12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Остапенко Светлана Валерьевна643
Россия, Алтайский край, Барнаул
10

Конспект урока «Правописание НЕ с прилагательными» с мультимедийным сопровождением



Тема урока: «Не с прилагательными»

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016

урока в КТП: 105-й

Раздел: «Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Продолжительность: 1 час

Оборудование: ПК, экран, проектор

Средства наглядности: презентация к уроку

 

Цели урока:

образовательные:

- цель для учителя: познакомить с правилом, регулирующим написание не с прилагательными, формировать умение находить данную орфограмму в текстах, умение обосновывать выбор слитного и раздельного написания не с прилагательными и умение писать не с прилагательными в соответствии с правилом; сопутствующее повторение: антонимы, синонимы, правописание не с именами существительными;

- цель для учащихся: учащиеся знают правило, регулирующее написание не с прилагательными, знают опознавательные признаки данной орфограммы, умеют писать не с прилагательными с опорой на правило.

воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность в ходе получения нового знания.

Формировать УУД:

1) личностные: способствовать развитию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности, стремления к совершенствованию культуры письменной речи;

2) регулятивные: формировать умение самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность;

3) коммуникативные: развивать умения работать с научным текстом (текстом правила), слушать и понимать речь других, оформлять свою точку зрения в устной форме, аргументировать её;

4) познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых фактов, преобразовывать вербальную информацию в знаково-символическую.

Планируемые результаты:

предметные:

- знают правило, регулирующее написание не с прилагательными;

- выделяют опознавательные признаки данной орфограммы;

- умеют обосновывать выбор слитного/раздельного написания не с прилагательными и правильно писать данные слова с опорой на правило;

метапредметные:

- уметь самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность (регулятивные УУД);

- уметь работать с научным текстом (текстом правила), слушать и понимать речь других, оформлять свою точку зрения в устной форме, аргументировать её (коммуникативные УУД);

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых фактов, преобразовывать вербальную информацию в знаково-символическую (познавательные УУД);

личностные:

- способствовать развитию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развивать стремление к совершенствованию культуры письменной речи.

Ход урока

п/п

Этап урока, цель этапа, действия учителя и обучающихся

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Оценка результатов

1.

1. Целеполагание

Цели: - формировать готовность к предстоящей учебной деятельности;

- учить формулировать тему и цель урока

 

У: Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, готово ли ваше рабочее место к началу урока.

Создание проблемной ситуации

У: Посмотрите на экран.

Слова какой части речи записаны? Докажите.

О: Это имена прилагательные, т.к. обозначают признак предмета, отвечают на вопрос «Какой?», имеют характерные для прилагательного грамматические признаки (здесь даны в полной форме в м. р., им. пад., ед. ч.).

У: Подберите к ним однокоренные антонимы. Заодно вспомните, какие слова являются антонимами.

О: Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Однокоренные антонимы: здоровый – нездоровый, вежливый – невежливый, честный – бесчестный, нечестный, красивый – некрасивый.

У: Как вы думаете, как пишутся эти прилагательные с не – слитно или раздельно?

Ответы обучающихся, попытки аргументации. Вывод о недостаточности имеющихся знаний для ответа на данный вопрос.

У: Исходя из нашего обсуждения, какова тема нашего урока?

О: Слитное и раздельное написание не с прилагательными

У: Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы изучить эту тему?

О: Узнать правило, регулирующее написание. Учиться находить в тексте прилагательные с не и правильно писать такие слова.

Регулятивные УУД:

- уметь самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока.

Коммуникативные УУД:

- уметь высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

Личностные УУД:

- формирование познавательного интереса к изучению нового явления.

 

Оценка устных ответов

2.

2. Актуализация ЗУН

Цель: актуализировать умение писать не с существительными

 

У: Прочитайте задание на слайде. Умение работать с какой орфограммой проверяет это задание? Вспомните условия слитного и раздельного написания не с существительными.

Выполните задание, представленное на слайде.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища, ориентируясь на образец.

Как вы думаете, есть ли связь между условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными и прилагательными. Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- уметь применять имеющиеся знания для решения учебных задач.

Регулятивные УУД:

- уметь осуществлять проверку работы товарища по образцу.

Оценка вопросов учащихся, устных комментариев, выборочный просмотр тетрадей у слабо успевающих обучающихся

3.

3. Открытие нового знания

Цели: помочь сформулировать условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными с опорой на имеющиеся ЗУНы

 

У: Сравните предложения в левой и правой колонках. Как вы думаете, почему они так сгруппированы?

Употребляются ли слова в предложениях под цифрой один без не?

Можно ли заменить слова с не в предложениях под цифрой два синонимами?

Есть ли в предложениях под цифрой три противопоставление? Сделайте вывод о правописании не с прилагательными.

О: Как и имена существительные, имена прилагательные пишутся с не слитно, если не употребляются без не или возможна замена на синоним. При противопоставлении с союзом а, пишем раздельно.

У: Также не с прилагательными пишется раздельно при наличии слов, усиливающих отрицание: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не.

Краткие прилагательные с не пишутся так же, как и полные.

Давайте сравним полученные нами выводы с правилом в учебнике (стр. 25, п. 62). Прочитаем правило и сформулируем к нему вопросы.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- уметь переносить знания с известной области на неизвестную, находя сходство явлений.

Коммуникативные УУД:

- уметь строить ответ-рассуждение, приводя аргументы, с опорой на имеющиеся знания;

- уметь работать с научным текстом (текстом правила), вычленять в нём сущностные аспекты содержания.

Регулятивные УУД:

- уметь согласовывать свои действия с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность

Оценка устных ответов и степени их аргументированности

4.

4. Составление и освоение алгоритма по правилу

Цели: учить определять условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными

 

У: Давайте составим подсказку – руководство, как писать не с прилагательными.

Предлагаю начать с вопроса: «Есть ли в предложении противопоставление с союзом «а» или слова «далеко не» и им подобные?». Если да?

О: Пишем раздельно.

У: Если нет, то какие два варианта возможны?

О: Слово употребляется без не или нет.

У: Если слово без не не употребляется, пишем слитно. А если употребляется?

О: Ищем синоним и пишем тоже слитно.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

- уметь переводить вербальную информацию в обобщённую знаковую форму

Регулятивные УУД:

- уметь согласовывать свои действия с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Оценка вопросов учащихся, устных предложений, работы ученика у доски, работы учащихся в тетрадях

5.

5. Физминутка

Цели: снятие физической и психической утомленности

 

У: А теперь давайте немного передохнём. Встаньте со своих мест. Я буду называть вам слова. Если они пишутся с не слитно, вы приседаете, а если раздельно, то подпрыгиваете. Начнём: не приехал; не пришёл; невежда; неуч; ненастный день; не веселый, а грустный фильм; невежливый человек; не яркий, а тусклый свет; не хочу; ненавидеть.

Спасибо. Садимся.

 

 

6.

6. Первичное закрепление знаний и умений

Цели: учить применять на практике полученные знания

 

У: Выполним упр. 356 в учебнике у доски (2 человека) и в тетрадях, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания по образцу в правиле. Тетради и доску разделим на две части: в правой пишем примеры со слитным написанием, в левой – с раздельным.

У: А теперь поработаем в парах (графический диктант). Задание на слайде.

Самостоятельно проверьте правильность выполнения заданий по образцу

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в группе.

Регулятивные УУД:

- уметь согласовывать свои действия с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность;

- уметь оценивать свою деятельность.

 

Ответ у доски, вопросы учащихся по ходу выполнения заданий, контроль за выполнением заданий слабо успевающими

7.

7. Рефлексия

Цели: подвести итоги урока, помочь оценить степень усвоения нового знания и умения его практического применения

У: Поставьте единицу за каждое верное утверждение, ноль за каждое неверное

1. Я работал на уроке (отвечал с места, у доски, вёл записи в тетради).

2. Я умею писать не с существительными.

3. Я понял правило, регулирующее написание не с прилагательными.

4. Я умею пользоваться алгоритмом по правилу.

5. Я допустил не более одной ошибки при работе в парах и в графическом диктанте.

В зависимости от количества набранных баллов поставьте себе карандашом оценку за урок.

Регулятивные УУД:

- уметь оценивать свою деятельность.

Личностные УУД:

- формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности, стремления к совершенствованию культуры письменной речи.

 

Подсчёт числа учащихся, набравших от 4 до 5 баллов

8.

8. Домашнее задание

 

П. 62 (правило), упр. 357.

Дополнительное задание: найти и выписать шесть пословиц с данной орфограммой, объяснить условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными

 

 

 

/data/files/y1563953506.ppt (НЕ с прилагательными)

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.