Конспект урока «Правописание НЕ с прилагательными» с мультимедийным сопровождением (Русский язык, 6 класс)

10
0
Материал опубликован 24 July 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Тема урока: «Не с прилагательными»

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016

урока в КТП: 105-й

Раздел: «Морфология. Орфография. Культура речи. Имя прилагательное»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Продолжительность: 1 час

Оборудование: ПК, экран, проектор

Средства наглядности: презентация к уроку

 

Цели урока:

образовательные:

- цель для учителя: познакомить с правилом, регулирующим написание не с прилагательными, формировать умение находить данную орфограмму в текстах, умение обосновывать выбор слитного и раздельного написания не с прилагательными и умение писать не с прилагательными в соответствии с правилом; сопутствующее повторение: антонимы, синонимы, правописание не с именами существительными;

- цель для учащихся: учащиеся знают правило, регулирующее написание не с прилагательными, знают опознавательные признаки данной орфограммы, умеют писать не с прилагательными с опорой на правило.

воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность в ходе получения нового знания.

Формировать УУД:

1) личностные: способствовать развитию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности, стремления к совершенствованию культуры письменной речи;

2) регулятивные: формировать умение самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность;

3) коммуникативные: развивать умения работать с научным текстом (текстом правила), слушать и понимать речь других, оформлять свою точку зрения в устной форме, аргументировать её;

4) познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых фактов, преобразовывать вербальную информацию в знаково-символическую.

Планируемые результаты:

предметные:

- знают правило, регулирующее написание не с прилагательными;

- выделяют опознавательные признаки данной орфограммы;

- умеют обосновывать выбор слитного/раздельного написания не с прилагательными и правильно писать данные слова с опорой на правило;

метапредметные:

- уметь самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность (регулятивные УУД);

- уметь работать с научным текстом (текстом правила), слушать и понимать речь других, оформлять свою точку зрения в устной форме, аргументировать её (коммуникативные УУД);

- уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ языковых фактов, преобразовывать вербальную информацию в знаково-символическую (познавательные УУД);

личностные:

- способствовать развитию самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развивать стремление к совершенствованию культуры письменной речи.

Ход урока

п/п

Этап урока, цель этапа, действия учителя и обучающихся

Планируемые результаты (формируемые УУД)

Оценка результатов

1.

1. Целеполагание

Цели: - формировать готовность к предстоящей учебной деятельности;

- учить формулировать тему и цель урока

 

У: Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте, готово ли ваше рабочее место к началу урока.

Создание проблемной ситуации

У: Посмотрите на экран.

Слова какой части речи записаны? Докажите.

О: Это имена прилагательные, т.к. обозначают признак предмета, отвечают на вопрос «Какой?», имеют характерные для прилагательного грамматические признаки (здесь даны в полной форме в м. р., им. пад., ед. ч.).

У: Подберите к ним однокоренные антонимы. Заодно вспомните, какие слова являются антонимами.

О: Антонимы – слова одной части речи, противоположные по значению. Однокоренные антонимы: здоровый – нездоровый, вежливый – невежливый, честный – бесчестный, нечестный, красивый – некрасивый.

У: Как вы думаете, как пишутся эти прилагательные с не – слитно или раздельно?

Ответы обучающихся, попытки аргументации. Вывод о недостаточности имеющихся знаний для ответа на данный вопрос.

У: Исходя из нашего обсуждения, какова тема нашего урока?

О: Слитное и раздельное написание не с прилагательными

У: Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы изучить эту тему?

О: Узнать правило, регулирующее написание. Учиться находить в тексте прилагательные с не и правильно писать такие слова.

Регулятивные УУД:

- уметь самостоятельно определять и формулировать тему и цель урока.

Коммуникативные УУД:

- уметь высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

Личностные УУД:

- формирование познавательного интереса к изучению нового явления.

 

Оценка устных ответов

2.

2. Актуализация ЗУН

Цель: актуализировать умение писать не с существительными

 

У: Прочитайте задание на слайде. Умение работать с какой орфограммой проверяет это задание? Вспомните условия слитного и раздельного написания не с существительными.

Выполните задание, представленное на слайде.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища, ориентируясь на образец.

Как вы думаете, есть ли связь между условиями выбора слитного и раздельного написания не с существительными и прилагательными. Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- уметь применять имеющиеся знания для решения учебных задач.

Регулятивные УУД:

- уметь осуществлять проверку работы товарища по образцу.

Оценка вопросов учащихся, устных комментариев, выборочный просмотр тетрадей у слабо успевающих обучающихся

3.

3. Открытие нового знания

Цели: помочь сформулировать условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными с опорой на имеющиеся ЗУНы

 

У: Сравните предложения в левой и правой колонках. Как вы думаете, почему они так сгруппированы?

Употребляются ли слова в предложениях под цифрой один без не?

Можно ли заменить слова с не в предложениях под цифрой два синонимами?

Есть ли в предложениях под цифрой три противопоставление? Сделайте вывод о правописании не с прилагательными.

О: Как и имена существительные, имена прилагательные пишутся с не слитно, если не употребляются без не или возможна замена на синоним. При противопоставлении с союзом а, пишем раздельно.

У: Также не с прилагательными пишется раздельно при наличии слов, усиливающих отрицание: далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не.

Краткие прилагательные с не пишутся так же, как и полные.

Давайте сравним полученные нами выводы с правилом в учебнике (стр. 25, п. 62). Прочитаем правило и сформулируем к нему вопросы.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- уметь переносить знания с известной области на неизвестную, находя сходство явлений.

Коммуникативные УУД:

- уметь строить ответ-рассуждение, приводя аргументы, с опорой на имеющиеся знания;

- уметь работать с научным текстом (текстом правила), вычленять в нём сущностные аспекты содержания.

Регулятивные УУД:

- уметь согласовывать свои действия с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность

Оценка устных ответов и степени их аргументированности

4.

4. Составление и освоение алгоритма по правилу

Цели: учить определять условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными

 

У: Давайте составим подсказку – руководство, как писать не с прилагательными.

Предлагаю начать с вопроса: «Есть ли в предложении противопоставление с союзом «а» или слова «далеко не» и им подобные?». Если да?

О: Пишем раздельно.

У: Если нет, то какие два варианта возможны?

О: Слово употребляется без не или нет.

У: Если слово без не не употребляется, пишем слитно. А если употребляется?

О: Ищем синоним и пишем тоже слитно.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

- уметь переводить вербальную информацию в обобщённую знаковую форму

Регулятивные УУД:

- уметь согласовывать свои действия с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Оценка вопросов учащихся, устных предложений, работы ученика у доски, работы учащихся в тетрадях

5.

5. Физминутка

Цели: снятие физической и психической утомленности

 

У: А теперь давайте немного передохнём. Встаньте со своих мест. Я буду называть вам слова. Если они пишутся с не слитно, вы приседаете, а если раздельно, то подпрыгиваете. Начнём: не приехал; не пришёл; невежда; неуч; ненастный день; не веселый, а грустный фильм; невежливый человек; не яркий, а тусклый свет; не хочу; ненавидеть.

Спасибо. Садимся.

 

 

6.

6. Первичное закрепление знаний и умений

Цели: учить применять на практике полученные знания

 

У: Выполним упр. 356 в учебнике у доски (2 человека) и в тетрадях, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания по образцу в правиле. Тетради и доску разделим на две части: в правой пишем примеры со слитным написанием, в левой – с раздельным.

У: А теперь поработаем в парах (графический диктант). Задание на слайде.

Самостоятельно проверьте правильность выполнения заданий по образцу

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в группе.

Регулятивные УУД:

- уметь согласовывать свои действия с поставленной учебной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность;

- уметь оценивать свою деятельность.

 

Ответ у доски, вопросы учащихся по ходу выполнения заданий, контроль за выполнением заданий слабо успевающими

7.

7. Рефлексия

Цели: подвести итоги урока, помочь оценить степень усвоения нового знания и умения его практического применения

У: Поставьте единицу за каждое верное утверждение, ноль за каждое неверное

1. Я работал на уроке (отвечал с места, у доски, вёл записи в тетради).

2. Я умею писать не с существительными.

3. Я понял правило, регулирующее написание не с прилагательными.

4. Я умею пользоваться алгоритмом по правилу.

5. Я допустил не более одной ошибки при работе в парах и в графическом диктанте.

В зависимости от количества набранных баллов поставьте себе карандашом оценку за урок.

Регулятивные УУД:

- уметь оценивать свою деятельность.

Личностные УУД:

- формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности, стремления к совершенствованию культуры письменной речи.

 

Подсчёт числа учащихся, набравших от 4 до 5 баллов

8.

8. Домашнее задание

 

П. 62 (правило), упр. 357.

Дополнительное задание: найти и выписать шесть пословиц с данной орфограммой, объяснить условия выбора слитного или раздельного написания не с прилагательными

 

 

 

/data/files/y1563953506.ppt (НЕ с прилагательными)

 

Предварительный просмотр презентации

Слова какой части речи записаны? Докажите. ЗДОРОВЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ ЧЕСТНЫЙ КРАСИВЫЙ

Подберите к данным словам однокоренные антонимы: ЗДОРОВЫЙ ВЕЖЛИВЫЙ ЧЕСТНЫЙ КРАСИВЫЙ НЕ ? ЗДОРОВЫЙ НЕ ? ВЕЖЛИВЫЙ НЕ ? ЧЕСТНЫЙ НЕ ? КРАСИВЫЙ

познакомиться с правилом написания не с прилагательными; познакомиться с правилом написания не с прилагательными; Выявить опознавательные признаки данной орфограммы; учится писать не с прилагательными с опорой на правило. ТЕМА УРОКА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ» ЦЕЛИ УРОКА:

Спишите, распределяя существительные с не по двум колонкам в зависимости от условия выбора написания Осенняя (не)погода; настоящий (не)ряха; (не)веселье, а грусть; чернильница-(не)проливайка; (не)деревня, а село; неожиданное (не)счастье; (не)счастье, а беда; настоящий (не)годник, обнаруженная (не)правда; настоящий (не)вежда, сильное (не)доумение.

Слитно Раздельно 1. Слово не употребляется без не: неряха, невежда 2. Синоним: неправда (ложь) Противопоставление с союзом «а»: не правда, а ложь.

Взаимопроверка. Осенняя непогода, настоящий неряха, чернильница-непроливайка, неожиданное несчастье, настоящий негодник, обнаруженная неправда, настоящий невежда, сильное недоумение. Не веселье, а грусть; не деревня, а село; не счастье, а беда.

Сопоставьте предложения в левой и правой колонках. Почему они так сгруппированы? 1. Наступило продолжительное ненастье. 1. Ненастная погода установилась надолго. 2. Мальчик отличался болезненностью, нездоровьем. 2. Мальчик болезненный, нездоровый. 3. Это не хитрость, а простодушие. 3. Этот поступок не хитрый, а простодушный.

Сопоставьте предложения в левой и правой колонках. Почему они так сгруппированы? БЕЗ НЕ НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ 1. Наступило продолжительное ненастье. 1. Ненастная погода установилась надолго. ВОЗМОЖНА ЗАМЕНА СИНОНИМОМ БЕЗ НЕ 2. Мальчик отличался болезненностью, нездоровьем. 2. Мальчик болезненный, нездоровый. ЕСТЬ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ С СОЮЗОМ «А» 3. Это не хитрость, а простодушие. 3. Этот поступок не хитрый, а простодушный. ЕСТЬ СЛОВА ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ Это был вовсе не интересный фильм. Это далеко не известный артист.

Краткие прилагательные пишутся с не так же, как и полные! Ненастная погода – погода ненастна. Несмелый (робкий) человек – человек несмел (робок). Не ясный, а туманный день. – День не ясен, а туманен.

АЛГОРИТМ «НЕ С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ» Есть ли в предложении противопоставление с союзом «А» или слова «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не», «ничуть не»? ДА НЕТ ПИШИ РАЗДЕЛЬНО употребляется без НЕ ПИШИ СЛИТНО НЕТ ДА СИНОНИМ

Графический диктант Обозначь слитное написание буквой «С», раздельное буквой «Р» (Не)вежливый ответ. Далеко (не)красивый пейзаж. (Не)честный поступок. (Не)взрачная внешность. Тетрадь (не)брежна. (Не)серьёзный, а беспечный человек. (Не)весёлые события. Никому (не)известный автор. (Не)ясный ответ. (Не)пролазная чаща.

Самопроверка СРСССРСРСС Невежливый ответ. Далеко не красивый пейзаж. Нечестный поступок. Невзрачная внешность. Тетрадь небрежна. Не серьёзный, а беспечный человек. Невесёлые события. Никому не известный автор. Неясный ответ. Непролазная чаща.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации