12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иоланта Юрьевна Жаркова2951
Окончила филологический факультет МПГУ (специалист, учитель); присвоена квалификация (степень) магистра по направлению подготовки "Педагогическое образование". Педагогический стаж с 2010г.
Россия, Московская обл., Егорьевск

Приложение. Вариант 1
DOCX / 25.09 Кб

/data/files/g1637484066.docx (Приложение. Вариант 1)


Приложение. Вариант 2
DOCX / 23.32 Кб

/data/files/t1637484085.docx (Приложение. Вариант 2)


Приложение. Материалы для учителя
DOCX / 19.93 Кб

/data/files/j1637484104.docx (Приложение. Материалы для учителя)

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Георгиевская гимназия»,

г. Егорьевск

Учебно-дидактический материал по теме «Правописание НЕ с различными частями речи» для учащихся 5-11 классов и учителей русского языка

Пояснительная записка к дидактическому материалу

 

Автор разработки

Учитель русского языка и литературы Жаркова Иоланта Юрьевна

Образовательная организация

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Георгиевская гимназия», г. Егорьевск

Предмет

Русский язык

Класс

5-11

Тема системы уроков

Правописание НЕ с различными частями речи.

Подход к образовательной деятельности

Системно-деятельностный подход. Индивидуальный подход.

Возможные типы уроков

Урок открытия нового знания; урок общеметодологической направленности; урок рефлексии; урок развивающего контроля.

Возможные технологии уроков

Здоровьесберегающие технологии; технология развития критического мышления; технология развивающего обучения; ИКТ-технология; игровая технология; модульная технология; технология интегрированного обучения; педагогика сотрудничества; технология уровневой дифференциации; групповые технологии.

Цели использования данного дидактического материала

Изучение, обобщение или систематизация орфографических правил русского языка; первичное закрепление или повторение учебного материала; выявление пробелов для дальнейшей коррекционной работы; формирование и развитие УУД.

Задачи использования данного дидактического материала

Обучающие: обеспечить системное усвоение, повторение, закрепление учебного материала.

Развивающие: формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

Воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка; воспитание ценностного отношения к труду; развитие коммуникативных УУД.

Формируемые УУД

Личностные: развитие самостоятельности в учении, уважения к труду.

Познавательные: развитие орфографической зоркости; отработка и совершенствование навыков правописания.

Регулятивные: развитие внимания; определение целей и пути их достижения; самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: индивидуальная работа; развитие ИКТ-компетенций.

Учебно-методический комплекс

Учитель работает по линейке учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.; науч. ред. Н. М. Шанский.

Дидактический материал подойдет для любого УМК.

Оборудование

Электронная доска, компьютер или смартфон с выходом в Интернет, принтер для печати материалов. Образовательный портал мультимедийных интерактивных упражнений Learning.Apps.org.

Если учитель с учащимися на протяжении изучения предмета создает и ведет справочник, то работу с данным дидактическим материалом можно начать в 5 классе и дополнять по мере изучения правописания НЕ с различными частями речи. Так, работая с данным дидактическим материалом, для учащихся с высоким уровнем интереса к предмету мы создаем «зону ближайшего развития», о которой в своих работах писал Л. С. Выготский, в соответствии с требованиями индивидуального и системно-деятельностного подходов. Учащимся с низким уровнем интереса к предмету выполнение интерактивных упражнений с возможностью самопроверки создадут психологический комфорт, так как в приложении не выставляются отметки.


 

Учебно-дидактический материал


 

Таблица «Правописание НЕ с различными частями речи»

Вариант 1 (*для учащихся с низким уровнем самостоятельности).

 

Задание. Изучи содержание граф 1, 2, 3. Обозначь орфограмму. 1) Выдели морфему, в которой находится НЕ. 2) Двумя чертами подчеркни причину слитного или раздельного написания. Сформулируй и запиши правило. Воспользовавшись QR-кодом и смартфоном, выполни интерактивное упражнение и проверь себя.

1.

2.

3.

4.

Часть речи.

Раздельно.

Слитно.

QR-код и ссылка

на интерактивное упражнение.

1. Имя суще-стви-тельное.

1. Есть противопоставление

с союзом «а»:

не правда, а ложь.

 

2. Впереди есть слова:

вовсе не… отнюдь не…

ничуть не… далеко не…

никогда не… ничто не…

нисколько не… :

Вовсе не болезнь сразила его.

 

1. Не употребляется без НЕ: невольник, неряха.

 

2. Можно заменить синонимом без НЕ:

неправда = ложь.

 

t1637483962aa.png

2. Полные прилага-тельные.

 

Краткие прилага-тельные.

 

Наречия на –О,

Е.

1. Есть противопоставление с союзом «а»:

не правдивый, а лживый;

не правдив, а лжив;

не правдиво, а лживо.

 

2. Впереди есть слова:

вовсе не… отнюдь не…

ничуть не… далеко не…

никогда не… ничто не…

нисколько не… :

вовсе не правдивый рассказ.

 

3. Относительные и притяжательные прилагательные:

не овечья шкура, не мамино пальто.

 

1. Не употребляется без НЕ: ненастный, ненастно.

 

2. Можно заменить синонимом без НЕ:

 

неправдивый=лживый,

неправдив = лжив, неправдиво = лживо.

 

 

 

t1637483962ab.png

 

3. Полные прича-стия.

1. У причастия есть зависимое слово:

не решённый мной пример.

 

2. Есть противопоставление

с союзом «а»:

не решённый, а списанный пример.

1. Не употребляется без НЕ: недоумевающий.

 

2. Нет зависимого слова: нерешённый пример.

 

3. Нет противопоставления с союзом «а».

 

 

t1637483962ac.png

4. Краткие прича-стия.

Всегда раздельно:

рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены.

_______

5. Глагол.

1. Если употребляется без НЕ– :

не было, не мог.

 

2. Значение незаконченного действия:

не доел суп, не дочитал главу.

1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ– :

ненавидеть, негодовать.

 

2. С приставкой НЕДО–

(т.е. выполнено меньше ста процентов, меньше нормы): недобрать баллов, недостаёт красок.

 

t1637483962ad.png

 

6. Деепри-частие.

Если употребляется без НЕ:

не зная, не думая.

Если не употребляется без НЕ:

ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая.

 

t1637483962ae.png

 

 

*Синим цветом обозначен тот материал, который учителю из таблицы следует удалить. Учащийся должен самостоятельно заполнить таблицу (сформулировать правила), воспользовавшись материалами учебника и примерами таблицы.


 

Таблица «Правописание НЕ с различными частями речи»

Вариант 2 (*для учащихся с высоким уровнем самостоятельности).

 

Задание. Изучи содержание параграфа учебника по теме «Правописание НЕ». Во 2 и 3 графы впиши условия раздельного и слитного правописания НЕ с частями речи. Для самоконтроля выполни интерактивные упражнения, воспользовавшись смартфоном и QR-кодом из 4 графы.

1.

2.

3.

4.

Часть речи.

Раздельно.

Слитно.

QR-код и ссылка

на интерактивное упражнение.

1. Имя суще-стви-тельное.

 

 

 

 

 

1. Есть противопоставление

с союзом «а»:

не правда, а ложь.

 

2. Впереди есть слова:

вовсе не… отнюдь не…

ничуть не… далеко не…

никогда не… ничто не…

нисколько не… :

Вовсе не болезнь сразила его.

 

1. Не употребляется без НЕ: невольник, неряха.

 

2. Можно заменить синонимом без НЕ:

неправда = ложь.

 

t1637483962aa.png

 

2. Полные прилага-тельные.

 

Краткие прилага-тельные.

 

Наречия на –О,

Е.

1. Есть противопоставление с союзом «а»:

не правдивый, а лживый;

не правдив, а лжив;

не правдиво, а лживо.

 

2. Впереди есть слова:

вовсе не… отнюдь не…

ничуть не… далеко не…

никогда не… ничто не…

нисколько не… :

вовсе не правдивый рассказ.

 

3. Относительные и притяжательные прилагательные:

не овечья шкура, не мамино пальто.

 

1. Не употребляется без НЕ: ненастный, ненастно.

 

2. Можно заменить синонимом без НЕ:

 

неправдивый=лживый,

неправдив = лжив, неправдиво = лживо.

 

 

 

t1637483962ab.png

 

3. Полные прича-стия.

1. У причастия есть зависимое слово:

не решённый мной пример.

 

2. Есть противопоставление

с союзом «а»:

не решённый, а списанный пример.

1. Не употребляется без НЕ: недоумевающий.

 

2. Нет зависимого слова: нерешённый пример.

 

3. Нет противопоставления с союзом «а».

 

 

t1637483962ac.png

4. Краткие прича-стия.

 

Всегда раздельно:

рассказ не прочитан, поле не вспахано, тетради не проверены.

_______

5. Глагол.

1. Если употребляется без НЕ– :

не было, не мог.

 

2. Значение незаконченного действия:

не доел суп, не дочитал главу.

1. Слитно пишутся глаголы, не употребляющиеся без НЕ– :

ненавидеть, негодовать.

 

2. С приставкой НЕДО–

(т.е. выполнено меньше ста процентов, меньше нормы): недобрать баллов, недостаёт красок.

 

t1637483962ad.png

 

6. Деепри-частие.

Если употребляется без НЕ:

не зная, не думая.

Если не употребляется без НЕ:

ненавидя, неистовствуя, негодуя, недоумевая.

 

t1637483962ae.png

 

 

*Синим цветом обозначен тот материал, который учителю из таблицы следует удалить.

Учащийся должен самостоятельно заполнить таблицу (сформулировать правила, привести примеры), воспользовавшись материалами учебника или по памяти.

 

Материалы для учителя

Часть речи

QR-код и ссылка на интерактивное упражнение.

1. Имя существительное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1637483962aa.png

https://learningapps.org/watch?v=p087yphra21

2. Полные прилагательные.

 

Краткие прилагательные.

 

Наречия на –О,

Е.

 

t1637483962ab.png

https://learningapps.org/watch?v=ptkewh5z221

 

3. Полные причастия.

 

 

 

 

t1637483962ac.png

https://learningapps.org/watch?v=p322dwitv21

4. Краткие причастия.

5. Глагол.

 

t1637483962ad.png

https://learningapps.org/watch?v=pkjzmqwz321

6. Деепричастие.

 

t1637483962ae.png

https://learningapps.org/watch?v=p8iba1xfn21

 

Список использованной литературы

Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. Книга для учителя.

Кашапова Э.Н., Яковлева Е.В. Приемы работы с таблицей в обучении русскому языку. // Филологический класс – 2016. – №2(44). – С. 52 – 56.

Коменский Я.А. Избр. пед. соч.: в 2 т. – М., 1982 – Т. 1. – С. 384.

Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2009.

Подобедова Е.Ю. Использование таблиц на уроках русского языка. // https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/11/20/ispolzovanie-tablits-na-urokakh-russkogo-yazyka

6

 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 21.11.21 в 11:45 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезные материалы! Рада вас видеть, Иоланта Юрьевна! Подкину ссылки моим десятиклассникам!
Иоланта Юрьевна Жаркова, 21.11.21 в 11:48 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за внимание к работе! Буду только рада!
Горбачёва Марина Юрьевна, 08.12.21 в 19:22 1Ответить Пожаловаться
Примите поздравления! Новых побед вам!!!

Суслопарова Людмила Юрьевна, 08.12.21 в 19:24 2Ответить Пожаловаться
Поздравляю Вас с победой в конкурсе, Иоланта Юрьевна!

Трефилова Раиса Поликарповна, 09.12.21 в 16:23 1Ответить Пожаловаться
Иоланта Юрьевна, поздравляю Вас с победой во Всероссийском дистанционном конкурсе для учителей русского языка (литературы) на лучший дидактический материал к уроку!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.