Конспект занятие по русскому языку на тему «НЕ с прилагательными» (6 класс)
Тема учебного занятия: слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. 6 класс
Цель: -формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными;
-систематизация знаний о правописании НЕ с существительными;
- активизация познавательной деятельность учащихся, развитие мыслительных процессов;
- формирование мотивации к речевому самосовершенствованию.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: обучающийся научиться правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.
Метапредметные: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить рассуждения.
Учебник «Русский язык» 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД | ||||
I. Мотивация | . За окном денёк НЕНАСТНЫЙ, Почему чтение стихотворения вызвало у вас улыбку? К какой части речи относятся выделенные слова? Почему? | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) | ||||
Целеполагание | Как вы считаете, что нужно знать, чтобы не попадать впросак с написанием имен прилагательных.? Каким образом можно сформулировать цель нашего урока? | Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь самостоятельно определять и формулировать познавательную цель для изучения и предполагать свои действия. (Регулятивные УУД). | ||||
Актуализация знаний | На слайде демонстрируются слова и словосочетания: такая (не)лепость говорил (не)правду (не)верность в дружбе осеннее (не)настье выразил (не)доверие (не)приятель, а просто знакомый Раскройте скобки и объясните правописание подчеркнутых слов. Можно ли от существительных, с которыми мы сейчас работали, образовать имена прилагательные? Образуйте их. Понятно ли вам было написание не с прилагательными? | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). | ||||
Открытие новых знаний. | Работа с текстом.1. Внимательно прочитайте текст. ( Приложение № 1) 2.Определите тему текста 3. Определите главную мысль текста. 4.К какому типу речи вы отнесете текст. Почему? Работа в парах. Учебная задача: 1. Опираясь на знания о написании не с существительными, попробуйте объяснить, почему одни прилагательные пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно. В случае затруднения обращаемся к учебнику, П 62. 2.На основании ваших наблюдений, составьте в тетради таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», теоретические положения подтвердите примерами из текста 3. Расскажите друг другу о слитном и раздельном написании НЕ с полными и краткими именами прилагательными. В случае затруднения обратитесь к П.62
| Анализировать текст по функционально –смысловым типам речи. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативное УУД)
| ||||
Практический этап современного урока. | Работа в парах. Решение тестов. (Приложение №2) Затем ребята обмениваются работами и проверяют друг друга по критериям. Затем сдают тесты. Упр.356- комментированное письмо | Выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи (Познавательные УУД). Принимать и удерживать учебную задачу (Регулятивные УУД) | ||||
Рефлексия | На слайде: перед вами словосочетания, в которых допущены ошибки. Задание: исправьте ошибки, свои ответы аргументируйте ответ. Не брежный почерк Несладкий чай Вовсе непривлекательный человек Очень не красивый Не мелкая, а глубокая река Ребенок не здоров Не замысловатые постройки Не дорогой, но удобный портфель Не учтивый человек Ничуть неинтересный фильм Некаменный дом Невысокий, но худой Река неглубока | Уметь проговаривать последовательность действий на учебном занятии; высказывать своё предположение; уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). | ||||
Этап контроля и оценивая. | 1.Прием «Сорбонка» На карточке с одной стороны записан вопрос, с другой ответ. Ученик отвечает и тут же проверяет себя. (Приложение 3) Прием критериального оценивания: «Закончи предложение» Прошу ответить на вопрос: «Какие знания вы сегодня получили?», начав ответ со слов (на слайде) «Я узнал», «Я теперь знаю..», «Мне было интересно..», «Я хочу узнать…» - Мне очень понравилась работа таких учеников как……. - У вас получилось сберечь время, ведь его не вернёшь, не наверстаешь, а всё, чему вы научились сегодня, обязательно пригодится. Дом задание: П 62 Упр. 358.Дополнительно: используя ресурсы интернет, подготовить сообщения о Беринге, Петре I | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) | ||||
| | |
Приложение 1.
Один из безызвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей. Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана шестидесятипушечного корабля. Непривычное русскому слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя – Беринг. В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело – плыть к неведомым берегам Камчатки. Целый год готовились: поход был неблизок.
Приложение 2. Тест.
1.Не с прилагательными пишется слитно:
если слово не употребляется без не-;
если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
если в предложении есть противопоставление с союзом а.
2.Слово не употребляется без не- в предложении:
Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
День выдался (не)жаркий.
3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:
Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
(Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.
4.Слово с не пишется слитно в предложении:
(Не)приятельская армия отступила.
Эта книга далеко (не)простая.
Нам продали (не)вкусное мороженое.
5.Слово с не- пишется раздельно:
Фильм был вовсе не скучный.
Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
Её (не)навистный взгляд остановил нас.
6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:
Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
Океан был совсем не спокойным.
В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.
Критерии: Нет ошибок- пятёрка.
1,2 ошибки – четвёрка.
Три ошибки – тройка.
А более трёх ошибок- то это плохо на сегодня.
Приложение № 3
(Не)яркий, а бледный фон; (не)глубокий ручей; (не)чуток к горю; далеко (не)главный вопрос; (не)тяжелый предмет; (не)вежественный человек; вовсе (не)интересный фильм.