Конспект урока «Правописание НЕ с прилагательными» с мультимедийным сопровождением (Русский язык, 6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: «Не с прилагательными»
Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016
№ урока в КТП: 105-й
Раздел: «Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Продолжительность: 1 час
Оборудование: ПК, экран, проектор
Средства наглядности: презентация к уроку
Цели урока:
образовательные:
- цель для учителя: познакомить с правилом, регулирующим написание не с прилагательными, формировать умение находить данную орфограмму в текстах, умение обосновывать выбор слитного и раздельного написания не с прилагательными и умение писать не с прилагательными в соответствии с правилом; сопутствующее повторение: антонимы, синонимы, правописание не с именами существительными;
- цель для учащихся: учащиеся знают правило, регулирующее написание не с прилагательными, знают опознавательные признаки данной орфограммы, умеют писать не с прилагательными с опорой на правило.
воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность в ходе получения нового знания.
Формировать УУД:
1) личностные: способствовать развитию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности, стремления к совершенствованию культуры письменной речи;
2) регулятивные: формировать умение самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность;
3) коммуникативные: развивать умения работать с научным текстом (текстом правила), слушать и понимать речь других, оформлять свою точку зрения в устной форме, аргументировать её;
4) познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых фактов, преобразовывать вербальную информацию в знаково-символическую.
Планируемые результаты:
предметные:
- знают правило, регулирующее написание не с прилагательными;
- выделяют опознавательные признаки данной орфограммы;
- умеют обосновывать выбор слитного/раздельного написания не с прилагательными и правильно писать данные слова с опорой на правило;
метапредметные:
- уметь самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность (регулятивные УУД);
- уметь работать с научным текстом (текстом правила), слушать и понимать речь других, оформлять свою точку зрения в устной форме, аргументировать её (коммуникативные УУД);
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых фактов, преобразовывать вербальную информацию в знаково-символическую (познавательные УУД);
личностные:
- способствовать развитию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развивать стремление к совершенствованию культуры письменной речи.
Ход урока
№ п/п |
Этап урока, цель этапа, действия учителя и обучающихся |
Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Оценка результатов |
1. |
1. Целеполагание Цели: - формировать готовность к предстоящей учебной деятельности; - учить формулировать тему и цель урока
У: Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, готово ли ваше рабочее место к началу урока. Создание проблемной ситуации У: Посмотрите на экран. Слова какой части речи записаны? Докажите. О: Это имена прилагательные, т.к. обозначают признак предмета, отвечают на вопрос «Какой?», имеют характерные для прилагательного грамматические признаки (здесь даны в полной форме в м. р., им. пад., ед. ч.). У: Подберите к ним однокоренные антонимы. Заодно вспомните, какие слова являются антонимами. О: Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Однокоренные антонимы: здоровый – нездоровый, вежливый – невежливый, честный – бесчестный, нечестный, красивый – некрасивый. У: Как вы думаете, как пишутся эти прилагательные с не – слитно или раздельно? Ответы обучающихся, попытки аргументации. Вывод о недостаточности имеющихся знаний для ответа на данный вопрос. У: Исходя из нашего обсуждения, какова тема нашего урока? О: Слитное и раздельное написание не с прилагательными У: Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы изучить эту тему? О: Узнать правило, регулирующее написание. Учиться находить в тексте прилагательные с не и правильно писать такие слова. |
Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока. Коммуникативные УУД: - уметь высказывать свою точку зрения, аргументировать её. Личностные УУД: - формирование познавательного интереса к изучению нового явления.
|
Оценка устных ответов |
2. |
2. Актуализация ЗУН Цель: актуализировать умение писать не с существительными
У: Прочитайте задание на слайде. Умение работать с какой орфограммой проверяет это задание? Вспомните условия слитного и раздельного написания не с существительными. Выполните задание, представленное на слайде. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища, ориентируясь на образец. Как вы думаете, есть ли связь между условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными и прилагательными. Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание. |
Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - уметь применять имеющиеся знания для решения учебных задач. Регулятивные УУД: - уметь осуществлять проверку работы товарища по образцу. |
Оценка вопросов учащихся, устных комментариев, выборочный просмотр тетрадей у слабо успевающих обучающихся |
3. |
3. Открытие нового знания Цели: помочь сформулировать условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными с опорой на имеющиеся ЗУНы
У: Сравните предложения в левой и правой колонках. Как вы думаете, почему они так сгруппированы? Употребляются ли слова в предложениях под цифрой один без не? Можно ли заменить слова с не в предложениях под цифрой два синонимами? Есть ли в предложениях под цифрой три противопоставление? Сделайте вывод о правописании не с прилагательными. О: Как и имена существительные, имена прилагательные пишутся с не слитно, если не употребляются без не или возможна замена на синоним. При противопоставлении с союзом а, пишем раздельно. У: Также не с прилагательными пишется раздельно при наличии слов, усиливающих отрицание: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не. Краткие прилагательные с не пишутся так же, как и полные. Давайте сравним полученные нами выводы с правилом в учебнике (стр. 25, п. 62). Прочитаем правило и сформулируем к нему вопросы. |
Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний; - уметь переносить знания с известной области на неизвестную, находя сходство явлений. Коммуникативные УУД: - уметь строить ответ-рассуждение, приводя аргументы, с опорой на имеющиеся знания; - уметь работать с научным текстом (текстом правила), вычленять в нём сущностные аспекты содержания. Регулятивные УУД: - уметь согласовывать свои действия с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность |
Оценка устных ответов и степени их аргументированности |
4. |
4. Составление и освоение алгоритма по правилу Цели: учить определять условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными
У: Давайте составим подсказку – руководство, как писать не с прилагательными. Предлагаю начать с вопроса: «Есть ли в предложении противопоставление с союзом «а» или слова «далеко не» и им подобные?». Если да? О: Пишем раздельно. У: Если нет, то какие два варианта возможны? О: Слово употребляется без не или нет. У: Если слово без не не употребляется, пишем слитно. А если употребляется? О: Ищем синоним и пишем тоже слитно. |
Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: - уметь переводить вербальную информацию в обобщённую знаковую форму Регулятивные УУД: - уметь согласовывать свои действия с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность. |
Оценка вопросов учащихся, устных предложений, работы ученика у доски, работы учащихся в тетрадях |
5. |
5. Физминутка Цели: снятие физической и психической утомленности
У: А теперь давайте немного передохнём. Встаньте со своих мест. Я буду называть вам слова. Если они пишутся с не слитно, вы приседаете, а если раздельно, то подпрыгиваете. Начнём: не приехал; не пришёл; невежда; неуч; ненастный день; не веселый, а грустный фильм; невежливый человек; не яркий, а тусклый свет; не хочу; ненавидеть. Спасибо. Садимся. |
|
|
6. |
6. Первичное закрепление знаний и умений Цели: учить применять на практике полученные знания
У: Выполним упр. 356 в учебнике у доски (2 человека) и в тетрадях, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания по образцу в правиле. Тетради и доску разделим на две части: в правой пишем примеры со слитным написанием, в левой – с раздельным. У: А теперь поработаем в парах (графический диктант). Задание на слайде. Самостоятельно проверьте правильность выполнения заданий по образцу |
Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: - уметь работать в группе. Регулятивные УУД: - уметь согласовывать свои действия с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность; - уметь оценивать свою деятельность.
|
Ответ у доски, вопросы учащихся по ходу выполнения заданий, контроль за выполнением заданий слабо успевающими |
7. |
7. Рефлексия Цели: подвести итоги урока, помочь оценить степень усвоения нового знания и умения его практического применения У: Поставьте единицу за каждое верное утверждение, ноль за каждое неверное 1. Я работал на уроке (отвечал с места, у доски, вёл записи в тетради). 2. Я умею писать не с существительными. 3. Я понял правило, регулирующее написание не с прилагательными. 4. Я умею пользоваться алгоритмом по правилу. 5. Я допустил не более одной ошибки при работе в парах и в графическом диктанте. В зависимости от количества набранных баллов поставьте себе карандашом оценку за урок. |
Регулятивные УУД: - уметь оценивать свою деятельность. Личностные УУД: - формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности, стремления к совершенствованию культуры письменной речи.
|
Подсчёт числа учащихся, набравших от 4 до 5 баллов |
8. |
8. Домашнее задание
П. 62 (правило), упр. 357. Дополнительное задание: найти и выписать шесть пословиц с данной орфограммой, объяснить условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными |
|
|
/data/files/y1563953506.ppt (НЕ с прилагательными)