12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прохорова Светлана Викторовна16

Тема учебного занятия: слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными. 6 класс


Цель: -формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными;

-систематизация знаний о правописании НЕ с существительными;

- активизация познавательной деятельность учащихся, развитие мыслительных процессов;

- формирование мотивации к речевому самосовершенствованию.


Планируемые образовательные результаты

Предметные: обучающийся научиться правильно писать не с именами прилагательными, объяснять условия выбора написаний, сравнивать написание не с прилагательными и существительными.

Метапредметные: умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить рассуждения.

Учебник «Русский язык» 6 класс, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

I. Мотивация




. За окном денёк НЕНАСТНЫЙ,
НЕНАВИСТНЫЙ дождь идет,
Ах, какой же я НЕСЧАСТНЫЙ,
До чего же не везет!

Ну-ка, а теперь без НЕ --
Как, понравится тебе?

День какой-то нынче НАСТНЫЙ,
Дождь НАВИСТНЫЙ льет и льет,
Не пойму, я нынче СЧАСТНЫЙ?
Или все наоборот?

Почему чтение стихотворения вызвало у вас улыбку?

К какой части речи относятся выделенные слова? Почему?


Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)


Целеполагание

Как вы считаете, что нужно знать, чтобы не попадать впросак с написанием имен прилагательных.?

Каким образом можно сформулировать цель нашего урока?


Уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь самостоятельно определять и формулировать познавательную цель для изучения и предполагать свои действия. (Регулятивные УУД).


Актуализация знаний

На слайде демонстрируются слова и словосочетания:

такая (не)лепость

говорил (не)правду

 (не)верность в дружбе

осеннее (не)настье

выразил (не)доверие

(не)приятель, а просто знакомый

Раскройте скобки и объясните правописание подчеркнутых слов.

Можно ли от существительных, с которыми мы сейчас работали, образовать имена прилагательные? Образуйте их.

Понятно ли вам было написание не с прилагательными?

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).


Открытие новых знаний.

Работа с текстом.1. Внимательно прочитайте текст. ( Приложение № 1)

2.Определите тему текста

3. Определите главную мысль текста.

4.К какому типу речи вы отнесете текст. Почему?

Работа в парах. Учебная задача: 1. Опираясь на знания о написании не с существительными, попробуйте объяснить, почему одни прилагательные пишутся с НЕ слитно, а другие раздельно. В случае затруднения обращаемся к учебнику, П 62.

2.На основании ваших наблюдений, составьте в тетради таблицу «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», теоретические положения подтвердите примерами из текста

3. Расскажите друг другу о слитном и раздельном написании НЕ с полными и краткими именами прилагательными. В случае затруднения обратитесь к П.62


Слитно

Раздельно

слово без НЕ не употребляется:

неведомый

можно заменить   синонимом без НЕ:

непривычное

неблизок 

есть противопоставление с союзом А:

не поверхностной, а глубокой

к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не,

отнюдь не , ничуть не, нисколько не.

Отнюдь не спокойное.


Анализировать текст по функционально –смысловым типам речи. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативное УУД)

 


Практический этап современного урока.

Работа в парах. Решение тестов. (Приложение №2) Затем ребята обмениваются работами и проверяют друг друга по критериям. Затем сдают тесты.

Упр.356- комментированное письмо

Выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи

(Познавательные УУД).

Принимать и удерживать учебную задачу (Регулятивные УУД)


Рефлексия

На слайде: перед вами словосочетания, в которых допущены ошибки. Задание: исправьте ошибки, свои ответы аргументируйте ответ.

Не брежный почерк

Несладкий чай

Вовсе непривлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой, но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Некаменный дом

Невысокий, но худой

Река неглубока


Уметь проговаривать последовательность действий на учебном занятии; высказывать своё предположение; уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

 Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).


Этап контроля и оценивая.

 1.Прием «Сорбонка» На карточке с одной стороны записан вопрос, с другой ответ. Ученик отвечает и тут же проверяет себя. (Приложение 3)

Прием критериального оценивания: «Закончи предложение»

Прошу ответить на вопрос: «Какие знания вы сегодня получили?», начав ответ со слов (на слайде) «Я узнал», «Я теперь знаю..», «Мне было интересно..»,

«Я хочу узнать…»

- Мне очень понравилась работа таких учеников как…….

 - У вас получилось сберечь время, ведь его не вернёшь, не наверстаешь, а всё, чему вы научились сегодня, обязательно пригодится.
- Молодцы, вы все сегодня были активны. 
Некоторые из вас получили следующие оценки. 
(Сообщение результатов, мотивирование)

Дом задание: П 62 Упр. 358.Дополнительно: используя ресурсы интернет, подготовить сообщения о Беринге, Петре I

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)






Приложение 1.

Один из безызвестных датских моряков стал служить в русском флоте. Не поверхностной, а глубокой любовью полюбил страну и русских людей. Служил нелицемерно, храбро и дослужился до капитана шестидесятипушечного корабля. Непривычное русскому слуху имя сменили ему и прозвали Иваном Ивановичем. А фамилия осталась прежняя – Беринг. В это отнюдь не спокойное время доверил царь Петр Берингу великое дело – плыть к неведомым берегам Камчатки. Целый год готовились: поход был неблизок.


Приложение 2. Тест.

1.Не с прилагательными пишется слитно:

если слово не употребляется без не-;

если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;

если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.

В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:

Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

(Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

(Не)приятельская армия отступила.

Эта книга далеко (не)простая.

Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

Фильм был вовсе не скучный.

Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

Её (не)навистный взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

Не широкая речонка поблескивала на горизонте.

Океан был совсем не спокойным.

В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Критерии: Нет ошибок- пятёрка.

 1,2 ошибки – четвёрка.

Три ошибки – тройка.

А более трёх ошибок- то это плохо на сегодня.

Приложение № 3

Задания для «Сорбонки»

(Не)яркий, а бледный фон; (не)глубокий ручей; (не)чуток к горю; далеко (не)главный вопрос; (не)тяжелый предмет; (не)вежественный человек; вовсе (не)интересный фильм.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.