Учебно-методический комплекс «Кровь» для 1 курса специальности «Сестринское дело»

2
0
Материал опубликован 4 June 2022

ГБПОУ СК Ставропольский базовый медицинский колледж



УМК


Кровь

П.00 Профессиональный цикл

ОП.02 Общепрофессиональные дисциплины

Для специальности 340201 Сестринское дело базовой подготовки





Выполнила преподаватель ЦМК

Общепрофессиональных дисциплин

Леонова Ю.А.







Пояснительная записка

УМК предназначен для 1 курса специальности «сестринское дело». В соответствии с рабочей программой на изучение данного раздела отводится 10 часов учебного времени. Из них:

4 часа теоретических занятий

4 часа практических занятий

2 часа самостоятельной работы.

УМК включает:

Методическую разработку теоретических и практических занятий

Презентацию лекций


Содержание

Обоснование темы

Стандарт по теме

Алгоритм изучения темы

Цели и планы теоретического и практического занятия

Информационно-теоретический блок

Глоссарий

Дидактические материалы

Список литературы


Обоснование темы

Для студентов специальности Сестринское дело необходимы элементарные знания о составе и функциях крови. Эти сведения связаны со всеми клиническими дисциплинами и имеют прямое отношение к будущей профессиональной деятельности.


Стандарт по теме

Студент должен знать:

Общее понятие о крови. Функции крови.

Количество крови в организме. Понятие о резервной и циркулирующей крови.

Органы кроветворения и кроверазрушения.

Состав крови.

Минералы плазмы крови, их физиологическая роль.

Белки плазмы крови: основные фракции и их функциональное значение.

Промежуточные продукты обмена веществ, их значение.

Эритроциты: общая характеристика, количество, функции.

Гемоглобин: его состав, физиологическая роль, количество. Гемолиз эритроцитов, причины гемолиза. СОЭ.

Тромбоциты: общая характеристика, количество, функции.

Свертывание крови, факторы свертывания, стадии свертывания.

Лейкоциты. Общая характеристика и функции. Количество.

Лейкоцитарная формула.

Лейкоцитоз, его виды. Лейкопения. Причины.

Понятие «агглютиногены» и «агглютинины». Антигенный состав крови по АВ0-системе и системе Rh.

Определение группы крови. Правила переливания крови.


Студент должен уметь:

Распознавать форменные элементы крови в мазке и на рисунке.

Оценить в анализе крови показатели количества эритроцитов, тромбоцитов, гемоглобина.

Оценить в анализе крови показатели количества лейкоцитов, оценить лейкоцитарную формулу.

Определить группу крови при помощи цоликлонов.


Тема теоретического занятия: КРОВЬ. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

Специальность: сестринское дело

Обучающие цели:

1. Закрепить знания о составе крови.

2. Ознакомиться с форменными элементами крови.

3. Изучить количество, функции, общую характеристику эритроцитов. Гемоглобин. Гемолиз эритроцитов. СОЭ.

4. Изучить количество, общую характеристику, функции тромбоцитов. Свертывание крови. Факторы свертывания. Стадии свертывания крови.

5. Изучить количество, функции, общую характеристику лейкоцитов. Лейкоцитарная формула. Лейкоцитоз и лейкопения.

Воспитательные цели:

Воспитывать любовь к будущей профессии.

Воспитывать трудовое отношение к учебе.

Развивающие цели:

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивать клиническое мышление.

План теоретического занятия

I. Организационная часть – 1-2 минуты.Проверка внешнего вида, готовности студентов и аудитории к занятию. Вступительное слово преподавателя: целевая установка.

II. Основная часть - 80 минут.

1. Состав крови.

2. Эритроциты: количество, общая характеристика, функции.

3. Гемоглобин: состав, количество, значение, соединения гемоглобина.

4. Гемолиз эритроцитов, его причины и виды. СОЭ

5. Тромбоциты: количество, общая характеристика, функции.

6. Свертывание крови. Факторы свертывания. Стадии свертывания крови.

7. Лейкоциты: количество, общая характеристика, функции.

8. Лейкоцитарная формула.

9. Лейкоцитоз и лейкопения. Виды. Причины.

III. Заключительная часть – 7-8 минут. Выводы, ответы на вопросы 2-3 минуты. Уборка рабочих мест, организованный выход из аудитории – 3-4 минуты.


Тема теоретического занятия: ГРУППЫ КРОВИ

Специальность: сестринское дело

Обучающие цели:

Закрепить знания о составе крови.

Ознакомиться с понятиями «агглютиногены», «агглютинины», «гемотрансфузия». Группы крови, их антигенный состав. Клиническое значение.

Ознакомиться с методикой определения группы крови и правилами переливания крови. Ознакомиться с понятиями о трансплантации.

Воспитательные цели:

Воспитывать любовь к будущей профессии.

Воспитывать трудовое отношение к учебе.

Развивающие цели:

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивать клиническое мышление.

План теоретического занятия

I. Организационная часть – 1-2 минуты. Проверка внешнего вида, готовности студентов и аудитории к занятию. Вступительное слово преподавателя.

II. Основная часть - 80 минут.

1. Состав крови. Форменные элементы крови.

2. История открытия групп крови. Понятие об агглютиногенах и агглютининах.

3. Антигенный состав крови. АВ-0 система.

4. Методика определения групп крови по АВ-0 системе.

5. Правила переливания крови.

6. Система резус, ее особенности. Резус-конфликт.

7. Редкие агглютиногены. Их клиническое значение.

8. Понятие о трансплантологии.

III. Заключительная часть – 7-8 минут. Выводы, ответы на вопросы 2-3 минуты. Уборка рабочих мест, организованный выход из аудитории – 3-4 минуты.


Тема практического занятия: КРОВЬ. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ

Специальность: сестринское дело

Обучающие цели:

1. Закрепить знания о «внутренней среде организма», составляющих внутренней среды, ее значении.

2. Изучить функции крови, количество крови, понятия «резервная» и «циркулирующая кровь».

3. Изучить состав крови, его нормальные показатели.

4. Закрепить знания о форменных элементах крови. Научиться различать их в мазках крови и на рисунках.

Воспитательные цели:

Воспитывать любовь к будущей профессии.

Воспитывать трудовое отношение к учебе.

Развивающие цели:

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивать умение работать с книгой, конспектом, рисунками.

Развивать клиническое мышление.

План практического занятия.

I. Организационная часть - 2-5 минут.

Проверка присутствующих, внешнего вида, готовности студентов и аудитории к занятию.

Вступительное слово преподавателя: целевая установка.

II. Основная часть - 70 минут.

1. Ответы на вопросы студентов. 2-3 мин.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради. 15-20 мин.

3. Индивидуальный опрос. 30-35 мин.

4. Письменная контрольная работа. 10-15 мин.

III. Заключительная часть – 10-12 минут.

Подведение итогов занятия, оценка работы студентов 5-7 минут. Ответы на вопросы 2-3 минуты. Домашнее задание 1 - 2 минуты. Окончание занятия: уборка рабочих мест, организованный выход из аудитории - 1 минута.


Тема практического занятия: ГРУППЫ КРОВИ

Специальность: сестринское дело

Обучающие цели:

Закрепить знания о составе крови.

Освоить понятия и научиться пользоваться терминами «агглютиногены», «агглютинины», «гемотрансфузия». Изучить антигенный состав групп крови по АВ-0 системе. Клиническое значение.

Изучить особенности системы резус.

Ознакомиться с методикой определения группы крови и запомнить правила переливания крови. Осмыслить причины и механизмы развития гемотрансфузионных осложнений и ГБН.

Воспитательные цели:

Воспитывать любовь к будущей профессии.

Воспитывать трудовое отношение к учебе.

Развивающие цели:

Развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивать умение работать с книгой, конспектом, рисунками.

Развивать клиническое мышление.

План практического занятия.

I. Организационная часть - 2-5 минут.

Проверка присутствующих, внешнего вида, готовности студентов и аудитории к занятию. Вступительное слово преподавателя: целевая установка.

II. Основная часть - 70 минут.

1. Ответы на вопросы студентов. 2-3 мин.

2. Входной контроль: фронтальный опрос или претест. 10-15 мин.

2. Работа с конспектом. Выполнение заданий в рабочей тетради. 10-15 мин.

3. Индивидуальный опрос. 25-30 мин.

4. Письменная контрольная работа (тестовый контроль). 10-15 мин.

III. Заключительная часть – 10-12 минут.

Подведение итогов занятия, оценка работы студентов 5-7 минут. Ответы на вопросы 2-3 минуты. Домашнее задание 1 - 2 минуты. Окончание занятия: уборка рабочих мест, организованный выход из аудитории - 1 минута.

Теоретический блок

Кровь – жидкая соединительная ткань, циркулирующая по системе кровеносных сосудов и обеспечивающая взаимосвязь различных органов и частей тела.

Функции крови:

Транспортная: переносит газы (кислород и углекислый газ), питательные вещества, конечные продукты обмена веществ, гормоны.

Защитная: иммунитет и свертывание.

Гомеостатическая: поддержание постоянства внутренней среды организма (состава, рН, давления, объема и других показателей).

Участвует в терморегуляции. Кровь согревается в органах с высоким обменом веществ (печень, почки, толстый кишечник) и отдает тепло коже и подкожной клетчатке. Остывшая кровь возвращается к «горячим» органам и охлаждает их.

Основным органом кроветворения у взрослого человека является красный костный мозг. Орган кроверазрушения – селезенка.

Количество крови в организме – 6-8% от массы тела. У взрослого человека это примерно 5 литров. Из них около 4 литров циркулирует по сосудам (циркулирующая кровь) и около 1 литра находится в депо (резервная кровь). Депо крови: печень, селезенка, легкие, вены конечностей.

Состав крови:

Плазма – жидкое межклеточное вещество. Составляет 65-70% объема крови. В состав плазмы входит вода, минералы, белки и продукты обмена веществ.

Форменные элементы – это клетки крови. Составляют 30-35% объема крови. Различают 3 вида форменных элементов: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Минералы плазмы крови: Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Cl-, NO3-, PO43---, HCO3-

Функции минералов плазмы крови:

Участвуют в поддержании артериального давления (АД) и объема циркулирующей крови (ОЦК): минеральные вещества обладают способностью удерживать воду – осмотическое давление. За счет этого в сосудах удерживается определенный объем жидкости и поддерживается определенное давление

Участвуют в поддержании рН крови (минералы образуют буферные системы, которые связывают избыток кислот или щелочей – фосфатный и бикарбонатный буфер)

Участвуют в свертывании крови (Ca2+)

Участвуют в регуляции ритма сердца (Ca2+,K+). При повышении концентрации калия сердечный ритм замедляется; при повышении концентрации кальция - ускоряется

Регулируют возбудимость тканей (Na+,K+)

Промежуточные продукты обмена веществ:

Глюкоза 4,5 – 5,5 ммоль/л. (При окислении глюкозы в клетке образуется АТФ)

Аминокислоты (являются строительным материалом для клеточных белков)

Липопротеиды, в т.ч. холестерин. (Из них синтезируется витамин D, половые гормоны и гормоны надпочечников; играют важную роль в ЦНС, образуя миелиновые оболочки нервных волокон).

Молочная кислота и др. органические кислоты. (Образуются при бескислородном окислении глюкозы, например при усиленной мышечной работе).

Мочевина, креатинин и др. конечные продукты белкового обмена (остаточный азот). Являются токсичными, выделяются через почки. Их концентрация повышается при почечной недостаточности, вызывая интоксикацию организма.

Белки плазмы крови подразделяются на 3 фракции: альбумины, глобулины и фибриногены.

Альбумины самые многочисленные и самые низкомолекулярные белки плазмы (молекулярная масса до 70 000). Функции альбуминов:

Участвуют в поддержании АД и ОЦК (белки обладают способностью удерживать воду – онкотическое давление. За счет этого в сосудах удерживается определенное количество жидкости и поддерживается определенное давление).

Участвуют в поддержании рН крови (образуют белковый буфер, который связывает избыток кислот или щелочей).

Являются транспортными белками (связывают и переносят железо, билирубин, лекарства и другие вещества).

Глобулины – среднемолекулярные белки (молекулярная масса до 90 000). Выполняют защитную функцию, являются защитными антителами (АТ).

Фибриногены – самые малочисленные и самые высокомолекулярные (молекулярная масса до 400 000). Участвуют в свертывании крови, образуют основу кровяного сгустка.

Форменные элементы крови

Эритроциты (1). Количество 4,5 – 5,5×1012/л. Красные. Безъядерные. Имеют форму двояковогнутой линзы. Продолжительность жизни 120 дней. Образуются в красном костном мозге, разрушаются в селезенке. Основная функция – транспорт газов (кислорода и углекислого газа). Содержат красный пигмент гемоглобин. Норма гемоглобина 120г/л. В состав гемоглобина входит белок и железо. Гемоглобин образует нестойкие физиологические соединения с кислородом и углекислым газом, благодаря чему осуществляется их транспорт. После распада эритроцитов гемоглобин превращается в желтый пигмент билирубин. Билирубин – токсичное вещество, обезвреживается в печени и выводится с желчью через кишечник.


t1654325749ab.gif



СОЭ – скорость оседания эритроцитов. Зависит от концентрации в плазме глобулинов и фибриногена. Увеличивается при инфекционных и воспалительных заболеваниях. Норма 1-10 мм/ч у мужчин, 2-15 мм/ч у женщин.

Гемолиз эритроцитов – разрушение эритроцитов в сосудистом русле. Причины:

Введение гипотонических растворов (растворы, содержащие меньше минералов, чем плазмакрови)

Переливание несовместимой крови

Повторное замораживание и размораживание крови

Гемолитические анемии (заболевания, характеризующиеся распадом большого количества эритроцитов за короткое время – гемолитическими кризами)

Действие гемолитических ядов (яды некоторых змей, формалин и др.)

Лейкоциты (3). Количество 4 - 9×109/л. Белые. Ядерные. Различной величины и формы. Продолжительность жизни от нескольких часов до 30-40 лет. Образуются в красном костном мозге, разрушаются в очагах воспаления. Свойства: миграция и фагоцитоз.

Миграция – способность выходить из сосудов и активно перемещаться в тканях в сторону очага воспаления.

Фагоцитоз – способность поглощать и переваривать чужеродные частицы.

Функция: осуществляют иммунитет

Лейкоцитарная формула – это процентные соотношения разных видов лейкоцитов в крови:

Лейкоциты

Гранулоциты

Агранулоциты

Нейтрофилы

70-75 %

Эозинофилы

Базофилы

Лимфоциты

Моноциты

м

ю

п/я

с/я





-

0-1 %

1-5 %

60-70 %

1-5 %

0-1 %

20-40 %

1-10 %

t1654325749ae.png


t1654325749af.png

t1654325749ag.png

t1654325749ah.png

t1654325749ai.png

I. Гранулоциты – лейкоциты, имеющие зернистость в цитоплазме.

1. Нейтрофилы. Зернистость окрашивается нейтральными красками. Основная функция – фагоцитоз. Микрофаги (1 нейтрофил может фагоцитировать до 30 бактерий). Разные виды нейтрофилов различаются по возрасту. Миелоциты – самая молодая форма нейтрофилов. Сегменто-ядерные – зрелые, наиболее активные. Сдвиг лейкоцитарной формулы влево – увеличение количества молодых форм и уменьшение количества зрелых. Свидетельствует о тяжести процесса.

2. Эозинофилы. Зернистость окрашивается кислыми красками. Функции: обезвреживание чужеродных белков и токсинов, нейтрализация избытка гистамина.

3. Базофилы. Зернистость окрашивается щелочными красками. Функция: вырабатывают медиаторы воспаления (гепарин и гистамин) – вещества, вызывающие развитие воспалительной реакции.

II. Агранулоциты - лейкоциты, не имеющие зернистости в цитоплазме.

1. Лимфоциты. Функция: вырабатывают специфические антитела.

2. Моноциты. Функции: фагоцитоз (макрофаги – 1 моноцит может фагоцитировать до 100 бактерий), участвуют в синтезе специфических антител (передают лимфоцитам информацию об антигене).

Лейкоцитоз – увеличение количества лейкоцитов в крови. Виды:

Физиологический (количество лейкоцитов увеличивается незначительно, лейкоцитарная формула не изменяется):

Пищевой

Болевой

Эмоциональный

После физической нагрузки

Патологический (количество лейкоцитов увеличивается значительно, лейкоцитарная формула изменяется)

Воспалительный

Инфекционный

При лейкозах

Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов в крови. Бывает только патологическая. Наблюдается при болезнях крови и иммудодефицитных состояниях.


Тромбоциты (2). Количество 180-320×109/л. Белые. Безъядерные. Имеют форму плоских пластинок. Продолжительность жизни 4 - 8 дней. Образуются в красном костном мозге, по окончании жизни поглощаются эпителием сосудистой стенки. Основная функция – свертывание крови.

Свертывание крови – это сложный, многоступенчатый процесс, включающий множество последовательных химических реакций, в результате которых растворимый фибриноген превращается в нерастворимый фибрин и образуется кровяной сгусток – тромб.

Вещества, участвующие в процессе свертывания называются факторами свертывания. Они подразделяются на плазменные и тромбоцитарные. Плазменные факторы свертывания содержатся в плазме крови; к ним относятся фибриноген, протромбин, Са и др. Тромбоцитарные факторы свертывания содержатся в форменных элементах крови; к ним относятся адреналин, тромбостенин, серотонин и др.

Стадии свертывания крови:

1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз. Происходит спазм поврежденного сосуда. Образуется тромб из тромбоцитов.

2. Коагуляционный гемостаз. Образуется тромб из фибрина.

3. Фибринолиз – рассасывание тромба. Происходит под действием ферментов противосвертывающей системы (гепарин, фибринолизин и др.)


Группы крови

Первое в мире переливание крови от человека к человеку было сделано в 1819 году в Англии. В России его произвел впервые в 1832 году петербургский врач Вольф. Успех этого переливания был блестящим: жизнь женщины, находившейся при смерти из-за большой кровопотери, была спасена. Однако, уже с самого начала стало ясным, что переливание крови не всегда безопасно для жизни больного. В одних случаях перелитая кровь действовала прекрасно, в других - больные погибали. Было обнаружено, что при смешивании крови разных людей иногда происходит склеивание эритроцитов - агглютинация.

АВО-система.

Загадка совместимости была разрешена австрийским ученым Карлом Ландштейнером и чехом Яном Янским в 1901 году. В эритроцитах человека были обнаружены белки-агглютиногены, которые получили название А и В. Они могут находиться в крови одного человека вместе, по одному или отсутствовать. В плазме крови обнаружены белки-агглютинины, склеивающие эритроциты. Они получили название α и β. Они также могут быть вместе, по одному или отсутствовать.

Факторы А и α, В и β называются одноименными. При контакте эритроцитов и плазмы, содержащих одноименные агглютиноген и агглютинин происходит склеивание и гемолиз эритроцитов. Следовательно, в крови одного человека не может содержаться одноименных агглютиногенов и агглютининов, так как в противном случае происходило бы массовое склеивание и гемолиз эритроцитов, что несовместимо с жизнью. Возможны 4 комбинации, при которых не встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины, или 4 группы крови:


1(0)

II (А)

III (В)

IV (АВ)

Эритроциты

-

А

В

АВ

Плазма

αß

ß

α

-

От 40 до 50% европейцев имеют первую группу крови, 30-40% -вторую, 10-20% - третью и только 5% - четвертую.

В настоящее время для определения группы крови пользуются моноклональными антителами против агглютиногенов А и В, получивших название цоликлонов. Используется 2 вида цоликлонов: анти-А и анти-В. При контакте эритроцитов, содержащих агглютиноген А с цоликлоном анти-А или эритроцитов, содержащих агглютиноген В с цоликлоном анти-В происходит агглютинация и гемолиз этих эритроцитов. В случае, если агглютинация произошла с обеими цоликлонами, в эритроцитах присутствуют агглютиногены А и В, группа крови четвертая. Если ни с одним цоликлоном агглютинации нет, то агглютиногены в исследуемых эритроцитах отсутствуют, группа крови первая. Если агглютинация выявляется с цоликлоном анти-А или анти-В, то группа крови, соответственно вторая или третья.

Правила переливания крови.

1. Плазма крови реципиента должна быть пригодна для жизни донорских эритроцитов, т.е. не содержать агглютининов, одноименных донорским агглютиногенам.

t1654325749al.jpg

2. «Правило разведения»: агглютинины плазмы донора в расчет не принимаются. Это связано с тем, что при переливании небольшого количества крови, плазма донора растворяется в значительно большем количестве плазмы крови реципиента и концентрация донорских агглютининов резко уменьшается.

3. Вышеперечисленные правила действуют только при переливании небольшого количества крови (до 500 мл взрослому человеку). При массивных гемотрансфузиях переливается только одногрупная кровь.

В настоящее время принято переливать ТОЛЬКО одногруппную кровь.

При переливании несовместимой крови развиваются гемотрансфузионные осложнения, самое тяжелое из которых, гемотрансфузионный шок. Агглютинация и гемолиз донорских эритроцитов приводит к высвобождению большого количества факторов свертывания. Начинается процесс внутрисосудистого тромбообразования, приводящий к блокаде микроциркуляторного русла. Возникающие нарушения кровообращения могут приводить к летальному исходу.

Система резус.

За открытие АВО-системы Ландштейнер был удостоен Нобелевской премии и на церемонии вручения награды высказал предположение, что в будущем будут открыты новые агглютиногены, а количество известных групп крови будет расти до тех пор, пока не достигнет числа живущих на Земле людей.

И действительно, уже в 1940 году был открыт резус-фактор. Этот агглютиноген содержится в эритроцитах 85% людей белой расы. Их кровь считается резус-положительной (Rh+). Около 15% людей резус-фактора не имеют. Их кровь считается резус-отрицательной (Rh).

Система резус отличается от системы АВО отсутствием природных одноименных агглютининов, но они могут появиться, если резус-отрицательному человеку перелить резус-положительную кровь. В таком случае при повторном введении резус-положительной крови иммунные анти-резус-агглютинины (антитела к резус-фактору) склеивают и разрушают донорские эритроциты, что приводит к гемотрансфузионным осложнениям. Необходимо учесть, что при повторных контактах резус-отрицательного реципиента с резус-положительной кровью количество антител к резус-фактору стремительно увеличивается и тяжесть гемотрансфузионных осложнений значительно возрастает. Происходит сенсибилизация к резус-фактору.

t1654325749am.jpg

Резус-конфликт

При браке резус-положительного мужчины с резус-отрицательной женщиной плод может унаследовать резус-фактор отца или матери. В том случае, если он наследует резус-фактор отца, то мать и плод будут несовместимы по резус-фактору. Установлено, что при такой беременности плацента обладает повышенной проницаемостью по отношению к эритроцитам плода. Последние, проникая в кровь матери, вызывают выработку анти-резус-агглютининов. Они, в свою очередь, проникая через плаценту в кровь плода, приводят к агглютинации и гемолизу его эритроцитов. Развивается гемолитическая болезнь плода и новорожденного (ГБН). Степень тяжести ГБН в зависимости от титра антител к резус-фактору может быть различной, от преходящей желтухи до тяжелого поражения мозга и внутриутробной смерти плода.



t1654325749an.jpg

Редкие агглютиногены

Согласно современным представлениям, мембрана эритроцита рассматривается как набор самых различных агглютиногенов, которых насчитывается более 500. Только в системе АВО обнаружено много вариантов каждого агглютиногена (Аь А2, А3 и т.д.). Система резус включает более 40 разновидностей резус-фактора. Существуют другие системы агглютиногенов (Келл, Лютеран и т.д.). Из них можно составить более 400 миллионов комбинаций или групповых признаков крови. Они обусловливают антигенную неповторимость каждого человека, т.о. есть все основания утверждать, что у каждого человека своя собственная, неповторимая группа крови.

Редкие системы антигенов, так же, как система резус не имеют природных агглютининов, они играют роль только при повторных переливаниях крови. Поэтому, не рекомендуется дважды переливать одному реципиенту кровь одного и того же донора.

В настоящее время переливание цельной крови ограничено. Таким образом, уменьшают количество вводимого в организм антигена и снижают риск гемотрансфузионных осложнений.


Понятие о трансплантологии

Трансплантация - это пересадка органов и тканей. Долгое время кровь была единственной тканью, которая успешно приживалась в чужом организме. В настоящее время достаточно распространены и успешно проводятся операции по пересадке почки и кожи.


Глоссарий

  1. Внутренняя среда организма – жидкости, обеспечивающие взаимосвязь между органами и частями тела (кровь, лимфа, тканевая жидкость)
  2. Резервная кровь – находится в органах-депо, около 1 литра у взрослого человека
  3. Циркулирующая кровь - перемещается по системе кровеносных сосудов, около 4 литров у взрослого
  4. Депо крови – органы, в которых находится резервная кровь (печень, селезенка, вены верхних и нижних конечностей)
  5. Свертывание крови - сложный, многоступенчатый процесс, включающий множество последовательных химических реакций, в результате которого растворимый фибриноген превращается в нерастворимый фибрин и образуется сгусток крови – тромб
  6. Иммунитет – способ защиты организма от генетически чужеродных белков и клеток
  7. Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма (состава, объема, давления, реакции среды и других показателей биологических жидкостей)
  8. Плазма – жидкое межклеточное вещество, составляет около 70% от объема крови
  9. Форменные элементы – клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), составляют около 30% от объема крови
  10. Осмотическое давление – избыточное гидростатическое давление на раствор, отделённый от чистого растворителя полупроницаемой мембраной, при котором прекращается диффузия растворителя через мембрану. Это давление стремится уравнять концентрации обоих растворов вследствие встречной диффузии молекул растворённого вещества и растворителя
  11. Онкотическое давление – часть осмотического давления, обусловленная белками
  12. Билирубин – желтый пигмент, образуется при распаде гемоглобина. Токсичен. Обезвреживается в печени и выводится с желчью, обусловливает ее характерный цвет
  13. Остаточный азот – собирательное название для всех конечных продуктов белкового обмена (мочевина, мочевая кислота, креатин, креатинин и др.) Являются токсичными. Выводятся через почки.
  14. Альбумины – самые низкомолекулярные и многочисленные белки плазмы крови. Молекулярная масса до 70 000. Составляют 4,5% от сухой массы плазмы.
  15. Глобулины – среднемолекулярные белки. Молекулярная масса до 90 000. Составляют 2-3% от сухой массы плазмы.
  16. Фибриногены – самые крупномолекулярные и самые малочисленные белки плазмы крови. Молекулярная масса около 400 000. Составляют 0,2-0,4% от сухой массы плазмы.
  17. Гемолиз – разрушение эритроцитов в сосудистом русле
  18. СОЭ – скорость оседания эритроцитов. Зависит от концентрации в плазме крови глобулинов и фибриногенов. Увеличивается при инфекционных и воспалительных заболеваниях
  19. Факторы свертывания крови – вещества, принимающие участие в процессе свертывания
  20. Противосвертывающие факторы – вещества, препятствующие свертыванию крови и способствующие рассасыванию образовавшихся тромбов
  21. Гемостаз – остановка кровотечения
  22. Анемия – уменьшение количества эритроцитов и снижение содержания в них гемоглобина
  23. Миграция лейкоцитов – способность выходить из сосудов и перемещаться в тканях в сторону очага воспаления
  24. Фагоцитоз – способность поглощать и переваривать чужеродные тела
  25. Агранулоциты – лейкоциты, не имеющие зернистости в цитоплазме
  26. Нейтрофилы – гранулоциты, зернистость которых окрашивается нейтральными красками в голубовато-розоватый цвет. Основная функция – фагоцитоз
  27. Эозинофилы – гранулоциты, зернистость которых окрашивается кислыми красками в ярко-розовый цвет. Основная функция – нейтрализация чужеродных белков, токсинов, избытка гистамина
  28. Базофилы – гранулоциты, зернистость которых окрашивается щелочными красками в темно-синий цвет. Основная функция – вырабатывают гепарин и гистамин
  29. Моноциты – агранулоциты с розовыми ядрами. Основная функция – фагоцитоз. Участвуют в синтезе специфических антител (передают лимфоцитам информацию о структуре антигена)
  30. Лимфоциты – агранулоциты с крупными темно-синими ядрами. Основная функция – выработка специфических антител
  31. Токсины – яды
  32. Гистамин и гепарин – медиаторы воспаления (вещества, вызывающие развитие воспалительной реакции)
  33. Антиген – чужеродный белок
  34. Антитело - белок, который вырабатывается в организме в ответ на внедрение антигена. Он связывает и обезвреживает антиген, облегчает фагоцитоз чужеродных объектов
  35. Лейкоцитоз – увеличение количества лейкоцитов в крови
  36. Лейкопения – уменьшение количества лейкоцитов в крови
  37. Агглютинация – склеивание эритроцитов
  38. Агглютиногены – гликопротеины мембран эритроцитов, обуславливают групповую принадлежность крови
  39. Агглютинины – белки плазмы крови, связывающие одноименные агглютинины и вызывающие склеивание эритроцитов
  40. Цоликлоны – диагностические препараты для определения группы крови. Вызывают агглютинацию эритроцитов, содержащих одноименные агглютиногены
  41. Одноименные факторы – агглютиногены и агглютинины при контакте которых происходит склеивание и гемолиз эритроцитов
  42. Донор – человек, сдающий кровь
  43. Реципиент – человек, которому переливают кровь
  44. Гемотрансфузия – переливание крови

Гематология – наука о крови


Дидактические материалы

Карточки для текущего контроля по теме «Кровь. Форменные элементы крови»

Вариант 1

 1. Общая характеристика эритроцитов.

2. Состав и функция гемоглобина.

3. Функция тромбоцитов.

4. Функции минералов плазмы крови. 

Вариант 2

1. Количество эритроцитов в норме.

2. СОЭ: норма у мужчин и женщин; от чего зависит; в каких случаях повышается.

3. Функции глобулинов плазмы крови.

4. Гемолиз эритроцитов: определение, причины.

Вариант 3

1. Количество тромбоцитов в норме.

2. Функция эритроцитов.

3. Функции альбуминов плазмы крови.

4. Фибринолиз.

Вариант 4

1. Количество гемоглобина в норме.

2. Общая характеристика тромбоцитов.

3. Функции фибриногенов плазмы крови.

4. Гомеостаз.

Эталоны.

Вариант 1

1. Красные, безъядерные, имеют форму двояковогнутой линзы, образуются в красном костном мозге, разрушаются в селезенке, продолжительность жизни 120 дней.

2. Состав: белок и железо. Функция: транспорт газов.

3. Свертывание крови.

4. Поддержание АД и ОЦК, поддержание рН крови, участие в свертывании крови, регуляции ритма сердца и возбудимости тканей.

Вариант 2

1. 4,5 – 5,5*1012

2. СОЭ: норма у мужчин 1 – 10 мм/ч; у женщин 2 – 15 мм/ч; зависит от концентрации в плазме крови глобулинов и фибриногенов; повышается при воспалительных и инфекционных заболеваниях.

3. Иммунитет – являются защитными АТ.

4. Гемолиз эритроцитов – разрушение эритроцитов в сосудистом русле, причины: переливание несовместимой крови, введение гипотонических растворов, повторное замораживание и размораживание крови, действие гемолитических ядов, гемолитические анемии.

Вариант 3

1. 180 – 320*109/л.

2. Транспорт газов.

3. Поддержание АД и ОЦК, поддержание рН крови, транспорт железа, лекарств, билирубина и т.д.

4. Фибринолиз – рассасывание тромба.

Вариант 4

1. 120 г/л.

2. Белые, безъядерные, имеют форму плоских пластинок, образуются в красном костном мозге, по окончании жизни поглощаются эпителием сосудистой стенки, продолжительность жизни 4 – 8 дней.

3. Свертывание крови – образует основу кровяного сгустка.

4. Гомеостаз – постоянство внутренней среды организма.


Тесты для текущего контроля по теме «Группы крови»

1. АГЛЮТИНОГЕНЫ СОДЕРЖАТСЯ В:

а) эритроцитах в) тромбоцитах

б) лейкоцитах г) плазме крови

2. АГЛЮТИНИНЫ СОДЕРЖАТСЯ В:

а) эритроцитах

б) лейкоцитах

в) тромбоцитах

г) плазме крови

3. РЕЗУС -ФАКТОР - ЭТО:

а) агглютиноген

б) агглютинин

в) фактор свертывания

4. ПЕРЕЛИВАНИЕ КРОВИ:

а) гемотрансфузия

б) гемолиз

в) гемосорбция

г) трансплантация

5. СИСТЕМА РЕЗУС ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СИСТЕМЫ АВ-0:

а) отсутствием аггаютиногенов

б) отсутствием агглютининов

в) наличием агглютининов и агглютиногенов

Эталоны

1

2

3

4

5

а

г

а

а

б


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Н.И. Федюкович, И.К.Гайнутдинов «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону «Феникс» 2019г.

2. Сапин М.Р. «Анатомия человека. Атлас», ГЭОТАР-Медиа 2015

3. И.В. Смольянникова, Е.Ф. Сагун «Анатомия и физиология», «ГЭОТАР-Медиа», 2018

4. Билич Г.Л. «Анатомия человека: Атлас». - М.: Изд-во «Э», 2016

Дополнительные источники:

1. И.В. Гайворонский, А.И. Гайворонский «Анатомия и физиология человека», «Академия», 2019

2. Егоров И.В. «Клиническая анатомия человека», ЭБС «Консультант студента медицинского колледжа» 2016

3. Брыксина З.Г. «Анатомия человека», ЭБС «Консультант студента медицинского колледжа» 2018

4. Караханян К.Г., Карпова Е.В. «Анатомия и физиология человека» Сборник ситуационных задач: учебное пособие. ЭБС «Лань» 2020

5. Сай Ю.В., Кузнецова Н.М. «Анатомия и физиология человека». Словарь терминов и понятий: учебное пособие ЭБС «Лань» 2020

Интернет-ресурсы:

1. Образовательный портал СБМК. http://moodle.sbmcollege.ru

2. http://www.medcollegelib.ru

3. http://www.e.lanbook.com




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации