Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Правописание "не" с разными частями речи»
МОУ СОШ №7 город Тверь
Учительрусского языка и литературы
Барданова Александра Васильевна
6 класс
Тема урока : «Правописание «не» с разными частями речи»
Учебник «Русский язык 6 класс»/М.М.Разумовская,С.И. Львова,
В.И.Капинос, В.В. Львов.
Тема: |
«Правописание «не» с разными частями речи». |
Тип урока: |
систематизация и обобщение знаний и умений. |
Цель урока: |
-систематизировать знания о написании «не» с разными частями речи; совершенствовать орфографические навыки написания «не» с разными частями речи. |
Планируемые результаты: |
1.Предметные: -систематизировать и обобщить правила правописания «не» с именами существительными, прилагательными и глаголами»; - развивать орфографическую зоркость; - развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку. 2. Метапредметные: - умение распознавать орфограммы и использовать орфографические правила на практике; -умение строить аргументированный ответ, приводить примеры; - формировать умение находить информацию в тексте; - учить анализировать, сравнивать и обобщать на основе фактов. 3. Личностные: - строить уважительные отношения с людьми - воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свою страну и язык. |
Задачи: |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: развитие интереса к русскому языку, как обучающему предмету; выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по данной теме; проверить умения и навыки в правописании не с разными частями речи. РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать смекалку и сообразительность; умение формулировать выводы; приобщать учеников к самостоятельной работе; развивать умение объяснять особенности,закономерности,анализировать,сопоставлять,сравнивать. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: продолжить воспитание коммуникативной компетенции; воспитывать дисциплинированность и собранность, ответственность, самостоятельность, аккуратность; создатьусловия, обеспечивающие воспитание интереса к истории родной страны. |
Технология: |
-обучение с использованием игровой технологии, с применением метапредметного подхода и ИКТ. |
Формы работы учащихся: |
фронтальная,индивидуальная. |
Оборудование: |
- проектор, интерактивная доска,презентация, школьная доска, книга В.П. Катаева «Сын полка», толковый словарь С.И.Ожегова, учебник «Русский язык 6 класс»/ М. М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов. |
Межпредметные связи: |
литература |
Структура и ход (конспект) урока
№№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Время (в мин.) |
1 |
Организационный этап.
|
Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. Сегодня мы повторим очень важную тему.А какую? Вы мне скажите сами. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность своего рабочего места.
|
0,5 |
2 |
Определение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
|
Посмотрите на слова, которые расположены на интерактивной доске. (Слайд 2)
Проанализируйте орфограммы в скобках и скажите какова тема сегодняшнего урока?
Обратите внимания на части речи? Все эти слова одной части речи? Правильно, они разные.
Какая же основная цель нашего урока? (Слайд 3)
Сегодня на уроке за каждый правильный ответ вы будете получать звездочки. И в конце урока те, кто набрали самое большое количество звёздочек, получат хороши оценки.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. |
Формулируют тему и основную цель урока.
Сегодня мы повторим тему: «Правописание «не» с разными частями речи».
Здесь присутствуют глаголы, существительные и прилагательные.
Нет, разных частей речи.
Основные цель урока: повторить орфограмму «Правописание «не» с именами существительными, прилагательными и глаголами»
Слушают учителя.
Записывают число и классную работу. |
2 |
3 |
Актуализация знаний.
|
Ребята, вспомним правила на тему: «Правописание «не» с разными частями речи».
С какими частями речи мы изучали правописание «не»?
А) с глаголами. Приведите примеры из упр.63(стр.26) учебника.
Б) с прилагательными. Приведите примеры из упр.67 (стр.28) учебника.
В) с существительными.
|
Теоретический материал о правописание «не» с разными частями речи.
«Не» с глаголами пишется всегда раздельно. Кроме глаголов, которые не употребляются без «не».Примеры: не чувствуешь, не опасаешься, ненавидеть, негодовать.
«Не» пишется слитно: -если слово не употребляется без не (ненастный день, неведомые страны, небрежный вид); -если «не» является приставкой и придаёт противоположный смысл (такое слово можно заменить синонимом без «не»: несмелый поступок(трусливый), незрелый человек(юный), неинтересный человек(скучный). «Не» пишется раздельно: -если является отрицательной частицей (свет не резкий, игра была не интересной) -если есть противопоставление с союзом а (не красивый, а безобразный; не внимательный, а рассеянный ученик).
Так же как и с прилагательными.
(Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают и формулируют определения основных понятий, правила написания «не» с разными частями речи. Находят в тексте упражнений примеры. Работают с учебником. Корректируют в случае необходимости ответы своих товарищей.)
|
5 |
4 |
Обобщение и систематизация знаний. |
Ребята, повторяя тему «Правописание «не» с разными частями речи». Мы с вами будем работать с фрагментами текста, предложениями, словосочетаниями, взятыми из повести Валентина Петровича Катаева «Сын полка». (Слайд 4) Вы знаете, что в 2020 году наша страна будет отмечать 75-летний юбилей победы нашего народа в Великой Отечественной войне. (Слайд 5). В повести Валентина Петровича Катаева рассказывается о мальчике Ване Солнцеве, который в годы войны потерял свою семью, и оставшись совершенно один, попал на батарею капитана Енакиева. Там мальчик увидел смелость и героизм красноармейцев в борьбе с фашистами за Великую победу. Впоследствии и он сам помогает советским солдатам в борьбе с немцами. 1. Работа с текстом. (Слайд 6) (Текст высвечен на интерактивную доску.) Дети, перед нами текст из этой повести. Читаем его. (Учитель выразительно зачитывает текст.)
Капитан Енакиев никогда больше (не)увидит своей семьи.(Не)счастная картина гибели жены и детей (не)покидала его. О трагедии рассказал его старый товарищ, который подробностей (не)передавал, но капитан и (не)расспрашивал. Поэтому (не)лёгкая судьба Вани Солнцева так взволновала его. По словам военного мальчика, Ваня «(не)показался» разведчикам, и это приводило его в (не)доумение*. Он (не)чувствовал,что его (не)долюбливали в отряде. Но почему же (не)назвали сыном полка? Ребята, о чём это текст?
Найдите слова с орфограммой «не» с разными частями речи, объясните правописание. (Учитель спрашивает по поднятой руке.)
-А теперь запишите эти слова в тетрадь, графически выделите эту орфограмму, указывая часть речи. (Слайд 6). (Артём будет записывать на доске, а ребята говорить ему слова из текста.)
Работа со словарём.
-Ребята, попробуйте объяснить лексическое значение слова со звёздочкой (недоумение). -А что нам говорит толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова?
-Маша, посмотри лексическое значение слова со звёздочкой в словаре. -Ребята, запомните, что самое точное и правильное толкование слова даёт нам словарь. -Так же в данном отрывке нам встречается слово «не показался»- это просторечное слово, которое употребляется в значении- не понравился.
2. Работа со словосочетаниями. (Словосочетания записаны на маленькой доске.)
-Переходим к следующему заданию. Посмотрите на доску. Образец: горькая неправда- не правда, а ложь . неплохой человек - (не плохой, а хороший человек); неинтересный собеседник – (не интересный, а скучный собеседник); неяркий свет - (не яркий ,а тусклый свет); недетский взгляд-( не детский, а взрослый).
-Оля, какое правило подтверждают эти примеры? Запишите по образцу.
|
Слушают учителя.
Читают текст.
Данный текст о человеке, который в годы войны потерял семью. Ваня тоже потерял родителей, война его обездолила, осиротила.
Поднимают руки, объясняют правописание орфограмм.
Выписывают слова с орфограммами, графически объясняют написание слов.
Объясняют лексическое значение слова недоумение (непонимание). Маша зачитывает толкование слова.
- Если нет противопоставления прилагательные с не пишутся слитно, если есть- раздельно. Записывают словосочетания, по образу выполняют задание. |
10,5
5 мин. |
|
|
3. Работа с предложением. (Предложение записано на доске.) Разведчик (не) хотел расставаться с Ваней и нежно пожал ему руку. Ребята перед вами на доске предложение. Запишите предложение в тетради, раскрывая скобки. Подчеркните грамматическую основу. (Один ученик выходит к доске) В каких словах вы видите изученные вами орфограммы? Графически покажите их. Давайте выполним синтаксический разбор этого предложения. Ребята охарактеризуйте это предложение? (Какое это предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ? Чем осложнено?)
4.Задание на интерактивной доске. (Слайд 8) Перед вами на интерактивной доске представлены словосочетания, которые разделены на 3 группы. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните свой выбор. Выполним это упражнение устно. (Учитель спрашивает по поднятой руке). 1) (не)приятельский пункт, (не)далёкое расположение, (не)оставляли сомнения. 2) (не)прерывный звук, (не)большой окопчик, (не)жданная новость. 3) (не)разборчивый почерк, (не)здоровый цвет лица, (не)взрачный вид.
|
Записывают предложение в тетради. Находят и называют изученные орфограммы.
Выполняют синтаксический разбор предложения.
Читают словосочетания, находят лишнее слово в каждом ряду. Объясняют свой выбор. |
6
3 |
|
|
5 .Задание на интерактивной доске.(Слайд 9) Переходим к следующему заданию. Ребята, прочитайте строфы из стихотворения А.Т.Твардовского «Я убит подо Ржевом». Найдите в них слова с орфограммой, которую мы сейчас повторяем «не» с разными частями речи. Выполним это задание письменно. Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, — Точно в пропасть с обрыва — И ни дна, ни покрышки. ……………………………. Нет, неправда! Задачи Той не выиграл враг. Нет же, нет! А иначе, Даже мертвому, — как? Ребята, какие слова вы нашли? Запишем их.
|
Читают строфы из стихотворения, называют слова с данной орфограммой. |
3
|
5 |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
|
6. Диктант. А теперь ребята, давайте обобщим тему, записывая и объясняя правописание слов «не» с разными частями речи. (Один ученик выполняет задание на доске остальные в тетради.)
Нетерпеливые движения (поспешные), танк неприятеля(врага), невинный взгляд (не употребл.),неинтересные места(скучные), нечеловеческое отчаяние в глазах (ужасное),небольшая площадка(маленькая),неглубокий овраг* (мелкий), не боялся трудностей.
Дети, объясните лексическое значение слова овраг*. |
Записывают под диктовку слова, в скобках дают объяснение.
Объясняют лексическое значение слова. Овраг*(яма).
|
6 |
6 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Ребята, а сейчас я вам раздам листочки со стихотворением Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста». Домашнее задание будет следующее: вам нужно будет выписать из данного стихотворения словосочетания, которые относятся к орфограмме « не с разными частями речи», и выполнить морфемный разбор слов с «не». (Слайд 10)
Записываем домашнее задание в дневники.
|
Записывают домашнее задание. |
2
|
7 |
Рефлексия (подведение итогов занятия)
|
Учитель вместе с детьми подсчитывает количество звёздочек, оценивает их деятельность, выставляет оценки.
Ребята, а сейчас бы я хотела послушать ваши мысли, с которыми вы уходите с нашего урока. Обратите внимание на нашу интерактивную доску. Продолжите данные высказывания (Слайд 11) Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… У меня получилось…
Учитель благодарит ребят за работу на уроке. (Слайд 12)
|
Дети считают звёздочки. Слушают учителя, выставляют оценки в дневники.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
|
2 |