12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена49
Россия, Удмуртская респ., Ижевск
3

Урок русского языка в 7 классе «Правописание НЕ с разными частями речи»



Урок русского языка "Правописание НЕ с разными частями речи"
DOCX / 43.08 Кб

Презентация к уроку "Правописание НЕ с разными частями речи"
PPTX / 1.95 Мб

 

 

Тема урока:

 

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Урок русского языка  в 7 классе

 

Цели урока

 

Обучающие: обобщить, систематизировать и закрепить знания о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи.

Развивающие: создать условия для развития у школьников  навыков логического мышления, навыков самоконтроля, самооценки через работу с оценочными листами; содействовать развитию связной устной и письменной  речи учащихся(через устные ответы на вопросы и творческую работу), развитию воображения и образного восприятия.

Воспитательные: помочь учащимся осознать ценность совместной  деятельности, толерантности через обсуждение текста.

Оборудование:

Раздаточный материал (карточки с заданиями для исследовательской работы,  карточки с заданиями на этапе закрепления), оценочные листы, презентация, смайлики для оценки психологического состояния детей, памятка с критериями оценки на доске.

 

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

 

Ход урока.

I. Организационный этап. Приветствие детей.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись и присели.

Начинаем ровно в срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

- Здравствуйте, ребята! Напишите в тетрадях число, классная работа.

(слайд № 1)

II.  Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, к нам с просьбой обратился редактор одного детского литературного  журнала. Дело в том, что он хочет познакомить юных читателей с творчеством замечательного  русского писателем Юрия  Яковлева и напечатать отрывок из  его произведения. Но корректор неожиданно заболел, поэтому редактор просит нас  о помощи. Поможем?

- А вы знаете, что делает корректор в журнале?

1. Лексическая работа.

Корректор (от лат. corrector – исправитель) – это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. (слайд № 2)

- Значит, какими профессиональными навыками должен обладать корректор?

- Как вы теперь думаете, сможем помочь редактору? Справимся с заданием?

2. Постановка цели и задач урока.

  • Посмотрите на текст, который будет написан в журнале.
  • Над какой орфограммой нам придется  поработать?  (правописание НЕ с разными частями речи). 

     1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось.

    3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов  защищая слабых и обиженных.

    6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами.

    8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность.

    10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других  а он сердился на самого себя.

 

                                                                                                По Ю.Яковлеву

- Значит, чтобы не подвести редактора, какую тему нам нужно повторить? («Правописание НЕ с разными частями речи»)  (слайд № 3)

- Чтобы успешно справиться с заданием, что необходимо сделать?

(Повторить  правила правописания НЕ с разными частями речии применить их на практике).

III. Актуализация знаний.

  1. Повторение правил «НЕ с разными частями речи»( Игра «Ромашка»: ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме)

 

IV. Применение знаний и умений на практике.

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу корректор? (С чтения текста)

1. Чтение текста учителем.

2. Выпишите из текста слова с орфограммой «Правописание НЕ с разными частями речи» и объясните их.

- А в это время  на доске надо будет распределить эти слова в два столбика: слитное написание и раздельное?

3. Самопроверка(слайд № 4)

Ребята, мы сейчас проверим, как  вы справились с первым  этапом работы корректора. Внимательно слушаем ответы ребят у доски. Если у вас правильно написано слово, ставьте (+), если неправильно (-).

4. Оцените свою работу (слайд № 5)

V. Обобщение и систематизация знаний

- Ребята, чтобы правильно написать не с разными частями речи,  вы каждый раз начинаете вспоминать нужное правило. А давайте мы с вами подумаем, есть ли что-то общее в написании НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями и причастиями? Для этого вы можете воспользоваться материалом на другой стороне листочка.

На экране отражаются выводы учащихся.

Слайд № 6: Слова любой части речи с НЕ пишутся слитно, если они не употребляются без НЕ

Слайд № 7:  Существительные и прилагательные с НЕ пишутся слитно, если можно подобрать синоним  без НЕ.

Слайд № 8: Не с глаголами, деепричастиями, с краткими причастиями пишется раздельно.

Слайд № 9: Существительные, прилагательные, причастия пишутся раздельно, если есть противопоставление с союзом А.

Если учащиеся будут испытывать затруднения при обобщении материала, они могут обратиться к упражнениям, данным в приложении.

Попутно (если в этом есть необходимость),  представив слайды 10, 11, повторить правописание НЕ с причастиями и местоимениями.

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Правила правописания НЕ с разными частями речи - одни из самых трудных. Знание этих правил вам также поможет справиться с заданием ЕГЭ в 11 классе. Вот как оно выглядит: (слайд 12)

ЕГЭ                                       Задание12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

Ответ: ___________________________.

 

 

ЕГЭ                                    Задание 12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

1. Никита шёл по улицам всё прямо и ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась  (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

 

Ответ: ___________________________.

 

6) Выполните эти задания. Запишите слова в тетрадь.

7) Самопроверка (слайд № 13, 14)

Итак, с первым этапом работы корректора мы справились хорошо, также повторили правила правописания НЕ с разными частями речи и систематизировали их.

VII. Пунктуационный разбор.

- Можно возвращать текст редактору?

- Тогда расставьте знаки препинания?

Самопроверка  выполненного задания (слайды № 15, 16).

3 ученика работают у доски,  составляют схемы предложений (3, 5, 11).

  3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой (не)красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря.

5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов  защищая слабых и обиженных.

11)Обычно (не)удачники сердятся на других  а он сердился на самого себя.

Оцените свою работу (все правильно - «5», пропустили 1 ошибку  - «4», 2 ошибки - «3».

9. Работа с текстом. Беседа.

- Как вы считаете, справились мы с заданием редактора?  Довольны своей работой? Можно в таком виде помещать статью в журнале? (Нет заголовка).

- Вспомним, что может быть отражено в заглавии? (Тема текста или основная мысль).

  1. Какова тема текста.
  2. Лексическая работа (значение слова «тюфяк») - слайд № 16

 

Толковый словарь Ожегова

 

ТЮФЯК, -а, м. I. Мешок, набитый сеном, чем-н. мягким и служащий матрасом. Соломенный т. 2. перен. О вялом, безвольном, медлительном человеке (прост.). II уменьш. тюфячок, -чка, м. (к 1 знач.). II прил. тюфячный, -ая, -ое (к 1 знач.)

Рыцарь, -я, м. 1. В средневековой Европе: феодал, тяжело вооружённый конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. Р. со своим оруженосцем. Рыцари-крестоносцы. Турнир рыцарей. Р. печального образа (о Дон-Кихоте, герое романа Сервантеса). 2. перен. Самоотверженный, благородный человек (высок.). Р. науки. Р. на час (о том, чьей самоотверженности, чьего благородства хватает ненадолго). * Рыцарь без страха и упрёка (высок.) — о смелом, во всём безупречном человеке. Рыцари плаща и кинжала (книжн.) — тайные грабители и убийцы. II прил. рыцарский, -ая, -ое. Рыцарские доспехи. Р. замок.

  1. Какова основная мысль текста? В каком предложении она выражена?

 4) Как бы  вы озаглавили этот текст? (слайд № 17)

5. Творческая работа.

- Ребята, мы не первый раз говорим об отношениях между подростками. Иногда эти отношения бывают очень жестокие. Вспомните, в каких произведениях поднимается эта проблема? Как зовут главных героев? Чему вы научились, прочитав эти произведения?

- Я предлагаю сейчас вам составить небольшой свод правил или советов, которые бы помогли вам жить со своими одноклассниками в согласии, чтобы между вами не было конфликтов,  каждый из вас с удовольствием ходил бы  в школу. Для составления этих правил вам нужно использовать слова с НЕ.

Например,

Не отвечай грубостью на грубость.

Можете использовать слова, выражения, предложенные вам на листочках: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй  (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение;  (не)лицо, а душа.

Чтение правил.

- Я очень надеюсь, что вы будете соблюдать эти правила в жизни.

- Как вы думаете, что произойдет с героем?

10. Подведение итогов и домашнее задание.

  • Домашнее задание: прочитать рассказ «Рыцарь Вася».
  • Кто себе поставил две «5» за первые задания, составляете словарный диктант на орфограмму  «Правописание НЕ с разными частями речи»
  • У кого «4»:  выписать из рассказа 10 слов с орфограммой «Правописание НЕ с разными частями речи» и объяснить правописание этих слов.

 

  1.  
  • Оценки за урок вы ставили сегодня сами. Кто доволен своей оценкой? Кто недоволен?
  • Удалось нам сегодня поработать в качестве корректора? Возможно, кому-то захотелось выбрать эту профессию?
  • Дорисуйте смайлик, который у вас на столе так, чтобы он показывал ваше    настроение, с которым вы уходите с урока. Я же очень рада нашей плодотворной работе.(слайд № 18)

 

Приложение

     1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность (не)поворотливость и (не)ловкость. 2)У него все валилось, из рук все (не)ладилось.

    3)(Ни)кто (не)догадывался что под этой не красивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. 4)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме, на белом коне с раздувающимися ноздрями. 5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов  защищая слабых и обиженных.

    6)В мечтах из толстого и косолапого он становился стройным и гибким, а в движениях появлялась ловкость и сноровка. 7)Все его (не)достатки мгновенно пропадали под блестящими доспехами.

    8)Но стоило ему подойти к зеркалу, как все возвращалось на место. 9)В эти минуты он (не)навидел себя за (не)подходящую для рыцаря внешность.

    10)Он привык к судьбе (не)удачника. 11)Обычно (не)удачники сердятся на других  а он сердился на самого себя.

 

                                                                                                По Ю.Яковлеву

 

ЕГЭ                                       Задание12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ.

2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт.

3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду.

4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра.

5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.

Ответ: ___________________________.

 

 

ЕГЭ                                    Задание 12

 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

1. Никита гулял по улицам,  ни о чём (НЕ)ДУМАЯ.

2. Список книг оказался далеко (НЕ)ПОЛНЫЙ.

3. Большая часть травы на лугу ещё (НЕ)СКОШЕНА.

4. Новая книга оказалась  (НЕ)УДАЧНОЙ.

5. Времени всегда катастрофически (НЕ)ХВАТАЕТ.

 

Ответ: ___________________________.

 

 

№ 1Проявить (не)вежество, (не)забываемые дни, (не)ряшливый вид, (не)брежныйпо-черк,( не)навидеть врага, второй день (не)настья, долго(не)домогать, (не)взирая на опасность, (не)доумевающий взгляд, (не)годовать на себя, (не)сравненная красота.

№ 2(Не)точность в ответе, (не)опрятный на вид, ничуть (не)вкусная конфета, (не)приветливость в обращении,  (не)серьезность характера, (не)дорогая вещь, терпеть (неправду), отнюдь (не)красивый поступок, далеко (не)красавица, вовсе (не)высокий дом.

№ 3(Не)хотел заниматься, (не) прочитал статью, (не)мог выполнить, (не)успев догнать, задача (не)решена, долго (не)считая , дверь (не)открыта, (не)услышал ответ,  (не)заметив друга, дорога (не)вымощена.

№ 4Писали (не)легкий, а трудный диктант; (не)враг, а друг; (не) добрый, а злой; (не)законченное, а начатое собрание; (не)разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки; украшает человека (не)лень, а труд; (не)дорогая, но надежная палатка; (не)широкая, но глубокая река.

№ 5(Не)продуманный план, (не)продуманный вовремя план, (не)замеченная ошибка, (не)замеченная учителем ошибка, (не)отремонтированная лестница, (не)прекращавшийся всю ночь дождь, (не)забываемое впечатление, (не)видимый мной мир, (не)содержащая газов вода.

№ 6(Не)кому помочь в деле, (не)(с)(кем) поделиться мыслями, (ни)кто не замечает проблемы, получил (не)сколько писем, (ни)чего не узнал о друге, (не)(у)(кого)спросить задание, сегодня (ни)(о)(чем) не думал, (ни)сколько не удивился.

Творческое задание. Напиши  несколько правил или советов, которые помогут тебе и твоим одноклассникам жить в согласии. Можно использовать следующие слова и словосочетания: (не) подумав; (не) отвечай; (не)оскорбляй, (не)вежа, (не)приветливое обращение; (не)знающий правил поведения; (не)доставляй  (не)приятности; (не)критикуй; (не)справедливая оценка; (не)равнодушное, а искреннее отношение;  (не)лицо, а душа.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.