рефлексии; урок развивающего контроля. |
|
Возможные технологии уроков |
Здоровьесберегающие технологии; технология развития критического мышления; технология развивающего обучения; ИКТ-технология; игровая технология; модульная технология; технология интегрированного обучения; педагогика сотрудничества; технология уровневой дифференциации; групповые технологии. |
|
Цели использования данного дидактического материала |
Изучение, обобщение или систематизация орфографических правил русского языка; первичное закрепление или повторение учебного материала; выявление пробелов для дальнейшей коррекционной работы; формирование и развитие УУД. |
|
Задачи использования данного дидактического материала |
Обучающие: обеспечить системное усвоение, повторение, закрепление учебного материала. Развивающие: формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных). Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка; воспитание ценностного отношения к труду; развитие коммуникативных УУД. |
|
Формируемые УУД |
Личностные: развитие самостоятельности в учении, уважения к труду. Познавательные: развитие орфографической зоркости; отработка и совершенствование навыков правописания. Регулятивные: развитие внимания; определение целей и пути их достижения; самоконтроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: индивидуальная работа; развитие ИКТ-компетенций. |
|
Учебно-методический комплекс |
Учитель работает по линейке учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. Дидактический материал подойдет для любого УМК. |
|
Оборудование |
Электронная доска, компьютер или смартфон с выходом в Интернет, принтер для печати материалов. Образовательный портал мультимедийных интерактивных упражнений Learning.Apps.org. |
Если учитель с учащимися на протяжении изучения предмета создает и ведет справочник, то работу с данным дидактическим материалом можно начать в 5 классе и дополнять по мере изучения правописания НЕ с различными частями речи. Так, работая с данным дидактическим материалом, для учащихся с высоким уровнем интереса к предмету мы создаем «зону ближайшего развития», о которой в своих работах писал Л. С. Выготский, в соответствии с требованиями индивидуального и системно-деятельностного подходов. Учащимся с низким уровнем интереса к предмету выполнение интерактивных упражнений с возможностью самопроверки создадут психологический комфорт, так как в приложении не выставляются отметки.
Учебно-дидактический материал
Таблица «Правописание НЕ с различными частями речи»
Вариант 1 (*для учащихся с низким уровнем самостоятельности).
Задание. Изучи содержание граф 1, 2, 3. Обозначь орфограмму. 1) Выдели морфему, в которой находится НЕ. 2) Двумя чертами подчеркни причину слитного или раздельного написания. Сформулируй и запиши правило. Воспользовавшись QR-кодом и смартфоном, выполни интерактивное упражнение и проверь себя.
|
1. |
2. |
3. |
4. |
|
Часть речи. |
Раздельно. |
Слитно. |
QR-код и ссылка на интерактивное упражнение. |
|
1. Имя суще-стви-тельное. |
1. Есть противопоставление с союзом «а»: не правда, а ложь.
2. Впереди есть слова: вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… ничто не… нисколько не… : Вовсе не болезнь сразила его.
|
1. Не употребляется без НЕ: невольник, неряха.
2. Можно заменить синонимом без НЕ: неправда = ложь. |
|
|
2. Полные прилага-тельные.
Краткие прилага-тельные.
Наречия на –О, –Е. |
1. Есть противопоставление с союзом «а»: не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо.
2. Впереди есть слова: вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… ничто не… нисколько не… : вовсе не правдивый рассказ.
3. Относительные и притяжательные прилагательные: не овечья шкура, не мамино пальто.
|
1. Не употребляется без НЕ: ненастный, ненастно.
2. Можно заменить синонимом без НЕ:
неправдивый=лживый, неправдив = лжив, неправдиво = лживо.
|
|
|
3. Полные прича-стия. |
1. У причастия есть зависимое слово: не решённый мной пример.
2. Есть противопоставление с союзом «а»: не решённый, а списанный пример. |
1. Не употребляется без НЕ: недоумевающий.
2. Нет зависимого слова: нерешённый пример.
3. Нет противопоставления с союзом «а». |
|
|
4. Краткие прича-стия. |
Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены. |
_______ |
|
|
5. Глагол. |
1. Если употребляется без НЕ– : не было, не мог.
2. Значение незаконченного действия: не доел суп, не дочитал главу. |
1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ– : ненавидеть, негодовать.
2. С приставкой НЕДО– (т.е. выполнено меньше ста процентов, меньше нормы): недобрать баллов, недостаёт красок. |
|
|
6. Деепри-частие. |
Если употребляется без НЕ: не зная, не думая. |
Если не употребляется без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая. |
|
*Синим цветом обозначен тот материал, который учителю из таблицы следует удалить. Учащийся должен самостоятельно заполнить таблицу (сформулировать правила), воспользовавшись материалами учебника и примерами таблицы.
Таблица «Правописание НЕ с различными частями речи»
Вариант 2 (*для учащихся с высоким уровнем самостоятельности).
Задание. Изучи содержание параграфа учебника по теме «Правописание НЕ». Во 2 и 3 графы впиши условия раздельного и слитного правописания НЕ с частями речи. Для самоконтроля выполни интерактивные упражнения, воспользовавшись смартфоном и QR-кодом из 4 графы.
|
1. |
2. |
3. |
4. |
|
Часть речи. |
Раздельно. |
Слитно. |
QR-код и ссылка на интерактивное упражнение. |
|
1. Имя суще-стви-тельное.
|
1. Есть противопоставление с союзом «а»: не правда, а ложь.
2. Впереди есть слова: вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… ничто не… нисколько не… : Вовсе не болезнь сразила его.
|
1. Не употребляется без НЕ: невольник, неряха.
2. Можно заменить синонимом без НЕ: неправда = ложь. |
|
|
2. Полные прилага-тельные.
Краткие прилага-тельные.
Наречия на –О, –Е. |
1. Есть противопоставление с союзом «а»: не правдивый, а лживый; не правдив, а лжив; не правдиво, а лживо.
2. Впереди есть слова: вовсе не… отнюдь не… ничуть не… далеко не… никогда не… ничто не… нисколько не… : вовсе не правдивый рассказ.
3. Относительные и притяжательные прилагательные: не овечья шкура, не мамино пальто.
|
1. Не употребляется без НЕ: ненастный, ненастно.
2. Можно заменить синонимом без НЕ:
неправдивый=лживый, неправдив = лжив, неправдиво = лживо.
|
|
|
3. Полные прича-стия. |
1. У причастия есть зависимое слово: не решённый мной пример.
2. Есть противопоставление с союзом «а»: не решённый, а списанный пример. |
1. Не употребляется без НЕ: недоумевающий.
2. Нет зависимого слова: нерешённый пример.
3. Нет противопоставления с союзом «а». |
|
|
4. Краткие прича-стия.
|
Всегда раздельно: рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены. |
_______ |
|
|
5. Глагол. |
1. Если употребляется без НЕ– : не было, не мог.
2. Значение незаконченного действия: не доел суп, не дочитал главу. |
1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ– : ненавидеть, негодовать.
2. С приставкой НЕДО– (т.е. выполнено меньше ста процентов, меньше нормы): недобрать баллов, недостаёт красок. |
|
|
6. Деепри-частие. |
Если употребляется без НЕ: не зная, не думая. |
Если не употребляется без НЕ: ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая. |
|
*Синим цветом обозначен тот материал, который учителю из таблицы следует удалить.
Учащийся должен самостоятельно заполнить таблицу (сформулировать правила, привести примеры), воспользовавшись материалами учебника или по памяти.
Материалы для учителя
|
Часть речи |
QR-код и ссылка на интерактивное упражнение. |
|
1. Имя существительное.
|
|
|
2. Полные прилагательные.
Краткие прилагательные.
Наречия на –О, –Е. |
https://learningapps.org/watch?v=ptkewh5z221
|
|
3. Полные причастия.
|
|
|
4. Краткие причастия. |
|
|
5. Глагол. |
|
|
6. Деепричастие. |
|
Список использованной литературы
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Книга для учителя.
Кашапова Э.Н., Яковлева Е.В. Приемы работы с таблицей в обучении русскому языку. // Филологический класс – 2016. – №2(44). – С. 52 – 56.
Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1982 – Т. 1. – С. 384.
Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2009.
Подобедова Е.Ю. Использование таблиц на уроках русского языка. // https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/11/20/ispolzovanie-tablits-na-urokakh-russkogo-yazyka
6





Горбачёва Марина Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Суслопарова Людмила Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Реликт
Иоланта Юрьевна Жаркова
Селиванова Галина Геннадьевна