Урок русского языка в 7 классе «Правописание НЕ с разными частями речи»
Пояснительная записка к презентации
DOCX / 43.08 Кб
Презентация к уроку "Правописание НЕ с разными частями речи"
PPTX / 1.95 Мб
Тема урока:
«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
Урок русского языка в 7 классе
Цели урока
Обучающие: обобщить, систематизировать и закрепить знания о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи.
Развивающие: создать условия для развития у школьников навыков логического мышления, навыков самоконтроля, самооценки через работу с оценочными листами; содействовать развитию связной устной и письменной речи учащихся(через устные ответы на вопросы и творческую работу), развитию воображения и образного восприятия.
Воспитательные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, толерантности через обсуждение текста.
Оборудование:
Раздаточный материал (карточки с заданиями для исследовательской работы, карточки с заданиями на этапе закрепления), оценочные листы, презентация, смайлики для оценки психологического состояния детей, памятка с критериями оценки на доске.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Ход урока.
I. Организационный этап. Приветствие детей.
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. На меня все посмотрели, Улыбнулись и присели. |
Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. |
- Здравствуйте, ребята! Напишите в тетрадях число, классная работа.
(слайд № 1)
II. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, к нам с просьбой обратился редактор одного детского литературного журнала. Дело в том, что он хочет познакомить юных читателей с творчеством замечательного русского писателем Юрия Яковлева и напечатать отрывок из его произведения. Но корректор неожиданно заболел, поэтому редактор просит нас о помощи. Поможем?
- А вы знаете, что делает корректор в журнале?
1. Лексическая работа.
Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. (слайд № 2)
- Значит, какими профессиональными навыками должен обладать корректор?
- Как вы теперь думаете, сможем помочь редактору? Справимся с заданием?
2. Постановка цели и задач урока.
- Посмотрите на текст, который будет написан в журнале.
- Над какой орфограммой нам придется поработать? (правописание НЕ с разными частями речи).
1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось. 3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов защищая слабых и обиженных. 6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами. 8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность. 10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других а он сердился на самого себя.
По Ю.Яковлеву |
- Значит, чтобы не подвести редактора, какую тему нам нужно повторить? («Правописание НЕ с разными частями речи») (слайд № 3)
- Чтобы успешно справиться с заданием, что необходимо сделать?
(Повторить правила правописания НЕ с разными частями речии применить их на практике).
III. Актуализация знаний.
- Повторение правил «НЕ с разными частями речи»( Игра «Ромашка»: ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме)
IV. Применение знаний и умений на практике.
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу корректор? (С чтения текста)
1. Чтение текста учителем.
2. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание НЕ с разными частями речи» и объясните их.
- А в это время на доске надо будет распределить эти слова в два столбика: слитное написание и раздельное?
3. Самопроверка(слайд № 4)
Ребята, мы сейчас проверим, как вы справились с первым этапом работы корректора. Внимательно слушаем ответы ребят у доски. Если у вас правильно написано слово, ставьте (+), если неправильно (-).
4. Оцените свою работу (слайд № 5)
V. Обобщение и систематизация знаний
- Ребята, чтобы правильно написать не с разными частями речи, вы каждый раз начинаете вспоминать нужное правило. А давайте мы с вами подумаем, есть ли что-то общее в написании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями? Для этого вы можете воспользоваться материалом на другой стороне листочка.
На экране отражаются выводы учащихся.
Слайд № 6: Слова любой части речи с НЕ пишутся слитно, если они не употребляются без НЕ
Слайд № 7: Существительные и прилагательные с НЕ пишутся слитно, если можно подобрать синоним без НЕ.
Слайд № 8: Не с глаголами, деепричастиями, с краткими причастиями пишется раздельно.
Слайд № 9: Существительные, прилагательные, причастия пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом А.
Если учащиеся будут испытывать затруднения при обобщении материала, они могут обратиться к упражнениям, данным в приложении.
Попутно (если в этом есть необходимость), представив слайды 10, 11, повторить правописание НЕ с причастиями и местоимениями.
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Правила правописания НЕ с разными частями речи - одни из самых трудных. Знание этих правил вам также поможет справиться с заданием ЕГЭ в 11 классе. Вот как оно выглядит: (слайд 12)
ЕГЭ Задание12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ. 2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт. 3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду. 4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра. 5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день. Ответ: ___________________________.
|
ЕГЭ Задание 12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ. 2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ. 3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА. 4. Новая книга оказалась (НЕ)УДАЧНОЙ. 5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.
Ответ: ___________________________.
|
6) Выполните эти задания. Запишите слова в тетрадь.
7) Самопроверка (слайд № 13, 14)
Итак, с первым этапом работы корректора мы справились хорошо, также повторили правила правописания НЕ с разными частями речи и систематизировали их.
VII. Пунктуационный разбор.
- Можно возвращать текст редактору?
- Тогда расставьте знаки препинания?
Самопроверка выполненного задания (слайды № 15, 16).
3 ученика работают у доски, составляют схемы предложений (3, 5, 11).
3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой (не)красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря.
5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов защищая слабых и обиженных.
11)Обычно (не)удачники сердятся на других а он сердился на самого себя.
Оцените свою работу (все правильно - «5», пропустили 1 ошибку - «4», 2 ошибки - «3».
9. Работа с текстом. Беседа.
- Как вы считаете, справились мы с заданием редактора? Довольны своей работой? Можно в таком виде помещать статью в журнале? (Нет заголовка).
- Вспомним, что может быть отражено в заглавии? (Тема текста или основная мысль).
- Какова тема текста.
- Лексическая работа (значение слова «тюфяк») - слайд № 16
Толковый словарь Ожегова
ТЮФЯК, -а, м. I. Мешок, набитый сеном, чем-н. мягким и служащий матрасом. Соломенный т. 2. перен. О вялом, безвольном, медлительном человеке (прост.). II уменьш. тюфячок, -чка, м. (к 1 знач.). II прил. тюфячный, -ая, -ое (к 1 знач.)
Рыцарь, -я, м. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари-крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон-Кихоте, герое романа Сервантеса). 2. перен. Самоотверженный, благородный человек (высок.). Р. науки. Р. на час (о том, чьей самоотверженности, чьего благородства хватает ненадолго). * Рыцарь без страха и упрёка (высок.) — о смелом, во всём безупречном человеке. Рыцари плаща и кинжала (книжн.) — тайные грабители и убийцы. II прил. рыцарский, -ая, -ое. Рыцарские доспехи. Р. замок.
- Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена?
4) Как бы вы озаглавили этот текст? (слайд № 17)
5. Творческая работа.
- Ребята, мы не первый раз говорим об отношениях между подростками. Иногда эти отношения бывают очень жестокие. Вспомните, в каких произведениях поднимается эта проблема? Как зовут главных героев? Чему вы научились, прочитав эти произведения?
- Я предлагаю сейчас вам составить небольшой свод правил или советов, которые бы помогли вам жить со своими одноклассниками в согласии, чтобы между вами не было конфликтов, каждый из вас с удовольствием ходил бы в школу. Для составления этих правил вам нужно использовать слова с НЕ.
Например,
Не отвечай грубостью на грубость.
Можете использовать слова, выражения, предложенные вам на листочках: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение; (не)лицо, а душа.
Чтение правил.
- Я очень надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила в жизни.
- Как вы думаете, что произойдет с героем?
10. Подведение итогов и домашнее задание.
- Домашнее задание: прочитать рассказ «Рыцарь Вася».
- Кто себе поставил две «5» за первые задания, составляете словарный диктант на орфограмму «Правописание НЕ с разными частями речи»
- У кого «4»: выписать из рассказа 10 слов с орфограммой «Правописание НЕ с разными частями речи» и объяснить правописание этих слов.
- Оценки за урок вы ставили сегодня сами. Кто доволен своей оценкой? Кто недоволен?
- Удалось нам сегодня поработать в качестве корректора? Возможно, кому-то захотелось выбрать эту профессию?
- Дорисуйте смайлик, который у вас на столе так, чтобы он показывал ваше настроение, с которым вы уходите с урока. Я же очень рада нашей плодотворной работе.(слайд № 18)
Приложение
1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось. 3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов защищая слабых и обиженных. 6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами. 8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность. 10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других а он сердился на самого себя.
По Ю.Яковлеву |
ЕГЭ Задание12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ. 2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт. 3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду. 4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра. 5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день. Ответ: ___________________________.
|
ЕГЭ Задание 12
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. Никита гулял по улицам, ни о чём (НЕ)ДУМАЯ. 2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ. 3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА. 4. Новая книга оказалась (НЕ)УДАЧНОЙ. 5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.
Ответ: ___________________________.
|
№ 1Проявить (не)вежество, (не)забываемые дни, (не)ряшливый вид, (не)брежныйпо-черк,( не)навидеть врага, второй день (не)настья, долго(не)домогать, (не)взирая на опасность, (не)доумевающий взгляд, (не)годовать на себя, (не)сравненная красота.
№ 2(Не)точность в ответе, (не)опрятный на вид, ничуть (не)вкусная конфета, (не)приветливость в обращении, (не)серьезность характера, (не)дорогая вещь, терпеть (неправду), отнюдь (не)красивый поступок, далеко (не)красавица, вовсе (не)высокий дом.
№ 3(Не)хотел заниматься, (не) прочитал статью, (не)мог выполнить, (не)успев догнать, задача (не)решена, долго (не)считая , дверь (не)открыта, (не)услышал ответ, (не)заметив друга, дорога (не)вымощена.
№ 4Писали (не)легкий, а трудный диктант; (не)враг, а друг; (не) добрый, а злой; (не)законченное, а начатое собрание; (не)разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки; украшает человека (не)лень, а труд; (не)дорогая, но надежная палатка; (не)широкая, но глубокая река.
№ 5(Не)продуманный план, (не)продуманный вовремя план, (не)замеченная ошибка, (не)замеченная учителем ошибка, (не)отремонтированная лестница, (не)прекращавшийся всю ночь дождь, (не)забываемое впечатление, (не)видимый мной мир, (не)содержащая газов вода.
№ 6(Не)кому помочь в деле, (не)(с)(кем) поделиться мыслями, (ни)кто не замечает проблемы, получил (не)сколько писем, (ни)чего не узнал о друге, (не)(у)(кого)спросить задание, сегодня (ни)(о)(чем) не думал, (ни)сколько не удивился.
Творческое задание. Напиши несколько правил или советов, которые помогут тебе и твоим одноклассникам жить в согласии. Можно использовать следующие слова и словосочетания: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение; (не)лицо, а душа.